Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г.).

В августе 1941 г. немцы начали мощное наступление на Ленинград. В плане «Барбаросса» Ленинград рассматривался как один из первоочередных объектов, которым немецкий вермахт должен был овладеть во что бы то ни стало в конце июля 1941 г. После этого должно было развернуться широкомасштабное наступление немецких войск на Москву. Кроме того, этот город носил имя В.И. Ленина, был колыбелью Октября, и фашисты прекрасно понимали, что взятие Ленинграда имело бы для них огромное политическое значение и дало бы им огромное пропагандистское преимущество.

К концу августа фашистам удалось перерезать железную дорогу Москва-Ленинград, 8 сентября фашистское кольцо вокруг Ленинграда по суше было сомкнуто. Все сухопутные коммуникации оказались перерезанными. До Ленинграда оставалось 2-3 км, и немецкие солдаты считали, что они уже могут въехать в город на трамвае. В падении Ленинграда немецкое командование не сомневалось. Положение города было критическим. (2 – 27стр)

Вскоре немецкие войска предприняли решающее наступление на город, но Красная Армия и жители города оказали беспримерное сопротивление, и гитлеровцы не сумели продвинуться ни на шаг.

После этого А. Гитлер решил сменить тактику. Ленинградцев решено было измотать голодом. Началась беспримерная 900-дневная блокада Ленинграда.

Но Ленинград многое значил и для советских людей. Советское руководство предприняло срочные меры по срыву немецкого плана захвата Ленинграда. 10 сентября 1941 г. командующим Ленинградского фронта был назначен генерал Г.К. Жуков. Позже в своих воспоминаниях Г.К. Жуков писал о ситуации в Ленинграде: «Обстановка для войск и жителей была настолько тяжелой, что, кроме советских людей, никто бы ее, пожалуй, не выдержал». На военном совете Ленинградского фронта Г.К. Жуков и другие члены совета приняли решение защищать город до последнего человека. Была проделана большая работа по превращению Ленинграда в неприступную крепость. ( 1 – 61стр)

Войска Ленинградского фронта оказывали ожесточенное сопротивление противнику. Если в конце августа фашисты продвигались по 2-3 км в сутки, то в середине сентября их продвижение составляло уже несколько десятков метров, а в последних числах сентября советские бойцы стояли намертво, и фашисты не продвигались ни на метр. А. Гитлер был в бешенстве, он понимал, что время уже работает против него. За первые три месяца войны в Ленинграде было проведено 11 партийных мобилизаций, в армию и флот влилось 57 тыс. коммунистов. За этот срок на фронт было призвано 431 тыс. ленинградцев. В городе и области были сформированы к 1 октября 10 дивизий народного ополчения, 16 отдельных артиллерийско-пулеметных батальонов, 160 тыс. добровольцев стали бойцами противовоздушных, противопожарных, санитарных отрядов и групп. На подступах к родному городу ленинградцы вырыли 626 км противотанковых рвов, установили 50 тыс. надолбов, возвели 635 км проволочных заграждений, соорудили 15 тыс. дотов и дзотов, 22 тыс. огневых точек.

Большая часть жителей была эвакуирована на Восток страны, но в городе оставалось около 2,8 млн. чел, из них 400 тыс. детей. Город оставался без электричества, запасов продовольствия, но ленинградцы продолжали сражаться и работать, обеспечивая обороняющие город войска вооружением, снаряжением, обмундированием, боеприпасами: за второе полугодие 1941 г. в городе производство боеприпасов возросло в 10 раз по сравнению с первым полугодием! Работали научно-исследовательские институты, школы, вузы. В осажденном Ленинграде композитор Д.Д. Шостакович создает 7-ю Ленинградскую симфонию, ставшую символом воскрешения Ленинграда и сопротивления врагу. ( 1 – 152стр)

Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. В январе 1942 г. ежедневно от голода умирало 3-4 тыс. чел. Оставшихся в городе жителей, а также бойцов Красной Армии необходимо было снабжать продовольствием, боеприпасами, горючим. Снабжение блокированного Ленинграда находилось под постоянным контролем ЦК ВКП (б), а также ГКО. Общее руководство этой работой было возложено на заместителя председателя Совнаркома А.И. Микояна. Со всех концов страны шли эшелоны с грузами для Ленинграда. В Ленинград грузы доставляли по единственно доступному маршруту – через Ладожское озеро. Путь через Ладожское озеро получил название «Дорога жизни». С каждым днем доставлять грузы в Ленинград становилось все труднее. Железнодорожная линия Вологда – Ленинград, перехваченная у южного побережья Ладоги фашистами, обрывалась где-то у станции Войбокало, в 35 километрах от дороги жизни. Участки железных дорог были разрушены авиацией и артиллерией, а после прорыва гитлеровцев к Тихвину и эта ниточка оборвалась.

Эшелоны с продовольствием и боеприпасами разгружались на станциях Заборье и Подборовье. Грузы из вагонов переносились в кузова машин и отправлялись в долгий, нечеловеческий путь. От Заборья трасса шла к устью реки Сясь, потом к городу Новая Ладога и оттуда на восточный берег Шлиссельбургской губы в район посёлка Кобона, где и начиналась непосредственно ледовая дорога жизни. Далее грузы доставлялись на западный берег и только потом по Ириновской железнодорожной линии шли в Ленинград. Перегрузки с одного вида транспорта на другой приводили к потерям времени, замедляли подвоз всего необходимого Ленинграду. В метель и в лютую стужу, машины вязли в заносах преодолевая в день 20-25км. Водители сбивались с пути, отставали а иногда и пропадали без вести. Ослабленные недоеданием шофёры порой не в состоянии были завести рукояткой заглохший мотор. Делали это вдвоём, втроём. Рейсы продолжались по 10 – 15 суток. Автодорожники сражались, как в бою. Установленный Военным советом план перевозок не выполнялся. Командование фронта понимало: без железных дорог проблему доставки продовольствия Ленинграду, а оружия и боеприпасов войскам в полной мере не решить.

В конце января 1941г. ГКО страны принимает специальное постановление по этим вопросам: все железнодорожные части пребрасывались на берега Ладоги, на восстановление и строительство стальных магистралей, ведущих к Ленинграду.

Героическая и титаническая вершилась работа, но делали её не мифические герои и титаны, а самые обыкновенные земные люди, подверженные и болезням, и отчаянию, и другим душевным слабостям. Главное для них было быстрее пропустить первый поезд, помочь Ленинграду, нашей армии, стране выстоять и победить. ( 2 – 59стр.)

Ленинграду пришлось пойти на такую меру, как сокращение населению и войскам норм выдачи основных продуктов питания. За сентябрь-ноябрь эти нормы для населения снижались пять раз, для войск – трижды. С 20 ноября бойцы на передовых позициях получали в сутки 500 г хлеба, рабочие - 250 г, служащие, иждивенцы и дети - 125 г. Этот хлеб являлся для ленинградцев единственной пищей, другие продукты питания выдавались очень редко. Уже в первую блокадную зиму большая часть жителей погибла. Не хватало топлива, воды.

Время было очень трудное, ремонтники – кировцы работали до изнеможения, из последних сил, и случалось часто, что от голода и усталости утром некоторые бойцы не могли встать на ноги. Голод, холод, постоянные обстрелы не могли сломать волю людей, и они продолжали делать своё дело – любыми путями ставить на ход подбитые танки. Кроме танков на заводе ремонтировались бронепоезда, орудия и стрелковое вооружение, производились корпуса мин и снарядов. Рядом с мужчинами так же самоотверженно трудились женщины. Они смело брались за ремонт боевых машин.

Ремонтники работали днём и ночью, в холодных цехах, без достаточного питания, они трудились из последних сил. Им было очень трудно, но они работали как и все остальные, для фронта, для победы!(3 – 77стр.)

Весной 1942 г. при таянии снега на улицах нашли 15 тыс. трупов («подснежники», как их тогда называли).

Блокада Ленинграда длилась 880 дней, а 27 января 1944 г. она была полностью снята. За этот период от голода в городе погибло 700 тыс. чел. Главной братской могилой для них стало Пискаревское кладбище.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...