Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины глобализации международного бизнеса.

Причины глобализации международного бизнеса.

Политические:

1) увеличение роли международных организаций, контро­лирующих международные рынки (ВТО, МВФ, группа Всемирного банка);

2) создание интеграционных группировок (ЕС, NAFTA, АСЕАН, МЕРКОСУР);

3) уменьшение барьеров в международной торговле и зару­бежных инвестициях;

4) процессы приватизации;

5) увеличение количества демократических государств.

Экономические.

Глобализация рынков, цены, конкуренция позволяют фир­мам располагать производство в странах с более низкими издер­жками производства.

Технологические.

Телекоммуникационные технологии, Интернет позволяют:

6) ускорить процесс обмена информацией, устанавливать бо­лее тесные связи с потребителями;

7) рекламировать продукцию в разных странах;

8) координировать производство и продвижение товаров и услуг в зарубежных филиалах;

интенсифицировать Е-коммерцию.


СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.Основная цель глобальной стратегии — максимизировать прибыль. В случае первичного выхода на зарубежный рынок цель может модифицироваться и сводиться только к получению при­были. Достижение этой цели возможно путем использования двух видов стратегии (целевые стратегии):

1) стратегии снижения издержек;

2) стратегии дифференциации.

Это связано с тем, что на международном рынке фирмы сталкиваются с двумя типами конкурентного воздействия: пер­вый связан с необходимостью снижения издержек; второй — с необходимостью адаптации к местным рынкам. В этой связи в дополнении к основной цели перед фирмой стоят две задачи: 1) поиска путей снижения издержек и 2) адаптации товара к за­рубежным рынкам.

Поскольку последняя задача сводится к оказанию сопут­ствующих дополнительных услуг, решению проблем качества и дизайна товара, добавлению дополнительной стоимости и в ко­нечном итоге увеличению цены, то это является противоречием между первой и второй задачами.

Решение первой задачи сводится к поиску стран и факто­ров производства, позволяющих снизить издержки за счет бо­лее низкого уровня заработной платы или более дешевых ис­точников сырья.

Решение второй задачи зависит от возможности фирмы адап­тироваться к следующим особенностям зарубежных рынков:

• потребительские вкусы и предпочтения;

• инфраструктурное разнообразие (доступность телеком­муникационных, банковских услуг, технические стан­дарты);

• национальная специфика (например, лево/правосторон­нее движение);

• разнообразие дистрибутивных каналов;

• государственное регулирование и государственные за­казы.

В конечном итоге решение второй задачи, или реализация стратегии дифференциации, связано с возможностью создания добавленной стоимости, которая будет востребована покупате­лем. Как правило, добавленная стоимость связана с улучшением качественных характеристик товара, позволяющих в большей сте­пени приспособить его к нуждам потребителя. Это дает возмож­ность дифференцировать товар от аналогов, производимых кон­курентами.

Составляющие стратегической деятельности:

• Основные: производство, маркетинг, продажи, послепро­дажное обслуживание.

• Сопутствующие: инфраструктура (общая и администра­тивная), трудовой потенциал, НИОКР (R & D).


МАКРОСРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЕЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ СЕЧЕНИЕ.

Выделяют 3 аспекта макросреды:

1) Социо-культурное сечение

2) Политико-правовое сечение

3) Экономическое

Социо-культурное сечение.

Социальные показатели включают:

8) общее количество населения;

8) продолжительность жизни;

8) половозрастной состав;

8) темпы роста населения;

8) плотность населения (степень равномерности расселения населения по территории страны);

8) соотношение городского и сельского населения;

8) доля работающих женщин;

8) уровень разводов в стране;

8) образование.

Культура — созданная в обществе система ценностей и норм, определяющих поведение граждан. Это одна из клю­чевых составляющих характеристик общества, имеющих су­щественные транс- и внутриграничные различия.В этой связи роль социально-культурных факторов приоб­ретает в международном бизнесе особое значение. Социально-культурные факторы:

1) стратификация общества на классы и касты (сильная или слабая степень стратификации; мобильность между стратами);

2) индивидуализация (предпринимательские свободы; социальная, географическая, трансграничная мобильность граждан);

3) степень социального неравенства;

4) иерархия в бизнесе, масштабы равенства и неравенства (small power distance, large power distance);

5) дистанция между индивидуумами на разных уровнях иерархии;

6) отношения между индивидуумами в рамках одного уров­ня иерархии;

7) степень предпочтения работы в группах или индивидуально.

К культурно-этическим составляющим относятся:

1) религия, вероисповедание;

2) этика: моральные принципы, ценности, определяющие поведение граждан.

Следует иметь в виду основные религиозные направления, определяющие экономическое поведение

Политико-правовое сечение

Особенности политической системы определяются следую­щими детерминантами:

1) система национального правительства;

2) преобладание индивидуалистских или коллективистских начал;

3) соотношение демократии и тоталитаризма (коммунисти­ческий, теократический, родовой);

4) институциональная и правовая системы (правила, инсти­туты и законы, регулирующие экономическое поведение).

Правовые аспекты бизнеса охватывают следующие основ­ные направления:

1) система гражданского и уголовного права;

2) теократические законы;

3) бюрократические законы;

4) законодательство страны-реципиента;

5) международные законы и договоры.

С точки зрения международного бизнеса особое значение имеют следующие составляющие правовой системы:

1) права собственности (использование ресурсов, использо­вание доходов от ресурсов, правоприменение, степень го­сударственного регулирования);

2) защита интеллектуальной собственности:

а) патентование: исключительные права изобретателя на производство, использование, продажу изобретения;

б) авторские права (писатели, композиторы, художни­ки, публицисты);

в) торговые марки — официально зарегистрированные названия и дизайн;

Экономическое сечение

Существует совокупность экономических показателей, по­зволяющих сделать ряд оценок для потенциальных инвесторов. К ним относятся:

1) ВНП, ВНП на душу населения.

В соответствии с новыми показателями Всемирного банка, ВНП на душу населения расчитывается двояко:

• по рыночной стоимости с учетом валютного курса (со­отношение доллара и национальной валюты);

• с учетом паритета покупательской способности (ППС).

Темпы роста ВНП — один из наиболее важных показате­лей, так как высокие темпы роста (даже при относительно не­больших объемах ВНП на душу населения) свидетельствуют о быстроразвивающемся рынке, что является важнейшим крите­рием для инвестора.

2) Распределение дохода между различными слоями населения:

× реальные доходы населения;

× потребительские расходы домохозяйств;

× доли затрат на различные потребительские расходы;

× доли владения товарами длительного пользования в пот­ребительских расходах [доля затрат на средства передви­жения, средства коммуникации (телефоны, сотовые те­лефоны), телевидение, персональные компьтеры, затра­ты на использование энергии].

3) Объемы частного инвестирования.

4) Затраты на единицу труда.

5) Валютный курс.

6) Уровень инфляции.

7) Ставки процентов.


АЛГОРИТМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ. процесс стратегического планирования в международной фирме может быть представлен в виде 4 взаимосвязанных блоков.

Блок 1. Определение основных приоритетов.

Внешнее окружение фирмы

Выбор миссии и целей должен опираться на анализ внешней среды деятельности фирмы и ее собственного потенциала, так как сутью вырабатываемых здесь решений является конструктивное определение места фирмы на рынке. В условиях открытой экономики это означает поиск рыночной ниши и оценку ее «заселенности».

Прежде всего при экспорте продукции необходимо принимать во внимание существующие в других странах стандарты и традиции потребления. существенное воздействие на международную деятельность фирмы оказывает государственное регулирование бизнеса. большое значение имеют действующие в данной стране правила налогообложения и антимонопольного регулирования.

Состав стратегических данных

Таким образом, к данным, необходимым для выработки стратегических решений, относятся: характеристика отрасли, информация о конкуренции, оценка внешних (внеотраслевых) факторов деятельности, прогнозы развития внешней среды, характеристика сильных и слабых сторон фирмы.

