Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Повторение изученного материала.

Актуализация опорных знаний (до 10—12 мин)

A. Чтение молча (или же коллективное чтение вслух, вполголоса) рассказа «Случай на границе» (по В. Коржикову). Ответы на вопросы: Кого Костя встретил в лесу? Как удалось пограничникам задержать нарушителя?

Б. Индивидуальное чтение статьи учащимися. Читают поочередно части «Встреча с незнакомцем», «Тревога», «Преследование нарушителя». Актуализация лексики: грибы, пяток, здравствуй, станция, нарушитель, розыск, объяснение «секретов» произношения слов.

B. Объяснение значения слов: пограничная застава (воинское подразделение, несущее охрану границы), просека (дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев), составление с этими словами небольших предложений.

Г. Близкий к тексту пересказ части «Схватка с нарушителем»

Актуализация лексики: помчался — побежал, фуражка, коричневый рюкзак, останешься, сорвала, счастливчик, объяснение «секретов» произношения слов.

Д. Творческий пересказ (перевод прямой речи в непрямую) части «Встреча с незнакомцем». Кому какие слова принадлежат3

Е. Сжатый пересказ всей учебной статьи (3—4 предложения на каждый пункт плана).

Итог: — Как отмечен подвиг Кости Мещерякова?

— Каким был Костя?

— Какими качествами должны обладать пограничники?

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

При переходе к изучению нового материала.

Сообщение темы и цели урока (до 3—4 мин)

—Начинаем изучать новую тему «Наступает утро года, начинается весна» (произносят хором и читают название темы в учебнике).

—Какие произведения о весне мы изучали во 2 классе?

—В природе бывает три. весны: весна света, весна воды и весна зеленой травы (читает эти слова с доски, плаката). О какой весне говорится в этих произведениях? (рассказывают о каждой, устанавливают, когда она бывает: весна света — начало марта; весна воды — март; весна зелёной травы— апрель, май). Сегодня мы будем говорить о наступлении весны, о начале весны. Вы должны запомнить («знать») её признаки; научиться («уметь») о ней рассказывать; читать выразительно новый текст, делить его на части, выделять главное в каждой из них, уметь составить план.

III. Восприятие и осознание нового учебного материала,

развитие речевых умений и навыков (до 20 минут)

Чтение нового учебного текста.

A. Чтение рассказа Г. Скребицкого «На пороге весны» всеми учащимися молча. До чтения даем задание (записываем на доске):

— Прочитайте рассказ Г. Скребицкого «На пороге весны» и скажите, о какой весне говорится в нем? (В рассказе описана ранняя весна, весна света. Это бывает в начале марта. Солнце все больше светит на небе).

Б. Чтение рассказа всеми учащимися вслух, вполголоса. До чтения задаем вопрос: — Какие еще изменения происходят в природе ранней весной?

B.Образцовое чтение текста учителем (по партитуре, разработанной учителем).

Г. «Толковательное» чтение (словарная работа): поехал — отправился, поглядеть — посмотреть, солнечный — ясный, светлый, маленький — небольшой и т. п. Небесный ледоход, тетерева (показываем картинки). Синица (—Где вы видели синицу? Как она выглядит?). Читают с доски: полустанок — небольшая железнодорожная станция; проталинки — место, где стаял снег и открылась земля.

Д. «Орфоэпическое» чтение рассказа: учим произносить слова маленький, лыжи, солнечный, (в) воздухе, деревья,

заячьих, зайцы, синицы (хором и индивидуально); звуки, обозначаемые буквами о, е, я в первом предударном слоге.

Е. Упражнения для развития «поля чтения» у учащихся читают за короткое время абзац текста (поочерёдно), закрывают книги (после каждого абзаца) и рассказывают (маленький абзац — произносят по памяти то, что увидели, большой — пересказывают). Повторное чтение текста (1 раз).

Анализ фактического содержания текста.

A. Выборочное чтение (—Что говорится о воздухе, солнце, небе, земле, деревьях, птицах, зверях?). Делаем запись на доске: 1.Воздух. 2.Солнце. 3.Небо... .

Б. Репродуктивный пересказ по составленному плану.

B. Работа по картинке.

— Что из того, о чем прочитали в рассказе, вы видите на картинке?

Г. Выразительное чтение текста по партитуре, разработанной учителем, определяют главные по смыслу слова, интонацию предложений.

IV. Творческое применение знаний(до 10 мин)

Творческая работа. Дети рассказывают о признаках ранней весны. В тетрадях и на доске получается запись в виде рассказа:

Солнечный день. В воздухе пахнет свежестью. Небо голубеет. По нему плывут облака, белые, легкие. Прилетели тетерева. Зайцы греются на солнце. Появились первые проталинки. Слышится песня синиц.

V. Подведение итога урока.

Сообщение домашнего задания(1—2 мин)

Итог: — Чем открывается весна? (Весной света).— Когда это бывает? (В начале марта).— Какие изменения в природе происходят ранней весной. В каком рассказе мы об этом читали?

Домашнее задание: научиться читать текст «На пороге весны», рассказывать о признаках ранней весны.

 

 

ГЛАВА 4

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Речевая направленность уроков русского языка

В начальных классах

Главная задача уроков русского языка в начальных классах — развитие у младших школьников устной и письменной речи. Решение этой задачи невозможно без овладения знаниями о языке, без приобретения ряда практических языковых умений. В начальных классах изучается только тот языковой материал, который необходим для осознания учащимися звукового и грамматического строя русского языка, для формирования практических навыков речи, а также для систематического изучения курса в последующих классах.

Однако только усвоением языкового материала нельзя обеспечить развитие речевых умений и навыков. Необходимо предусмотреть эффективную организацию речевой деятельности, в процессе которой используются языковые средства. Обучение на уроках русского языка осуществляется на основе таких видов речевой деятельности, как слушание (аудирование — восприятие речи на слух и ее понимание), чтение, говорение и письмо. Важно, чтобы учитель не упускал из вида два аспекта: 1) развитие речевых умений и навыков и организация речевой деятельности; 2) усвоение языкового материала, формирование языковых умений и навыков. Правильное соотношение между этими двумя аспектами обучения способствует успешному совершенствованию навыков устной и письменной речи на анализируемом этапе [36, 2—4]. В программе для каждого класса [I, 66, 72] в разделе «Основные требования к концу обучения» указаны речевые и языковые умения.

На уроках русского языка в комплексе решаются познавательные и воспитательные задачи (и задачи развивающего обучения); формируются у школьников диалектико-материалистическое мировоззрение и коммунистическая мораль; прививаются любовь и интерес к изучению русского языка, языка великого русского народа; расширяются общий кругозор и языковая культура; осуществляется умственное и речевое развитие.

Программа ориентирует на учет родного языка в процессе обучения, тех знаний, которые приобретены при изучении украинского языка. Существенным в обучении второму близкородственному языку является создание условий для положительного переноса знаний, умений и навыков (транспозиция, трансфер) и сосредоточение внимания на тех трудностях, которые вызываются интерференцией украинского языка.

Одним из основополагающих методических требований к организации обучения на уроках русского языка, которое во многом определяет его эффективность, является осуществление в учебном процессе взаимосвязи между лексикой, фонетикой, графикой, грамматикой и орфографией [8, 58]. Эта закономерность обусловлена самой сущностью языка, в котором все стороны (смысловая, произносительная и грамматическая) находятся в тесном единстве, а также задачами, поставленными перед школой,— обеспечить овладение речевыми навыками. Только комплексный подход к изучению слова на уроках русского языка будет способствовать овладению процессом высказывания по-русски, навыками письменной речи. Это значит, что на уроке и на различных его этапах слово должно рассматриваться со звуковой, орфоэпической, лексической, графической, морфологической, словообразовательной, орфографической, синтаксической, стилистической сторон в зависимости от содержания обучения. Это исходная основа планирования содержания обучения на уроке русского языка.

В программе обращено внимание учителя к развивающей стороне обучения. Основная направленность — развитие речевых умений и навыков. Конкретные задачи обучения: обогащение и уточнение словаря учащихся; развитие орфоэпических умений и навыков; обеспечение усвоения элементарных сведений по фонетике, морфологии и синтаксису как основы осознания состава и структуры русской речи; развитие словоупотребительных умений;

коррекция умений и навыков у учащихся на различных языковых уровнях — фонетики, лексики, грамматики (в связи с изученным на уроках украинского языка);

совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся в пределах требований программы.

Формирование знаний о языковых явлениях и развитие речевых навыков осуществляется в соответствии с такими разделами: 1) текст, предложение; 2) слог, ударение, звуки и буквы; 3) слово (лексическое значение); 4) состав слова; 5) части речи. Выделение этих разделов обусловлено изучением языка как целостного явления. Невнимание к какому-либо из разделов может тормозить речевое развитие детей.

Особенности обучения

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...