Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии систематизации орфографических упражнений.

В подборе системы упражнений при изучении орфографического правила прежде всего необходимо учитывать природу изучаемого материала. В начальных классах изучается различный по своему характеру материал: графические написания (буквы совпадают со звуками в словах) — буквосочетания бё, вё, мё, фе; бя, вя, мя, пя, ря, цы; фонетико-графические написания (употребление букв определяется качеством звуков, характером звуковых ситуаций) — мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласных звуков; буква ь перед е, ё, и, ю, я;морфологические орфограммы (употребление букв опосредствованно проверяется произношением — путем постановки гласных или согласных звуков в сильную позицию, для одних — под ударение, для других — перед гласным) — безударные гласные в корне; глухие и звонкие, непроизносимые согласные в корне; безударные гласные в падежных окончаниях существительных; традиционные орфограммы (буквы употребляются на письме по традиции) — существительные женского и мужского рода с шипящими на конце — глушь, дрожь, товарищ, кирпич. Небольшую группу составляют орфограммы, требующие грамматического осмысления языковых явлений, значения слов и предложений, — большая буква, слитное правописание приставок и раздельное написание предлогов; раздельное, а иногда и слитное написание не.

В каждом случае нужны специальные упражнения. В методике их необходимо учитывать анализаторы, являющиеся ведущими при усвоении изучаемого материала: в одних — слух, в других — зрение, в третьих — зрительно-моторные восприятия; в четвертых — грамматический анализ Поэтому в зависимости от характера материала варьируется и методика упражнений

Основу усвоения графических и фонетико-графических написаний составляют слухо-произносительные умения и навыки Они помогут ученику правильно написать, например, такие слова, как вязка и соловья, надел и надъел, вылвил и т п. Поэтому возникает необходимость в процессе обучения в максимальной мере развивать у учащихся фонематический слух, произносительные умения и навыки; в методике упражнений предусмотреть задания над звуковым и буквенным составами слов [44, 13]

Например, из двух известных вариантов предупредительного диктанта (слухового и зрительного) при изучении анализируемых написаний эффективен слуховой. В нем особенно важен звуковой анализ, предваряющий запись слов. Во всех иных упражнениях начального этапа формирования навыка графическому воспроизведению слов должны предшествовать четкое произнесение их, звуко-буквенный или звуковой анализы. Иначе упражнения не достигают цели

Усвоение фонетико-графических написаний («пишу, как слышу») в условиях украинско-русского двуязычия требует особого внимания к развитию произносительных умений и навыков

При изучении морфологических орфограмм, косвенно определяемых произношением (основная часть орфографии в русском правописании), слуховые восприятия создают лишь трудности (произношение не совпадает с написанием) во время записи (маме, фуражка, золотой) Успешному усвоению этих орфограмм способствует грамматический (а в ряде случаев и фонетико-грамматическии) анализ, грамматическое обоснование формы слова (правописание падежных окончаний) Только при уяснении формы слова ученик сможет написать слова садиться и садится, старым и старом, при осознании состава слова — рассказ и раскат, ужасный и грустный и др. Безусловно, в этих случаях немаловажны и моторная память, и зрительное запоминание.

Начальными упражнениями при изучении анализируемых написаний могут быть списывание с предварительным грамматическим анализом, комментируемое письмо, слуховой предупредительный диктант. При таком анализе ученик осознает морфологическую (в дательном падеже существительных I склонения пишется окончание ) или фонетическую и морфологическую (безударные гласные надо проверять ударением, для этого изменяем или подбираем родственное слово, чтобы проверяемый гласный стал ударным) основы правила, отражающие характер орфограммы.

Знание фонетико-грамматической основы правила закрепляется сначала на готовых образцах слов (даны в упражнениях) — прочитайте, объясните правописание слов, спишите, подчеркните; позже — при отсутствии графических образцов слов с изучаемой орфограммой — комментируемое письмо, предупредительный слуховой диктант и т п.

Усвоение ряда морфологических написаний (проверяемые безударные гласные в корне, звонкие и глухие согласные, непроизносимые и др ) связано с более сложной работой, поскольку орфографические правила, отражающие природу этих орфограмм, имеют сложную логическую основу; включают ряд последовательных действий. Так, при изучении правила о произношении и обозначении на письме звонких и глухих согласных состав и последовательность операций в связи с содержанием таковы: правильно произнеси слово; найди букву, требующую проверки (опознавательный этап — «узнай орфограмму»); измени слово или подбери родственное, в котором этот проверяемый согласный звук стоял бы перед гласным; сравни проверочное и проверяемое слова, установи написание (разрешающий этап). Обучающие упражнения должны быть подчинены усвоению каждого действия этого алгоритма (системы действий по правилу).

Опознание орфограммы происходит на основе сопоставления в упражнениях звукового состава слова с графическим (слова даны в текстах упражнений). Позже применяются упражнения, при выполнении которых формируются умения подбирать проверочное слово путем словоизменения или словообразования: подбери двусложное слово (caдсады), слово, которое имело бы значение маленького предмета (зубзубок), изменяй по образцу: сказкасказочка и т. п. В результате дети осознают все действия по правилу вследствие рационального подбора упражнений, учитывающего логику правила.

Иные орфограммы (традиционные написания) требуют одновременно и зрительного запоминания и грамматического анализа (2 лицо единственного числа глагола). Решающими при усвоении этих написаний являются зрительно-моторные восприятия. Поэтому для тренировки необходимы различные виды списывания с классификационными заданиями, зрительный предупредительный диктант, письмо по памяти, свободное списывание, некоторые виды творческого диктанта, в которых представлены слова с изучаемой орфограммой, и т. п.

Все орфограммы рассматриваемой группы имеют свою специфику. Именно это и нужно учитывать при выборе упражнений. Так, буквосочетания жи, ши обозначают на письме звукосочетания [жы], [шы], так как [ж], [ш] твердые. Сопоставление слуховых и графических образцов слов с этими буквосочетаниями при зрительном восприятии их в процессе упражнений значительно убыстряет формирование орфографических действий. В методике обучающих упражнений необходимо сравнение произношения и написания анализируемых явлений. Такая адаптация методики упражнений будет способствовать целенаправленной организации обучения.

Зрительные восприятия и представления будут способствовать усвоению правописания таких слов, как стакан, собака, аккуратный, аппетит и т п., так как в этих случаях нельзя применять орфографические правила; произношение тоже не определяет написание. Поэтому полезны списывание с подчеркиванием, классификационное списывание, зрительный предупредительный диктант и т. п.

Небольшую группу составляют орфограммы, правильное написание которых требует осознания смысловой стороны речи. При их усвоении важно грамматическое осмысление явлений, осознание значения слов — большая буква, раздельное написание предлогов и т. п. В этих случаях полезны упражнения в придумывании детьми примеров, включение слов в предложения и т. п.

Описанный подход к выбору упражнений при изучении орфографического правила в зависимости от характера орфограммы и уровня подготовки учащихся к тем мыслительным операциям, которые определяются логикой правила, способствует использованию в практике обучения эффективных упражнений, исключает однотипность их.

Эффективной систематизации подобранных в соответствии с характером орфограммы упражнений способствует расположение их в порядке постепенного наращивания трудностей (от простого к более сложному).

При реализации этого дидактического принципа необходимо учитывать степень самостоятельности учащегося в применении правила [18]. Если принять во внимание этот критерий, то представляется возможным выделить прежде всего упражнения на частичное (неполное) применение правила — ученик применяет правило (опознает орфограмму, решает орфографическую задачу и записывает слово) в облегченных условиях. В одних случаях он опознает орфограмму и решает орфографическую задачу на предложенных образцах слов; в других — записывает слово с изучаемой орфограммой, но узнавание орфограммы, решение задачи облегчается. Так «дозируется» самостоятельность учащегося в применении правила.

Например, в списывании с подчеркиванием, в списывании с классификацией слов, в зрительном предупредительном диктанте, в письме по памяти, в свободном списывании ученик опознает орфограмму, решает орфографическую задачу на материале данных слов (не записывает слово).

Наличие графического образца слова с изучаемой орфограммой особенно важно в начальных упражнениях при усвоении правила, так как, во-первых, дети зрительно воспринимают правильное написание (а зрительная память у младших школьников отличается способностью долго хранить воспринятые впечатления), во-вторых, облегчается выявление орфограммы (сравниваем произношение и написание данного слова).

В последующих упражнениях на частичное применение правила ученик записывает слово с изучаемой орфограммой, но опять-таки имеются облегчающие условия — предварительный грамматико-орфографический разбор (слуховой предупредительный диктант) или сопровождающий (как в комментированном диктанте).

Характер предварительного разбора при изучении разных написаний варьируется: при фонетических написаниях — четкое произнесение слова, последовательное или выборочное называние звуков в нем; при морфологических— выявление морфологических условий применения правила и т. п.

Облегчающие запись условия могут быть различными: в списывании — зрительное восприятие слова, наличие опорных или проверочных слов; в слуховом предупредительном диктанте — предварительное объяснение орфограмм, проверка написания слова по словарю, показ карточки с той буквой (как в «устном» диктанте), которую надо писать в слове; в выборочном диктанте (по типу предупредительного) — грамматико-орфографический разбор и т. п.

При изучении правила, имеющего сложную логическую основу, в упражнениях анализируемого этапа отрабатываются последовательно отдельные действия в связи с его содержанием — опознание орфограммы, подбор проверочных, запись слов по проверочному и т. п.. Так, умения подбирать проверочные слова формируются в процессе таких упражнений: к каждому слову первой группы (проверяемые) подберите проверочные из второй группы, объясните, почему они проверочные; к данным подберите родственные слова (проверочные, показан образец выполнения) и т. п. В таких упражнениях есть проверочные слова, решение орфографической задачи происходит на основе сравнения проверяемого и проверочного слов. Подбор проверочного слова облегчается тем, что они представлены в тексте упражнения, наличием образца выполнения.

Этап упражнений на частичное (неполное) применение правила обязателен при усвоении каждого орфографического правила (ими должна начинаться система), хотя этап их в каждом конкретном случае может быть сокращен в зависимости от успехов в обучении. Выполнением таких упражнений ученик подготавливается к последующему этапу работы, когда он самостоятельно применяет правило в процессе письма.

Упражнения на самостоятельное применение правила проводим после того, как ученики осознали правило, последовательность действий. К этим упражнениям относятся объяснительный, выборочный диктанты, «диктант-молчок», диктант-задание и др. В них опознание орфограммы, решение орфографической задачи, запись слова выполняются учеником самостоятельно.

Нередко объяснительный диктант используют на этапе частичного применения правила. Однако это неправильно, так как в этом упражнении сначала следует запись слова (до этого — самостоятельное опознание орфограммы, решение задачи), затем — орфографический разбор.

Относительно самостоятельным является также упражнение в списывании с пропуском буквы. В нем решен первый этап в применении правила — опознание орфограммы. О месте применения правила сигнализирует пропуск буквы в слове. Частое применение такого упражнения тормозит формирование умений опознавать орфограммы, что, в свою очередь, сказывается на формировании орфографического навыка.

В начале второго этапа упражнений уместны творческое списывание, некоторые из видов свободного письма (за исключением тех, в которых требуется конструирование связных текстов).

Упражнения на самостоятельное применение правила в разной мере сложны. Более легкими из них по известным причинам являются списывание с пропусками, объяснительный диктант; более сложной формой — свободное письмо (самостоятельное конструирование предложений и текстов с орфографической целью).

Творческие работы — это упражнения более позднего этапа работы над правилом. Перед учеником, кроме орфографической задачи (запись слов), стоит задача оформления мыслей. Поэтому проводить такие работы можно при наличии умений писать слова с изучаемой орфограммой.

Чтобы научить детей совмещать эти две задачи, необходима также постепенность в работе. В первоначальных упражнениях творческого характера решение новой задачи (связное изложение мыслей) выполняется на материале предложений и тоже в облегченных условиях — составление полных ответов на вопросы (используют языковой материал вопроса), восстановление деформированного предложения, составление предложений со словами на изученное правило (даны опорные слова) и т. п Затем предлагаем упражнения в составлении связного текста — из данных разрозненных предложений; из ответов на вопросы; по опорным словам; по данному началу; по определенной теме и т. п. Решение задачи по конструированию текста облегчается наличием материала для его составления: вопросов, содержащих нужные слова; опорных слов и т. п.

Как видим, система упражнений при усвоении орфографического правила начинается простейшими (на частичное применение его), ученик решает вопрос о написании слова в облегчённых условиях. В одних упражнениях этого типа даны слова с изучаемой орфограммой, внимание сосредоточивается на опознании орфограммы и грамматико-орфографическом осмыслении ее. Позже учащиеся самостоятельно записывают слова, но при этом есть в упражнениях ряд условий, ограничивающих их самостоятельность в применении правила и облегчающих запись. Оканчивается система упражнениями в самостоятельной записи слов с изучаемой орфограммой. Развёрнутость каждого этапа упражнений зависит от предыдущей подготовки учащихся, от эффективности усвоения ими материала.

Таким образом, практика обучения и теоретический анализ проблемы свидетельствуют о том, что эффективность упражнений и их систем достигается при одновременном соблюдении ряда условий: 1) соответствие их методики характеру изучаемого материала; 2) расположение их в соответствии с логикой правила (обеспечивается усвоение последовательности операций); 3) учет степени самостоятельности учащихся в применении правила (постепенность форм) и 4) специфики усвоения изучаемого явления в условиях украинско-русского двуязычия.

Нередко поднимается вопрос и о том, на каком материале учить — на материале слов, словосочетаний или предложений. Все опять-таки зависит от характера изучаемой орфограммы. Так, при усвоении написаний, прямо определяемых произношением, должна преобладать работа со словом. При усвоении морфолого-синтаксических орфограмм (падежные окончания) необходимо осознание смысловой связи слов с другими словами в грамматических парах, в предложении, поэтому материалом упражнений должны быть словосочетания и предложения.

Имеет значение при обучении и размер упражнений, и количество их при усвоении навыка. Однако размер упражнений — величина переменная. Он зависит от этапов и степени усвоения правила, от особенности усвоения орфограммы, от её характера и т. п. Количество упражнений в каждом конкретном случае определяется ходом усвоения правила отдельными учащимися и классом в целом.

 

Планирование способов изучения

Фонетико-графического

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...