Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины глобализации международного бизнеса.Причины глобализации международного бизнеса. Политические: 1) увеличение роли международных организаций, контролирующих международные рынки (ВТО, МВФ, группа Всемирного банка); 2) создание интеграционных группировок (ЕС, NAFTA, АСЕАН, МЕРКОСУР); 3) уменьшение барьеров в международной торговле и зарубежных инвестициях; 4) процессы приватизации; 5) увеличение количества демократических государств. Экономические. Глобализация рынков, цены, конкуренция позволяют фирмам располагать производство в странах с более низкими издержками производства. Технологические. Телекоммуникационные технологии, Интернет позволяют: 6) ускорить процесс обмена информацией, устанавливать более тесные связи с потребителями; 7) рекламировать продукцию в разных странах; 8) координировать производство и продвижение товаров и услуг в зарубежных филиалах; интенсифицировать Е-коммерцию. СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.Основная цель глобальной стратегии — максимизировать прибыль. В случае первичного выхода на зарубежный рынок цель может модифицироваться и сводиться только к получению прибыли. Достижение этой цели возможно путем использования двух видов стратегии (целевые стратегии): 1) стратегии снижения издержек; 2) стратегии дифференциации. Это связано с тем, что на международном рынке фирмы сталкиваются с двумя типами конкурентного воздействия: первый связан с необходимостью снижения издержек; второй — с необходимостью адаптации к местным рынкам. В этой связи в дополнении к основной цели перед фирмой стоят две задачи: 1) поиска путей снижения издержек и 2) адаптации товара к зарубежным рынкам. Поскольку последняя задача сводится к оказанию сопутствующих дополнительных услуг, решению проблем качества и дизайна товара, добавлению дополнительной стоимости и в конечном итоге увеличению цены, то это является противоречием между первой и второй задачами. Решение первой задачи сводится к поиску стран и факторов производства, позволяющих снизить издержки за счет более низкого уровня заработной платы или более дешевых источников сырья. Решение второй задачи зависит от возможности фирмы адаптироваться к следующим особенностям зарубежных рынков: • потребительские вкусы и предпочтения; • инфраструктурное разнообразие (доступность телекоммуникационных, банковских услуг, технические стандарты); • национальная специфика (например, лево/правостороннее движение); • разнообразие дистрибутивных каналов; • государственное регулирование и государственные заказы. В конечном итоге решение второй задачи, или реализация стратегии дифференциации, связано с возможностью создания добавленной стоимости, которая будет востребована покупателем. Как правило, добавленная стоимость связана с улучшением качественных характеристик товара, позволяющих в большей степени приспособить его к нуждам потребителя. Это дает возможность дифференцировать товар от аналогов, производимых конкурентами. Составляющие стратегической деятельности: • Основные: производство, маркетинг, продажи, послепродажное обслуживание. • Сопутствующие: инфраструктура (общая и административная), трудовой потенциал, НИОКР (R & D). МАКРОСРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЕЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ СЕЧЕНИЕ. Выделяют 3 аспекта макросреды: 1) Социо-культурное сечение 2) Политико-правовое сечение 3) Экономическое Социо-культурное сечение. Социальные показатели включают: 8) общее количество населения; 8) продолжительность жизни; 8) половозрастной состав; 8) темпы роста населения; 8) плотность населения (степень равномерности расселения населения по территории страны); 8) соотношение городского и сельского населения; 8) доля работающих женщин; 8) уровень разводов в стране; 8) образование. Культура — созданная в обществе система ценностей и норм, определяющих поведение граждан. Это одна из ключевых составляющих характеристик общества, имеющих существенные транс- и внутриграничные различия.