Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВЫБОР МОДЕЛИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ.Существует несколько моделей вхождения на зарубежные рынки: экспорт, работа по лицензионным соглашениям, франчайзинг, совместные предприятия и создание филиалов за границей; контрактное производство; «продажи под ключ»; стратегические альянсы, — каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Экспорт — наиболее распространенная, особенно на первоначальных этапах, модель вхождения; может быть прямым (при непосредственной продаже зарубежному потребителю) и косвенным ( продажи за рубеж при помощи посредников). Лицензирование — соглашение, в соответствии с которым лицензиар гарантирует права на нематериальную собственность лицензиату (покупателю лицензии) на определенный период с условием получения ройалти. Нематериальная собственность включает патенты, авторские права, торговые марки изобретения, приемы, дизайн. Лицензионные соглашения предоставляют лицензиату качественные гарантированные права на использование нематериальных активов. Если лицензиат продает товар с использованием лицензионного бренда, лицензиар вправе устанавливать стратегический контроль. Для снижения рисков, возникающих во взаимоотношениях между лицензиаром и лицензиатом, связанных с получением равных выгод от использования лицензии, применяются кросс-лицензионные соглашения. Суть их в следующем: предоставляя лицензию на право пользования нематериальными активами зарубежному партнеру, в дополнении к получаемым ройалти-платежам фирма-лицензиар требует от партнера зали- цензировать некоторые из их собственных ноу-хау, с целью взаимного использования в дальнейшем. Эта мера способствует снижению рисков, так как лицензиат лишен возможности использовать нематериальные активы в единоличных целях, поскольку то же самое может предпринять лицензиар по отношению к нему. Франчайзинг — разновидность лицензионного соглашениям соответствии с которым франчайзер гарантирует фран- чайзи право пользования активами в соответствии со строго оговариваемыми условиями ведения бизнеса. Способ (тип) функционирования франчайзи — часть бренда франчайзера. Франчайзинг имеет много общего с лицензированием, основное отличие связано с более длительным сроком договора. Франчайзер оказывает помощь франчайзи по ведению бизнеса. Как и в случае лицензирования, франчайзер получает ройалти в виде определенного процента от дохода франчайзи. Если лицензирование используется в большей степени производственными компаниями, то франчайзинг — в сфере услуг. Совместные предприятия — один из наиболее популярных способов вхождения на зарубежные рынки в последние десятилетия. Характеристики международных совместных предприятий: • совместное владение двумя или несколькими независимыми зарубежными фирмами, одна (или более) из фирм участниц которого — нерезидент для данной страны. Доли собственности при этом могут варьироваться. Как правило, совместные предприятия создаются с равными долями собственности (50/50 %), при этом формируется совместная команда менеджеров. Если же какая-то из сторон имеет большую долю, она вправе устанавливать более жесткий контроль. • совместные предприятия относятся к «внутренним» способам вхождения на зарубежные рынки, которые связаны с прямыми зарубежными инвестициями. • еще одним направлением последних лет является создание филиалов (отделений) за границей со стопроцентной собственностью путем учреждения нового предприятия или приобретения действующего с целью продвижения продукции на рынок данной страны. Контрактное производство осуществляется двумя путями. Первый связан с вхождением на зарубежные рынки без инвестирования в оборудование предприятия, при этом заключается контракт с местным предприятием по поводу производства товаров в соответствии со стандартами зарубежной фирмы, имеющий известный бренд, под эгидой которого осуществляется маркетинг продукции. Второй — с заключением субконтракта на монтажно-сбо- рочные работы или на производство комплектующих для независимых зарубежных компаний. Эта практика аналогична прямому зарубежному инвестированию. Если международная фирма является по условиям субконтракта самым крупным или единственным покупателем продукции, по сути, это аналогично созданию новой компании, так как за счет потребления производимой продукции обеспечиваются рабочие места и само производство. Часто международная фирма предоставляет займы предприятию-контрактнику по типу взаимоотношений между материнской и дочерней компаниями. Это называется «прямые зарубежные инвестиции без инвестирования» («foreign direct investment without investment») «Продажи под ключ» («Turnkey project») — контракт, по которому одна из сторон разрабатывает детальный план проекта для зарубежного клиента, включая подготовку персонала, а затем передает клиенту право управления предприятием, которое готово к производству. Эта модель наиболее распространена в строительстве химических, фармацевтических, нефтеперерабатывающих и металлообрабатывающих предприятий, требующих дорогостоящих производственных технологий. Стратегический альянс — создание союзов, основанных на партнерстве между конкурентами, потребителями, поставщиками с целью достижения быстрого вхождения на зарубежные рынки, обеспечения выгодного доступа к новым товарам, технологиям, рынкам, распределению затрат, связанных с издержками, с поиском ресурсов, и разделения рисков. Альянсы могут включать разные типы партнерства. Компании, желающие получить новые технологии, будут использовать перекрестное лицензирование (каждый лицензирует свою технологию для другого). Если цель связана с необходимостью проведения исследований и разработки ресурсов, создается R&D партнерство — партнерство по исследованию и развитию. Альянсы могут создаваться как совместные предприятия по производству и маркетингу продукта, например, если одна сторона заинтересована в приобретении конкретных технологий и в обмен готова предоставить свое производственное оборудование, здания, финансовое обслуживание. Альянсы могут создаваться по принципу слияния и поглощения для усиления позиции в конкурентной борьбе за счет увеличения объемов капитала, объемов производимой продукции, особенно в конкурентной борьбе между предприятиями триады.
