Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фонетическое и грамматическое конструирование

Анализ и синтез — две взаимно связанные стороны единой познавательной деятельности обучающегося. На важность сочетания анализа и синтеза в педагогической работе неоднократно указывал К. Д. Ушинский.

Принятый в школе метод обучения грамоте является аналитико-синтетическим. На уроках русского языка в последующих классах учащиеся расчленяют речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, а также объединяют звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения. Поэтому термин «аналитико-синтаксический» вполне применим и к обучению фонетике, грамматике и правописанию (Н. С. Рождественский).

В школе имеются большие традиции в области анализа — фонетический и грамматический разборы, фонетическое моделирование, орфографический анализ, списывание с грамматическим или орфографическим аналитическими заданиями и т. п. В процессе всех этих упражнений дети анализируют данный материал. Такая деятельность не стимулирует их к творческому использованию различных форм, к созданию собственных форм слов и структур предложений, то есть в целом тормозится процесс применения знаний в собственной речевой практике. Нельзя развивать учащихся в умственном и речевом отношениях, пользуясь только анализом (Фомичева Г. А. Задания для грамматического разбора // Нач. школа.— 1980.— № 7.—С. 11). Естественным продолжением и следствием разбора «должна быть деятельность ученика, связанная с использованием полученных знаний, с практикой речи, с конструктивным применением в речи усвоенного по грамматике» (Текучев А. В. Грамматический разбор в школе.— М. : Просвещение, 1963.—С. 15). С этой целью следует использовать языковое конструирование.

Суть языкового конструирования состоит в том, что дети по указанным фонетическим или грамматическим координатам подбирают конкретное слово, словосочетание или предложение. Языковое конструирование предполагает аналитическую деятельность — ученик мысленно проделывает то, что и при разборе: анализирует слова и их формы, словосочетания или предложения.

8 начальных классах применение языкового конструирования ограничено тем, что это сложный вид работы, требующий от детей умений абстрагироваться от несущественного, большой самостоятельности в анализе фактов. И к выполнению таких заданий надо готовить их постепенно.

В практике обучения широко применяются такие виды языкового конструирования: подбор примеров к правилу; работа с деформированным предложением или текстом; составление предложений с изучаемой формой слова; расширение текста; перевод с родного языка; изложения и сочинения с изменением форм слов и т. п.

Языковое конструирование по характеру заданий может быть двух видов: фонетическое и грамматическое (морфологическое и синтаксическое).

При фонетическом конструировании в максимальной мере мыслительная деятельность учащихся направлена на осмысливание звукового состава слов: подберите слово, которое начиналось бы гласным звуком; в котором звуков было бы меньше, чем букв (и наоборот); в котором было бы 4 звука; в котором было бы 2 гласных звука; в котором было бы 2 слога; в котором был бы один безударный слог; в котором был бы один мягкий (или твердый) согласный звук; в котором был бы звук [й']; подберите слова по данной звуковой модели — |-o|-o| и т. п. [44, 62—63]. Задания по звуковому конструированию нужно сочетать с заданиями по осознанию звуко-буквенных соответствий в слове: подберите слово со звуком [о], какой буквой он обозначается на письме (лед); подберите слово с буквой я, какие звуки она обозначает на письме (моя и рядом); подберите слово со звуком [р'], какими буквами он обозначается на письме (снегирь) и т. п. Во всех этих заданиях решению задачи предшествует самостоятельная аналитическая деятельность ученика: из массы слов на основе сопоставительного анализа их звукового и буквенного составов он отбирает нужное слово по заданным координатам. Во время такой работы совершенствуются умения, необходимые при письме: умение разложить слово на звуки, умение синтезировать их.

В начальных классах целесообразно применение конструирования (синтез) и на основе разделов «Состав слова», «Части речи» и «Предложение» (морфологическое и синтаксическое) [91, 154].

«Состав слова»: 1) подберите слово, состоящее из корня; из корня и окончания; из корня и приставки; 2) на основании схем прочитайте схему, определите состав слова, постройте слова по данной схеме; постройте слова с корнем -лёт- по такой схеме: пристака + корень -лёт- (отлёт, прилёт, перелёт, вылет, налёт); постройте слова по данной схеме от разных корней: приставка от- + корень (отлёт, отход, отбой, отдел); используя суффикс -ик и различные корни, постройте слова по такой схеме: корень + суффикс -ик (садик, столик, ключик, домик); постройте схему слова, которое состояло бы из двух (трёх, четырёх) частей; назовите последовательно эти части в слове, постройте слова по этой схеме.

На начальном этапе обучения такие упражнения необходимо сопровождать краткими объяснениями, в которых нужно аргументировать подбор того или иного элемента в слове, способы образования структур.

«Части речи»: 1) подбор слов с указанными грамматическими признаками — имя существительное I склонения, в единственном числе, в творительном падеже; имя прилагательное женского рода, в родительном падеже; глагол II спряжения, в 3 лице множественного числа и т. п.; 2) на основании схем прочитайте, определите, какая часть речи обозначена, подберите 2—3 примера:

? ед. ч., женск. р., I скл., им. п.

? ед. ч., мужск.р., оконч. -ой.

«Предложение»: 1) составление словосочетаний и предложений по данным грамматическим координатам и методическому основанию — составьте предложение, состоящее из 1—2 или нескольких слов; предложение по данному сказуемому; предложение по данному подлежащему и сказуемому; предложение по данному словосочетанию (вишневый сад, теплое пальто); предложение на определенную тему по данному подлежащему («Лето» — река, лес, поле); дополните предложения (или словосочетания) словами, отвечающими на вопросы в скобках; из данных слов составьте словосочетания или предложения и т. п.; 2) на основании схем составьте предложение по схеме

_____ ______

↓ ↓ ↓

кто? что делает? куда?

 

Значительно облегчает конструирование предложений, если учитель после показа схемы дает свой пример к данной схеме, анализирует его.

Назначение всех синтетических упражнений – в осознании звукового и буквенного составов слов, грамматических форм и структур, в развитии речи учащихся.

Орфографические упражнения.

Быстрота формирования орфографического навыка и его качество зависят прежде всего от подбора упражнений, их систем. В методике орфографии известны разнообразные упражнения, которые можно объединить в несколько типов: орфографический разбор, списывание, диктант. Кроме того, выделяется свободное письмо.

Орфографический разбор. Суть этого упражнения (аналитическое) заключается: 1) в опознании орфограмм в словах (анализ) и 2) в характеристике (объяснении) их. Графическое восприятие орфограммы связывается в сознании ученика с определенным фонетическим и грамматическим материалом, орфографической нормой, и на этой основе происходит объяснение написания.

Цель проведения орфографического разбора состоит в выработке орфографической зоркости, умений применять правила к конкретным случаям письма, в развитии способности переноса их на новые языковые явления (Д.Н.Богоявленский). Орфографическая зоркость – это не только умение обнаружить орфограмму в написанном слове, но и умение обнаружить ее в слове, воспринятом на слух (Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости //Рус. язык в школе. – 1981. - № 3. – С. 33). Полезным поэтому является орфографический разбор на слух.

Орфографический разбор выступает почти всегда как элемент в списывании и диктанте, применяется в процессе подготовительной работы к сочинению и изложению.

Орфографический разбор может быть устным (называние орфограмм, объяснение их с помощью правил) и письменным (подчеркивание орфограмм и расстановка обозначений грамматических форм и цифр, указывающих параграф, страницу учебника с правилом и т. п.); общим, фронтальным (анализируются все орфограммы в тексте) и выборочным (находят орфограммы на определенную тему, правило). Он является обязательной формой работы над ошибками.

Разновидностью устного фронтального орфографического разбора является распространенный в школах «устный диктант»—учитель читает слово (предложение), дети поднимают карточку с обозначением букв, падежных окончаний, которые надо писать в слове, объясняют.

Вторая составная часть орфографического разбора (первая — опознание орфограммы) — объяснение написания — может быть различной по содержанию: ученик дает фонетико-орфографическое или грамматико-орфографическое обоснование орфограммы, сопоставляет написание слова в русском и украинском языках, обращается к словарю и т. п.

Списывание. По характеру умственной деятельности учащихся списывание — это аналитико-синтетическое упражнение. При списывании в большинстве случаев записи слов (синтез) предшествует ряд аналитических актов — зрительное восприятие их, лексико-грамматическое осмысление, орфографический анализ, запоминание и т. п.

Основу списывания составляет зрительная и зрительно-моторная память. Однако списывание сопровождается обычно заданиями различного рода — грамматако-орфографическими, логико-стилистическими, звуко-буквенными. Поэтому к зрительным и зрительно-моторным восприятиям присоединяются слуховые восприятия, речедвигательные ощущения.

В методике русского языка по материалу различается текстуальное списывание (без изменения текста) и выборочное; по приемам работы — простое (близкое к копированию) и творческое (оно же — осложненное каким-либо заданием).

Простое (по материалу — текстуальное) списывание необходимо на начальном этапе обучения для усвоения графических различий в словах русского и украинского языков; в дальнейшем — при закреплении умений писать слова, которые не проверяются правилами, при усвоении традиционных написаний и т. п.

В практике школы широко применяется творческое списывание. В обучающей форме этого вида списывания все задачи выполняются до графической фиксации прогова-ривание1 (четкое орфографическое произнесение) слов, сопоставление произношения и графического их обозначения, установление графических различий- в словах русского и украинского языков и т. п.

По характеру задач можно выделить такие виды творческого списывания: 1) с грамматико-орфографическчми и 2) логико-стилистическими заданиями. Между этими видами списывания не существует четких границ: нередко применяется списывание с логико-грамматическими задачами, решение орфографических задач сопровождается стилистическими заданиями и т. п.

Характер заданий в первом виде списывания: вставка пропущенных букв; преобразование формы слова — раскрывая скобки, заменяя одну форму другой и т. п.; дописывание слов изучаемой орфограммой; подбор проверочного слова (или слова с аналогичной орфограммой) к выделенным и запись их в скобках после каждого из проверяемых.

Во втором виде списывания возможны такие задания: классификация слов по значению; соединение слов по смыслу; распределение слов в зависимости от свойств предметов по цвету, форме, размеру; сопоставление предметов по противоположности или сходству признаков, по двум-трем признакам; сравнительная характеристика предметов в зависимости от ситуации; подбор обобщающих слов к группе и группы слов к общим; замена слов близкими (или противоположными) по значению; устранение повторяющихся слов.

Оба вида творческого списывания полезны, так как способствуют умственному развитию детей (классифицируют, сравнивают, обобщают языковые факты), совершенствованию их речи и навыков грамотного письма (применяются слова, содержащие контролируемые орфограммы).

В практике обучения широко известно выборочное списывание. В основе его лежит анализ (выбор слов в соответствии с грамматико-орфографическими, орфографическими признаками) 3 и синтез (запись),

Среди рассмотренных видов списывания есть такие, в которых отсутствует зрительное восприятие орфограмм. Это списывание со вставкой пропущенных букв (и слов), с преобразованием форм, ряд видов логико-стилистического списывания и т п В таких упражнениях ученик проявляет большую самостоятельность в применении правила в отличие от тех случаев, когда ему приходится применять его к данным образцам слов Следовательно, списывание различается в зависимости от степени самостоятельности учащегося в решении орфографической задачи

Диктант. Диктант — эго сложный вид упражнений, требующий работы всех видов памяти (слуховой, зрительной, моторной), мысли, внимания. Трудности диктанта — в графическом обозначении воспринятого на слух.

Включение некоторых упражнений в систему диктантов носит условный характер (творческий диктант, письмо по памяти).

В методике принято делить диктанты на две большие группы: 1) диктанты без изменения текста (предупредительный, объяснительный и контрольный); 2) диктанты с изменением текста (выборочный, свободный, творческий). В зависимости от используемого материала диктанты могут быть словарными и текстуальными.

По содержанию работы «орфографическими» являются все диктанты, кроме творческого и свободного. Эти виды диктантов рассматриваются в разделе «Свободное письмо».

Каждый из видов диктантов (кроме контрольного) может быть использован в качестве обучающего и для контроля. Однако в большинстве случаев функции учета в школьной практике выполняет контрольный диктант

Диктанты различаются по трудности, то есть по степени самостоятельности учащихся в решении орфографических задач.

Предупредительный и объяснительный диктанты — упражнения обучающего характера — развиваем внимание к орфограмме, учим сознательно применять правило Общее в обоих диктантах — мотивировка орфограмм, однако в предупредительном она осуществляется перед записью, а в объяснительном—после записи 1. В связи с этим анализируемыми диктантами преследуются различные цели: в первом — закрепление начальных орфографических умений (орфограмма осознается до записи)( вторым — закрепление и автоматизация навыка.

Выполнение предупредительного диктанта включает ряд этапов: восприятие текста (на слух или зрительно), выделение орфограмм (на все правила или только на изученные в данный момент), решение орфографической задачи (устно), графическое воспроизведение слова, проверка записанного (со слуха, сверка с доской, учебником). Методика его варьируется в зависимости от методики выполнения каждого этапа. В нем постоянно чередуются анализ и синтез.

Предварительное выделение орфограммы может осуществляться на слух (текст читает учитель) и в зрительно воспринимаемом тексте (дети называют или подчеркивают орфограммы в тексте на доске). Иногда в тексте на доске учитель делает пропуски, после объяснения заполняют их. Нередко из текста, который учащиеся должны воспринимать на слух, записываются учителем на доске только некоторые слова, особо трудные, новые.

Решение орфографической задачи связано с формулированием правила, объясняющего написание; с обращением за справкой в словарик; со звуко-буквенным и слоговым анализами; с проговариванием слов по слогам; с записыванием слова на доске, если оно представляет особую трудность; с демонстрацией карточек учащимися перед записью слов и последующим объяснением написаний и т. п.

Практикуется решение орфографических задач в процессе записи. Такой вид диктанта получил название «комментированного» (сначала — П. С. Куклин, позже — К А. Москаленко) В этом диктанте анализ (объяснение) и синтез (запись) максимально сближены. Этот вид диктанта эффективен на начальной стадии формирования орфографического навыка.