Блок 2. Определение задач

Состав и характер задач фирмы определяются соотношением внутренних и внешних факторов ее развития с долгосрочными целями общего характера. Анализ этих факторов охватывает четыре области:

1) финансовые ресурсы;

2) трудовые ресурсы;

3) производственные ресурсы;

4) влияние внешней среды.

Анализ финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы характеризуются:

а) нынешними и будущими поступлениями средств и потребностью в них (под поступлением средств имеется в виду предварительная оценка денежных потоков на достаточно длительный период)

б) возможностью их перемещения (Имеются в виду такие аспекты мобильности, как свобода капитальных и иных вложений в стране размещения предприятия, ликвидность вложений, возможность репатриации прибыли)

в) доступностью капитала (доступность капитала дифференцируется по его видам. Получение банковских кредитов обычно обусловлено наличием убедительного экономического обоснования и гарантий возврата. Привлечение инвесторов не требует ни гарантий, ни залога — достаточно, как правило, экономического обоснования)

г) целями в отношении прибыли и дивидендов (У каждой группы лиц, имеющих какое-либо отношение к распределению прибыли, есть свои представления по этому поводу, и их согласование представляет собой сложную проблему, решаемую каждый раз исходя из конкретной ситуации.)

Анализ трудовых ресурсов

Из числа показателей, рекомендуемых для анализа трудовых ресурсов, отметим: а) общую численность персонала, в том числе по категориям и по отдельным функциям; б) уровень использования персонала; в) возможность перемещения работников с одного предприятия на другое; г) возможность привлечения дополнительных ресурсов.

Анализ производственных ресурсов

Анализ использования имеющихся производственных мощностей, как и трудовых ресурсов, нужен с позиций выравнивания загрузки и, для оценки целесообразности расширения производства.

Анализ влияния внешней среды

Последний раздел анализа потенциала фирмы касается влияния внешней среды. Предлагается рассматривать следующие моменты: а) изменения в системе снабжения и колебания цен; б) колебания спроса; в) конкурентные возможности по сравнению с другими фирмами; г) отношение общественности.

Блок 3. Разработка стратегии

После того, как все цели фирмы сформированы и произведена оценка их взаимной поддержки, проис­ходит переход к следующему крупному блоку — разработке стратегии. Он начинается с анализа условий в каждой из стран, намеченных к освоению или уже освоенных фирмой, а также в стране ее базирования; эти условия объединяются в следующие группы: а) некоторые факторы из числа формирующих внутренние возможности; б) финансовые факторы; в) маркетинговые факторы; г) прочие факторы.

Данное исследование частично дублирует проводимый на предыдущем этапе анализ возможностей не только через повторное рассмотрение отдельных факторов, но и путем повторного изучения того же предмета.

Проводится анализ стратегических альтернатив международной деятельности. Необходимо при выборе стратегических альтернатив не ограничиваться определением наилучшей из них по каждой позиции, а ранжировать их в порядке убывания предпочтительности, вплоть до самых малопривлекательных.

Выбор стратегических альтернатив в стране базирования. При всей значимости изучения условий за рубежом, первоочередную роль всегда играет адекватная и своевременная оценка тенденций развития обстановки у себя дома.

Стратегия фирмы является результатом объединения признанных наиболее перспективными альтернатив деятельности в стране базирования и за рубежом.

Блок 4. Реализация стратегии.

Реализация стратегии проходит в три этапа: 1) разработка программ, планов и т.д. 2) выполнение планов 3) контроль и оценка эффективности

 


СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ. С точки зрения международного бизнеса, фирмы могут использовать 4 базовые стратегии (стратегии функциониро­вания) для вхождения и конкуренции на мировых и гло­бальных рынках: международная, многострановая, транснацио­нальная (ТНК), глобальная.