МСП Характеристика международных совместных предприятий: совместное владение двумя или несколькими независимыми зарубежными фирмами, одна (или более) из фирм участниц которого — нерезидент для данной страны с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности. Доли собственности при этом могут варьироваться. Как правило, совместные предприятия создаются с равными долями собственности (50/50 %), при этом формируется совместная команда менеджеров. Если же какая-то из сторон имеет большую долю, она вправе устанавливать более жесткий контроль. Отличительной особенностью структуры управления совместным предприятием является равноправие сторон в процессах принятия решений, контролем за деятельностью фирмы, стратегическом планировании. Оперативно-тактическое руководство осуществляется высшим органом управления компанией, назначаемым совладельцами совместного предприятия. Паритетные начала управления компанией позволяют каждой из сторон извлекать наибольшую выгоду от совместной деятельности и способствуют развитию делового сотрудничества. Преимущества: - Возможность выйти из под дискриминационного действия местного законодательства по отношению к иностранным компаниям с полностью иностр.капиталом; - В большинстве случаев образование СП поощряется правительствами принимающих стран - Возможность разделения затрат капитала и рисков; - Относит.экономия на административных, упр-х и сбытовых расходах, связанных с деятельностью СП - Сокращение издержек и времени,необх-х для проникновения на рынок; - Служит в качестве своеобразного «поста подслушивания» - Обеспечивает более быстрое внедрение новой технологии в пр-во; - Позволяет с большей гибкостью регулировать передачу технологии - Обеспечивает большую степень контроля над использованием эк.ресурсов - Привлечения проф.опыта местных специалистов - Доступ к широкому спектру ресурсов; - Ориентация на долгоср.сотрудничество сторон в одной или нескольких сферах хоз.деят-ти Недостатки - Опасность нарушения законодательства о конкуренции - Ограничение междунар.фин.стратегии; - Трудность оценки вкладов партнеров - Потеря абс.контроля и свободы действий в маркет.операциях - В технологически ориентированном СП передача технологии явл. источником конфликтов - Проблемы, обусловленные распределением контроля - Партнер может не иметь управленческого опыта - Опасность застоя: партнер может препятствовать быстрым изменениям, соответствующим изменению ситуации на мировом рынке - Проблемы взаимоотношений между партнерами - СП требует особых усилий со стороны обоих партнеров для совмещения различных нац-х и корпоративных культур Классификация МСП: 1) Доля участия партнеров в капитале МСП · МСП, созданные на паритетных началах (участие примерно равных по силе партнеров; хар-ся равной долей капиталовложений партнеров) · МСП, с большей долей капитала (созд-е такого МСП обусловлено стремлением иностр.партнера обеспечить макс.контроль за деят-ю МСП; имеет место при отсутсвии у местного партнера финн.ср-в для увел-я своей доли в п/п) · МСП с меньшей долей ин.капитала (его созд-е может быть следствием накладываемых законодат-ом принимающей страны ограничений на участие ин.партнера в капитале МСП) 2) Вид деят-ти · МСП научно-исследовательского характера (цель- объедин-е опыта и резу-ов научных, проектных разработок для созд-я новых продуктов и т.д.) · Производственные МСП (цель- снижение издержек в процессе пр-ва и сбыта продуктов; применяются разл.комбинации матер.активов) · Закупочные (цель- закупки на местном рынке более дешевого сырья для пр-ва конечного продукта на п/п зар.партнеров) · Сбытовые (цель- освоение новых рынков сбыта) · Комплексные (сочетание разл-х видов деят-ти) 3) Стр-ра партнеров · С участием частных п/п (испол-ся наиболее часто (использ-е всех возможностей)) · С участием гос.п/п (совместные инвестиции осуществл-ся с целью осуществления стратегич-х отраслей д/нац. эк-ки, изыскания финн.ресурсов) 4) Правовая норма, регулирующая деят-ть МСП · Контрактное (договорное) МСП (обр-ся на основе договора, в кот. оговорены затраты, риск, прибыль, продолж-ть существования) · МСП, образованные в форме корпорации или товарищества 5) Связь этапов созд-я добавленной ст-ти · Горизонтальное МСП (интеграция одинаковых производственных или торговых этапов) · Вертикальное (интеграция последовательных произв. или торговых этапов) 6) Влияние партнеров на упр-е деят-ю МСП · Равновесное МСП (равное право оказывать влияние на принятие реш-я) · Асимметричное МСП (доминирует влияние одного из партнеров) 7) Число участников · Двустроннее (2 партнера) · Многостороннее (более 2) 8) Размер участников по годовому обороту капитала · Крупная компания (ТНК, МНК)/крупная компания · Крупная компания/ср., мелкая компания
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |