Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессов, разных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

 

 

В первоначальные дни самостоятельного проведения режимных процессов и других видов деятельности в 1-ю и 2-ю половины дня студенты составляют подробный конспект, который включает:

· приёмы организации умывания, завтрака, обеда, одевания, раздевания детей в первую половину дня;

· в первую половину дня планируется три-четыре разных видов деятельности: дидактические, подвижные, пальчиковые, хороводные игры, игры со строительным материалом; трудовые поручения, работа с дежурными; беседы с детьми, индивидуальная работа по разным разделам программы;

· студенты составляют конспекты утренней гимнастики, непосредственно образовательной деятельности, предусмотренных планом практики, которые могут оформляться как в дневнике, так и на отдельных листах;

· указывается содержание дневной прогулки, включающей шесть структурных частей;

· во вторую половину дня планируются приёмы организации умывания, ужина, одевания детей;

· указывается три-четыре вида деятельности. Это могут быть: сюжетно-ролевые игры, театрализованные, дидактические, подвижные, игры со строительным материалом, чтение художественной литературы, беседы с детьми, индивидуальная работа по разным разделам программы, трудовая деятельность, различные виды развлечений, предусмотренных планом практики.

· планирование второй половины дня завершается вечерней прогулкой, которая включает три- четыре структурные части.

К составлению конспектов различных видов деятельности и оформлению записи в дневнике предъявляется ряд требований.

При планировании игровой деятельности указывается вид игры, ее название, цель, используемый материал. По желанию студента может быть указан ход игры. Далее следует выделить имена детей, которые будут являться участниками игры. Планируя индивидуальную работу с детьми, необходимо выделить её содержание, цель, с кем она будет проводиться.

Если предусматривается проведение тематической беседы, то выделяется ее тема, цель, вопросы беседы (их может быть четыре-пять), имена детей, которые будут участвовать в разговоре.

Различные виды труда: самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой, со старшей группы - ручной труд, могут быть организованы в форме трудовых поручений, дежурств, общего, со старшей группы – совместного и коллективного труда. Трудовые поручения, дежурства предусматриваются ежедневно в первую, вторую половины дня, на прогулке во всех возрастных группах. Планируя трудовую деятельность необходимо указать форму организации, вид труда, его содержание, цель, материал, имена привлечённых к деятельности детей. При планировании общего, коллективного труда помимо указанных компонентов необходимо выделить основные приемы руководства.

Пример подробного конспекта режимных процессов и других видов деятельности в 1-ю и 2-ю половины дня представлен в приложении 4.

Конспекты утренней гимнастики, непосредственно образовательной деятельности могут оформляться на отдельных листах.

При планировании гимнастики выделяются три части: вводная, основная, заключительная. Запись вводной части включает разные виды ходьбы и бега, их темп и дозировку. В основной части - указываются названия общеразвивающих упражнений (в младшей, средней группах – 5-6 упражнений, в старшей – 6-8 упражнений), исходное положение для рук и ног, что выполняется на каждый счёт, дозировка и темп выполнения. В заключительной части гимнастики указываются разные виды ходьбы, упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения. Пример конспекта утренней гимнастики - в приложении 5.

Когда, согласно плана педпрактики, студенты проводят с детьми непосредственно образовательную деятельность (НОД), то необходимо научить их грамотно составлять и оформлять конспекты. В соответствии с последними документами дошкольного образования в содержании психолого – педагогической работы выделены следующие блоки и образовательные области:

блок «Физическое развитие» включает образовательные области «Физическая культура», «Здоровье»;

блок «Познавательно-речевое развитие» - образовательные области «Коммуникация»; «Познание»; «Чтение художественной литературы»;

блок «Социально-личностное развитие» - образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность»;

блок «Художественно – эстетическое развитие» - образовательные области «Музыка», «Художественное творчество» [ 12, 14].

При написании конспектов НОД определяется блок и образовательная область, тема, разные группы программных задач: образовательные, речевые, развивающие, по формированию навыков учебной деятельности (со старшей группы), воспитательные задачи.

