Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бражник уличает святых в преступлениях, а сам он никаких преступлений не совершал, не прелюбодействовал, никого не убивал, от Бога не отрекался, а за каждой рюмкой Бога прославлял.

Стремление святых не пустить к себе в рай бражник расценивает как акт нарушения евангельской заповеди любви: бог всех любит, а вы пришельца ненавидите. Тогда припертые к стенке, святые пустили его, бражник занял в раю самое лучшее место, к которому не могли подступиться святые.
В такой забавной шутке звучит гневная сатира на церковь и церковный догмат почитания святых.

№ 23 «Житие» протопопа Аввакума

жизнь протопопа, ярко описанная им в лучшем его творении — «Житии», созданном в 1672—1673 гг.

Аввакум так определяет рамки своего повествования: «...предлагаю житие свое от юности до лет пятидесят пяти годов». Он отбирает лишь самые важные, самые главные вехи своей биографии: рождениев семье сельского священника -пьяницы , первые испытания, начало борьбы с Никоном и ссылки; возвращение на Русь, пребывание в Москве и подмосковных монастыр­ских темницах и, наконец, лишение сана и последняя ссылка в Пустозерск.

Центральная тема жития — тема личной жизни Аввакума, неотде­лимая от борьбы за «древлее благочестие» против Никоновых новшеств. Она тесно переплетается с темой изображения жестокости и произвола «начальников»воевод, обличения «шиша антихристова» Никона и его приспешников, утверждавших новую веру «кнутом и виселицами».

ВАЖНО:Аввакум и старообрядцы отстаивают дремучие принципы и каноны.Это автобиография, исповедь. Появляется фигура, характерная для литры нового времени, - ОБРАЗ АВТОРА.

В житии представлен образ незаурядного русского человека, стойкого, мужественного и бескомпромиссного. Характер А раскрывается в житии как в семейно-бытовом плане, так и в общественном. А проявляет себя в отношениях к детям, верной спутнице жизни Анастасии Марковне, в отношении к патриарху, к царю, народу и единомышленникам.

Его исповедь поражает взволнованностью и искреннностью.
А – поборник справделивости, не терпит насилия сильного над слабым: вступается за девицу, защищает двух вдов.
По отношению к своим идейным противникам – Никону и его приверженцам – он суров и непримирим. Использует иронию, сатиру и гротеск и создает их яркие сатирические образы.НА первом плане – лицемерие и коварство Никона, который перед избранием в патриархи ведет себя «яко лис», а после – противоположно.
Изображает и представителей светской власти: один из таких избивает протопопа в церкви.
Обличая представителей церковной и светской власти,А не щадит и царя, хотя считает царскую власть незыблемой.

Совершенно другим А выглядит в отношениях со своей семьей и сподвижниками.Все его близкие изображается с большой любовью. А образцовый семьянин, любит своих детей. Наиболее значителен в житии образ верной спутницы жизни А – Анастасии Марковны. Она готова ради мужа на все, идет с ним в сибирскую ссылку, рожает и хоронит по дороге детей, помогает мужу морально переносить все невзгоды. В образе Анастасии Марковны воплотились лучшие черты русской женщны – красота души, благородство, самоотверженность.

Изображая себя в обстановке семейно-бытовых отношений, А подчеркивает связь своего бытового уклада с церковью. Стремится доказать, что патриархальный уклад, охраняемый старым обрядом, тесно связан с самой жизнью, а новый обряд ведет к утрате этих основ.
Собственная жизнь А выступает примером истинности положений той веры, борцом и пропагандистом которой он выступает.

Жанр и стиль жития

Житие Аввакума — это первая в исто­рии нашей литературы автобиография исповедь, в которой рассказ о злоключениях собственной жизни сочетается с гневным сатирическим обличением правящих верхов, с публицистической проповедью «ис­тинной веры».

Тесное переплетение личного и общественного превращает житие из автобиографического повествования в широкую картину социаль­ной и общественнополитической жизни своего времени. Житие вби­рает в себя и этнографические описания далекого сибирского края, его рек, флоры и фауны.

С традиционными формами агиографической литературы житие связывает немногое: наличие вступления, ссылки на авторитет «отцов церкви», присутствие религиозной фантастики, хотя характер ее резко изменился по сравнению с традиционными житиями; использование ряда образноизобразительных средств агиографической литературы — например, олицетворением судьбы выступает корабль, а жизнь чело­веческая уподобляется плаванию.Новаторство жития Аввакума особенно ярко обнаруживается в его языке и стиле. Он пишет «русским природным языком», о своей любви к которому заявляет во вступлении.Для стиля Аввакума характерно отсутствие спокойного эпического повествования. Его житие состоит из ряда искусно нарисованных правдивых драматических сцен, построенных всегда на острых конф­ликтах: социального, религиозного или этического порядка. Эти дра­матические сцены соединены между собой лирическими и публицистическими отступлениями. Аввакум либо скорбит, либо не­годует, либо иронизирует над противниками и самим собой, либо горячо сочувствует единомышленникам и печалится об их судьбе.Аввакум ис­пользует народные пословицы, поговорки, каламбуры, в которых подчас скрыта тонкая ирония. Например: «Любил протопоп со славными знатца, люби же и терпеть, горемыка, до конца».

Исследователи стиля Аввакума в местах наиболее драматических отмечают наличие ритма и рифмы, звуковых повторов, аллитераций и ассонансов.

Особенности стиля жития и других сочинений Аввакума позволяют говорить о неповторимой творческой индивидуальности этого талан­тливейшего писателя второй половины XVII в., ярко отразившего характерные черты переходной эпохи.И. С. Тургенев, не одобряя личности Аввакума, восторгался его «живой речью московской» и отмечал, что он «писал таким языком, что каждому писателю следует изучать его».

№ 24 Творчество Симеона Полоцкого

Свою деятельность Симеон Полоцкий посвятил борьбе за распро­странение просвещения. Он активно участвует в спорах сторонников греческой и латинской образованности. Он разрабатывает проект создания первого в России высшего учебного заведения — академии. Незадолго до смерти им был написан проект устава будущей академии. В нем Симеон Полоцкий предусмат­ривал весьма широкое изучение наук — как гражданских, так и духов­ных.

Одним из любимых занятий Симеона Полоцкого было «рифмотворение», т. е. поэтическая литературная деятельность, которая привле­кала к себе внимание многих историков литературы.

Начало литературной деятельности Симеона Полоцкого относится ко времени его пребывания в КиевоМогилянской академии. В Пол­оцке он пишет стихи на польском, белорусском, украинском языках, обнаруживая незаурядное поэтическое дарование: он создает элегии, сатирическую поэму, направленную против шведского короля Густа­ваАдольфа, эпиграммы(в их античном значении). Прибыв в Москву, Полоцкий пишет стихи только на русском языке. Здесь его поэтическое творчество достигает своего наивысшего расцвета.

Своим поэтическим произведениям Полоцкий придавал большое просветительное и воспитательное значение. Высокое призвание поэта Полоцкий видел в способности привлекать «слухи и сердца» людей. Могучее оружие поэзии, считал он, должно быть использовано для распространения просвещения, светской культуры, правильных нрав­ственных понятий.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...