Каждая из них имеет собственные преимущества и недо­статки. Правомерность применения варьируется в зависимости от целевых стратегий (стратегия снижения издержек или стратегия дифференциации) и от типа компании. Типы компаний выделяются соответственно: многострано­вая с зарубежными филиалами (многонациональная), междуна­родная, глобальная, ТНК. Организационная структура имеет много общих черт, но основные различия — в степени централизации деятельности и в системе взаимоотношений материнской и до­черних компаний, как следствие — разные стратегии функцио­нирования на международных рынках.

 

Стратегия многострановой компании, имеющей филиалы (отделения) за рубежом.

Структура компании — децентрализованная: большинство активов, ответственность и решения принимаются на местах. Филиалы достаточно автономны.

Индивидуальный контроль: неформальные, неофициальные отношения между штаб-квартирой и филиалами, упрощенный финансовый контроль.

Менталитет: менеджмент рассматривает зарубежные опе­рации как портфельные инвестиции в независимый бизнес.

Стратегия функционирования сориентирована на макси­мальную адаптацию товаров, маркетинга к потребностям зару­бежных рынков. Полный, завершенный производственный цикл:

производство, маркетинг, R & D в каждом зарубежном филиа­ле. Необходимость производства недостающих деталей, изделий с целью усиления конкурентных преимуществ фирмы приво­дит к тому, что структура высокозатратная. Имеются ограниче­ния в вопросах трансферта навыков и производств между фи­лиалами.

Пример. Развитие в 70—80-е гг. «Дженерал Моторс», создание фи­лиалов в Европе.

 

Глобальная стратегия.

Структура— централизованная: большинство стратегичес­ких решений и ответственность централизованы, так же как и имущество, и денежные средства.

Операционный контроль: штаб-квартира жестко контролиру­ет денежные средства, информацию, решения.

Менталитет — глобальный: зарубежные филиалы рассмат­риваются как каналы распределения в рамках единого глобаль­ного рынка.

Стратегия: в отличие от двух предыдущих компаний це­левая стратегия нацелена на снижение издержек. Производство, маркетинг, R & D сосредоточены в основном в некоторых филиалах с наиболее благоприятными условиями. Стратегия не нацелена на адаптацию товаров и услуг к условиям мест­ных рынков, так как это связано с ростом издержек. Вместо этого глобальные фирмы предпочитают стандартизацию, адап­тацию к мировым рынкам и стандартам, что позволяет полу­чать максимальные выгоды от экономии на масштабах произ­водства. Также используются преимущества экономии на из­держках для проведения агрессивной ценовой политики на мировых рынках.

Данная стратегия оптимальна в случае необходимости сни­жения издержек при отсутствии потребности в адаптации това­ров и услуг к местным рынкам; характерна для отраслей про­мышленного производства: например, огромный спрос на полу­проводники позволил в значительной мере стандартизировать их производство в мировом масштабе.

Однако подобная стратегия не подходит для производства потребительских товаров, которые должны быть в значительной мере адаптированы к потребностям местных рынков. Например, аудиоплейеры, автомобили, пищевые продукты.

Глобальная стратегия не подходит, когда спрос на товары зависит от особенностей потребительских предпочтений.

Примеры: «Intel», «Motorola», «Texas Instruments».

 

Транснациональная стратегия.

Структура: сетевая организация, основанная на специали­зации и перераспределении ресурсов и возможностей.

Контроль — взаимозависимость подразделений: большие потоки денежных средств, товаров, компонентов, работни­ков, информации перемещаются между филиалами и голов­ной компанией.

Менталитет — транснациональный: процесс принятия ре­шений базируется на сложной системе взаимосвязи и взаимо­ действия между структурными подразделениями. Транфсерт на­выков, знаний, технологий, товаров осуществляется не толь­ко в одностороннем порядке, как в международной компании (от штаб-квартиры к филиалам), но и между самими филиа­лами, а также, что особенно важно, от филиалов к головной компании. Имеет место так называемое глобальное обучение («Global learning»).

Транснациональная стратегия применяется в том случае, ког­да перед фирмой стоят одновременно две задачи (две целевые стратегии): необходимость снижения издержек и потребность в адаптации товаров и услуг к зарубежным рынкам. Это сложноре- ализуемая стратегия, так как она нацелена на достижение зачас­тую противоположных целей, что оказывает противоречивое воз­действие на саму фирму, ведет к организационным проблемам, что в конечном итоге может повлиять на уменьшение эффектив­ности функционирования корпорации.

Можно выделить семь показателей, характеризующих на­правления глобализации (стандартизации) компании:

5) продукт;

6) рынки;

7) продвижение (promotion);

8) места создания добавленной стоимости;

9) конкурентная стратегия;

10) использование персонала из граждан страны-реципи­ента;

11) размер (величина) глобальной собственности.

Эти возможности варьируются от нулевой стандартизации (МНК с зарубежными филиалами) до стандартизации по всем семи показателям (полностью глобальная).

Управленческая задача — решить, как далеко фирма мо­жет продвинуться по этим направлениям. Например, произ­водство стиральных машин может быть стандартизировано, так как везде люди стирают белье, но по экономическим причи­нам в бедных странах машины должны быть проще и дешевле, поэтому данный продукт не может быть стандартизирован гло­бально.

Примеры: «Caterpillar», «Unilever», «General Motors».


 

 

МСП

Характеристика международных совместных предприятий: совместное владение двумя или несколькими независи­мыми зарубежными фирмами, одна (или более) из фирм участниц которого — нерезидент для данной страны с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности. Доли собственности при этом могут варьироваться. Как прави­ло, совместные предприятия создаются с равными доля­ми собственности (50/50 %), при этом формируется со­вместная команда менеджеров. Если же какая-то из сто­рон имеет большую долю, она вправе устанавливать бо­лее жесткий контроль.

Отличительной особенностью структуры управления совместным предприятием является равноправие сторон в процессах принятия решений, контролем за деятельностью фирмы, стратегическом планировании. Оперативно-тактическое руководство осуществляется высшим органом управления компанией, назначаемым совладельцами совместного предприятия. Паритетные начала управления компанией позволяют каждой из сторон извлекать наибольшую выгоду от совместной деятельности и способствуют развитию делового сотрудничества.

Преимущества:

- Возможность выйти из под дискриминационного действия местного законодательства по отношению к иностранным компаниям с полностью иностр.капиталом;

- В большинстве случаев образование СП поощряется правительствами принимающих стран

- Возможность разделения затрат капитала и рисков;

- Относит.экономия на административных, упр-х и сбытовых расходах, связанных с деятельностью СП

- Сокращение издержек и времени,необх-х для проникновения на рынок;

- Служит в качестве своеобразного «поста подслушивания»

- Обеспечивает более быстрое внедрение новой технологии в пр-во;

- Позволяет с большей гибкостью регулировать передачу технологии

- Обеспечивает большую степень контроля над использованием эк.ресурсов

- Привлечения проф.опыта местных специалистов

- Доступ к широкому спектру ресурсов;

- Ориентация на долгоср.сотрудничество сторон в одной или нескольких сферах хоз.деят-ти

Недостатки

- Опасность нарушения законодательства о конкуренции

- Ограничение междунар.фин.стратегии;

- Трудность оценки вкладов партнеров

- Потеря абс.контроля и свободы действий в маркет.операциях

- В технологически ориентированном СП передача технологии явл. источником конфликтов

- Проблемы, обусловленные распределением контроля

- Партнер может не иметь управленческого опыта

- Опасность застоя: партнер может препятствовать быстрым изменениям, соответствующим изменению ситуации на мировом рынке

- Проблемы взаимоотношений между партнерами

- СП требует особых усилий со стороны обоих партнеров для совмещения различных нац-х и корпоративных культур

Классификация МСП:

1) Доля участия партнеров в капитале МСП

· МСП, созданные на паритетных началах (участие примерно равных по силе партнеров; хар-ся равной долей капиталовложений партнеров)

· МСП, с большей долей капитала (созд-е такого МСП обусловлено стремлением иностр.партнера обеспечить макс.контроль за деят-ю МСП; имеет место при отсутсвии у местного партнера финн.ср-в для увел-я своей доли в п/п)

· МСП с меньшей долей ин.капитала (его созд-е может быть следствием накладываемых законодат-ом принимающей страны ограничений на участие ин.партнера в капитале МСП)

2) Вид деят-ти

· МСП научно-исследовательского характера (цель- объедин-е опыта и резу-ов научных, проектных разработок для созд-я новых продуктов и т.д.)

· Производственные МСП (цель- снижение издержек в процессе пр-ва и сбыта продуктов; применяются разл.комбинации матер.активов)

· Закупочные (цель- закупки на местном рынке более дешевого сырья для пр-ва конечного продукта на п/п зар.партнеров)

· Сбытовые (цель- освоение новых рынков сбыта)

· Комплексные (сочетание разл-х видов деят-ти)

3) Стр-ра партнеров

· С участием частных п/п (испол-ся наиболее часто (использ-е всех возможностей))

· С участием гос.п/п (совместные инвестиции осуществл-ся с целью осуществления стратегич-х отраслей д/нац. эк-ки, изыскания финн.ресурсов)

4) Правовая норма, регулирующая деят-ть МСП

· Контрактное (договорное) МСП (обр-ся на основе договора, в кот. оговорены затраты, риск, прибыль, продолж-ть существования)

· МСП, образованные в форме корпорации или товарищества

5) Связь этапов созд-я добавленной ст-ти

· Горизонтальное МСП (интеграция одинаковых производственных или торговых этапов)

· Вертикальное (интеграция последовательных произв. или торговых этапов)

6) Влияние партнеров на упр-е деят-ю МСП

· Равновесное МСП (равное право оказывать влияние на принятие реш-я)

· Асимметричное МСП (доминирует влияние одного из партнеров)

7) Число участников

· Двустроннее (2 партнера)

· Многостороннее (более 2)

8) Размер участников по годовому обороту капитала

· Крупная компания (ТНК, МНК)/крупная компания

· Крупная компания/ср., мелкая компания

 


РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ

Международному финансовому менеджеру приходится в своей работе учитывать значительно большее число рисков, чем менеджеру фирмы, работающему на внутреннем рынке. В частности, он должен постоянно анализировать валютно-курсовые, страновые и политические риски, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.

Валютный риск является разновидностью экономического риска, появление его связано с колебанием валютно-финансовой среды, в которой действует МНК, фирма, осуществляющая экспортно-импортную деятельность или банк, обслуживающий внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов.

Валютный риск — вероятность потерь или недополучения прибыли по сравнению с планируемыми значениями в результате неблагоприятного изменения величины валютного курса.

Бухгалтерский риск (эккаунтинговый ) — риск отчетный, бумажный. Он возникает в силу того, что изменения валютного курса могут негативно отразиться на нетто-стоимости фирмы при трансляции финансовой отчетности по внешнеэкономическим операциям из иностранной валюты в отечественную (трансляционный риск).

Менеджеру также необходимо помнить, что существуют различные методы трансляции отчетности, которые применяются МНК. Они различаются по странам. Их применение зависит от того, для кого поставляется бухгалтерская информация — для акционеров, инвесторов или государства в лице налоговых органов.

Существуют различные способы ведения учета, действующие в разных странах. Причинами различий в учетных системах стран являются социально-экономические, политические и географические факторы.

Если потенциальная прибыль/убыток от валютного курса составляет значительную долю ожидаемой прибыли по планируемой операции, то компания будет относиться к риску гораздо более внимательно и искать пути к управлению им. Менеджмент риска включает:

• использование всех возможных средств для избежания риска, приводящего к значительным

убыткам;

• контроль риска, если нет возможностей избежать его полностью, максимальное уменьшение суммы

вероятных убытков;

• сознательное согласие на риск или даже его преднамеренное увеличение в случае, если есть

признаки благоприятного движения курса.

Стратегия разделения риска

Альтернативной стратегией управления валютными рисками между иностранными компаниями, имеющими долгосрочные деловые связи, является так называемая техника разделения рисков.

