Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретико-методологические основы исследования инновационной безопасности предприятия

Илякова И. Е.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

(ПРЕДПРИЯТИЯ)»

Саранск 2015

УДК 330

ББК

К

 

Рецензенты

 

М. А. Скворцова, к.э.н., доцент кафедры экономики Саранского кооперативного института (филиала) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»

Кафедра экономики НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт»

 

Илякова И. Е.

Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине «Экономическая безопасность организации (предприятия)». – Саранск, 2015. – 42 с.

ISBN

 

 

Пособие включает тематику курсовых работ по курсу «Экономическая безопасность организации (предприятия)», а также методические указания по их написанию.

Рекомендуется студентам специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» для оказания помощи в подготовке курсовых работ, а также преподавателям для организации научного руководства работой студентов. Методические указания также могут быть использованы для написания рефератов по проблемам экономической безопасности организации (предприятия).

ISBN УДК

ББК

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Экономическая безопасность организации (предприятия)» – одна из основных учебных дисциплин, способствующих формированию профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов в области экономической безопасности. В этой связи в ее рамках учебным планом предусмотрено написание курсовой работы, которая предполагает самостоятельное исследование конкретной темы небольшого объема с элементами научного анализа.

Важнейшей задачей дисциплины «Экономическая безопасность организации (предприятия)» является формирование ключевых компетенций, которые впоследствии позволят успешно осуществлять расчетно-экономические, проектно-экономические, информационно-аналитические, прогностические, экспертно-консультационные виды деятельности. В их числе:

– способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-3);

– способность проводить анализ и давать оценку возможных экономических рисков, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности (ПК-35);

– способностью анализировать эмпирическую и научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по проблемам обеспечения экономической безопасности (ПК-49);

– способностью исследовать условия функционирования экономических систем и объектов, формулировать проблемы, обосновывать актуальность и практическую значимость разрабатываемых мероприятий по обеспечению экономической безопасности, методов и средств анализа экономической безопасности организаций, оценивать их эффективность (ПК-50);

– способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать и обрабатывать их результаты, обобщать и формулировать выводы по теме исследования (ПК-51).

Написание курсовой работы способствует формированию перечисленных профессиональных компетенций.

Работа над курсовым исследованием позволит углубить знания:

– экономических процессов, протекающих во внутренней и внешней среде организаций и предприятий;

– концептуальных основ экономической безопасности организации (предприятия);

– структуры системы функциональных составляющих экономической безопасности организации (предприятия), взаимосвязи и взаимозависимости ее элементов;

– источников информации, необходимой для диагностики экономической безопасности организации (предприятия);

– системы индикаторов и пороговых значений показателей экономической безопасности организации (предприятия);

– сущности и содержания концепции приемлемого риска, способов снижения степени риска;

– способов, инструментов и методов обеспечения экономической безопасности.

Написание курсовой работы также позволит развить умения:

– рассчитывать показатели-индикаторы экономической безопасности организации (предприятия), производить их сравнение с пороговыми значениями;

– выявлять рискообразующие факторы, прогнозировать потенциальные внешние и внутренние угрозы экономической безопасности предприятия;

– оценивать вероятность рисковых событий, определять их возможный ущерб.

– разрабатывать мероприятия по повышению экономической безопасности предприятия.

Написание практической части работы позволит овладеть:

– навыками диагностики функциональных составляющих экономической безопасности организации (предприятия);

– качественными и количественными способами оценки и ранжирования рисков;

– способностью разработки механизма обеспечения экономической безопасности организации (предприятия).

Таким образом, курсовое исследование способствует реализации компетентностного подхода, закреплению теоретических знаний, развитию умений, совершенствованию навыков. Настоящее учебное пособие окажет студентам методическую помощь на всех этапах предстоящей работы: от выбора темы до процедуры защиты.

 

1. Общие требования к содержанию курсовой работы

Курсовая работа является учебным документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о проведенном исследовании. Материал должен быть обработан и систематизирован. Общие требования к курсовым работам состоят в следующем:

– соответствие структуры и оформления работы требованиям, изложенным в настоящем пособии и требованиям внутреннего документа университета СТО 006 – 2014 «Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности» (его электронная версия доступна на сайте университета по адресу http://mrsu.ru );

– глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе изучения экономической литературы;

– использование данных организаций и предприятий (в некоторых случаях статистических данных), характеризующих экономические процессы и объект исследования;

– систематизация цифровой информации с помощью таблиц и графиков; анализ и обобщение сведений, выявление тенденций развития экономических явлений;

– логическая последовательность изложения материала;

– краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования;

– убедительность аргументации;

– конкретность изложения результатов работы;

– доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

– оригинальность содержания текста работы не менее 60 %.

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая безопасность организации (предприятия)» должна включать следующие структурные элементы.

1. Титульный лист (образец оформления представлен в приложении А).

2. Задание на курсовую работу (образец оформления представлен в приложении Б).

3. Реферат (образец оформления представлен в приложении В).

4. Содержание (образец оформления представлен в приложении Г).

5. Введение.

6. Основная часть.

7. Заключение.

8. Список использованных источников.

9. Приложения (не являются обязательными).

В завершенном виде курсовая работа должна представлять собой целостное научное исследование. Его рекомендуемый объем – 35 – 40 страниц машинописного текста.

 

 

РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ

Написание курсовой работы предполагает взаимодействие студента и научного руководителя. Назначение руководителей курсовой работы осуществляется из числа преподавателей кафедры экономической теории. Основными функциями руководителя являются: согласование и утверждение задания, консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы; рекомендации в подборе литературы и эмпирического материала; контроль процесса выполнения курсовой работы; рецензирование работы с указанием предварительной оценки (форма рецензии представлена в приложении).

Студент, не выполнивший в срок курсовую работу или получивший неудовлетворительную оценку на защите, не допускается к сдаче экзамена по дисциплине. Студент имеет право защищать курсовую работу повторно. В третий раз для защиты курсовой работы назначается комиссия.

ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ

Выбор темы осуществляется на подготовительном этапе исследования (после того, как будут изучены рекомендации по написанию курсовой работы). Примерный перечень тем разрабатывается кафедрой экономической теории и утверждается на ее заседании. Студент, исходя из своих научных интересов, может, по согласованию с руководителем, предложить собственную тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике дисциплины. В любом случае выбор должен основываться на первичном изучении содержания проблемы. Только в этом случае он окажется осознанным, что является важной предпосылкой успешного написания работы. Изменение темы допускается по согласованию с научным руководителем. Примерный перечень тем курсовых работ представлен в приложении Е.

ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

Подбор литературы и ознакомление с ней необходимы для составления плана и получения общего представления о содержании будущей работы. Это также позволит студенту определить актуальность выбранной для изучения научной проблемы, поставить цель и определить конкретные задачи.

В качестве источников информации (их должно быть не менее 30-ти) по выбранной теме должны быть использованы монографии, статьи в научных периодических изданиях, учебники, учебные пособия, нормативно-правовые акты, информация и документы, размещенные на официальных интернет-сайтах органов власти, организаций и предприятий, статистические сборники, словари, справочники. Литература по теме курсовой работы подбирается студентом самостоятельно и предполагает работу с предметными (систематическими) и алфавитными каталогами библиотек, в том числе электронными.

Подбор материалов следует начинать с изучения источников, рекомендованных преподавателем. Кроме того, необходимо просматривать такие научные и специализированные издания, как: «Эксперт», «Экономика и жизнь», «Проблемы теории и практики управления», «Эко», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», «Директор по безопасности» и др. При изучении периодических изданий в первую очередь следует просматривать последние в календарном году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

Желательно ознакомиться с законодательными актами и другими нормативными материалами. Для этого можно обратиться к справочно-правовым системам («Гарант», «Консультант»).

Предварительная работа с источниками и литературой заключается в просмотре и чтении текстов, их осмыслении. При конспектировании научных источников важно выбрать такой метод обработки информации, который поможет в написании работы. Одним из них является составление информационных карточек, на каждой из которых выписаны цитата и выходные данные издания с указанием страниц. Для того чтобы записи помогли автору курсовой работы правильно оформить сноски и список использованных источников, они должны быть точными и подробными.

Информация, полученная из научных источников, может использоваться прямо (в виде прямых цитат) или косвенно (внутри авторского текста в переработанном виде, то есть в форме расширенного пересказа содержания источника без кавычек с обязательной ссылкой на него).

После изучения теоретических источников (иногда параллельно с ним) ведется работа с эмпирическим материалом. Это информация, относящаяся непосредственно к объекту исследования. В таком качестве могут быть использованы документы организации (предприятия) и/или информация, размещенная на официальном сайте хозяйствующего субъекта, а также другие сведения официального характера.

 

НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Организационные документы

Правильная организация работы – условие экономии трудозатрат. Она предполагает оформление, согласование с научным руководителем и исполнение требований, изложенных в организационных документах, к которым относятся:

– задание;

– план (содержание).

Задание на курсовую работу оформляется и утверждается руководителем в течение первых трех недель семестра, в котором выполняется работа. Оформление задания на курсовую работу позволяет определить концепцию и круг поставленных задач. План уточняет согласованное с руководителем задание.

Составление плана – очень важный этап. Он показывает глубину понимания автором выбранной темы, определяет основные направления исследования. В силу обозначенных обстоятельств, студенту следует провести скрупулезную работу с литературными источниками по теме исследования для того, чтобы определить логику, структуру и последовательность изложения материалов еще до того, как будет написана первая строка курсовой работы.

Тема исследования должна раскрываться в вопросах, количество которых строго не регламентируется. Тем не менее, следует учитывать, что, во-первых, должны быть рассмотрены теоретические, во-вторых, практические аспекты разрабатываемой темы (например, диагностика одной из функциональных составляющих экономической безопасности хозяйствующего субъекта) и, в-третьих, определены условия и механизмы повышения уровня экономической безопасности организации (предприятия). В этой связи рекомендуем предусмотреть в структуре плана три главы. Первая (теоретическая) и вторая (аналитическая) главы должны объединять по три параграфа, а третья (предложения и рекомендации автора) – до двух параграфов.

При составлении задания и плана следует обратить внимание на формулировки названий глав и параграфов курсовой работы. Они должны быть лаконичными (не содержать излишней информации) и состоять из одного предложения. Вместе с тем, не следует стремиться к чрезмерной краткости, поскольку, чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Нецелесообразно составным частям работы давать названия, совпадающие с названиями вопросов, содержащихся в учебниках и учебных пособиях. Это создаст предпосылки для механического переписывания студентами этих источников и не позволит выдержать установленное требование к уровню уникальности (60%). Названия параграфов не должны формулироваться более широко, чем названия глав научной работы.

Практика написания курсовых работ показывает, что при составлении задания достаточно часто допускаются ошибки. Например, включение в качестве названия вопроса формулировки, выходящей за тему, что заранее предполагает нарушение логики. В числе распространенных ошибок – выбор для изучения проблем, не раскрывающих тему; совпадение формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы (это ведет к ненужности всех остальных структурных элементов).

В любой научной работе план носит динамичный характер. Внесение изменений допускается, но требует их согласования с руководителем.

Реферат

Приступать к оформлению реферата курсовой работы следует тогда, когда работа над основными разделами уже завершена. Реферат – краткое изложение научной работы. Его структура определяется требованиями СТО 006 – 2014 и будет подробнее рассмотрена в разделе «Оформление курсовой работы». Остановимся на вопросах, которые чаще всего вызывают затруднения.

1. Перечень ключевых слов. Он должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются заглавными буквами в строку через запятую. Это логическая цепочка терминов, передающих смысл и содержание курсовой работы, отражающая последовательность изложения материала, позволившую автору подготовить целостное и законченное исследование.

2. Объект и предмет исследования. Объект исследования – это то, что студент намерен изучать, а предмет – указание на особую проблему, которую он собирается поставить и решить. Например, применительно к теме «Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях инновационного развития предприятия» объектом исследования может быть инновационный потенциал предприятия, а предметом – реализация механизма защиты интересов предприятия в инновационной сфере.

3. Методы исследования. Понятие «метод» в философии науки определяется как «способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность». Применение обоснованных методов является условием получения новых знаний. Проще говоря, метод – это прием, используя который исследователь познает новое. Метод определяет, что делать с имеющимся материалом и как преподносить его в работе. Это алгоритм действий студента. К наиболее используемым относятся: дедукция, индукция, анализ, синтез, аналогия, наблюдение, сравнение, измерение, сопоставление, систематизация, классификация, моделирование, абстрагирование, формализация, конкретизация. В процессе написания курсовой работы по экономической безопасности организации (предприятия) наряду с общенаучными, следует использовать те методы, сущность и условия применения которых, рассмотрены непосредственно в рамках учебной дисциплины, в курсе «Общая экономическая безопасность», в процессе изучения других экономических дисциплинах. Например: индикативный анализ, SWOT-анализ, методы оценки рисков (построение карты рисков, ранжирование рисков, определение «зоны риска»), экономико-статистические методы, экономико-математическое моделирование, прогнозирование, графический метод и др. В реферате следует указывать только те методы, которые использовались для достижения цели и решения задач курсовой работы.

Введение

Введение должно обосновывать актуальность избранной темы в целом и применительно к конкретному хозяйствующему субъекту; здесь выделяются предмет и объект исследования. Наряду с этим необходимо четко сформулировать и обосновать цель и задачи курсовой работы.

Кроме того, введение характеризует информационную базу, отмечает ограничения темы и особенности работы. Во введении не рассматривается содержательная часть: оно предваряет работу, поясняет ее назначение, направленность и особенности.

Обосновывая выбор темы, следует доказать ее актуальность, потребность разработки в условиях объективной экономической действительности и/или недостаточной теоретической изученности, привести иные доводы.

Аргументом, объясняющим выбор темы, является ее дискуссионность. Научная дискуссия представляет собой способ обсуждения и поиска истины в процессе исследования научных проблем. В развитии науки такие проблемы возникают постоянно, и для их решения предлагаются разные подходы, методы и средства исследования.

Основной частью введения является формулировка цели и постановка задач. В общем смысле цельвыражает стремление к конкретному конечному состоянию. Она мобилизует и побуждает к действию, помогает сосредоточиться на главном и не распыляться по мелочам. Логично формулировать цель таким образом, чтобы она согласовывалась с темой курсовой работы. Распространенными ошибками и причинами некорректного определения цели являются:

– формулировка цели повторяет название курсовой работы;

– цель описывает процесс, а не результат.

Задача – это конкретизация направлений решения проблемной ситуации. Задача всегда исходит из цели и является средством ее реализации. Задачи работы не трудно определить исходя из плана, а тем более из написанного текста (рекомендуем использовать следующие формулировки: рассмотреть, охарактеризовать, проанализировать, выявить условия, обосновать, определить направления…). Так как характеристика задач является центральным моментом введения, то его начинают с красной строки, выделяя таким же образом каждую задачу.

Во введении должна быть описана (в общих чертах) информационная база для проведения курсового исследования. Такая характеристика может уместиться на нескольких строчках, но ее наличие (как атрибут исследовательской работы) обязательно. Например, «…использована отечественная и зарубежная научная и учебная литература, материалы статистических сборников, практические материалы и документы хозяйствующего субъекта, информация, размещенная на официальном сайте организации…».

Далее следует описать структуру работы, то есть указать, что, например, работа состоит из введения, трех глав и заключения, кратко (в двух-трех предложениях) охарактеризовать содержание каждого пункта. Объем введения не должен превышать 2 – 3-х страниц.

 

 

Основная часть

Основная часть курсовой работы по экономической безопасности организации (предприятия) должна включать три раздела: теоретический, аналитический, а также раздел, в котором приводятся рекомендации и предложения автора, выявленные им условия обеспечения экономической безопасности предприятия, в т. ч. стратегического характера, предлагаемый механизм. Работая над содержанием основной части курсового исследования, студент должен исходить из нижеследующего.

Безопасность – это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.[1]

Экономическая безопасность организации (предприятия) – это обеспечение наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения устойчивого функционирования хозяйствующего субъекта в настоящее время и в будущем. В таком подходе заложено взаимодействие понятий «безопасность» и «устойчивость».

Устойчивость – это понятие, отражающее прочность и надежность функционирования организации (предприятия) в режиме принятой стратегии. Потеря устойчивости, т. е. выход из режима принятой стратегии, сигнализирует о наличии угрозы экономической безопасности.

Практически речь идет о внутренних и внешних угрозах хозяйствующим субъектам. К внешним угрозам, например, относятся: утрата конкурентных позиций на рынке, агрессивно-негативная политика конкурентов, ухудшение финансовой ситуации в стране, неплатежи и др.; к внутренним – массовое старение и выбытие основного капитала, отставание в области техники и технологии, высокие издержки производства и др.

Экономическая безопасность организации (предприятия) – результат комплекса составляющих, ориентированных на преодоление финансово-экономических угроз компании. Примерная структура функциональных составляющих экономической безопасности выглядит следующим образом:

– финансовая;

– интеллектуальная и кадровая;

– технико-технологическая;

– политико-правовая;

– экологическая;

– информационная;

– силовая.

Каждая из вышеперечисленных функциональных составляющих характеризуется собственным содержанием, набором функциональных критериев и способами обеспечения.

Для предотвращения и нейтрализации угроз безопасности необходима постоянная диагностика кризисных ситуаций экономики хозяйствующего субъекта. Диагностика представляет собой процесс исследования, который определяет характер и сущность явления. Экономическая диагностика предполагает систему методов, приемов комплексного исследования, оценки состояния и выявления характера нарушений нормального хода экономических процессов, происходящих в сфере экономической безопасности.

При диагностике экономической безопасности дается оценка угроз безопасности и степени их проявления. Как показали многочисленные исследования, оптимальным методом проведения диагностики является индикативный анализ. В соответствии с этим методом диагностика безопасности проводится на основе совокупности специальных показателей критериального типа – индикаторов экономической безопасности, позволяющих судить о грозящей опасности, количественно оценивать уровень угроз безопасности, что и дает возможность сформировать перечень мероприятий по нейтрализации этих угроз и определить перспективные направления развития организации (предприятия).

Для выявления угроз экономической безопасности организации (предприятия) необходимо сравнение фактических и прогнозных данных с нормативными значениями, четко определяющими параметры кризисной ситуации. Такими нормативами служат пороговые значения экономической безопасности – это предельные величины тех или иных финансово-экономических индикаторов, превышение которых лишает организацию возможности функционировать в нормальном режиме, т.е. создает кризисные ситуации.

Перечень пороговых значений экономической безопасности должен быть значительно уже, чем перечень показателей, применяемых для мониторинга факторов, вызывающих угрозы возникновения кризисных ситуаций в работе организации (предприятия). Он должен быть необходимым и достаточным, чтобы отражать главные сферы деятельности, выявлять наиболее серьезные угрозы ее экономической безопасности. Для диагностики экономической безопасности организации (предприятия) возможно воспользоваться нижеследующим перечнем пороговых значений (таблица 1). Пороговые значения, необходимые для диагностики функциональных составляющих представлены в приложении Ж. Пороговые значения могут быть определены студентом самостоятельно, на основе применения простейших экономических моделей.

 

Таблица 1 – Значения пороговых показателей экономической безопасности организации (предприятия)

Показатели экономической безопасности Значение в нормальном состоянии производства, % Нормальный уровень производства Критический уровень производства
Объем финансирования оборотных средств 0,5
Уровень использования производственной мощности 0,5
Уровень рентабельности производства 0,5
Доля НИОКР в объеме работ 0,5
Доля НИР в общем объеме работ 0,6
Уровень зарплаты к среднему по отрасли 150-200 0,5
Темп обновления основных производственных фондов 10-13 0,5
Удельный вес работников старше 50 лет 0,4
Удельный вес оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет I 0,5
Фондоотдача 0,5

 

Экономическая диагностика позволяет решить комплекс аналитических задач, основными из которых являются:

– оценка состояния объекта исследования в условиях ограниченной информации;

– оценка режима функционирования объекта исследования, его эффективности и стабильности;

– выявление возможных вариантов экономических показателей развития объекта исследования, исходя из сложившейся и перспективной структуры связей между показателями, характеризующими функционирование данного объекта;

– определение перспективных режимов функционирования объекта исследования и разработка концепции его развития;

– определение и оценка экономических последствий, связанных с реализацией текущих и стратегических управленческих решений.

Экономическая безопасность организации (предприятия), его независимость и недопущение попадания в зону критического риска могут быть обеспечены, если будут определены важнейшие стратегические направления обеспечения безопасности бизнеса, построена четкая логическая схема своевременного обнаружения и ликвидации возможных опасностей и угроз, уменьшения последствий хозяйственного риска.

Организация обеспечения экономической безопасности предприятия должна включать следующие этапы:

– выявление состава и характера угроз экономической безопасности и направленности их действия;

– оценку ожидаемого ущерба от действия угроз экономической безопасности;

– ранжирование угроз экономической безопасности по важности, времени наступления и т.д.;

– формирование и выбор варианта стратегии обеспечения экономической безопасности применительно к тем или иным угрозам;

– определение и реализацию конкретных мер по обеспечению экономической безопасности.

Анализ стратегического уровня экономической безопасности организации (предприятия) проводится на основе оценки эффективности мер по предотвращению ущербов и расчета параметров (пороговых значений) экономической безопасности. Данная оценка осуществляется в рамках алгоритма функционального анализа уровня угроз экономической безопасности, включающего:

– определение возможных сфер негативных воздействий на деятельность корпораций;

– разделение объективных и субъективных негативных воздействий;

– определение перечня мер по предотвращению угроз экономической безопасности;

– оценку эффективности планируемых мер с точки зрения нейтрализации и негативных воздействий;

– оценку стоимости предлагаемых мер по устранению угроз экономической безопасности.

Теоретический раздел является первым и состоит не менее чем из трех подразделов (параграфов). Студент должен показать умение критически подходить к рассмотрению проблемы, вытекающей из целей и задач курсовой работы, обобщать, анализировать и систематизировать собранный материал, раскрывать проблемы рассматриваемого вопроса. В пункте 1.1 исследуются теоретические подходы к сущности, содержанию категорий, приводятся точки зрения различных авторов, выявляются общие закономерности, тенденции развития, определяется роль и место предмета исследования в системе экономической безопасности организации (предприятия). В пункте 1.2 рассматриваются особенности той или иной функциональной составляющей, факторы, условия и предпосылки безопасности, обосновывается система индикаторов экономической безопасности, их пороговые значения. Содержание п.1.3 определяет логику, структуру, условия и принципы формирования и применения обеспечивающего механизма.

Задача студентов заключается в систематизации различных подходов к решению проблемы, их обобщении, выделении тех, которые наиболее актуальны. На каждый источник в тексте работы должна быть сделана ссылка. Результаты, полученные в теоретической части, обобщаются и кратко излагаются в виде вывода к разделу.

Аналитический раздел является вторым с точки зрения структуры курсовой работы. Он также предполагает три параграфа. Их содержание определятся темой работы и должно обеспечивать решение поставленных в курсовой работе задач. В общем виде содержание раздела должно раскрывать следующие аспекты.

1) Краткую информацию об организации (предприятии) – объекте исследования, особенностях его экономической деятельности, предпосылках и факторах обеспечения функциональной составляющей экономической безопасности. Такая информация может быть получена а) непосредственно на предприятии (документы); б) в результате работы с официальным интернет-сайтом и другими официальными источниками (публикации в прессе, различного рода обзоры, рейтинги и т.д.). Современные отечественные компании, проявляя заботу о собственном имидже, репутации, решая задачу формирования благоприятного общественного мнения, демонстрируют высокий уровень информационной открытости и «прозрачности» экономической деятельности. В наибольшей степени это справедливо для крупных компаний, например, участников рейтинга «Эксперт 400 – рейтинг ведущих российских компаний», ежегодно публикуемого рейтинговым агентством «Эксперт РА». Сбор студентом исходных данных для аналитического раздела также осуществляется в специализированных статистических сборниках Федеральной службы государственной статистики.

2) Диагностику исследуемой проблемной области экономической безопасности хозяйствующего субъекта и ее результаты. Для обеспечения достоверности выводов и глубины анализа рекомендуем использовать экономические показатели, охватывающие временной период 3-5 лет. Решение аналитических задач должно быть основано на использовании таких методов как: индикативный анализ, расчет частных функциональных критериев, построение карты рисков, графический метод (в т. ч. «лепестковая диаграмма»), SWOT – анализ др. Расчеты, таблицы, графики должны сопровождаться соответствующими выводами. Распространенной ошибкой авторов курсовых работ является представление цифрового материала без анализа и соответствующих комментариев. Важно не просто представить сведения, а использовать их для доказательности каких-либо положений работы или выводов, увидеть за цифрами суть явления и попытаться установить причинно-следственные связи в рассматриваемой проблеме. Чаще всего цифровой материал представляется в работе в виде таблиц. Результаты, полученные в аналитической части исследования оформляются в виде краткого вывода к главе.

В третьей главе даются рекомендации о направлениях и условиях повышения уровня экономической безопасности организации (предприятия). Разработка обеспечивающего механизма предполагает предварительное исследование внешних (институциональных) механизмов, оценку системы экономических (организационных) методов и инструментов, применяемых на предприятии для защиты собственных интересов, предотвращения угроз и «сглаживания» последствий их реализации, выявление «уязвимых» (незащищенных) участков. Обязательным требованием является оценка соответствия существующего механизма условиям и принципам обеспечения экономической безопасности.

Предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть обоснованными и подкрепленными расчетами целесообразности и эффективности. В этом разделе целесообразно рассмотреть возможные сценария изменения рисковых ситуаций (идентификация потенциальных рисков, определение областей возникновения и распространения). Методологический аппарат этого раздела должны составлять индикативный анализ (сравнение прогнозных и пороговых значений показателей), прогнозирование, экономическое моделирование. Структура третьей главы может состоять из одного – двух параграфов и должна подытоживаться выводом.

Одним из требований, предъявляемых к курсовой работе, является пропорциональность элементов. Рекомендуемый объем первой главы курсовой работы составляет 10 страниц, второй – 10 страниц; рекомендательной части – 7 – 8 страниц. Минимально параграф может быть изложен на 3-х страницах.

 

Заключение

В этой части работы дается оценка степени решения задач и достижения цели, поставленных во введении. Далее излагаются основные результаты проведенного исследования, выводы, сделанные автором на их основе.

Количество выводов не может быть меньшим, чем число поставленных задач. Выводы должны быть четкими, ясными, отражать полученные результаты. Важно оценить практическую применимость полученных результатов. Выводы в заключении не могут быть просто перенесены из глав: они должны излагать обобщенные результаты. Объем заключения, как правило, не должен превышать 1-2 страниц.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

 

Структура курсовой работы

Заданиеявляется вторым листом курсовых работ. Оно включает следующие сведения:

– наименование учебного заведения, факультет, кафедра, дисциплина;

– автор курсовой работы;

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...