Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития Европейского Союза

История развития Европейского Союза

Создание Европейских Сообществ и их развитие до создания Евросоюза

Создание первого сообщества

Предложение об объединении государств Европы высказывались давно. В практическую плоскость реализация этих предложений перешла только после окончания II Мировой. 09 мая 1950 года министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с заявлением, в котором он предложил поставить производство угля и стали во Франции и ФРГ под контроль наднациональных органов. Также он предложил другим государствам присоединиться к этому союзу. 18 апреля 1951 года в Париже представители

- Франции,

- ФРГ,

- Италии,

- Бельгии, Нидерландов и Люксембурга

подписании соглашение, учреждавшее Европейское объединение угля и стали. Это стало первым Европейским Сообществом, коих далее было еще 2.

Попытки объединить Европу были частыми, но носили характер создания империй (Римская, Испанская империи, Наполеон, Гитлер), т.е. военным путем. Мирная же интеграция явно запаздывала. А поле II Мировой сие было какбе актуально. Страны Старого света лишились производства как промышленной продукции, так и продуктов питания. Доминировать стали США и СССР, которые попилили между собой Германию, в т.ч. Берлин. Также рушатся колониальные империи Европы. Встал вопрос о сохранении полит значения суверенных государств Европы.

Поэтому 9 Мая во всех этих ваших Европах отмечают не День победы (который у них все равно 8 Мая), а национальный праздник Европейского Союза – День Декларации Шумана. Благодаря ей сформировалось первое Европейское Сообщество. Никогда до этого не пытались создать международные руководящие экономические органы.

Почему именно угля и стали?! Потому что сие – основа военной промышленности. Большинство оружия и сейчас производится из стали. А война – дело прибыльное. А еще опасное. Так что двух зайцев: можно не позволить промышленникам производить больше, чем нужно для мирных целей. А еще третья цель: реальное примирение с Германией и экономической основой этого мира.

По решениям Тегерана’43 года Германия распилена на 4 части. Центральные органы управления ликвидированы, высшие органы власти у оккупационных войск, демилитаризующие страну. Когда на землях Германии были проведены выборы для локального управления, встал вопрос о центральных органах управления.

Франция и Великобритания тем не менее опасались возникновения нового конкурента – сильной Германии. И тоже стремились к ее разделению. Даже СССР склонялся к единой демократической капиталистической нейтральной Германии как посреднику между Западом и Востоком. До середины 1948 года в разделенной Германии была даже единая валюта. Но потом ВНЕЗАПНО вводится в обращение новая валюта, которая не охватила советскую зону оккупации. Т.е. только в советской зоне старая валюта осталась в обращении => туда хлынула масса денег => опасность полного краха экономики. Территории с новой валютой оккупировавшие союзники объединили в единое государство – ФРГ, Союзу осталось же в ответ на это ничего не оставалось, кроме как образовать ГДР. Именно поэтому ГДР и другим государствам Восточной Европы вступить в Сообщество не предлагали.

Великобритании же предлагали, но она отказалась.

 

Соглашение о создании ЕОУС предусматривало создание единого рынка угля и стали для государств-участников. Были отменены все импортные и экспортные пошлины, а также количественные ограничения на ввоз и вывоз продукции сталелитейной промышленности.

Для управления Объединением были созданы спец руководящие органы:

- Спец совет министров. Состоял из министров государств-членов. Его задачей было согласование общей экономической политики государств-участников и политики в сталелитейной промышленности, определяемой Верховным органом.

- Верховный орган. Главный исполнительный орган ЕОУС. Состоял из 9 членов, 8 из которых назначались государствами-участниками, а 9-й назначался ими самими.

- Общая Ассамблея. Представители Парламентов государств-участников. Должна контролировать деятельность Верховного органа.

- Суд. Рассмотрение споров, возникавших между государствами по исполнению договора об ЕОУС и рассмотрение жалоб на решения Верховного органа.

 

Договор был заключен на 50 лет, в 2002 утратил силу, полномочия перешли в ЕЭС.

Итак, первое межгосударственное экономическое объединение. Пусть и в рамках одного сектора экономики. с первой схемой управления интеграционного сообщества, сохранившейся во многих органах и сегодня. По модели ЕОУС существует 4 географических союза в Африке, 4 – в Америке. СНГ и ЕвразЭс – не так.

Особенность руководящей структуры – в ее «двухголовости» - Верховный орган (будущая Комиссия Евросоюза) и Совет министров. Реализация действий Верховного органа – развитие Сообщества в целом, они не представляют свои государства. Это представитель центростремительной тенденции, который пытается загрести себе как можно больше власти, повышая тем самым власть собственную.

Этой тенденции противостоит Совет Министров. Они олицетворяют центробежную тенденцию, отстаивая интересы отд государств. В конкуренции между двумя органами и развивается сообщество.

Второе и третье сообщество

27 мая 1952 государства-участник ЕОУС (в лице исполнительных органов) подписали соглашение о создании Европейского Оборонного Сообщества. Им предусматривалось создание единой армии, составленной из контингентов стран-участников во главе с европейским министром обороны. Одновременно начались переговоры о создании Европейского политического сообщества. Но в августе 1954 года Французский парламент (законодательный орган) отказался ратифицировать соглашение об оборонном сообществе.

В этом соглашении предусматривалось создание единой армии. А вместе с полит сообществом - шаг до единого государства. Причина создания оборонного союза – Корейская война, в связи с которой опасались перехода Холодной войны в горячую. США жаждало привлечения в эту войну немецкой армии, солдат. Но не прокатило: полит интеграция вызывает сильное отторжение в общественном мнении. До сих пор у Европы нет единой армии, министра обороны и пр.

В мае 1955 года министры иностранных дел Бенилюкса выступили с совместным меморандумом, в котором призвали углублять экономическую, а не политическую интеграцию. Государства-члены ЕОУС создали спец комиссию, которая подготовила проекты соглашений о создании еще двух Европейских Сообществ:

- Европейского сообщества по атомной энергии.

- Европейского экономического сообщества. Все, что не охватывалось первыми двумя.

Эти соглашения были подписаны в Риме 25 марта 1957 года (римские договоры).

Основной целью учреждения экономического сообщества было провозглашено создание общего рынка государств-участников и сближение их экономик. Общий рынок основывается на предоставлении всем гражданам государств-участников свободы

- передвижения товаров,

- капиталов,

- предоставлении услуг

- личном передвижении, включая право на трудоустройство на всей территории Сообщества.

Государства-члены Экономического сообщества создали таможенный союз единую таможенную границу, а также согласились проводить единую политику в ряде секторов экономики, в т.ч. в с\х, транспорта, внешней торговли.

Таможенное пространство – первый шаг на пути интеграции. С точки зрения западных экономистов, чем больше рынок – тем лучше. И преимущество США объясняли тем, что там огромное пространство рынка. А в Европе каждый рынок замкнут небольшой гос территорией. Например, а\м Форд побеждает в свободной конкурентной борьбе на всей территории США, большие объемы продаж => прибыль, которая вкладывается в новые разработки. В Европе Рено побеждает на французском рынке, но продает намного меньше, чем Форд на территории огромных США => меньше дохода, а для выхода на рынок иного государства нужно платить таможенные пошлины, кот устанавливаются для защиты отечественного производителя и сохранения рабочих мест, даже если при свободной конкуренции Рено победило бы Фиат, Фольксваген и пр. Единое таможенное пространство предоставляет более широкие возможности для свободной конкуренции => входящие в него государства рискуют в одних секторах и надеются отыграться в других. Интегрироваться должны государства, находится примерно на одном уровне экономического развития. Например, Греция, возможно, зря вошла в ЕС. Да и союз «Россия – Таджикистан» выглядит сомнительно.

В общем, экономический союз, сложившийся у них стал реально удобен => к ним потянулись другие.

 

Для реализации задач, стоящих перед сообществом, были созданы специально руководящие органы:

- Совет. Состоит из представителей правительств государств-членов. Определяет основные направления политики сообщества и принимал нормативные акты сообщества.

- Комиссия. Лица, назначенные туда Советом персонально, т.е. опять-таки лично заинтересованные в развитии Сообщества. Функции, которые учредительными соглашениями были возложены на Экономическое сообщество.

- Парламент (Ассамблея)

- Суд.

Ассамблея и суд выполняли те же задачи, что и Ассамблея и Суд ЕОУС. В 1965 подписано соглашение об объединении руководящих органов всех трех сообществ в единые. Теперь это Суд Европейских Сообществ, Комиссия Европейских сообществ и Ассамблея.

.

Европейское сообщество по атомной энергии. Целью создания было создание условий, необходимых для быстрого развития атомной промышленности. Для достижения этой цели предусматривалось

- развитие совместных научных исследований,

- установление единых стандартов безопасности для работников и населения

- создание благоприятных условий для капиталовложения в атомную энергетику

- гарантирование использования атомной энергетики в целях, определяемых законом.

Значение состоит в потенциальной возможности создания атомного оружия. Создание союза – попытка поставить атомную энергетику Германии под контроль соседних государств, а не только МАГАТЭ. Впрочем, сегодня ЕСАЭ особо ничем не занято.

 

В 1972 году в Европейские Сообщества вступили Великобритания, Ирландия и Дания. Соответствующий договор подписала также и Норвегия. Но на референдуме большинство участников выступило против вступления страны в Сообщества.

В 1979 впервые прошли прямые выборы в Европейский Парламент. С тех пор его депутаты избираются населением, а не назначаются парламентами государств-участников.

В 1981 году в Сообщества вступила Греция, в 1986 – Испания и Португалия. Итого 12 государств. Эти государства стали учредителями Евросоюза.

В 1986 же в учредительные договоры Сообществ были внесены первые существенные изменения. В феврале подписан т.н. Единый Европейский Акт. В преамбуле стороны заявили о своем желании создать Европейский союз на базе Европейских Сообществ[1].

Создание Евросоюза

Договор о создании подписан 6 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерданды). 18 статей, обозначенных латинскими буквами, начиная с буквы «А». Этот договор содержит как положения, относящиеся к Евросоюзу, так и изменения, вносимые в учредительные договоры трех Сообществ.

Ст. «А» урождает Европейский союз, основывающийся на Сообществах и их институтах. При этом ЕЭС переименовывается просто в «Европейское Сообщество». При этом Европейский союз основывается на 3 опорах:

- сообщества.

- совместная внешняя политика и политика безопасности

- сотрудничество в сфере юстиции и охраны правопорядка.

В соответствии с Маастрихтским догом был создан экономический и валютный союз государств-участников, в рамках которого было решено ввести в обращение единую валюту для государств-участников.

Было учреждено гражданство Евросоюза.

Сообщества сохраняют свое существование, становятся опорой Союза. Они занимаются только экономической интеграцией. Создание Евросоюза – еще одна попытка дополнить экономическую интеграцию политической (2 и 3 опоры).

В 1989 году с пяденями коммунистических режимов в Европе падает Берлинская стена. Жители Восточной Германии жаждут в ФРГ. Руководство страны поддается и проводит процесс объединения страны. А чтобы остальная Европа снова не начала бояться Германии, этому процессу был придан вид объединения всей Европы.

 

За ратификацию Маастрихтского договора высказались 11 из 12 государств-участников. На референдуме в Дании предложение ратификации не получило поддержки => через год после этого в Дании был проведен новый референдум по тому же вопросу, давший положительный результат => договор об Евросоюзе вступил в силу с опозданием.

 

Федеративное государство

А) Исторические корни, единое культурное наследие (Возрождение, христианство, Просвещение).

Однако какое-то государство все равно должно занимать лидирующие позиции: привет Германии.

Полмиллиарда человек и территория – как управлять ими из единого центра?! Хотя есть Китай… А по территории – тык Россия же!

Признание культурного многообразия?! Привет Брейвику

Б) право. Право ЕС интегрировано в нац правопорядки уже сейчас, существуют общие органы управления (ЦБ, Суд).

Дип представительства ЕС существуют уже сейчас => правосубъектность.

Собственный бюджет, валютная политика.

Что касается исключения Греции (из зоны Евро) и других слабых стран для создания действительно сильного государства. Сейчас ЕС – это договор => выход и исключение из него вполне возможно, хотя прямо актами и не предусмотрено. А выгодна интеграция в первую очередь именно слабым государствам. Какая тогда выгода сильным государствам?! Только рынки сбыта?! Стоит ли оно суверенитета?!

Полный или частичный распад ЕС

Германия – вполне себе самодостаточная сильная экономика, и так оплачивает весь Евросоюз. Великобритания и Швейцария вне зоны евро. Лидерам региона дальнейшая интеграция не выгодна, им достаточно уже созданных рынков сбыта.

Кризис мультикультурализма: иммиграция ведет к безработице.

Пока интеграция имела плюсы – крепчали общие органы управления. Сейчас же, с экон кризисом, проступают нац противоречия, а аппарата принуждения для сдерживания желающих отступить от ранее принятых норм нет.

Территория и население ЕС

Территория

По общем правилу, в состав территории Европейского Союза входят территории государств-членов Союза, расположенные в Европе. Но вместе с тем в состав Евросоюза входят Канарские и Азорские острова, острой Мадейра, а также заморские департаменты Франции (Французская Гвиана и острова Реюньон, Гваделупа, Мартиника, Сен-Бартелеми и Сен-Мартен)

Также в состав территории Союза включаются испанские города на Африканском побережье: Сеута и Милилья.

Вместе с тем в отношении Аландских островов (Финляндия), Англо-нормандских островов и острова Мен (Великобритания) учредительные договоры Европейского Союза действуют с ограничениями, установленными договорами о присоединении Финляндии и Великобритании к Европейским Сообществам и Европейскому Союзу.

Эта территория определяет территорию действия права ЕС.

 

Не европейские территории, находится под суверенитетом государств-участников, применительно к их отношениями с Евросоюзом, делятся на 2 основные группы:

a) территории, кот включены в спец приложение к Договору о функционировании Евросоюза. Гренландия, Фолклендские острова и др. Имеют статус ассоциированных членов Евросоюза: они имеют возможность беспошлинной торговли. Обязанностей в отношении Союза эти территории не несут: Комиссии не подчиняются.

b) прочие территории. Рассматриваются как иностранные государства.

Население

Гражданами Евросоюза автоматически являются все граждане государств-участников. Порядок приобретения и утраты гражданства определяется законодательством соотв государств.

Гражданство Союза было введено Маастрихтским договором 1992.

Граждане Союза, в дополнение к своим правам граждан соотв государств, имеют возможности:

a) свободно перемещаться по всей территории Союза и свободно выбирать свое место жительства с ограничениями, устанавливаемыми правом Союза.

b) Каждый граждан Союза, проживающий на территории других государств-участников, имеет активное и пассивное избирательное право на выборах в мун органы власти и Европарламент наравне с гражданами этого государства. Одно их самых реальных прав. Т.е. мэром маленького приграничного французского городка может стать немец, вообще по-немецки не говорящий.

c) Граждан Союза, оказавшийся в государстве, где отсутствует дип представительство его страны, имеет право на дип и консульскую защиту со стороны дип и консульских представителей других государств-членов наравне с их гражданами.

d) Каждый граждан Союза, вне зависимости от места жительства, имеет право обращаться в Европарламент, в Суд Евросоюза и к омбудсмену.

 

Помимо нац законодательства, основные права и свободы граждан Союза сформулированы в Хартии о фундаментальных правах Евросоюза от 07 дек 2000 года, которая имеет равную силу с учредительными договорами. Кроме того, в соотв с Лиссабонским договором, Евросоюз как таковой должен присоединиться к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Согласно ст 6 Договора о Союзе, сформулированные в ней права и права, вытекающие из конституционных традиций, общих для государств-участников, должны составлять общие принципы права Европейского Союза.

Согласно ст 49 Договора о Союзе, членом Союза может быть любое европейское государство, разделяющее ценности Европейского Союза. Где же границы Европы?! Примем их географически, это единственная объективно существующая линия. Но 3 государства одновременно находится в Европе и Азии (РФ, Турция, Казахстан). Однако есть еще и неформальная граница, которая проходит по западной границе России.

В 1993 году государства-члены Союза сформулировали т.н. Копенгагенские критерии для вступления в Евросоюз. В соотв с ними, государства-кандидаты должны:

- Иметь развитую рыночную экономику

- Их правовая и адм система должна соответствовать системе, принятой в странах Евросоюза

- Должна быть признана обязательность всех НПА Евросоюза

- Должны быть признаны обязательства государств-членов в рамках совместной внешней политики и политики безопасности

Процедура вступления закреплена в ст 49. Государство-кандидат направляет свою заявку в Совет, кот должен единогласно одобрить эту заявку после консультации с Комиссией и получив согласие Европарламента. При этом решение Парта должно быть принято абс большинством от списочного состава.

Условия вступления в Евросоюз регулируется спец договором между государствами-членами и вступающими государствами. Этот договор должен быть ратифицирован всеми государствами-участниками.

Государства, кот не является членами Союза, можно разделить по их отношению к Союзу на группы:

a) Государства, кот могут вступить в Европейский Союз, но не желают сделать этого: Норвегия и Швейцария)

b) Государства, кот ведут переговоры о вступлении, и, вероятно, вступят: Хорватия и Исландия

c) Государства, кот желали бы вступить в Евросоюз, но Союз не согласен их принимать. Турция с 1963 года пытается вступить, стремительно развивается. Во многом смущает религиозный вопрос, как и с Ирландией. Хотя формально предложение внести в Конституцию ЕС пункт о христианском характере государств-членов было отвергнуто. В 2000-х с подачи США (которой Турция обещала, но не предоставила территорию для вторжения в Ирак) начались переговоры о вступлении Турции в Союз. В рамках переговоров Союз указывает кандидату, что он должен изменить для вступления. Турция эти условия принимает, меняет свое законодательство под европейские требования. Например, из УК была изъята статья об освобождении ответственности за убийство не послушавшей мужчину женщины, порочащей честь семьи. Однако европейские шантажисты предъявляли все новые и новые требования. Однако облом случился ВНЕЗАПНО: Турция отказалась признать суверенитет другого государства-члена Союза: Кипр.

 

Процедура выхода из ЕС установлена ст 50 договора об Евросоюзе. В соотв с ней государство, желающее выйти из Союза, должно уведомить об этом Европейский Совет. Далее между Европейским Союзом и этим государством начинаются переговоры с целью подготовить текст соглашения, в кот должны быть урегулированы условия выхода из Союза. Это соглашение от имени Союза заключает Совет, принявший решение квалифицированным большинством голосов и получивший одобрение Европарламента.

Государство перестает быть членом Союза либо по вступлении данного соглашения в силу, либо через 2 года после направления уведомления (например, при отсутствии одобрения соглашении Парламентом) о желании выйти из Союза. Срок в 2 года может быть продлен по согласию сторон. Механизм, тем самым, определён достаточно четко, затянуть его по своей воле Союз не может (автоматический срок в 2 года). Наличие права выхода означает наличие суверенитета государств-членов.

На сегодня существует прецедент полу-выхода Гренландии, перешедший в статус ассоциированного члена из-за квот на вылов рыбы в экономической зоне Гренландии Европейскими сообществами.

Привилегии и иммунитеты ЕС

Ранее – привилегии и иммунитеты Сообществ. Объём привилегий и иммунитетов установлен Протоколом о привилегиях и иммунитетах Сообществ 1965 года.

В соответствии с ним:

- Здания и помещения, занимаемые Евросоюзом, неприкосновенны. Они не могут подвергаться обыску, реквизиции, национализации

- Собственность Союза не может подвергаться административным или суд мерам принуждения без согласия суда Евросоюза

- Архивы Евросоюза неприкосновенны

- Имущество и доходы Евросоюза не могут облагаться прямыми налогами государств-участников вопросах связи и перевозки документов Союз на территории государств-участников пользуется теми же правами, что и дип представительства.

 

Источники права Евросоюза

Источники права ЕС подразделяются на первичные и вторичные.

1. К первичным относятся акты, принятые государствами-членами в соотв с нормами МП.

2. Ко вторичным – НПА, принятые органами ЕС в соответствии с полномочиями, переданными им учредительными договорами ЕС и Сообществ.

первичные:

- учредительные договоры

o всех 3 Сообществ (1951 – Объединение Угля и стали, Европейское Экономическое Сообщество и Европейское Сообщество по атомной энергии 1957, Единый Европейский акт 1986)

o и Союза (Маастрихтский договор 1992, Амстердамский 1997, Договор в Ницце 2001 года, Лиссабонский договор 2007)

- договоры, вносившие в них изменения

- договоры о присоединении к Европейскому Союзу новых государств-участников.

 

 

Процесс принятия и изменения актов первичного права соответствует процессу заключения новых межд договоров. В соотв со ст 48 Договора о ЕС, предложения об изменении учредительных договоров ЕС, могут вносить Правительства государств-участников, либо Комиссия. Предложения вносятся в Совет. Если Совет после консультаций с Парламентом (и если необходимо – с Комиссией) поддерживает это предложение, то для выработки текста нового договора может быть созван спец представительный орган – Конвент. Далее проект выносится на рассмотрение Парламентом межправительственной конференции. После одобрения Конференцией текста нового договора, он подписывается представителями государств-участников и ратифицируется нац парламентами. По решению Совета, Конвент может не созываться, а проект договора сразу передается на рассмотрение межправительственной конференции.

На сегодня Конвент собирался только для того, чтобы принять проект непринятой Конституции. Это были по 3 представителя от каждого государства-члена и государств-претендентов на членство.

 

Источники вторичного права ЕС названы в ст 288 Договора о функционировании ЕС. Это:

- регламенты. Конституцией заменены на Законы ЕС. Однако в Лиссабонском договоре оставлены старые названия.

- Директивы. Конституцией заменены на Рамочные законы ЕС. Однако в Лиссабонском договоре оставлены старые названия.

- решения

- рекомендации

- мнения.

 

Регламент действует на территории всех государств-участников. Имеет обязательную силу для государств, гос органов, частных ЮЛ и ФЛ. Имеет прямое действие. Для вступления в силу не нуждается в актах государств-членов.

Директива. Источник права, не характерный ни для внутригосударственного права, ни для межд права. Она также обладает обязательной силой, но адресована лишь государствам. В ней определяется задачи, кот государства-участники должны достигнуть. При этом способы достижения целей и необходимые для этого НПА государства должны принимать сами: разные же правовые системы. В директиве также указывается срок, в теч которого поставленные задачи должны быть приняты.

В учредительных договорах ничего не говорится об ответственности государств, не выполнивших директиву. Однако Суд Сообществ в решении по делу Франковича постановил, что в тех случаях, когда в результате невыполнения государством какой-либо директивы частные лица понесли убытки, они вправе требовать возмещения ущерба от соотв государства. Теоритически сие положение можно распространить и для защиты граждан иностранных государств. Тем самым суд практически дописал учредительные договоры.

Решение также обязательно для государств-участников, но оно имеет правоприменительный, а не правоустанавливающий характер. Решения могут быть адресованы как государствам, так и частным лицам.

Рекомендации и мнения не имеют обязательной силы.

Порядок принятия НПА ЕС установлен в ст 294 Договора о функционировании ЕС. Такой порядок был установлен Лиссабонским договором, вступившим в силу в 2009.

Проект НПА разрабатывается в Комиссии и далее представляется в Европарламент и Совет. В государствах именно парламент играет ключевую роль в принятии зак актов. В ЕС же парламент – это только 1 из участников, хоть и равноправного. У Парламента нет даже права зак инициативы, он не может просить Комиссию что-то разработать. Эта централизация законотворческого процесса в Комиссию объяснима: там специалисты, которые и напишут правильный закон.

Парламент проводит первое чтение и сообщает свое мнение по поводу проекта Совету. Далее 4 варианта развития событий.

- Если Совет одобряет поправки парламента, то акт считается принятым.

- Если поправки не одобрены, то Совет определяет собственную общую позицию и сообщает ее парламенту.

- Если парламент в течении 3 месяцев либо одобряет поправки Совета, либо не принимает никакого решения (а с посещаемостью - проблемы), то акт считается принятым. Если Парламент не соглашается с Советом, то он вправе абс большинством от списочного состава отвергнуть проект НПА.

- Если Европарламент принимает поправки к позиции Совета и если в теч 3 месяцев после этого Совет одобряет поправки Парламента, то данный НПА считается принятым. Если Совет не одобряет поправки парламента, то Председатели Парламента в теч 6 недель должны созвать согласительную комиссию из равного числа представителей Европарламента и Совета. Если комиссия в течении 6 недель удастся выработать общий текст, одобренный в течении следующих 6 недель большинством Совета и Европейского Парламента, то акт считается принятым. В противном случае акт не принимается.

Сроки в 3 месяца и 6 недель могут быть продлены на 1 месяц или 2 недели по согласию Парламента и Совета.

НПА ЕС подписываются председателем Парламента и председателем Совета и публикуются в «Официальном издании ЕС». По общему правилу, они вступают в силу на 20 день после опубликования.

Межд организация

Почему ряд исследователей хотя видеть ЕС такой организацией?! Потому что тогда государства-члены остаются суверенными.

Нет универсального понятия, рабочая дефиниция: межд организация – созданная на основе соглашения для достижения определенных целей. Могут быть межправительственными или неправительственными. Нормативная база для исследования межправительственных организаций: Венская конвенция о праве межд договоров 1969 года и Конвенция о правовом статусе экономических организаций. Из них выводят 5 признаков межд межправительственных организаций:

- Учреждение в соотв с межд договором. Такой договор и определяет все остальное. Для ЕС дискуссионно. Маастрихтский договор, по мнению ряда исследователи, принципиально отличается от учредительных актов иных организаций, потому что принят в развитие ранее существующих учредительных документов сообществ. Кроме того, в Маастрихтский договор вносились изменения, чего для межд организации делать не стоило.

- Членство только государств. Да, в ЕС входят только государства (ст. 49 Договора о ЕС). Но целями договора является интеграция на основе ценностей ЕС, признание ценности – дополнительный критерий.

- Цели. См. выше, целый СПИСОК.

- Органы управления.

- Полномочия для реализации функций.

РФ в своих актах называет ЕС как межд организацию, а его членов – как самост государства.

 

Независимое государство

Интеграция такая интеграция.

ЮЛ

В любой правовой системе лица рассматриваются как обладающие правосубъектностью в силу их признания таковыми определенными НПА. ЕС возник в связи с согласованием воль государств, ставших его членами. Договор 1951 О создании Сообщества Угля и стали называл его «ЮЛ с наиболее широкими полномочиями». Его институты – аналог органов ЮЛ.

Ограничение правосубъектности: возможность заключать с 3 странами только те договоры, которые соответствуют целям. Позже Амстердамский договор несколько изменил ситуацию: в ряде сфер межд договоры может заключать только государство-член, а не сам ЕС => не признается статус ЮЛ.

В проекте Европейской Конституции прямо указывается на статус ЮЛ => договоры ЕС обладают прямым действием на территории государств-членов.

В Лиссабонском договоре, вступившим в силу в 2009. Основной принцип – единая правосубъектность. Прямо закреплен статус «ЮЛ с максимально широкой правоспособностью». Самост ответственность.

Обобщение

1. Против государства

a. Нет суверенитета. А если признавать «государство нового типа», то почему бы не признать «межд организацию нового типа?!

b. Спец правосубъектность ЕС не позволяет приравнять его к государству.

c. Государство должно быть признано другими государствами.

2. Против межд организации

a. У межд организации нет собственной территории, а у ЮЛ есть место учреждения.

b. Решения Европейского союза обладают прямым действием на территории государств-участников.

c. Не может быть собственного гражданства.

d. Слишком специфические цели. Обычно они сиюминутные, решающие конкретные проблемы. Но сие не следует из нормативного материала.

e. Попытка принять Конституцию. Но это просто название очередного НПА учредительного характера.

f. Нет равенства государств-участников. Формальное равенство есть. Ну а разное фин положение и культурные традиции… разница есть и в рамках межд организации.

3. Против ЮЛ:

a. по закону какого государства создано это ЮЛ?! Ответ: правосубъектность придана Лиссабонским договором и установлено, что ЕС на территории государств-членов обладает правами ЮЛ.

b. РФ не часто подписываем межд договоры с другими ЮЛ

c. Могут ли государства входить в ЮЛ?! Почему нет?!

d. Как государства могут подчиняться решениям ЮЛ?!

Природа права ЕС[3]

Диспут.

А) Право Евросоюза - международное право.

Европейское право - все нормы права в пределах Европы. Право Евросоюза - часть Европейского права.

Б) Право ЕС - национальное право.

Является ли частью неписанной Конституции, например, ЕКПЧ?

Как может быть Конституция у суверенных государств? И как вообще быть с нац законодательством? Это второй уровень права ЕС, как право субъектов федерации.

Регламент имеет ряд признаков закона (нет ратификации, прямое действие и т.д.). Достаточно ли этого?

Европарламент полноценный законодательный орган. Тогда получается, что национальное право каждого государства ЕС определяется двумя различными органами, не находящимися при этом последовательными (как Госдума и Совет Федерации, например), ибо компетенция не перекрывается полностью.

Сходство директивы с законом возникает, когда не исполнены её требования. Но ведь то же самое есть и для м/н документов! Не выполнили положения ЕКПЧ получите иск в ЕСПЧ.

Национальные суды должны применять право ЕС напрямую. П.4 ст.15 КРФ международное право составная часть.

Руководящие органы ЕС

Европейский Совет и Совет ЕС

Европейский Совет

Состоит из государств и правительств государств-участников, Председателя Евросовета и председателя Еврокомиссии. В его работе также участвуют Верховный представитель Европейского Союза по вопросам внешней политики и внутренней безопасности (примерно Министр иностранных дел).

Евросовет призван определить основные направления экономического, соц и полит развития ЕС и формулировать их принципы. Но зак функций при этом не имеет.

Возглавляется Евросовет своим председателем, кот:

- Председательствует на его заседаниях.

- Обеспечивает в сотрудничестве с Комиссией подготовку к заседаниям.

- Стремиться к достижению согласия между членами Совета.

- Представляет Евросоюз в его отношениях с государствами и межд организациями.

- Представляет Европарламенту отчет о каждом заседании Евросовета.

Появилась эта должность со вступлением в силу Лиссабонского договора. Ранее должность Председателя отсутствовала. Функции скорее секретарские, полит веса не имеет. Постоянно действующий модератор, посредник.

Председатель избирается Евросоветом квалицированным большинством на 2,5 года с правом однократного переизбрания. В случае невозможности исполнять свои обязанности или совершения серьезного проступка Председатель может быть отстранен Евросоветом от должности квалифицированным большинством.

Совет ЕС

Совет ЕС собирается 2 раза в течении 6 месяцев. Председатель вправе собрать внеочередное заседание.

Состоит из членов правительств государств-участников на уровне министров. Например, при обсуждении экономических вопросов – министр финансов, при вопросах о квотах на ввоз с\х продукции – министры сельского хозяйства. Они собираются на свои заседания в различных конфигурациях в зависимости от обсуждаемых вопросов. В Лиссабонском договоре таких комбинаций 2: Совет по внешней политике и Совет по общим вопросам. Общий СПИСОК таких советов утверждается Евросоветом. Возможен вариант, когда одновременно заседают несколько советом по разным профилям и все они принимают юридически важные решения.

Заседания Совета созывает и руководит ими Председатель Совета. Эту должность в теч 6 месяцев (1 января – 30 июня, 1 июля – 31 дек) занимают по очереди представители правительств государств-участников (1 страна в 13 лет). Порядок очередности определяется Евросоветом. Подготовку заседаний Совета осуществляют комитет постоянных представителей правительств государств-участников и секретариат во главе с Генсекретарем. Местом пребывания этих органов является Брюссель.

Главными задачами Совета является:

- Опр<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...