Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЫБОР МОДЕЛИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ.

Существует несколько моделей вхождения на зарубежные рынки: экспорт, работа по лицензионным соглашениям, фран­чайзинг, совместные предприятия и создание филиалов за гра­ницей; контрактное производство; «продажи под ключ»; страте­гические альянсы, — каждая из которых имеет свои преимуще­ства и недостатки.

Экспорт — наиболее распространенная, особенно на перво­начальных этапах, модель вхождения; может быть прямым (при непосредственной продаже зарубежному потребителю) и кос­венным ( продажи за рубеж при помощи посредников).

Лицензирование — соглашение, в соответствии с которым лицензиар гарантирует права на нематериальную собствен­ность лицензиату (покупателю лицензии) на определенный период с условием получения ройалти.

Нематериальная собственность включает патенты, авторс­кие права, торговые марки изобретения, приемы, дизайн. Ли­цензионные соглашения предоставляют лицензиату качествен­ные гарантированные права на использование нематериальных активов.

Если лицензиат продает товар с использованием лицензи­онного бренда, лицензиар вправе устанавливать стратегический контроль.

Для снижения рисков, возникающих во взаимоотноше­ниях между лицензиаром и лицензиатом, связанных с получе­нием равных выгод от использования лицензии, применяются кросс-лицензионные соглашения. Суть их в следующем: предос­тавляя лицензию на право пользования нематериальными ак­тивами зарубежному партнеру, в дополнении к получаемым ройалти-платежам фирма-лицензиар требует от партнера зали- цензировать некоторые из их собственных ноу-хау, с целью взаимного использования в дальнейшем. Эта мера способству­ет снижению рисков, так как лицензиат лишен возможности использовать нематериальные активы в единоличных целях, поскольку то же самое может предпринять лицензиар по отно­шению к нему.

Франчайзинг — разновидность лицензионного соглашениям соответствии с которым франчайзер гарантирует фран- чайзи право пользования активами в соответствии со строго оговариваемыми условиями ведения бизнеса. Спо­соб (тип) функционирования франчайзи — часть бренда франчайзера.

Франчайзинг имеет много общего с лицензированием, ос­новное отличие связано с более длительным сроком договора. Франчайзер оказывает помощь франчайзи по ведению бизнеса. Как и в случае лицензирования, франчайзер получает ройалти в виде определенного процента от дохода франчайзи. Если лицен­зирование используется в большей степени производственными компаниями, то франчайзинг — в сфере услуг.

Совместные предприятия — один из наиболее популяр­ных способов вхождения на зарубежные рынки в последние десятилетия.

Характеристики международных совместных предприятий:

• совместное владение двумя или несколькими независи­мыми зарубежными фирмами, одна (или более) из фирм участниц которого — нерезидент для данной страны. Доли собственности при этом могут варьироваться. Как прави­ло, совместные предприятия создаются с равными доля­ми собственности (50/50 %), при этом формируется со­вместная команда менеджеров. Если же какая-то из сто­рон имеет большую долю, она вправе устанавливать бо­лее жесткий контроль.

• совместные предприятия относятся к «внутренним» спо­собам вхождения на зарубежные рынки, которые связа­ны с прямыми зарубежными инвестициями.

• еще одним направлением последних лет является создание филиалов (отделений) за границей со стопроцентной соб­ственностью путем учреждения нового предприятия или приобретения действующего с целью продвижения про­дукции на рынок данной страны.

Контрактное производство осуществляется двумя путями.

Первый связан с вхождением на зарубежные рынки без ин­вестирования в оборудование предприятия, при этом заключает­ся контракт с местным предприятием по поводу производства товаров в соответствии со стандартами зарубежной фирмы, име­ющий известный бренд, под эгидой которого осуществляется маркетинг продукции.

Второй — с заключением субконтракта на монтажно-сбо- рочные работы или на производство комплектующих для неза­висимых зарубежных компаний. Эта практика аналогична пря­мому зарубежному инвестированию. Если международная фирма является по условиям субконтракта самым крупным или един­ственным покупателем продукции, по сути, это аналогично со­зданию новой компании, так как за счет потребления произво­димой продукции обеспечиваются рабочие места и само произ­водство. Часто международная фирма предоставляет займы пред­приятию-контрактнику по типу взаимоотношений между мате­ринской и дочерней компаниями. Это называется «прямые зару­бежные инвестиции без инвестирования» («foreign direct investment without investment»)

«Продажи под ключ» («Turnkey project») — контракт, по которому одна из сторон разрабатывает детальный план проекта для зарубежного клиента, включая подготовку пер­сонала, а затем передает клиенту право управления пред­приятием, которое готово к производству.

Эта модель наиболее распространена в строительстве хими­ческих, фармацевтических, нефтеперерабатывающих и металло­обрабатывающих предприятий, требующих дорогостоящих про­изводственных технологий.

Стратегический альянс — создание союзов, основанных на партнерстве между конкурентами, потребителями, постав­щиками с целью достижения быстрого вхождения на зару­бежные рынки, обеспечения выгодного доступа к новым то­варам, технологиям, рынкам, распределению затрат, связан­ных с издержками, с поиском ресурсов, и разделения рисков.

Альянсы могут включать разные типы партнерства. Компа­нии, желающие получить новые технологии, будут использовать перекрестное лицензирование (каждый лицензирует свою техно­логию для другого). Если цель связана с необходимостью прове­дения исследований и разработки ресурсов, создается R&D парт­нерство — партнерство по исследованию и развитию.