В этой связи роль социально-культурных факторов приобретает в международном бизнесе особое значение. Социально-культурные факторы: 1) стратификация общества на классы и касты (сильная или слабая степень стратификации; мобильность между стратами); 2) индивидуализация (предпринимательские свободы; социальная, географическая, трансграничная мобильность граждан); 3) степень социального неравенства; 4) иерархия в бизнесе, масштабы равенства и неравенства (small power distance, large power distance); 5) дистанция между индивидуумами на разных уровнях иерархии; 6) отношения между индивидуумами в рамках одного уровня иерархии; 7) степень предпочтения работы в группах или индивидуально. К культурно-этическим составляющим относятся: 1) религия, вероисповедание; 2) этика: моральные принципы, ценности, определяющие поведение граждан. Следует иметь в виду основные религиозные направления, определяющие экономическое поведение Политико-правовое сечение Особенности политической системы определяются следующими детерминантами: 1) система национального правительства; 2) преобладание индивидуалистских или коллективистских начал; 3) соотношение демократии и тоталитаризма (коммунистический, теократический, родовой); 4) институциональная и правовая системы (правила, институты и законы, регулирующие экономическое поведение). Правовые аспекты бизнеса охватывают следующие основные направления: 1) система гражданского и уголовного права; 2) теократические законы; 3) бюрократические законы; 4) законодательство страны-реципиента; 5) международные законы и договоры. С точки зрения международного бизнеса особое значение имеют следующие составляющие правовой системы: 1) права собственности (использование ресурсов, использование доходов от ресурсов, правоприменение, степень государственного регулирования); 2) защита интеллектуальной собственности: а) патентование: исключительные права изобретателя на производство, использование, продажу изобретения; б) авторские права (писатели, композиторы, художники, публицисты); в) торговые марки — официально зарегистрированные названия и дизайн; Экономическое сечение Существует совокупность экономических показателей, позволяющих сделать ряд оценок для потенциальных инвесторов. К ним относятся: 1) ВНП, ВНП на душу населения. В соответствии с новыми показателями Всемирного банка, ВНП на душу населения расчитывается двояко: • по рыночной стоимости с учетом валютного курса (соотношение доллара и национальной валюты); • с учетом паритета покупательской способности (ППС). Темпы роста ВНП — один из наиболее важных показателей, так как высокие темпы роста (даже при относительно небольших объемах ВНП на душу населения) свидетельствуют о быстроразвивающемся рынке, что является важнейшим критерием для инвестора. 2) Распределение дохода между различными слоями населения: × реальные доходы населения; × потребительские расходы домохозяйств; × доли затрат на различные потребительские расходы; × доли владения товарами длительного пользования в потребительских расходах [доля затрат на средства передвижения, средства коммуникации (телефоны, сотовые телефоны), телевидение, персональные компьтеры, затраты на использование энергии]. 3) Объемы частного инвестирования. 4) Затраты на единицу труда. 5) Валютный курс. 6) Уровень инфляции. 7) Ставки процентов. АЛГОРИТМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ. процесс стратегического планирования в международной фирме может быть представлен в виде 4 взаимосвязанных блоков. Блок 1. Определение основных приоритетов. Внешнее окружение фирмы Выбор миссии и целей должен опираться на анализ внешней среды деятельности фирмы и ее собственного потенциала, так как сутью вырабатываемых здесь решений является конструктивное определение места фирмы на рынке. В условиях открытой экономики это означает поиск рыночной ниши и оценку ее «заселенности». Прежде всего при экспорте продукции необходимо принимать во внимание существующие в других странах стандарты и традиции потребления. существенное воздействие на международную деятельность фирмы оказывает государственное регулирование бизнеса. большое значение имеют действующие в данной стране правила налогообложения и антимонопольного регулирования. Состав стратегических данных Таким образом, к данным, необходимым для выработки стратегических решений, относятся: характеристика отрасли, информация о конкуренции, оценка внешних (внеотраслевых) факторов деятельности, прогнозы развития внешней среды, характеристика сильных и слабых сторон фирмы. Блок 2. Определение задач Состав и характер задач фирмы определяются соотношением внутренних и внешних факторов ее развития с долгосрочными целями общего характера. Анализ этих факторов охватывает четыре области: 1) финансовые ресурсы; 2) трудовые ресурсы; 3) производственные ресурсы; 4) влияние внешней среды. Анализ финансовых ресурсов Финансовые ресурсы характеризуются: а) нынешними и будущими поступлениями средств и потребностью в них (под поступлением средств имеется в виду предварительная оценка денежных потоков на достаточно длительный период) б) возможностью их перемещения (Имеются в виду такие аспекты мобильности, как свобода капитальных и иных вложений в стране размещения предприятия, ликвидность вложений, возможность репатриации прибыли) в) доступностью капитала (доступность капитала дифференцируется по его видам. Получение банковских кредитов обычно