Далее указывается необходимый наглядный материал: демонстрационный, раздаточный.

Затем даётся описание хода непосредственно образовательной деятельности. В каждой структурной части (вводной, основной, заключительной) раскрываются используемые методы и приемы обучения детей.

Примерный конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование элементарных математических представлений) представлен в приложении 6.

Планировать все виды деятельности необходимо на основе « Программы воспитания и обучения в детском саду», получив консультацию воспитателя и руководителя практики.

Все конспекты, составленные студентами в соответствии с планом практики, заранее заверяются воспитателем группы, а затем руководителем практики, согласно графику заверки конспектов.

Таким образом, систематическое, своевременное оформление дневника, наличие всех необходимых подписей, является основанием для допуска студентов к работе с детьми в день практики.

 

3. Использование картотеки в процессе планирования студентами

самостоятельной воспитательно – образовательной работы с

детьми в дошкольном учреждении

 

По мере освоения составления подробных конспектов режимных моментов, студенты могут переходить к более краткой форме записи. С этой целью необходимо оформить карточки с алгоритмом приёмов, используемых в процессе организации с детьми умывания, кормления, одевания, раздевания, разработанные преподавателем Н.Ю.Черницыной.

Если данные карточки имеются у студентов, то, при составлении конспекта режимных процессов в дневнике нет необходимости каждый раз указывать приёмы, используемые при проведении умывания, кормления, одевания и раздевания, так как они являются постоянными. Кроме того, карточки помогут студентам одной подгруппы кратко записать анализ проведения режимных процессов студентами другой подгруппы, когда цифрами указывается, какие приёмы использовались, а какие - нет.

При условии наличия таких карточек, в дневнике достаточно спланировать только 3-4 вида деятельности с указанием содержания, цели, с кем из детей проводится работа.

При проведении режимных процессов с детьми всех возрастных групп используется художественное слово (потешки). Картотека потешек, изготовленная студентами, поможет активному использованию их в работе с детьми в дошкольном учреждении, что будет способствовать не только развитию речи, но и формированию положительного отношения к бытовой деятельности у детей.

Студентам желательно оформить карточку с обозначением структурных частей прогулки. Тогда при планировании дневной прогулки необходимо продумать только содержание каждой из шести частей: наблюдение; подвижные игры; трудовая деятельность; сюжетно-ролевая игра; индивидуальная работа; самостоятельная деятельность детей. В наблюдении указывается его содержание, цель, вопросы, художественное слово, практическое задание для детей.

На дневной прогулке предусматривается две-три подвижные игры с разными видами основных движений, степенью подвижности. Указывается название игры, цель, этап разучивания, сколько детей будет задействовано в игре.

В сюжетно-ролевой игре следует определить, возникновению какого сюжета будет способствовать педагог, указать цель игры. Для самостоятельной деятельности детей необходимо в плане отметить используемый выносной материал. Трудовая деятельность, индивидуальная работа с детьми планируется с учётом требований, указанных выше.

Структура вечерней прогулки аналогична дневной, но может предусматривать проведение 1-2 подвижных игр, исключать трудовую деятельность, сюжетно-ролевую игру. При планировании прогулок целесообразно использовать картотеку наблюдений или картотеку прогулок со всеми структурными частями [8]. Картотеку студенты могут оформить на уроках педагогики, методики развития речи, экологического образования. Наличие такой картотеки освободит студентов от планирования прогулок в дневнике, достаточно будет лишь указать номер прогулки или номер наблюдения (в этом случае необходимо спланировать остальные структурные части прогулки в дневнике).

Конспекты утренней гимнастики, непосредственно образовательной деятельности могут, как и ранее, оформляться на отдельных листах.

Карточки с алгоритмом приёмов организации режимных процессов, структурных частей прогулки представлены в приложении 7.

Примеры художественного слова (потешек), используемых при проведении режимных процессов раскрыты в приложении 8.

Таким образом, освоение основ планирования студентами на практике наблюдений и пробных занятий будет способствовать повышению качества подготовки специалистов, их профессиональной компетентности, а также обеспечит подготовку к планированию на преддипломной практике в дошкольном учреждении.

 

Литература

1.Агавелян, М.Г., Данилова, Е.Ю. и др. Взаимодействие педагогов ДОУ с

родителями. - М., 2009.

2. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. –

М., 2003.

3. Алямовская, В.Г., Белая, К.Ю. и др. Ребенок за столом. - М., 2006.

4. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 2006.

5. Васильева, Н.Н., Новоторцева. Н.В. Развивающие игры для

дошкольников.- Ярославль, 2005.

6. Виноградова, Н.А., Позднякова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры старших

дошкольников - М., 2008.

7. Голицына, Н.С. Планирование воспитательно-образовательной работы с

детьми дошкольного возраста. - М., 2006.

8. Кобзева ,Т.Г., Александрова, Г.С. Организация деятельности детей на

прогулке. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2011.

9. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2011.

10. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. -М.,

2007.

11. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред.

М.А.Васильевой и др. - М., 2010.

12. Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях.- М.,2011 г.

13. Столяр, А.А., Касабуцкий,Н.И. и др. Давайте поиграем. - М., 2000.

14. Федеральные государственные требования к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования. М. -2011 г.

15. Чермашенцева, О.В. Основы безопасного поведения дошкольников:

занятия, планирование, рекомендации.- Волгоград : Учитель, 2010.

 

Приложение 1

Дневник

по педагогической практике

 

с детьми___________________группы

МБДОУ №__________________________

студентки (та)_________курса, группы________

ГАОУ МО СПО «Мурманский педагогический колледж»

Ф.И.О.

 

 

Начат:______________(дата) Руководитель практики:_______

Окончен:____________(дата)

 

 

Приложение 2

 

Сведения о МБДОУ №______________

Адрес МБДОУ:_____________________

Телефоны:______________________

Заведующая МБДОУ:Ф.И.О.

Старший воспитатель:________________________

Воспитатели группы:

______________________________________

______________________________________

Логопед: ___________________________________

Музыкальный руководитель:_________________________________

Инструктор по физическому воспитанию:_______________________

Руководитель изобразительной деятельности:____________________

Медицинский работник:______________________________________

 

 

Приложение 3

Дата Вид работы Содержание / анализ работы Примечание Оценка
10.10.   Наблюдение трудовой деятельности детей младшей группы.   Вопросы:   1.Какие виды труда наблюдали? 2.В какой форме организована трудовая деятельность детей? 3. Соответствуют ли трудовые навыки детей возрастной группе? 4. Какие методы и приёмы руководства трудовой деятельностью детей использованы педагогом? 5. Отношение детей к трудовому процессу?   Ответы на вопросы: 1.---------------------------------------------------  
17.10.     Самостоятельное проведение трудовой деятельности с детьми младшей группы   Трудовое поручение: протирание крупных листьев растения. Цель: Учить аккуратно, в направлении от черешка к кончику протирать листья растения, не разбрызгивать воду, правильно отжимать тряпочку. Воспитывать бережное отношение к растению. Закреплять название растения. Материал: фартуки, тазик, тряпочки. Руководство: Пришла в гости кукла, она просит детей научить ее, как правильно заботиться о растении. Кукла спрашивает у детей, как оно называется, вместе с детьми рассматривают растение: стебель, листочки, уточняют их форму, цвет. Что нужно сделать, чтобы листочки дышали? Чем можно протирать листья растения? Педагог опускает в воду тряпочку, отжимает её, кладет на ладонь листочек и показывает, в каком направлении нужно протирать тряпочкой пыль с растения. Кукла предлагает протереть листочки детям, в процессе работы восхищается, как дети выполняют работу, «наблюдает» за тем, чтобы дети аккуратно и в правильном направлении протирали пыль, выжимали тряпочку над тазиком, не разбрызгивая воду, затем благодарит малышей за помощь и прощается. Педагог положительно оценивает деятельность детей.    

 

 

Приложение 4

Конспект режимных процессов разработан преподавателем Черницыной Н.Ю.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...