Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статус ЕС в межд праве и праве государств-членовХотя Союз был создан в 1992 году Маастрихтским договором, тем не менее до вступления в силу Лиссабонского договора в 2009, Союз не обладал ни международной правосубъектностью, ни правами ЮЛ по законодательству государств-участников. Все юридически значимые действия совершали Сообщества, обладавшими такими правами. После вступления в силу Лиссабонского договора, упразднившего Европейское [экономическое] Сообщество, все его права и обязанности перешли к Европейскому Союзу. В межд отношениях Евросоюз пользуется правами, типичными для межд межправительственных организаций. Союз имеет право, в т.ч.: - Заключать межд договоры с иностранными государствами и межд организациями, - Принимать и направлять миссии в иностранные государства - Может быть членом иных межд организаций - Может иметь межд привилегии и иммунитеты На территории государств-участников Союз пользуется наибольшим объемом правоспособности, предоставляемым ЮЛ по праву данного государства. Привилегии и иммунитеты ЕС Ранее – привилегии и иммунитеты Сообществ. Объём привилегий и иммунитетов установлен Протоколом о привилегиях и иммунитетах Сообществ 1965 года. В соответствии с ним: - Здания и помещения, занимаемые Евросоюзом, неприкосновенны. Они не могут подвергаться обыску, реквизиции, национализации - Собственность Союза не может подвергаться административным или суд мерам принуждения без согласия суда Евросоюза - Архивы Евросоюза неприкосновенны - Имущество и доходы Евросоюза не могут облагаться прямыми налогами государств-участников вопросах связи и перевозки документов Союз на территории государств-участников пользуется теми же правами, что и дип представительства.
Правовая система Европейского Союза Структура права Европейского Союза и его юр природа При своем создании Евросоюз в организационном плане основывался на 3 опорах: - Сообщества, - совместной внешней политике и политике безопасности - сотрудничество ПО в сфере охраны правопорядка \ => разл правовые нормы регулируют деятельность Евросоюза и государств-участников в каждом из этих направлений. Деятельность Сообществ в нас время – соц-экон сотрудничество государств-участников. Сие регламентируется правом Сообществ, возникшим и развивающимся после вступления в силу Римских договоров 1957 года. Природа этих норм определяется как коммунитарно-правовую. Это новая, особая система права, кот возникает в интеграционных объединениях. Возможно, это третья система права наряду с внутригосударственным и международным правом. Создается коммунитарные право руководящими органами интеграционных образований в соотв со своей особой процедурой. При этом оно имеет большую силу, чем право государств-участников, и имеет на их территории прямое действие. Сотрудничество в рамках 2 и 3 опор осуществляется на межд-прав основе в формах, характерных для межд организаций => в наст время юридическую природу правовых норм, относящихся ко второй и большей части 3 опор можно квалифицировать как межд – правовую. Частично на 3 опору распространяются коммунитарные нормы. Тем самым, право Евросоюза – совокупность норм международного и коммунитарного права, регулирующих отношения между государствами-участниками, их ФЛ и ЮЛ, органами и институтами ЕС в сферах, переданных в ведение ЕС учредительными договорами. Источники права Евросоюза Источники права ЕС подразделяются на первичные и вторичные. 1. К первичным относятся акты, принятые государствами-членами в соотв с нормами МП. 2. Ко вторичным – НПА, принятые органами ЕС в соответствии с полномочиями, переданными им учредительными договорами ЕС и Сообществ. первичные: - учредительные договоры o всех 3 Сообществ (1951 – Объединение Угля и стали, Европейское Экономическое Сообщество и Европейское Сообщество по атомной энергии 1957, Единый Европейский акт 1986) o и Союза (Маастрихтский договор 1992, Амстердамский 1997, Договор в Ницце 2001 года, Лиссабонский договор 2007) - договоры, вносившие в них изменения - договоры о присоединении к Европейскому Союзу новых государств-участников.