Альянсы могут создаваться как совместные предприятия по производству и маркетингу продукта, например, если одна сто­рона заинтересована в приобретении конкретных технологий и в обмен готова предоставить свое производственное оборудование, здания, финансовое обслуживание.

Альянсы могут создаваться по принципу слияния и погло­щения для усиления позиции в конкурентной борьбе за счет увеличения объемов капитала, объемов производимой продук­ции, особенно в конкурентной борьбе между предприятиями триады.

 


МСП

Характеристика международных совместных предприятий: совместное владение двумя или несколькими независи­мыми зарубежными фирмами, одна (или более) из фирм участниц которого — нерезидент для данной страны с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности. Доли собственности при этом могут варьироваться. Как прави­ло, совместные предприятия создаются с равными доля­ми собственности (50/50 %), при этом формируется со­вместная команда менеджеров. Если же какая-то из сто­рон имеет большую долю, она вправе устанавливать бо­лее жесткий контроль.

Отличительной особенностью структуры управления совместным предприятием является равноправие сторон в процессах принятия решений, контролем за деятельностью фирмы, стратегическом планировании. Оперативно-тактическое руководство осуществляется высшим органом управления компанией, назначаемым совладельцами совместного предприятия. Паритетные начала управления компанией позволяют каждой из сторон извлекать наибольшую выгоду от совместной деятельности и способствуют развитию делового сотрудничества.

Преимущества:

- Возможность выйти из под дискриминационного действия местного законодательства по отношению к иностранным компаниям с полностью иностр.капиталом;

- В большинстве случаев образование СП поощряется правительствами принимающих стран

- Возможность разделения затрат капитала и рисков;

- Относит.экономия на административных, упр-х и сбытовых расходах, связанных с деятельностью СП

- Сокращение издержек и времени,необх-х для проникновения на рынок;

- Служит в качестве своеобразного «поста подслушивания»

- Обеспечивает более быстрое внедрение новой технологии в пр-во;

- Позволяет с большей гибкостью регулировать передачу технологии

- Обеспечивает большую степень контроля над использованием эк.ресурсов

- Привлечения проф.опыта местных специалистов

- Доступ к широкому спектру ресурсов;

- Ориентация на долгоср.сотрудничество сторон в одной или нескольких сферах хоз.деят-ти

Недостатки

- Опасность нарушения законодательства о конкуренции

- Ограничение междунар.фин.стратегии;

- Трудность оценки вкладов партнеров

- Потеря абс.контроля и свободы действий в маркет.операциях

- В технологически ориентированном СП передача технологии явл. источником конфликтов

- Проблемы, обусловленные распределением контроля

- Партнер может не иметь управленческого опыта

- Опасность застоя: партнер может препятствовать быстрым изменениям, соответствующим изменению ситуации на мировом рынке

- Проблемы взаимоотношений между партнерами

- СП требует особых усилий со стороны обоих партнеров для совмещения различных нац-х и корпоративных культур

Классификация МСП:

1) Доля участия партнеров в капитале МСП

· МСП, созданные на паритетных началах (участие примерно равных по силе партнеров; хар-ся равной долей капиталовложений партнеров)

· МСП, с большей долей капитала (созд-е такого МСП обусловлено стремлением иностр.партнера обеспечить макс.контроль за деят-ю МСП; имеет место при отсутсвии у местного партнера финн.ср-в для увел-я своей доли в п/п)

· МСП с меньшей долей ин.капитала (его созд-е может быть следствием накладываемых законодат-ом принимающей страны ограничений на участие ин.партнера в капитале МСП)

2) Вид деят-ти

· МСП научно-исследовательского характера (цель- объедин-е опыта и резу-ов научных, проектных разработок для созд-я новых продуктов и т.д.)

· Производственные МСП (цель- снижение издержек в процессе пр-ва и сбыта продуктов; применяются разл.комбинации матер.активов)

· Закупочные (цель- закупки на местном рынке более дешевого сырья для пр-ва конечного продукта на п/п зар.партнеров)

· Сбытовые (цель- освоение новых рынков сбыта)

· Комплексные (сочетание разл-х видов деят-ти)

3) Стр-ра партнеров

· С участием частных п/п (испол-ся наиболее часто (использ-е всех возможностей))

· С участием гос.п/п (совместные инвестиции осуществл-ся с целью осуществления стратегич-х отраслей д/нац. эк-ки, изыскания финн.ресурсов)

4) Правовая норма, регулирующая деят-ть МСП

· Контрактное (договорное) МСП (обр-ся на основе договора, в кот. оговорены затраты, риск, прибыль, продолж-ть существования)

· МСП, образованные в форме корпорации или товарищества

5) Связь этапов созд-я добавленной ст-ти

· Горизонтальное МСП (интеграция одинаковых производственных или торговых этапов)

· Вертикальное (интеграция последовательных произв. или торговых этапов)

6) Влияние партнеров на упр-е деят-ю МСП

· Равновесное МСП (равное право оказывать влияние на принятие реш-я)

· Асимметричное МСП (доминирует влияние одного из партнеров)

7) Число участников

· Двустроннее (2 партнера)

· Многостороннее (более 2)

8) Размер участников по годовому обороту капитала

· Крупная компания (ТНК, МНК)/крупная компания

· Крупная компания/ср., мелкая компания

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...