В школьной практике применяется предупредительный диктант с предварительной подготовкой — «диктант на урок» (у Д. И. Тихомирова), подготовленный (диктант в классе по предварительно разобранному дома).

В объяснительном диктанте ход работы обратный тому, какой обычно бывает в предупредительном: 1) учитель диктует, дети записывают слова (текст); нередко учитель дает задание — при записи текста под диктовку подчеркивать сомнительные места, чтобы по окончании спросить о написании; 2) далее учащиеся объясняют написание слов.

Эффективным и очень распространенным в школьной практике является выборочный диктант: 1) из воспринимаемого на слух текста дети выписывают слова с определенной орфограммой; 2) выписывают и объясняют. В обоих случаях выборочный диктант приобретает форму контрольного (дети самостоятельно записывают слово)

Возможен и такой вариант выборочного диктанта, когда учитель предлагает детям выписать по памяти или продиктовать классу слова на изучаемое правило из домашнего или классного задания, выполненного ранее3.

Нередко после проверки записанного практикуют работу синтетического характера: подобрать и записать слова HI такое же орфографическое правило (соединяют выборочный диктант с диктантом-заданием); составить с выбранными словами предложения или связный текст (конструирование).

Хорошим средством укрепления орфографической грамотности является письмо по памяти. На том основании, что текст «диктуется» самим учеником, многие методисты относят этот вид работы к диктантам, назывя его само диктантом. Записи текста по памяти в этом виде упражнений предшествует работа аналитического характера: а) дети просматривают текст и самостоятельно продумывают, почему так написано слово; б) коллективно выполняют орфографический анализ текста. Далее следует запоминание текста и запись его по памяти. Письмо по памяти особенно эффективно при работе над традиционными написаниями, при усвоении проверяемых написаний.

Свободное письмо. В основе упражнений этого вида лежат подбор собственных примеров; самостоятельное конструирование и запись слов, предложений, текстов с орфографической целью. В свободном письме сочетаются обычно задачи по развитию речи и орфографические — дети обдумывают содержание, подбирают словарный материал для его выражения, определяют правила письма, которым подчиняются слова, применяемые в процессе записи. Следовательно, в большинстве своем свободное письмо, за исключением обучающих форм, требует большой самостоятельности от детей. Поэтому упражнения этого вида можно использовать на более позднем этапе развития орфографических умений и навыков.

Свободное письмо — это упражнения, в основе своей синтетические (конструирование слов, предложений, текстов). Орфографический анализ в работах обучающего характера обычно протекает сокращенно, как подсобный процесс и до записи; в работах контрольного характера он вообще отсутствует.

Виды свободного письма:

1. Свободное списывание. Дети читают текст, анализируют написание слов, закрывают книгу и пишут текст, как запомнили *. Свободное списывание может сопровождаться различными заданиями.

2. Свободный диктант. Работа выполняется по частям (делим текст на законченные по смыслу части). Читаем каждую часть, ученики пересказывают ее, объясняют написание слов всех или отдельных (в зависимости от цели обучения), затем каждый пишет ее так, как запомнил, и так все последующие части.

3. Творческий диктант. Это собирательное название разнообразных по своему характеру упражнений [84, 331]. В отличие от других видов диктантов текст создается и записывается самими учащимися. Этот диктант имеет большую вариативность: подбор и запись слов с изученными орфограммами, аналогичных тем, которые записаны учителем на доске; составление и запись предложений со словами (только из данных слов, с добавлением других, без изменения слов, с изменением); придумывание слов учениками и введение в составленные ими предложения в том порядке, в котором эти слова записаны на доске; составление связных текстов. К творческому диктанту относят и такие виды работы, как распространение текста словами, содержащими нужные орфограммы (слова могут быть даны в справке или же ученики сами подбирают их); замена в процессе письма грамматической формы слова в зависимости от цели; восполнение предложений в процессе записи: учитель дает часть предложения — начало, конец или же отдельные слова в середине.

Разновидностью творческого диктанта является «немой диктант»: ученики записывают действия учителя, употребляя, например, глаголы в 3 лице единственного числа. В начальных классах графической фиксации должно предшествовать устное составление предложений и объяснение правописания слов

4. Для орфографических целей в практике обучения широко используются сочинения-миниатюры по опорным словам, по личным наблюдениям и опыту учащихся, по картинке и вопросам, по опорным словам и картинке, по серии картин, по началу и т. п.; сочинения и изложения, связанные с переделкой текста: с заменой лица, падежной формы, с намеренным употреблением тех или иных орфограмм, с заменой определенных слов словом с нужной орфограммой и т. п.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...