Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные факторы, влияющие на изменение технического состояния автомобиля. Конструкционные, технологические, эксплуатационныеВлияние основных факторов на изменение технического состояния автомобиля На техническое состояние автомобиля влияют конструктивные, технологические, эксплуатационные и другие факторы. Конструктивные факторы определяются формами и размерами деталей (от них зависит давление на поверхность детали, концентрация напряжений, ударная и усталостная прочность металла); жесткостью конструкции, т. е. способностью деталей, особенно базовых и основных, незначительно деформироваться под воздействием воспринимаемых нагрузок; точностью взаимного расположения поверхностей и осей совместно работающих деталей; правильным выбором посадок, обеспечивающих надежною работу сопряжений, и др. Технологические факторы зависят от качества материалов, используемых для изготовления деталей, применения соответствующей термической обработки их и сборочных работ (центровки, соосности, регулировки зазоров, качества крепления) и т. д. Эксплуатационные факторы зависят от дорожных, транспортных и климатических условий. Они в наибольшей степени влияют на техническое состояние автомобилей. Дорожные условия характеризуются типом, состоянием и прочностью покрытий, продольным профилем дороги, режимом движения, видимостью и т. д. Климатические условия в различные периоды года определяются температурой и влажностью воздуха, атмосферным давлением, количеством осадков, силой и направлением ветра, продолжительностью снегового покрова и др. Транспортные условия включают объем и расстояние перевозок, условия погрузки и разгрузки, особенности организации перевозок, условия хранения, обслуживания и ремонта автомобилей. Классификация отказов Отказы классифицируют по следующим категориям: по характеру возникновения и возможности прогнозирования (постепенные, внезапные); по причине возникновения; по связи с отказами других элементов; по последствиям; по методам устранения; по частоте возникновения (наработке); по трудоемкости устранения; по влиянию на потери рабочего времени. По характеру (закономерности) возникновения и возможности прогнозирования различают постепенные (монотонное изменение показателя технического состояния) и внезапные (скачкообразное изменение показателя технического состояния) отказы. Постепенные отказы возникают в результате плавного изменения показателей технического состояния объекта, чаще всего вследствие изнашивания. Для постепенных отказов характерен последовательный переход изделия из начального исправного состояния в состояние отказа через ряд промежуточных состояний. Постепенный отказ характеризуется постепенным изменением одного или нескольких заданных параметров машины. Например, постепенное падение мощности двигателя из-за износа поршневых колец и гильз цилиндра. То же относится к уменьшению величины прогиба рессоры из-за старения металла ее листов и потери ими упругости. Внезапный отказ характеризуется скачкообразным изменением одного или нескольких заданных параметров, определяющих работоспособность машины, вследствие превышения нагрузок, а также некачественного состояния элементов автомобиля. К таким отказам относят поломки и разрывы конструкционных (например, резиновых) материалов, поломки металлических деталей. По причине возникновения различают отказы: конструкционные, возникающие вследствие несовершенства конструкции; производственные — вследствие нарушения или несовершенства технологического процесса изготовления или ремонта изделия; эксплуатационные, вызванные нарушением действующих правил (например, перегрузкой автомобиля, несвоевременным проведением технического обслуживания и т.п.). По связи с отказами других элементов различают зависимые и независимые отказы. Зависимым называется отказ, обусловленный отказом или неисправностью других элементов изделия. Независимый отказ такой обусловленности не имеет. На автомобилях также встречается особый, так называемый перемежающийся отказ, отличающийся тем, что многократно возникает и самоустраняется. Такой отказ, например, может возникнуть при ослаблении крепления электрического контакта. Последствиями отказов могут быть изъятие объекта из эксплуатации или продолжение ее после устранения отказа. Методами устранения отказов могут быть замена элементов или восстановление требуемой взаимосвязи между ними. По частоте возникновения (наработке) для современных автомобилей различают отказы с малой наработкой (3...4 тыс. км в зависимости от типа, марки и модели автомобиля), средней (до 16 тыс. км) и большой (свыше 16 тыс. км). Следует иметь в виду, что наработки между отказами существенно сокращаются при увеличении пробега автомобиля с начала эксплуатации (табл. 1.2). По трудоемкости устранения отказы можно разделить на требующие малую (до 2 чел.-ч), среднюю (2...4 чел.-ч) и большую (свыше 4 чел.-ч) трудоемкость восстановления автомобиля. По влиянию на потери рабочего времени отказы подразделяют на устраняемые без потери рабочего времени, т.е. при ТО или в нерабочее (межсменное) время, и отказы, устраняемые с потерей рабочего времени. При организации ТО и ремонта и определении потребности в рабочей силе и средствах обслуживания важно знать распределение неисправностей по агрегатам, механизмам и узлам автомобиля. Для организации снабжения и определения соответствующих норм необходимо также знать и характер отказов каждой детали, их причины, характер повреждения и возможность восстановления детали или изделия. В связи с этим различают восстанавливаемые и невосстанавливаем ые, ремонтируемые и неремонтируемые изделия. 3. Надежность автомобильной техники. Общие сведения. Под надежностью понимают способность машины сохранять свои эксплуатационные свойства в течение определенного времени и в определенных условиях. При изменении условий эксплуатации меняется и надежность автомобиля, так, автомобили иностранных марок не всегда показывают такую же надежность на дорогах России по сравнению с зарубежными данными. Необходимо отметить, что надежность тесно связана с трудозатратами на техническое обслуживание и ремонт. Обычно стоимость запасных частей значительно превышает стоимость самих машин. Характеризуется надежность рядом признаков, свойств, основными из них являются работоспособность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность 4. Безотказность автомобиля. Вероятность безотказной работы. Интенсивность отказов. Коэффициент отказов. Безотказность — свойство изделия сохранять работоспособность в течение периода наработки без вынужденных перерывов. Наработка на отказ — время работы до первого отказа. Под отказом понимают событие, после которого машина полностью или частично утрачивает свои функции. По своему характеру отказы делят на постепенные и случайные. Постепенным называется отказ, который может быть предсказан в процессе эксплуатации автомобиля. Сюда относятся забивка фильтров, износ шеек коленчатого вала, износ тормозных накладок и т. д., ориентировочное время работы которых обычно известно. Устранение таких отказов производится при планируемых техническом обслуживании или ремонте машин. Случайным называется отказ, характер и причина появления которого неизвестны, такие отказы прогнозируются на основании теории вероятности и обычно учитываются временем на гарантийный ремонт. Устранение случайных отказов производится заводом-изготовителем, если отказ произошел во время гарантийного срока. Длительность гарантийного срока определяется наработкой на отказ и для различных агрегатов она разная. В качестве основной количественной меры надежности ТУ, характеризующей закономерность появления отказов во времени, принята вероятность безотказной работы. Вероятность безотказной работы (ВБР) это вероятность того, что за определенное время работы ТУ и в заданных условиях эксплуатации отказа не происходит. Поскольку возникновение отказа является случайным событием, то и время его возникновения to - также событие случайное. Поэтому ВБР: p(t)=p(toіt), где t - заданное время работы. Вероятность появления отказа это вероятность противоположного события: q(t) = p(to<t). Но событие отказа и событие безотказности - суть противоположные события. Поэтому, в соответствии со свойством вероятностей противоположных событий, можно записать
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОТКАЗОВ - показатель надежности неремонтируемых технических устройств. Наиболее часто применяется для характеристики надежности узлов радиоэлектронных и автоматических систем. Численно равна вероятности отказа устройства в единицу времени начиная с некоторого момента времени при условии, что до этого отказа не было.
Коэффициент отказов представляет собой отношение числа отказов однотипных элементов nэ к общему числу отказов в системе nс: Величина этого коэффициента позволяет оценить степень влияния определенного типа элемента на надежность системы в целом. Однако он не дает возможности определить, какой тип элементов системы менее надежен, а какой более надежен. Для этой цели может быть использован относительный коэффициент отказов koo = nэNc, где Nэ- количество элементов определенного типа в системе; Nc- полное количество элементов всех типов в системе. Эти коэффициенты могут быть выражены через другие показатели надежности. Так, количество отказов в системе вследствие неисправных элементов определенного типа в течение промежутка времени Dtможно определить с помощью выражения nэ=NэС0эD t, где wэ – средняя плотность вероятности отказов элементов определенного типа. За это же время в системе произойдет всего отказов: nc = WcDt , гдеWc – суммарная плотность вероятности отказов в системе. Подставим полученные значения в выражение коэффициента отказов ko = NэwэDt = Nэ wэ.WcDt Wс При D®Ґпредельное значение средней плотности вероятности элементов определенного типа будет равно wэ =lэ . Следовательно, ko =Nэ lэ. Wс Аналогично можно найти зависимость относительного коэффициента отказов koo от средней и суммарной плотности вероятности отказов: koo = nэNc =wэNэNcDt = Nc wэ .nc Nэ Wс NэDt Wс
Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе ТО и ремонта. Для неремонтируемых изделий свойства безотказности и долговечности совпадают, так как их предельным состоянием является первый отказ. Ремонтируемое изделие после отказа может быть восстановлено, если это экономически целесообразно. Для некоторых изделий, которые можно многократно ремонтировать, пределом долговечности, когда они подлежат списанию, обычно бывает экономическая нецелесообразность дальнейшей эксплуатации или моральный износ. Автомобили и их агрегаты также допускают возможность многократного восстановления, но наступает момент, когда их ремонтировать невыгодно, и тогда их списывают. Объект может перейти в предельное состояние, оставаясь работоспособным, например, его дальнейшее применение по назначению станет недопустимым по требованиям безопасности, экономичности, эффективности и безвредности. Объект, перешедший в неработоспособное состояние, может не достигнуть предельного состояния, если восстановление работоспособного состояния целесообразно и (или) допустимо. Сохраняемость — свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования. Сохраняемость объекта характеризуется его способностью противостоять отрицательному влиянию продолжительности хранения и транспортирования на его безотказность, ремонтопригодность и (или) долговечность. Сохраняемость представляют в виде двух составляющих, одна из которых проявляется во время хранения, а другая — во время применения объекта после хранения и (или) транспортирования. Продолжительное хранение и транспортирование в необходимых условиях для многих объектов могут отрицательно влиять не только на их поведение во время хранения, но и при последующем применении объекта. Принципиальные основы системы технического обслуживания и ремонта автомобилей. Планово-предупредительная система ТО. Сущностью планово-предупредительной системы является принудительная (по плану) постановка автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем. «Положением» предусматривается: Ежедневное обслуживание ЕО |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |