Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В повести все объясняется волей Божьей и только.ВАЖНО: Автор пишет о делах давно минувших дней, потому что о князьях уже не писали, поэтому автор опирается на не очень достоверные факты, следовательно появляется ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ. № 22 Демократические повести XVII Бытовая демократическая повесть XVII века. Повесть о «Горе – Злосчастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве». Одной из основных тенденций литературного процесса 17 века стало революционное изменение в содержании художественного произведения при эволюционном изменении формы, в классический текст вкладывается иное содержание. Яркий пример этой тенденции – бытовая демократическая повесть. Ее особенности: Герои могут быть безымянными и не являться эталоном положительных качеств. Наиболее известные демократические повести (бытовые) – Повесть о Горе – Злосчастии, Повесть о Савве Грудцыне, Повесть о Фроле Скобееве. Повесть о «Горе – Злосчастии» Одно и выдающихся произведений литературы второй половины 17 веке. Центральная тема: тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно- бытового уклада, домостроевской моралью. Основу сюжета повести составляет трагическая история жизни Молодца, который отвергнул родительские наставления и пожелал жить по собственной воле, «как ему любо». Появление обобщенно – собирательного образа представителя молодого поколения своего времени – новаторское явление. В литре на смену истор личности приходит вымышленный герой, воплощающий в себе типичные черты целого поколения. Молодец вырос в патриархальной семье, живущей по принципам Домостроя. Он был окружен любовь и опекой родителей. Но из-за этого не научился разбираться в людях и понимать жизнь, поэтому хочет вырваться из под родительского крыла и жить по своей воле. Он слишком доверчив, и эта доверчивость и вера в святость уз дружбы губят его, однако он не хочет сдаваться и хочет доказать свою правоту, отправляясь в чужую страну. Причина дальнейшиъ злоключений Молодца – его хар-р. Его губит похвальба своим счастьем и богатством. В этом мораль – «а всегда гнило слово похвальное». С этого момента и появляется в произведении образ Горя, которое олицетворяет несчастную участь человека. Молодец, отвергавший родительскую власть, вынужден склонить голову перед Горем. «Добрые люди» сочувствуют ему и советуют ему вернуться к родителям. Но теперь уже само Горе не отпускает Молодца, издеваясь над ним как только можно. Эти события побуждают Молодца вспомнить «спасенный путь» и уйти в монастырь. Для автора и героя монастырь – отнюдь не идеал праведной жизни, а последняя возможность спастись от своей злосчастной доли. Автор сочувствует своему герою и любит его. Но в то же время показывает его трагичность. Ведь кроме своего стремления к свободе Молодец больше ничего не может противопоставить вековому традиционному бытовому укладу. В повести резки противопоставлены два отношения к жизни: - родителей и «добрых людей», стоящих на страже вековых устоев Домостроя и морали - Молодца, воплощающего в себе стремление нового поколения к свободной жизни. Судьба Молодца излагается в форме жития, однако, никаких традиционных агиографических признаков уже не наблюдается. По сути, это типичная светская бытовая демократическая повесть. Переплетение эпоса и лирики придает повести эпический размах. Так, НГ Чернышевский считает, что повесть следует верному течению народнопоэтического слова. Повесть о Савве Грудцыне Создана в 70-е годы 17 века Основа сюжета — жизнь купеческого сына Саввы Грудцына, полная тревог и приключений. Повествование о судьбе героя дается на широком историческом фоне. Юность Саввы протекает в годы «гонения и мятежа великого», т. е. в период борьбы русского народа с польской интервенцией; в зрелые годы герой принимает участие в войне за Смоленск в 1632—1634 гг. В повести упоминаются исторические личности: царь Михаил Федорович, боярин Стрешнев, воевода Шеин, сотник Шилов; да и сам герой принадлежит к известной купеческой семье ГрудцыныхУсовых. Однако главное место в повести занимают картины частной жизни. Повесть состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга эпизодов, составляющих основные вехи биографии Саввы: юность, зрелые годы, старость и смерть. Идейно-художественная функция образа беса в повести близка функции Горя в «Повести о Горе и Злочастии». Он выступает воплощением судьбы героя и внутренней смятенности его молодой и порывистой души. При этом образ «названого брата», который принимает в повести бес, близок народной сказке.С помощью «названого брата» Савва вновь соединяется со своей возлюбленной, спасается от гнева родительского, переносясь со сказочной быстротой из Орла соликамского на Волгу и Оку. В Шуе «брат названый» обучает Савву воинскому артикулу. Показывая участие Саввы в борьбе русских войск за Смоленск, автор повести героизирует его образ. Победа Саввы над вражескими богатырями изображается в героическом былинном стиле.Характерно, что на службу к царю Савва поступает по совету своего «названого брата» — беса.Царская служба рассматривается бесом как средство достижения купеческим сыном знатности, перехода его в служилое дворянское сословие. Приписывая эти «греховные мысли» Саввы бесу, автор осуждает честолюбивые помыслы героя. Героические подвиги Саввы приводят в удивление «все... российское воинство», но вызывают яростный гнев воеводы — боярина Шеина, который выступает в повести ревностным стражем незыблемости сословных отношений. Узнав, что подвиги совершены купеческим сыном, воевода «начат всякими нелепыми словами поносити его». Шеин требует, чтобы Савва немедленно покинул Смоленск и вернулся к своим богатым родителям. Конфликт боярина с купеческим сыном ярко характеризует начавшийся во второй половине XVII в. процесс формирования новой знати. Если в эпизодах, изображающих юность героя, на первый план выдвинута любовная интрига и раскрывается пылкая, увлекающаяся натура неопытного юноши, то в эпизодах, повествующих о зрелых годах Саввы, на первый план выступают героические черты его характера: мужество, отвага, бесстрашие. В этой части повести автор удачно сочетает приемы народной эпической поэзии со стилистическими приемами воинских повестей.В последней части повести, описывая болезнь Саввы, автор широко использует традиционные демонологические мотивы: в «храмину» к больному великой толпой врываются бесы и начинают его мучить.Богородица своим заступничеством избавляет Савву от бесовских мучений, взяв предварительно с него обет уйти в монастырь. Исцелившись, получив назад свое заглаженное «рукописание», Савва становится монахом. При этом обращает на себя внимание тот факт, что на протяжении всей повести Савва остается «юношей». |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |