Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные факторы, влияющие на изменение технического состояния автомобиля. Конструкционные, технологические, эксплуатационные

Влияние основных факторов на изменение технического состояния автомобиля

На техническое состояние автомобиля влияют конструктив­ные, технологические, эксплуатационные и другие факторы.

Конструктивные факторы определяются формами и размерами деталей (от них зависит давление на поверхность детали, концентрация напряжений, ударная и усталостная прочность металла); жесткостью конструкции, т. е. способностью деталей, особенно базовых и основных, незначительно деформироваться под воздействием воспринимаемых нагрузок; точностью взаимного расположения поверхностей и осей совместно работающих дета­лей; правильным выбором посадок, обеспечивающих надежною работу сопряжений, и др.

Технологические факторы зависят от качества материалов, используемых для изготовления деталей, применения соответст­вующей термической обработки их и сборочных работ (центров­ки, соосности, регулировки зазоров, качества крепления) и т. д.

Эксплуатационные факторы зависят от дорожных, транспор­тных и климатических условий. Они в наибольшей степени влияют на техническое состояние автомобилей. Дорожные условия ха­рактеризуются типом, состоянием и прочностью покрытий, про­дольным профилем дороги, режимом движения, видимостью и т. д. Климатические условия в различные периоды года опреде­ляются температурой и влажностью воздуха, атмосферным дав­лением, количеством осадков, силой и направлением ветра, продолжительностью снегового покрова и др. Транспортные условия включают объем и расстояние перевозок, условия погрузки и раз­грузки, особенности организации перевозок, условия хранения, обслуживания и ремонта автомобилей.

Классификация отказов

Отказы классифицируют по следующим категориям: по харак­теру возникновения и возможности прогнозирования (постепен­ные, внезапные); по причине возникновения; по связи с отказа­ми других элементов; по последствиям; по методам устранения; по частоте возникновения (наработке); по трудоемкости устране­ния; по влиянию на потери рабочего времени.

По характеру (закономерности) возникновения и возможности прогнозирования различают постепенные (монотонное измене­ние показателя технического состояния) и внезапные (скачко­образное изменение показателя технического состояния) отка­зы. Постепенные отказы возникают в результате плавного изме­нения показателей технического состояния объекта, чаще всего вследствие изнашивания. Для постепенных отказов характерен последовательный переход изделия из начального исправного со­стояния в состояние отказа через ряд промежуточных состоя­ний.

Постепенный отказ характеризуется постепенным изменением одного или нескольких заданных параметров машины. Например, постепенное падение мощности двигателя из-за износа поршне­вых колец и гильз цилиндра. То же относится к уменьшению ве­личины прогиба рессоры из-за старения металла ее листов и по­тери ими упругости.

Внезапный отказ характеризуется скачкообразным изменени­ем одного или нескольких заданных параметров, определяющих работоспособность машины, вследствие превышения нагрузок, а также некачественного состояния элементов автомобиля. К таким отказам относят поломки и разрывы конструкционных (например, резиновых) материалов, поломки металлических деталей.

По причине возникновения различают отказы: конструкционные, возникающие вследствие несовершенства конструкции; производ­ственные — вследствие нарушения или несовершенства техноло­гического процесса изготовления или ремонта изделия; эксплуа­тационные, вызванные нарушением действующих правил (напри­мер, перегрузкой автомобиля, несвоевременным проведением технического обслуживания и т.п.).

По связи с отказами других элементов различают зависимые и независимые отказы. Зависимым называется отказ, обусловленный отказом или неисправностью других элементов изделия. Независи­мый отказ такой обусловленности не имеет.

На автомобилях также встречается особый, так называемый перемежающийся отказ, отличающийся тем, что многократно воз­никает и самоустраняется. Такой отказ, например, может возник­нуть при ослаблении крепления электрического контакта.

Последствиями отказов могут быть изъятие объекта из эксплу­атации или продолжение ее после устранения отказа.

Методами устранения отказов могут быть замена элементов или восстановление требуемой взаимосвязи между ними.

По частоте возникновения (наработке) для современных авто­мобилей различают отказы с малой наработкой (3...4 тыс. км в зависимости от типа, марки и модели автомобиля), средней (до 16 тыс. км) и большой (свыше 16 тыс. км). Следует иметь в виду, что наработки между отказами существенно сокращаются при уве­личении пробега автомобиля с начала эксплуатации (табл. 1.2).

По трудоемкости устранения отказы можно разделить на требу­ющие малую (до 2 чел.-ч), среднюю (2...4 чел.-ч) и большую (свыше 4 чел.-ч) трудоемкость восстановления автомобиля.

По влиянию на потери рабочего времени отказы подразделяют на устраняемые без потери рабочего времени, т.е. при ТО или в нерабочее (межсменное) время, и отказы, устраняемые с поте­рей рабочего времени.

При организации ТО и ремонта и определении потребности в рабочей силе и средствах обслуживания важно знать распределение неисправностей по агрегатам, механизмам и узлам автомобиля. Для организации снабжения и определения соответствующих норм не­обходимо также знать и характер отказов каждой детали, их причи­ны, характер повреждения и возможность восстановления детали или изделия. В связи с этим различают восстанавливаемые и невос­станавливаем ые, ремонтируемые и неремонтируемые изделия.

3. Надежность автомобильной техники. Общие сведения.

Под надежностью понимают способность машины сохранять свои эксплу­атационные свойства в течение определенного времени и в определенных условиях. При изменении условий эксплуатации меняется и надежность автомобиля, так, автомобили иностранных марок не всегда показывают такую же надежность на дорогах России по сравнению с зарубежными данными.

Необходимо отметить, что надежность тесно связана с трудозатратами на техническое обслуживание и ремонт. Обычно стоимость запасных частей значительно превышает стоимость самих машин.

Характеризуется надежность рядом признаков, свойств, основными из них являются работоспособность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность

4. Безотказность автомобиля. Вероятность безотказной работы. Интенсивность отказов. Коэффициент отказов.

Безотказность — свойство изделия сохранять работоспособность в течение периода наработки без вынужденных перерывов.

Наработка на отказ — время работы до первого отказа. Под от­казом понимают событие, после которого машина полностью или частично утрачивает свои функции. По своему характеру отказы де­лят на постепенные и случайные.

Постепенным называется отказ, который может быть предсказан в процессе эксплуатации автомобиля. Сюда относятся забивка фильтров, износ шеек коленчатого вала, износ тормозных накладок и т. д., ориентировочное время работы которых обычно известно. Устранение таких отказов производится при планируемых техническом обслуживании или ремонте машин.

Случайным называется отказ, характер и причина появления которого неизвестны, такие отказы прогнозируются на основании теории вероятности и обычно учитываются временем на гарантийный ремонт. Устранение случайных отказов производится заводом-изготовителем, если отказ произошел во время гарантийного срока. Длительность гарантийного срока определяется наработкой на отказ и для различных агрегатов она разная.

В качестве основной количественной меры надежности ТУ, характеризующей закономерность появления отказов во времени, принята вероятность безотказной работы.

Вероятность безотказной работы (ВБР) это вероятность того, что за определенное время работы ТУ и в заданных условиях эксплуатации отказа не происходит.

Поскольку возникновение отказа является случайным событием, то и время его возникновения to - также событие случайное. Поэтому ВБР:

p(t)=p(toіt),

где t - заданное время работы.

Вероятность появления отказа это вероятность противоположного события:

q(t) = p(to<t).

Но событие отказа и событие безотказности - суть противоположные события. Поэтому, в соответствии со свойством вероятностей противоположных событий, можно записать

 

 

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОТКАЗОВ - показатель надежности неремонтируемых технических устройств. Наиболее часто применяется для характеристики надежности узлов радиоэлектронных и автоматических систем. Численно равна вероятности отказа устройства в единицу времени начиная с некоторого момента времени при условии, что до этого отказа не было.

 

Коэффициент отказов представляет собой отношение числа отказов однотипных элементов nэ к общему числу отказов в системе nс:

Величина этого коэффициента позволяет оценить степень влияния определенного типа элемента на надежность системы в целом. Однако он не дает возможности определить, какой тип элементов системы менее надежен, а какой более надежен. Для этой цели может быть использован относительный коэффициент отказов

koo = nэNc,

где - количество элементов определенного типа в системе;

Nc- полное количество элементов всех типов в системе. Эти коэффициенты могут быть выражены через другие показатели надежности. Так, количество отказов в системе вследствие неисправных элементов определенного типа в течение промежутка времени Dtможно определить с помощью выражения

nэ=NэС0эD t,

где wэ – средняя плотность вероятности отказов элементов определенного типа. За это же время в системе произойдет всего отказов:

nc = WcDt , гдеWc – суммарная плотность вероятности отказов в системе.

Подставим полученные значения в выражение коэффициента отказов

ko = NэwэDt = Nэ wэ.WcDt Wс

При D®Ґпредельное значение средней плотности вероятности элементов определенного типа будет равно

= . Следовательно,

ko =Nэ lэ. Wс

Аналогично можно найти зависимость относительного коэффициента отказов koo от средней и суммарной плотности вероятности отказов:

koo = nэNc =wэNэNcDt = Nc wэ .nc Nэ Wс NэDt Wс

 

  1. Сохраняемость и долговечность автомобиля. Ресурс, срок службы.

Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установлен­ной системе ТО и ремонта.

Для неремонтируемых изделий свойства безотказности и дол­говечности совпадают, так как их предельным состоянием является первый отказ. Ремонтируемое изделие после отказа может быть вос­становлено, если это экономически целесообразно. Для некото­рых изделий, которые можно многократно ремонтировать, преде­лом долговечности, когда они подлежат списанию, обычно бывает экономическая нецелесообразность дальнейшей эксплуатации или моральный износ. Автомобили и их агрегаты также допускают возможность многократного восстановления, но наступает момент, ког­да их ремонтировать невыгодно, и тогда их списывают.

Объект может перейти в предельное состояние, оставаясь ра­ботоспособным, например, его дальнейшее применение по назначе­нию станет недопустимым по требованиям безопасности, экономич­ности, эффективности и безвредности. Объект, перешедший в нера­ботоспособное состояние, может не достигнуть предельного состоя­ния, если восстановление работоспособного состояния целесооб­разно и (или) допустимо.

Сохраняемость — свойство объекта сохранять значения пока­зателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в те­чение и после хранения и (или) транспортирования.

Сохраняемость объекта характеризуется его способностью про­тивостоять отрицательному влиянию продолжительности хране­ния и транспортирования на его безотказность, ремонтопригодность и (или) долговечность. Сохраняемость представляют в виде двух составляющих, одна из которых проявляется во время хранения, а другая — во время применения объекта после хранения и (или) транспортирования. Продолжительное хранение и транспортиро­вание в необходимых условиях для многих объектов могут отрица­тельно влиять не только на их поведение во время хранения, но и при последующем применении объекта.

Принципиальные основы системы технического обслуживания и ремонта автомобилей. Планово-предупредительная система ТО.

Сущностью планово-предупредительной системы является принудительная (по плану) постановка автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем. «Положением» предусматривается:

Ежедневное обслуживание ЕО

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...