Разделение рисков — это соглашение между компаниями, заключенное в форме договора, в котором

покупатель и продавец соглашаются взять на себя определенную часть потерь, связанных с колебанием валютных курсов, независимо от того, какие потери компании понесли в действительности.

Таким образом, если компании рассчитывают на долгосрочные взаимовыгодные отношения, и флуктуации валютного рынка не могут значительно повлиять на их финансовое состояние, то использование стратегии разделения рисков будет способствовать увеличению торгового оборота между компаниями, предсказуемости финансовых потоков и т. д.

Причины глобализации международного бизнеса.

Политические:

1) увеличение роли международных организаций, контро­лирующих международные рынки (ВТО, МВФ, группа Всемирного банка);

2) создание интеграционных группировок (ЕС, NAFTA, АСЕАН, МЕРКОСУР);

3) уменьшение барьеров в международной торговле и зару­бежных инвестициях;

4) процессы приватизации;

5) увеличение количества демократических государств.

Экономические.

Глобализация рынков, цены, конкуренция позволяют фир­мам располагать производство в странах с более низкими издер­жками производства.

Технологические.

Телекоммуникационные технологии, Интернет позволяют:

6) ускорить процесс обмена информацией, устанавливать бо­лее тесные связи с потребителями;

7) рекламировать продукцию в разных странах;

8) координировать производство и продвижение товаров и услуг в зарубежных филиалах;

интенсифицировать Е-коммерцию.


СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.Основная цель глобальной стратегии — максимизировать прибыль. В случае первичного выхода на зарубежный рынок цель может модифицироваться и сводиться только к получению при­были. Достижение этой цели возможно путем использования двух видов стратегии (целевые стратегии):

1) стратегии снижения издержек;

2) стратегии дифференциации.

Это связано с тем, что на международном рынке фирмы сталкиваются с двумя типами конкурентного воздействия: пер­вый связан с необходимостью снижения издержек; второй — с необходимостью адаптации к местным рынкам. В этой связи в дополнении к основной цели перед фирмой стоят две задачи: 1) поиска путей снижения издержек и 2) адаптации товара к за­рубежным рынкам.

Поскольку последняя задача сводится к оказанию сопут­ствующих дополнительных услуг, решению проблем качества и дизайна товара, добавлению дополнительной стоимости и в ко­нечном итоге увеличению цены, то это является противоречием между первой и второй задачами.

Решение первой задачи сводится к поиску стран и факто­ров производства, позволяющих снизить издержки за счет бо­лее низкого уровня заработной платы или более дешевых ис­точников сырья.

Решение второй задачи зависит от возможности фирмы адап­тироваться к следующим особенностям зарубежных рынков:

• потребительские вкусы и предпочтения;

• инфраструктурное разнообразие (доступность телеком­муникационных, банковских услуг, технические стан­дарты);

• национальная специфика (например, лево/правосторон­нее движение);

• разнообразие дистрибутивных каналов;

• государственное регулирование и государственные за­казы.

В конечном итоге решение второй задачи, или реализация стратегии дифференциации, связано с возможностью создания добавленной стоимости, которая будет востребована покупате­лем. Как правило, добавленная стоимость связана с улучшением качественных характеристик товара, позволяющих в большей сте­пени приспособить его к нуждам потребителя. Это дает возмож­ность дифференцировать товар от аналогов, производимых кон­курентами.

Составляющие стратегической деятельности:

• Основные: производство, маркетинг, продажи, послепро­дажное обслуживание.

• Сопутствующие: инфраструктура (общая и администра­тивная), трудовой потенциал, НИОКР (R & D).


МАКРОСРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЕЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ СЕЧЕНИЕ.

Выделяют 3 аспекта макросреды:

1) Социо-культурное сечение

2) Политико-правовое сечение

3) Экономическое

Социо-культурное сечение.

Социальные показатели включают:

8) общее количество населения;

8) продолжительность жизни;

8) половозрастной состав;

8) темпы роста населения;

8) плотность населения (степень равномерности расселения населения по территории страны);

8) соотношение городского и сельского населения;

8) доля работающих женщин;

8) уровень разводов в стране;

8) образование.

Культура — созданная в обществе система ценностей и норм, определяющих поведение граждан. Это одна из клю­чевых составляющих характеристик общества, имеющих су­щественные транс- и внутриграничные различия.В этой связи роль социально-культурных факторов приоб­ретает в международном бизнесе особое значение. Социально-культурные факторы:

1) стратификация общества на классы и касты (сильная или слабая степень стратификации; мобильность между стратами);

2) индивидуализация (предпринимательские свободы; социальная, географическая, трансграничная мобильность граждан);

3) степень социального неравенства;

4) иерархия в бизнесе, масштабы равенства и неравенства (small power distance, large power distance);

5) дистанция между индивидуумами на разных уровнях иерархии;

6) отношения между индивидуумами в рамках одного уров­ня иерархии;

7) степень предпочтения работы в группах или индивидуально.

К культурно-этическим составляющим относятся:

1) религия, вероисповедание;

2) этика: моральные принципы, ценности, определяющие поведение граждан.

Следует иметь в виду основные религиозные направления, определяющие экономическое поведение

Политико-правовое сечение

Особенности политической системы определяются следую­щими детерминантами:

1) система национального правительства;

2) преобладание индивидуалистских или коллективистских начал;

3) соотношение демократии и тоталитаризма (коммунисти­ческий, теократический, родовой);

4) институциональная и правовая системы (правила, инсти­туты и законы, регулирующие экономическое поведение).

Правовые аспекты бизнеса охватывают следующие основ­ные направления:

1) система гражданского и уголовного права;

2) теократические законы;

3) бюрократические законы;

4) законодательство страны-реципиента;

5) международные законы и договоры.

С точки зрения международного бизнеса особое значение имеют следующие составляющие правовой системы:

1) права собственности (использование ресурсов, использо­вание доходов от ресурсов, правоприменение, степень го­сударственного регулирования);

2) защита интеллектуальной собственности:

а) патентование: исключительные права изобретателя на производство, использование, продажу изобретения;

б) авторские права (писатели, композиторы, художни­ки, публицисты);

в) торговые марки — официально зарегистрированные названия и дизайн;

Экономическое сечение

Существует совокупность экономических показателей, по­зволяющих сделать ряд оценок для потенциальных инвесторов. К ним относятся:

1) ВНП, ВНП на душу населения.

В соответствии с новыми показателями Всемирного банка, ВНП на душу населения расчитывается двояко:

• по рыночной стоимости с учетом валютного курса (со­отношение доллара и национальной валюты);

• с учетом паритета покупательской способности (ППС).

Темпы роста ВНП — один из наиболее важных показате­лей, так как высокие темпы роста (даже при относительно не­больших объемах ВНП на душу населения) свидетельствуют о быстроразвивающемся рынке, что является важнейшим крите­рием для инвестора.

2) Распределение дохода между различными слоями населения:

× реальные доходы населения;

× потребительские расходы домохозяйств;

× доли затрат на различные потребительские расходы;

× доли владения товарами длительного пользования в пот­ребительских расходах [доля затрат на средства передви­жения, средства коммуникации (телефоны, сотовые те­лефоны), телевидение, персональные компьтеры, затра­ты на использование энергии].

3) Объемы частного инвестирования.

4) Затраты на единицу труда.

5) Валютный курс.

6) Уровень инфляции.

7) Ставки процентов.


АЛГОРИТМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ. процесс стратегического планирования в международной фирме может быть представлен в виде 4 взаимосвязанных блоков.

Блок 1. Определение основных приоритетов.

Внешнее окружение фирмы

Выбор миссии и целей должен опираться на анализ внешней среды деятельности фирмы и ее собственного потенциала, так как сутью вырабатываемых здесь решений является конструктивное определение места фирмы на рынке. В условиях открытой экономики это означает поиск рыночной ниши и оценку ее «заселенности».

Прежде всего при экспорте продукц

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...