обусловлено наличием убедительного экономического обоснования и гарантий возврата. Привлечение инвесторов не требует ни гарантий, ни залога — достаточно, как правило, экономического обоснования) г) целями в отношении прибыли и дивидендов (У каждой группы лиц, имеющих какое-либо отношение к распределению прибыли, есть свои представления по этому поводу, и их согласование представляет собой сложную проблему, решаемую каждый раз исходя из конкретной ситуации.) Анализ трудовых ресурсов Из числа показателей, рекомендуемых для анализа трудовых ресурсов, отметим: а) общую численность персонала, в том числе по категориям и по отдельным функциям; б) уровень использования персонала; в) возможность перемещения работников с одного предприятия на другое; г) возможность привлечения дополнительных ресурсов. Анализ производственных ресурсов Анализ использования имеющихся производственных мощностей, как и трудовых ресурсов, нужен с позиций выравнивания загрузки и, для оценки целесообразности расширения производства. Анализ влияния внешней среды Последний раздел анализа потенциала фирмы касается влияния внешней среды. Предлагается рассматривать следующие моменты: а) изменения в системе снабжения и колебания цен; б) колебания спроса; в) конкурентные возможности по сравнению с другими фирмами; г) отношение общественности. Блок 3. Разработка стратегии После того, как все цели фирмы сформированы и произведена оценка их взаимной поддержки, происходит переход к следующему крупному блоку — разработке стратегии. Он начинается с анализа условий в каждой из стран, намеченных к освоению или уже освоенных фирмой, а также в стране ее базирования; эти условия объединяются в следующие группы: а) некоторые факторы из числа формирующих внутренние возможности; б) финансовые факторы; в) маркетинговые факторы; г) прочие факторы. Данное исследование частично дублирует проводимый на предыдущем этапе анализ возможностей не только через повторное рассмотрение отдельных факторов, но и путем повторного изучения того же предмета. Проводится анализ стратегических альтернатив международной деятельности. Необходимо при выборе стратегических альтернатив не ограничиваться определением наилучшей из них по каждой позиции, а ранжировать их в порядке убывания предпочтительности, вплоть до самых малопривлекательных. Выбор стратегических альтернатив в стране базирования. При всей значимости изучения условий за рубежом, первоочередную роль всегда играет адекватная и своевременная оценка тенденций развития обстановки у себя дома. Стратегия фирмы является результатом объединения признанных наиболее перспективными альтернатив деятельности в стране базирования и за рубежом. Блок 4. Реализация стратегии. Реализация стратегии проходит в три этапа: 1) разработка программ, планов и т.д. 2) выполнение планов 3) контроль и оценка эффективности
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ. С точки зрения международного бизнеса, фирмы могут использовать 4 базовые стратегии (стратегии функционирования) для вхождения и конкуренции на мировых и глобальных рынках: международная, многострановая, транснациональная (ТНК), глобальная. Каждая из них имеет собственные преимущества и недостатки. Правомерность применения варьируется в зависимости от целевых стратегий (стратегия снижения издержек или стратегия дифференциации) и от типа компании. Типы компаний выделяются соответственно: многострановая с зарубежными филиалами (многонациональная), международная, глобальная, ТНК. Организационная структура имеет много общих черт, но основные различия — в степени централизации деятельности и в системе взаимоотношений материнской и дочерних компаний, как следствие — разные стратегии функционирования на международных рынках.
Стратегия многострановой компании, имеющей филиалы (отделения) за рубежом. Структура компании — децентрализованная: большинство активов, ответственность и решения принимаются на местах. Филиалы достаточно автономны. Индивидуальный контроль: неформальные, неофициальные отношения между штаб-квартирой и филиалами, упрощенный финансовый контроль. Менталитет: менеджмент рассматривает зарубежные операции как портфельные инвестиции в независимый бизнес. Стратегия функционирования сориентирована на максимальную адаптацию товаров, маркетинга к потребностям зарубежных рынков. Полный, завершенный производственный цикл: производство, маркетинг, R & D в каждом зарубежном филиале. Необходимость производства недостающих деталей, изделий с целью усиления конкурентных преимуществ фирмы приводит к тому, что структура высокозатратная. Имеются ограничения в вопросах трансферта навыков и производств между филиалами. Пример. Развитие в 70—80-е гг. «Дженерал Моторс», создание филиалов в Европе.
Глобальная стратегия. Структура— централизованная: большинство стратегических решений и ответственность централизованы, так же как и имущество, и денежные средства. Операционный контроль: штаб-квартира жестко контролирует денежные средства, информацию, решения. Менталитет — глобальный: зарубежные филиалы рассматриваются как каналы распределения в рамках единого глобального рынка. Стратегия: в отличие от двух предыдущих компаний целевая стратегия нацелена на снижение издержек. Производство, маркетинг, R & D сосредоточены в основном в некоторых филиалах с наиболее благоприятными условиями. Стратегия не нацелена на адаптацию товаров и услуг к условиям местных рынков, так как это связано с ростом издержек. Вместо этого глобальные фирмы предпочитают стандартизацию, адаптацию к мировым рынкам и стандартам, что позволяет получать максимальные выгоды от экономии на масштабах производства. Также используются преимущества экономии на издержках для проведения агрессивной ценовой политики на мировых рынках. Данная стратегия оптимальна в случае необходимости снижения издержек при отсутствии потребности в адаптации товаров и услуг к местным рынкам; характерна для отраслей промышленного производства: например, огромный спрос на полупроводники позволил в значительной мере стандартизировать их производство в мировом масштабе. Однако подобная стратегия не подходит для производства потребительских товаров, которые должны быть в значительной мере адаптированы к потребностям местных рынков. Например, аудиоплейеры, автомобили, пищевые продукты. Глобальная стратегия не подходит, когда спрос на товары зависит от особенностей потребительских предпочтений. Примеры: «Intel», «Motorola», «Texas Instruments».
Транснациональная стратегия. Структура: сетевая организация, основанная на специализации и перераспределении ресурсов и возможностей. Контроль — взаимозависимость подразделений: большие потоки денежных средств, товаров, компонентов, работников, информации перемещаются между филиалами и головной компанией. Менталитет — транснациональный: процесс принятия решений базируется на сложной системе взаимосвязи и взаимо действия между структурными подразделениями. Транфсерт навыков, знаний, технологий, товаров осуществляется не только в одностороннем порядке, как в международной компании (от штаб-квартиры к филиалам), но и между самими филиалами, а также, что особенно важно, от филиалов к головной компании. Имеет место так называемое глобальное обучение («Global learning»). Транснациональная стратегия применяется в том случае, когда перед фирмой стоят одновременно две задачи (две целевые стратегии): необходимость снижения издержек и потребность в адаптации товаров и услуг к зарубежным рынкам. Это сложноре- ализуемая стратегия, так как она нацелена на достижение зачастую противоположных целей, что оказывает противоречивое воздействие на саму фирму, ведет к организационным проблемам, что в конечном итоге может повлиять на уменьшение эффективности функционирования корпорации. Можно выделить семь показателей, характеризующих направления глобализации (стандартизации) компании: 5) продукт; 6) рынки; 7) продвижение (promotion); 8) места создания добавленной стоимости; 9) конкурентная стратегия; 10) использование персонала из граждан страны-реципиента; 11) размер (величина) глобальной собственности. Эти возможности варьируются от нулевой стандартизации (МНК с зарубежными филиалами) до стандартизации по всем семи показателям (полностью глобальная). Управленческая задача — решить, как далеко фирма может продвинуться по этим направлениям. Например, производство стиральных машин может быть стандартизировано, так как везде люди стирают белье, но по экономическим причинам в бедных странах машины должны быть проще и дешевле, поэтому данный продукт не может быть стандартизирован глобально. Примеры: «Caterpillar», «Unilever», «General Motors».
МСП Характеристика международных совместных предприятий: совместное владение двумя или несколькими независимыми зарубежными фирмами, одна (или более) из фирм участниц которого — нерезидент для данной страны с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности. Доли собственности при этом могут варьироваться. Как правило, совместные предприятия создаются с равными долями собственности (50/50 %), при этом формируется совместная команда менеджеров. Если же какая-то из сторон имеет большую долю, она вправе устанавливать более жесткий контроль. Отличительной особенностью структуры управления совместным предприятием является равноправие сторон в процессах принятия решений, контролем за деятельностью фирмы, стратегическом планировании. Оперативно-тактическое руководство осуществляется высшим органом управления компанией, назначаемым совладельцами совместного предприятия. Паритетные начала управления компанией позволяют каждой из сторон извлекать наибольшую выгоду от совместной деятельности и способствуют развитию делового сотрудничества. Преимущества: - Возможность выйти из под дискриминационного действия местного законодательства по отношению к иностранным компаниям с полностью иностр.капиталом; - В большинстве случаев образование СП поощряется правительствами принимающих стран - Возможность разделения затрат капитала и рисков; - Относит.экономия на административных, упр-х и сбытовых расходах, связанных с деятельностью СП - Сокращение издержек и времени,необх-х для проникновения на рынок; - Служит в качестве своеобразного «поста подслушивания» - Обеспечивает более быстрое внедрение новой технологии в пр-во; - Позволяет с большей гибкостью регулировать передачу технологии - Обеспечивает большую степень контроля над использованием эк.ресурсов - Привлечения проф.опыта местных специалистов - Доступ к широкому спектру ресурсов; - Ориентация на долгоср.сотрудничество сторон в одной или нескольких сферах хоз.деят-ти Недостатки - Опасность нарушения законодательства о конкуренции - Ограничение междунар.фин.стратегии; - Трудность оценки вкладов партнеров - Потеря абс.контроля и свободы действий в маркет.операциях - В технологически ориентированном СП передача технологии явл. источником конфликтов - Проблемы, обусловленные распределением контроля - Партнер может не иметь управленческого опыта - Опасность застоя: партнер может препятствовать быстрым изменениям, соответствующим изменению ситуации на мировом рынке - Проблемы взаимоотношений между партнерами - СП требует особых усилий со стороны обоих партнеров для совмещения различных нац-х и корпоративных культур Классификация МСП: 1) Доля участия партнеров в капитале МСП · МСП, созданные на паритетных началах (участие примерно равных по силе партнеров; хар-ся равной долей капиталовложений партнеров) · МСП, с большей долей капитала (созд-е такого МСП обусловлено стремлением иностр.партнера обеспечить макс.контроль за деят-ю МСП; имеет место при отсутсвии у местного партнера финн.ср-в для увел-я своей доли в п/п) · МСП с меньшей долей ин.капитала (его созд-е может быть следствием накладываемых законодат-ом принимающей страны ограничений на участие ин.партнера в капитале МСП) 2) Вид деят-ти · МСП научно-исследовательского характера (цель- объедин-е опыта и резу-ов научных, проектных разработок для созд-я новых продуктов и т.д.) · Производственные МСП (цель- снижение издержек в процессе пр-ва и сбыта продуктов; применяются разл.комбинации матер.активов) · Закупочные (цель- закупки на местном рынке более дешевого сырья для пр-ва конечного продукта на п/п зар.партнеров) · Сбытовые (цель- освоение новых рынков сбыта) · Комплексные (сочетание разл-х видов деят-ти) 3) Стр-ра партнеров · С участием частных п/п (испол-ся наиболее часто (использ-е всех возможностей)) · С участием гос.п/п (совместные инвестиции осуществл-ся с целью осуществления стратегич-х отраслей д/нац. эк-ки, изыскания финн.ресурсов) 4) Правовая норма, регулирующая деят-ть МСП · Контрактное (договорное) МСП (обр-ся на основе договора, в кот. оговорены затраты, риск, прибыль, продолж-ть существования) · МСП, образованные в форме корпорации или товарищества 5) Связь этапов созд-я добавленной ст-ти · Горизонтальное МСП (интеграция одинаковых производственных или торговых этапов) · Вертикальное (интеграция последовательных произв. или торговых этапов) 6) Влияние партнеров на упр-е деят-ю МСП · Равновесное МСП (равное право оказывать влияние на принятие реш-я) · Асимметричное МСП (доминирует влияние одного из партнеров) 7) Число участников · Двустроннее (2 партнера) · Многостороннее (более 2) 8) Размер участников по годовому обороту капитала · Крупная компания (ТНК, МНК)/крупная компания · Крупная компания/ср., мелкая компания
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ Международному финансовому менеджеру приходится в своей работе учитывать значительно большее число рисков, чем менеджеру фирмы, работающему на внутреннем рынке. В частности, он должен постоянно анализировать валютно-курсовые, страновые и политические риски, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности. Валютный риск является разновидностью экономического риска, появление его связано с колебанием валютно-финансовой среды, в которой действует МНК, фирма, осуществляющая экспортно-импортную деятельность или банк, обслуживающий внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Валютный риск — вероятность потерь или недополучения прибыли по сравнению с планируемыми значениями в результате неблагоприятного изменения величины валютного курса. Бухгалтерский риск (эккаунтинговый ) — риск отчетный, бумажный. Он возникает в силу того, что изменения валютного курса могут негативно отразиться на нетто-стоимости фирмы при трансляции финансовой отчетности по внешнеэкономическим операциям из иностранной валюты в отечественную (трансляционный риск). Менеджеру также необходимо помнить, что существуют различные методы трансляции отчетности, которые применяются МНК. Они различаются по странам. Их применение зависит от того, для кого поставляется бухгалтерская информация — для акционеров, инвесторов или государства в лице налоговых органов. Существуют различные способы ведения учета, действующие в разных странах. Причинами различий в учетных системах стран являются социально-экономические, политические и географические факторы. Если потенциальная прибыль/убыток от валютного курса составляет значительную долю ожидаемой прибыли по планируемой операции, то компания будет относиться к риску гораздо более внимательно и искать пути к управлению им. Менеджмент риска включает: • использование всех возможных средств для избежания риска, приводящего к значительным убыткам; • контроль риска, если нет возможностей избежать его полностью, максимальное уменьшение суммы вероятных убытков; • сознательное согласие на риск или даже его преднамеренное увеличение в случае, если есть признаки благоприятного движения курса. Стратегия разделения риска Альтернативной стратегией управления валютными рисками между иностранными компаниями, имеющими долгосрочные деловые связи, является так называемая техника разделения рисков. Разделение рисков — это соглашение между компаниями, заключенное в форме договора, в котором покупатель и продавец соглашаются взять на себя определенную часть потерь, связанных с колебанием валютных курсов, независимо от того, какие потери компании понесли в действительности. Таким образом, если компании рассчитывают на долгосрочные взаимовыгодные отношения, и флуктуации валютного рынка не могут значительно повлиять на их финансовое состояние, то использование стратегии разделения рисков будет способствовать увеличению торгового оборота между компаниями, предсказуемости финансовых потоков и т. д. Причины глобализации международного бизнеса. Политические: 1) увеличение роли международных организаций, контролирующих международные рынки (ВТО, МВФ, группа Всемирного банка); 2) создание интеграционных группировок (ЕС, NAFTA, АСЕАН, МЕРКОСУР); 3) уменьшение барьеров в международной торговле и зарубежных инвестициях; 4) процессы приватизации; 5) увеличение количества демократических государств. Экономические. Глобализация рынков, цены, конкуренция позволяют фирмам располагать производство в странах с более низкими издержками производства. Технологические. Телекоммуникационные технологии, Интернет позволяют: 6) ускорить процесс обмена информацией, устанавливать более тесные связи с потребителями; 7) рекламировать продукцию в разных странах; 8) координировать производство и продвижение товаров и услуг в зарубежных филиалах; интенсифицировать Е-коммерцию. СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.Основная цель глобальной стратегии — максимизировать прибыль. В случае первичного выхода на зарубежный рынок цель может модифицироваться и сводиться только к получению прибыли. Достижение этой цели возможно путем использования двух видов стратегии (целевые стратегии): 1) стратегии снижения издержек; 2) стратегии дифференциации. Это связано с тем, что на международном рынке фирмы сталкиваются с двумя типами конкурентного воздействия: первый связан с необходимостью снижения издержек; второй — с необходимостью адаптации к местным рынкам. В этой связи в дополнении к основной цели перед фирмой стоят две задачи: 1) поиска путей снижения издержек и 2) адаптации товара к зарубежным рынкам. Поскольку последняя задача сводится к оказанию сопутствующих дополнительных услуг, решению проблем качества и дизайна товара, добавлению дополнительной стоимости и в конечном итоге увеличению цены, то это является противоречием между первой и второй задачами. Решение первой задачи сводится к поиску стран и факторов производства, позволяющих снизить издержки за счет более низкого уровня заработной платы или более дешевых источников сырья. Решение второй задачи зависит от возможности фирмы адаптироваться к следующим особенностям зарубежных рынков: • потребительские вкусы и предпочтения; • инфраструктурное разнообразие (доступность телекоммуникационных, банковских услуг, технические стандарты); • национальная специфика (например, лево/правостороннее движение); • разнообразие дистрибутивных каналов; • государственное регулирование и государственные заказы. В конечном итоге решение второй задачи, или реализация стратегии дифференциации, связано с возможностью создания добавленной стоимости, которая будет востребована покупателем. Как правило, добавленная