Процесс принятия и изменения актов первичного права соответствует процессу заключения новых межд договоров. В соотв со ст 48 Договора о ЕС, предложения об изменении учредительных договоров ЕС, могут вносить Правительства государств-участников, либо Комиссия. Предложения вносятся в Совет. Если Совет после консультаций с Парламентом (и если необходимо – с Комиссией) поддерживает это предложение, то для выработки текста нового договора может быть созван спец представительный орган – Конвент. Далее проект выносится на рассмотрение Парламентом межправительственной конференции. После одобрения Конференцией текста нового договора, он подписывается представителями государств-участников и ратифицируется нац парламентами. По решению Совета, Конвент может не созываться, а проект договора сразу передается на рассмотрение межправительственной конференции. На сегодня Конвент собирался только для того, чтобы принять проект непринятой Конституции. Это были по 3 представителя от каждого государства-члена и государств-претендентов на членство.
Источники вторичного права ЕС названы в ст 288 Договора о функционировании ЕС. Это: - регламенты. Конституцией заменены на Законы ЕС. Однако в Лиссабонском договоре оставлены старые названия. - Директивы. Конституцией заменены на Рамочные законы ЕС. Однако в Лиссабонском договоре оставлены старые названия. - решения - рекомендации - мнения.
Регламент действует на территории всех государств-участников. Имеет обязательную силу для государств, гос органов, частных ЮЛ и ФЛ. Имеет прямое действие. Для вступления в силу не нуждается в актах государств-членов. Директива. Источник права, не характерный ни для внутригосударственного права, ни для межд права. Она также обладает обязательной силой, но адресована лишь государствам. В ней определяется задачи, кот государства-участники должны достигнуть. При этом способы достижения целей и необходимые для этого НПА государства должны принимать сами: разные же правовые системы. В директиве также указывается срок, в теч которого поставленные задачи должны быть приняты. В учредительных договорах ничего не говорится об ответственности государств, не выполнивших директиву. Однако Суд Сообществ в решении по делу Франковича постановил, что в тех случаях, когда в результате невыполнения государством какой-либо директивы частные лица понесли убытки, они вправе требовать возмещения ущерба от соотв государства. Теоритически сие положение можно распространить и для защиты граждан иностранных государств. Тем самым суд практически дописал учредительные договоры. Решение также обязательно для государств-участников, но оно имеет правоприменительный, а не правоустанавливающий характер. Решения могут быть адресованы как государствам, так и частным лицам. Рекомендации и мнения не имеют обязательной силы. Порядок принятия НПА ЕС установлен в ст 294 Договора о функционировании ЕС. Такой порядок был установлен Лиссабонским договором, вступившим в силу в 2009. Проект НПА разрабатывается в Комиссии и далее представляется в Европарламент и Совет. В государствах именно парламент играет ключевую роль в принятии зак актов. В ЕС же парламент – это только 1 из участников, хоть и равноправного. У Парламента нет даже права зак инициативы, он не может просить Комиссию что-то разработать. Эта централизация законотворческого процесса в Комиссию объяснима: там специалисты, которые и напишут правильный закон. Парламент проводит первое чтение и сообщает свое мнение по поводу проекта Совету. Далее 4 варианта развития событий. - Если Совет одобряет поправки парламента, то акт считается принятым. - Если поправки не одобрены, то Совет определяет собственную общую позицию и сообщает ее парламенту. - Если парламент в течении 3 месяцев либо одобряет поправки Совета, либо не принимает никакого решения (а с посещаемостью - проблемы), то акт считается принятым. Если Парламент не соглашается с Советом, то он вправе абс большинством от списочного состава отвергнуть проект НПА. - Если Европарламент принимает поправки к позиции Совета и если в теч 3 месяцев после этого Совет одобряет поправки Парламента, то данный НПА считается принятым. Если Совет не одобряет поправки парламента, то Председатели Парламента в теч 6 недель должны созвать согласительную комиссию из равного числа представителей Европарламента и Совета. Если комиссия в течении 6 недель удастся выработать общий текст, одобренный в течении следующих 6 недель большинством Совета и Европейского Парламента, то акт считается принятым. В противном случае акт не принимается. Сроки в 3 месяца и 6 недель могут быть продлены на 1 месяц или 2 недели по согласию Парламента и Совета. НПА ЕС подписываются председателем Парламента и председателем Совета и публикуются в «Официальном издании ЕС». По общему правилу, они вступают в силу на 20 день после опубликования. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |