Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Представление нового материала (5 мин)

А.— Определите падеж выделенных имен существительных. Как вы его определяли?

1. Стойкость проверяется в опасности, дружба — в верности. 2. Человек от лени болеет, от труда здоровеет. 3. Горькая правда лучше всякой лжи.

В процессе работы над данным материалом учитывается, что материал сходный по содержанию в русском и украинском языках (совпадает фонетико-грамматическая часть правила, различие — в графических окончаниях: осени — осені). Для актуализации одинакового в знаниях учащихся применительно к материалу русского языка используется такая таблица:

Различай родительный, дательный и предложный падежи

существительных III склонения.

Р. (у, от, до, без, около, из) кого? — памяти

Д. (к, по) чему? — памяти

П. (о, в, на) чем? — памяти

Находят в каждом предложении слово, от которого ставят вопрос к выделенному имени существительному, определяют склонение, по предлогу (если есть) и падежному вопросу устанавливают падеж выделенных имен существительных.

Б. Сравнивают окончания у выделенных имен существительных, находят имя существительное с ударным окончанием (лжи). Знания о проверке безударных окончаний существительных актуализируются с помощью такой таблицы:

Таблица 12

Безударные окончания имен существительных

III склонения проверяй с помощью ударных того же склонения:

Р. (в чём?) (в) верности — (в) двери (где?) (чего?) мудрости

Д. — И (в чём?) (в) жизни — (в) степи (где?) (чего?) подписи — печи

П. (в чём?) (в) радости — (в) тени (где?) (чего?) обуви

— Как различить имена существительные III склонения в родительном, дательном и предложном падежах? (По предлогу и падежному вопросу).

— Как проверить безударное окончание у существительных в этом падеже? (С помощью ударного того же склонения).

IV. Развитие умений и навыков в связи с усвоением

Учебного материала (12 мин)

А. Списывание с грамматическим заданием:

— Спишите, раскрывая скобки.

1. Букварь — к (мудрость) ступенька. 2. В (скромность) — мудрость. 3. Не забывай друга ни в (радость), ни в (печаль).

Предварительно определяют падеж, в котором надо употребить имена существительные в скобках, проверяют написание безударных окончаний (используются таблицы предшествующего этапа урока). После записи предложений прочитывают их, учитель обращает внимание на произношение мягкого согласного звука перед [и] (мудрости) у существительных III склонения, устанавливают графические различия в окончаниях в русском и украинском языках (мудрости — мудрость).

Б. Грамматическое конструирование.

Молодежь — (от) (советской) молоде[жы]. (К) (—)—,

Рожь— (у) (высокой) р[жы]. (По) (—)—,

Глушь — (из) (далекой) глу[шы]. (В) (—)—.

Определяют падеж имен существительных; учатся их произносить (глушь — глу[шы], дверь — две[р'й].) Учитель обращает внимание на произношение твердых звуков [ж], [ш] в словах, что вопреки качеству звуков пишется в окончании буква -и.

— Какие звуки произносятся перед окончанием -и (буква и) в именах существительных в родительном, дательном и предложном падежах?

V. Применение знаний, умений и навыков в процессе творческой самостоятельной работы (10 мин)

А. Запись предложений под диктовку, подчеркивание имен существительных III склонения, объяснение правописания их.

Каждому нужно сделать жизнь матери радостной и счастливой. Первое яблоко, первую гроздь винограда — матери (В. Сухомлинский).

Б. Составление рассказа (или предложений) о маме с употреблением имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах (радость, память, скромность, жизнь, помощь, дочь, ложь, любовь, гордость, медаль).

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных III склонения?

VI. Итог урока и сообщение домашнего задания

(5 мин)

—В каких падежах совпадают окончания имен существительных III склонения? Как различать эти падежи? Покажите на примерах.

— Какие согласные звуки произносим перед окончанием -и (буква и) в именах существительных родительного, дательного и предложного падежей?

—Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание в родительном, дательном и предложном падежах существительных III склонения? Покажите на примерах.

Домашнее задание.

Главнейшие требования к методике и содержанию урока — взаимосвязанное изучение всех сторон языка, целесообразное сочетание анализа и синтеза в процессе обучения, учет родного языка. На каждом этапе урока необходимо планировать рассмотрение слова с разных сторон, соответственно избираются и тренировочные упражнения.

Особенно важна на уроках русского языка в условиях украинско-русского двуязычия работа синтетического характера (различное по содержанию конструирование), так как она способствует активному усвоению форм русской речи, развитию речевых навыков.

При изучении программного материала по языку существенным является вопрос о критериях подбора и систематизации тренировочных упражнений. Правильный подбор их — необходимое условие успешного формирования знаний, умений и навыков.

К числу важнейших требований программы относится развитие у школьников на уроках и фонематического слуха. Без умения различать звуки речи невозможно осознание изучаемого материала, развитие орфоэпических, графических и орфографических умений. На каждом уроке должны быть орфоэпические упражнения, работа по установлению звуко-буквенных соответствий в словах.

Нередко в процессе орфографической работы недостаточно уделяется внимания звуковому, звуко-буквен-ному, словообразовательному, формообразовательному анализам, в результате чего школьники не осознают орфограмм, правил, не умеют применять их в процессе письма. Усвоению орфографического правила в значительной мере способствует осознание фонетико-грамматической основы его.

Чтобы сознательно владеть речью и правильно строить предложение, ученик должен легко и свободно ориентироваться в его структуре. На практике наблюдается недостаточность работы по формированию таких умений. При этом тормозится становление навыка связного высказывания.

При построении урока постоянно надо помнить о том, что он должен быть максимально целенаправленным, отвечать основным дидактическим требованиям, возрастным возможностям детей, задачам программы. Главное в нем — активная работа учащихся.


 

Список использованной

И рекомендуемой литературы

Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу //Поли. собр. соч.—Т. 24.—С. 113—150.

ЛенинВ.И О праве наций на самоопределение // Т аможе.— Т. 25.—С. 225—320.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза.— М : Политиздат, 1986.— 352 с.

Материалы Пленума ЦК КПСС, 27—28 января 1987 г,— М. : Политиздат, 1987.— 94 с.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 17—18 февраля 1988 г.—М.: Политиздат, 1988.— 77 с

О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов.— М. : Политиздат, 1984.— 112 с.

1. Програми середньої загальноосвітньої школи, 1—3 класи.— К. : Рад. шк , 1985.— 258 с.

Програми середньої загальноосвітньої школи, 1—4 класи.— К. ; Рад. шк , 1986 — 225 с.

2. ГудзикИ Ф., ВеличковскаяВ Ф. Русский язык. Учебник для 1 кл. шк. с укр. яз. обучения.— К. : Рад шк., 1986.— 127 с. Гудзик И. Ф., Мельничук Е А., Озерова Н. Г. Русский язык: Учебник для 1 кл. шк. с укр. яз. обучения — К. : Рад. шк., 1984.— 129 с.

3. Коваль А. П., Волошановская Н И. Русский язык: Учебник для 2 кл. шк. с укр. яз. обучения.— К. : Рад. шк., 1987,— 237 с.

4. Коваль А. П.,МихайлюкЛ. К. Русский язык: Учебник для 3 кл. шк с укр яз. обучения.— К. : Рад. шк., 1987.— 250 с.

5 АванесовР. И Русское литературное произношение.— М. : Просвещение, 1968.— 283 с.

6. Адамович Е. А., Яковлева В. И. Чтение в начальных классах.— М. : Просвещение, 1967.— 264 с.

7. А и д а р о в а Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.— М. : Педагогика, 1978.— 144 с.

8. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах — М. : Просвещение, 1977.— 246 с.

9 Антипова М. Б. Лексический материал для фонетико-орфоэпической работы во 2—3 классах // Вопросы преподавания русского языка в белорусской школе.— Минск, 1975.— С. 18—25.

10 Арсирий А. Т..Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка.— М, : Учпедгиз, 1963.— 246 с.

11 Артемов В. А. Основные проблемы современной психологии обучения иностранным языкам// Иностр. яз. вшк.— 1967.— № !.— С. 24.

12 Байбуртян Н. А., Есаджанян Б. М., Корнейчук С. И. Методика русского языка для начальных классов армянской школы.— Ереван : Луис, 1974.— 272 с.

13 Б а и м у т Т. В., Б о и ч у к М. К., Волинський М. К. Порівняльна граматика української i російської мов. — К. : Рад. шк., 1967.—242 с.

14 Баранников И. В., Бойцова А. Ф.,Карашева Н. Б. Методика начального обучения русскому языку в национальной школе.— Л. : Просвещение, 1981.— 270 с.

15 Беляев А. М. Обучение русскому языку в школах с украинским языком преподавания // Вопросы преподавания русского языка в школах Украинской ССР.—К., 1963,—С. 79.

16 Б е л я е в О. М., ПашковськаН. О. Взаемозв'язок у викла-данш украшськоТ i росШсько! мов // Укр. мова i л'п. в шк.— 1975.—№ 10.—С. 34.

17 Беляев Б. В. Очерки психологии обучения иностранным языкам — М. : Просвещение, 1965.— 136 с.

18 Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии.— М. : Просвещение, 1966.— 307 с.

19 Бойцова А. Ф. Обучение русскому произношению в нерусских школах.— М. Просвещение, 1960 — 126 с.

20 Б р ы з г у н о в а Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка.— М. : Изд. Моск. ун-та, 1963.— 36 с.

21 Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи.— М. : Просвещение, 1969.— 36 с.

22 Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка.— М. : Просвешение, 1983.— 128 с.

23 Виды разборов на уроках русского языка.— М. : Просвещение, 1985.— 160 с.

24 В л а с е н к о в А. И. Алгоритмы в обучении орфографии // Вопросы методики преподавания русского языка в средней школе.— М., 1965.-С. 76.

25 Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе.— М. : Просвещение, 1973.— 384 с.

26 Всесоюзная научная конференция по проблемам обучения русскому языку в условиях близкородственного билингвизма.— Минск, 1975.—541 с.

27 Волошановская Н. И. Изучение русского языка во 2 кл. школ с украинским языком обучения.— К. : Рад. шк., 1971.— 123с.

28 Вопросы преподавания русского языка в школе с белорусским языком обучения.— Минск : Нар. асвета, 1975.— 246 с.

29 Русская орфография в сопоставлении с украинской // С. А. Воробьева, Н. А. Семенов, А В. Швец, Н. Т. Яковенко.— К. : Вища шк. Головное изд-во, 1974 — 256 с.

30 Воскресенская А. И.,3акожурникова М. Л. Практическое рукородство к преподаванию русского языка в начальной школе.— М. Учпедгиз. 1958.— 237 с.

31 Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии.— М. : Учпедгиз, 1963.— 168 с.

32 Гетманский М. И. Исправление недостатков речи у школьников.— Минск, 1970.— 188 с.

33. Г р о м б а х С. И. Гигиена обучения // Здоровье.— 1969.— К« 2.— С. 16.

34. Г у д з и к И. Ф. Навчання росшської' мови в першому класі // Почат, шк.— 1980.— № 2.— С. 28

35. Г у д з и к И. Ф., Величковская В. Ф. Изучение русского языка в 1 классе.— К. : Рад. шк., 1986.— 109 с.

36. Г у д з и к И. Ф,, Гурская В. В. Изучение русского языка во 2 классе.— К. : Рад. шк., 1987.— 160 с.

37. Е с а д ж а н я н Б. М. Некоторые вопросы развития речевых навыков на начальном этапе обучения русскому языку // Рус. яз. в арм. шк.— 1970.—№ 4.—С. 16.

38. Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению.— М. : Просвещение, 1953.— 164 с.

39. Ж у и к о в С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку.— М. : Педагогика, 1979.— 183 с.

40. Казнадзей И. М. Про деякі питания методики викладання російської мови в початкових класах // Почат, шк.— 1975.—№ И.—С. 29.

41. Каноныкин Н.П..Щербакова Н. А. Методика преподавания русского языка в начальной школе.— Л. : Учпедгиз, 1955.— 643 с.

42.Кашин М., Пышкало А. Начальная школа на новом этапе// Нар. образование.— 1975.— № 1.— С. 25.

43. К л ы ч н и'к о в а 3. Психология чтения//Иностр. яз. в шк.— 1970.— № 6.— С. 16.

44.Коваль А. П. Наглядность на уроках русского языка в начальных классах.— К. : Рад. шк., 1986.— 168 с.

45. Коваль А. П., Волошаневская Н. И. Изучение русского языка во 2 классе школ с украинским языком обучения.— К. : Рад. шк., 1977.— 126с.

46. Коваль А. П. Изучение русского языка в 3 классе школ с украинским языком обучения.— К. : Рад. шк., 1978.— 150 с.

47. Коновенко В. И., Б р и ц ы н М. А., Г а н и ч Д. И. Русский язык.— К. : Вища шк. Головное изд-во, 1986.— 414 с.

48. Коток Е. В. Способы презентации русской грамматики в начальных классах // Вопросы преподавания русского языка в школе с белорусским языком обучения.— Минск, 1977.— С. 62.

49. К р а в ч у к Д. М. Розповідь, опис, роздум // Укр. мова i лт в шк.— 1968.— № 4.— С. 22.

50. Кузьменко О. Д., Рогова Г. В. Учебное чтение, его содержание и формы // Иностр. яз. в шк.— 1970.'— № 6.— С. 21.

51. Культура русской речи на Украине.— К. : Наук, думка, 1976.— 355 с.

52. Кустарева В. А., Рождественский Н. С. Русский язык в 3 классе.— М. : Просвещение, 1974.— 191 с.

53. Л а д ы ж е н с к а я Т. А. Развитие речи учащихся.— М. : Учпедгиз, I960.— 168 с.

54. Л е р н е р И. Я. Пути совершенствования методов обучения// Нар. образование.— 1969,—№ 6.—С. 25.

55.Литературное чтение в школе / Под ред. В. В. Голубкова.— М. : Учпедгиз, 1962.— 435 с.

56. Л о т а р е в В. К., Ф е д о р е н к о Л. П. Родной язык.— М. : Просвещение, 1973.— 272 с.

57. Л ь в о в М. Р., Р а м з а е в а Т. Г., С в е т л о в с к а я Н. Н,

Методика обучения русскому языку в начальных классах.— М. i

Просвещение, 1987.— 414 с.

58. Масальский В. И. Преподавание русского языка в школе,—К. : Рад. шк., 1971.— 140с.

59. Мельниченко И. Н. Осуществление взаимосвязи русского и украинского языков в обучении орфографии русского языка.—К. : Рад. шк., 1966.— 166 с.

60. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской.— М. : Просвещение, 1980,— 239 с.

61.Напольнова Т. В., Пустовалов П. С. Практикум по методике преподавания русского языка.— М. : Просвещение, 1976.— 176 с.

62. Н е л ю б о в а И. Ф., Чиликина Н. Г., Горная П. Г. Современный русский язык.— К. : Рад. шк., 1964.— 304 с.

63. Основы начального обучения русскому языку. / Под ред. Н. С. Рождественского.— М. : Просвещение, 1965.— 532 с.

64. Основы методики русского языка в 4—8 классах.— М. : Просвещение, 1978.— 381 с.

65. Обучение русскому языку.— Минск : Нар. асвета, 1985.— 221 с.

66. О з е р с к а я В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе.— М. : Просвещение, 1980.— 96 с.

67. Пашковская Н. А., Иваницкая Г. М., СимоненковаЛ. Н. Развитие речи учащихся.— К. : Рад. шк., 1983.— 199 с.

68. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку.—i М. : Просвещение, 1982.— 126 с.

69. Рамзаева Т. Г.,Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.— М. : Просвещение, 1979.— 426 с.

70. П а ш к о в с к а я Н. А. Особенности преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения.— К. : Рад. шк., 1979.— 125 с.

71. Редозубов С. П. Методика русского языка в начальной школе.— М. : Учпедгиз, 1963.— 368 с.

72. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т. А. Ладыженской.— М. : Педагогика, 1983.— 144 с.

73. Рождественский Н. С., К у с т а р е в а В. А. Методика начального обучения русскому языку.— М. : Просвещение, 1974.—• 368 с.

74. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе.— М. : Учпедгиз, 1960.— 295 с.

75. Русский язык — язык межнационального общения народов СССР.— М. : Просвещение, 1976.— 308 с.'

76. С а в ч е н к о О. Я. Розвиток пізнавальної самостійності молодших школярів.— К. : Рад. шк., 1982.— 175 с.

77. С а ж е н ю к Б. С. Методика преподавания русского языка во 2—3 классах школ с украинским языком обучения.— К. : Вища шк. Головное изд-во, 1974.— 178 с.

78 С и н и ц я I. А. Психологія писемної мови учнів 5—8 класів.—

К. : Рад. шк., 1965.— 353 с.

79 Совершенствование теории и практики обучения русскому языку

в школе.— К. : Рад. шк., 1978.— 278 с

80 Современный русский язык, синтаксис.— М. : Изд-во Моск. ун-та,

1964,—638 с.

81. Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению.— мМ. : Просвещение, 1976.— 92 с.

82. Супрун Е. А. Сформировании навыков переключения с языка на язык // Вопросы развития русской речи учащихся школ с белорусским языком обучения.— Минск, 1982.

83. Супрун Е. А. Лингвистические основы изучения грамматики русского языка в белорусской школе.— Минск : Нар. асвета, 1974.— 142 с.

84. Т е к у ч е в А. В. Методика преподавания русского языка в средней школе. Учебник для высш. педаг. учеб, заведений.— М. : Просвещение, 1980.— 414 с.

85. Титова Н. Ф. Культура речи в начальном обучении.— М. : Просвещение, I960.— 232 с.

86. Т о ц ь к а Н. I. Фонетика української мови та її вивчення в початкових класах.— К. : Рад. шк., 1976.— 176 с.

87. Успенский М. Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе.— М. : Педагогика, 1979.— 127 с.

88. Успенский М. Б. Русский язык в школах Украинской ССР.— К. : Рад. шк., 1978.— 176 с.

89. У ш а к о в Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.— М. : Просвещение, 1978.— 192 с.

90. У ш а к о в Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах.— М. : Просвещение, 1967.— 146 с.

91. Федоренко Л. П. Принципы и методы обучения русскому языку.— М. : Просвещение, 1964.— 255 с.

92. Фомичева Г. А. Изучение словосочетаний в восьмилетней школе.—М. : Просвещение, 1973.— 111 с

93. Ф о м и ч е в а Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах.— М. : Просвещение, 1981.— 159 с.

94. Чередниченко И. Г. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения.— К. : Рад. шк., 1957.— 400 с.

95.Черноморов А. И.,Шустова А. И. Практикум по выразительному чтению.— М. : Просвещение, 1970.— 151 с.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Направленность и содержание обучения русскому языку в начальных классах в условиях украинско-русского двуязычия

§1.Ведущие идеи школьной программы и учебников

§2. Направленность, принципы и методы обучения русскому

языку в условиях украинско-русского двуязычия

Глава 2. Методика обучения русскому языку на начальном этапе. Начальное обучение чтению и письму

§1.Особенности обучения русскому языку на начальном этапе в условиях близкородственного украинско-русского двуязычия Учет родного языка

§2.Развитие речевого слуха у школьников Звуковой, звуко-буквенный анализы. Звуковой синтез

§3.Обучение школьников русскому литературному произношению

§4.Развитие интоиационно-произносительных навыков у учащихся

§ 5. Развитие лексических и грамматических навыков у

школьников

§6. Работа над предложением. Развитие навыков связного

высказывания

§7. Методика ознакомления с буквами, которые не совпадают

в русском и украинском алфавитах

§8. Начальное обучение чтению

§9. Совершенствование навыков слушания (аудирования) у

школьников

§10. Обучение письму

§ 11. Особенности структуры и содержания урока на начальном этапе обучения

Глава 3. Методика обучения чтению. Развитие речи

§1. Задачи уроков чтения

§2. Особенности обучения на уроках русского чтения

§3. Изучение состояния навыков чтения у учащихся

§4. Развитие техники чтения у младших школьников

§5. Особенности словарной работы на уроках чтения

§6 Работа по развитию навыков связной русской речи

§7. Выразительность чтения

§8. Цели, структура и содержание уроков чтения

Глава 4. Содержание и методика обучения на уроках русского языка в начальных классах

§1. Речевая направленность уроков русского языка в начальных классах

§2. Особенности обучения на уроках русского языка в условиях украинско-русского двуязычия

§3 Организация закрепления фонетического, грамматического

и орфографического материалов

§4. Планирование способов изучения фонетико-графического и орфографического материалов в условиях украинско-русского двуязычия

§5. Развитие орфоэпических умений и навыков при изучении фонетического, фонетико-графического, фонетико-орфографического и грамматико-орфографического материалов

§6. Цели, структура и содержание уроков русского языка в

условиях украинско-русского двуязычия

Список использованной и рекомендуемой литературы


Учебное пособие

 

Коваль Анна Петровна

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА 8 ШКОЛАХ

С УКРАИНСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

 

Оформление художника В. С. Жиборовского

Художественный редактор И. Г. Сухенко

Технический редактор Н. Ю. Морозова

Корректор Я. Я. Берус

 

 

ИБ № 13116

Сдано в набор 01 06 88 Подписано в печать 150289 Формат 84X108/32 Бумага тип №2 Гарнитура литературная Высокая печать Уел -печ. л 16,38 Усл. кр. отт. 16 70 Уч изд л 18,07 Тираж 35 000 экз Изд № 7006 Зак № 8—2443 Цена 80 к

Головное издательство издательского объединения «Выща школа» 252054, Киев 54, ул Гоголевская 7

Головное предприятие республиканского производственного объединения «Полиграфкнига», 252057, Киев, ул. Довженко, 3.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...