стоимость связана с улучшением качественных характеристик товара, позволяющих в большей степени приспособить его к нуждам потребителя. Это дает возможность дифференцировать товар от аналогов, производимых конкурентами. Составляющие стратегической деятельности: • Основные: производство, маркетинг, продажи, послепродажное обслуживание. • Сопутствующие: инфраструктура (общая и административная), трудовой потенциал, НИОКР (R & D). МАКРОСРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЕЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ СЕЧЕНИЕ. Выделяют 3 аспекта макросреды: 1) Социо-культурное сечение 2) Политико-правовое сечение 3) Экономическое Социо-культурное сечение. Социальные показатели включают: 8) общее количество населения; 8) продолжительность жизни; 8) половозрастной состав; 8) темпы роста населения; 8) плотность населения (степень равномерности расселения населения по территории страны); 8) соотношение городского и сельского населения; 8) доля работающих женщин; 8) уровень разводов в стране; 8) образование. Культура — созданная в обществе система ценностей и норм, определяющих поведение граждан. Это одна из ключевых составляющих характеристик общества, имеющих существенные транс- и внутриграничные различия.В этой связи роль социально-культурных факторов приобретает в международном бизнесе особое значение. Социально-культурные факторы: 1) стратификация общества на классы и касты (сильная или слабая степень стратификации; мобильность между стратами); 2) индивидуализация (предпринимательские свободы; социальная, географическая, трансграничная мобильность граждан); 3) степень социального неравенства; 4) иерархия в бизнесе, масштабы равенства и неравенства (small power distance, large power distance); 5) дистанция между индивидуумами на разных уровнях иерархии; 6) отношения между индивидуумами в рамках одного уровня иерархии; 7) степень предпочтения работы в группах или индивидуально. К культурно-этическим составляющим относятся: 1) религия, вероисповедание; 2) этика: моральные принципы, ценности, определяющие поведение граждан. Следует иметь в виду основные религиозные направления, определяющие экономическое поведение Политико-правовое сечение Особенности политической системы определяются следующими детерминантами: 1) система национального правительства; 2) преобладание индивидуалистских или коллективистских начал; 3) соотношение демократии и тоталитаризма (коммунистический, теократический, родовой); 4) институциональная и правовая системы (правила, институты и законы, регулирующие экономическое поведение). Правовые аспекты бизнеса охватывают следующие основные направления: 1) система гражданского и уголовного права; 2) теократические законы; 3) бюрократические законы; 4) законодательство страны-реципиента; 5) международные законы и договоры. С точки зрения международного бизнеса особое значение имеют следующие составляющие правовой системы: 1) права собственности (использование ресурсов, использование доходов от ресурсов, правоприменение, степень государственного регулирования); 2) защита интеллектуальной собственности: а) патентование: исключительные права изобретателя на производство, использование, продажу изобретения; б) авторские права (писатели, композиторы, художники, публицисты); в) торговые марки — официально зарегистрированные названия и дизайн; Экономическое сечение Существует совокупность экономических показателей, позволяющих сделать ряд оценок для потенциальных инвесторов. К ним относятся: 1) ВНП, ВНП на душу населения. В соответствии с новыми показателями Всемирного банка, ВНП на душу населения расчитывается двояко: • по рыночной стоимости с учетом валютного курса (соотношение доллара и национальной валюты); • с учетом паритета покупательской способности (ППС). Темпы роста ВНП — один из наиболее важных показателей, так как высокие темпы роста (даже при относительно небольших объемах ВНП на душу населения) свидетельствуют о быстроразвивающемся рынке, что является важнейшим критерием для инвестора. 2) Распределение дохода между различными слоями населения: × реальные доходы населения; × потребительские расходы домохозяйств; × доли затрат на различные потребительские расходы; × доли владения товарами длительного пользования в потребительских расходах [доля затрат на средства передвижения, средства коммуникации (телефоны, сотовые телефоны), телевидение, персональные компьтеры, затраты на использование энергии]. 3) Объемы частного инвестирования. 4) Затраты на единицу труда. 5) Валютный курс. 6) Уровень инфляции. 7) Ставки процентов. АЛГОРИТМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ. процесс стратегического планирования в международной фирме может быть представлен в виде 4 взаимосвязанных блоков. Блок 1. Определение основных приоритетов. Внешнее окружение фирмы Выбор миссии и целей должен опираться на анализ внешней среды деятельности фирмы и ее собственного потенциала, так как сутью вырабатываемых здесь решений является конструктивное определение места фирмы на рынке. В условиях открытой экономики это означает поиск рыночной ниши и оценку ее «заселенности». Прежде всего при экспорте продукц |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |