Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение между правом Европейского Союза, нац правом государств-участников и межд правом

Вопрос о соотношении между правом Сообществ и правом государств-участников не был разрешен в учредительных договорах Сообществ. Поэтому он был разрешен в решениях суда Сообществ по конкретным делам. Cуд ЕС постановил, что НПА Сообществ имеют прямое действие на территории государств-участников и в случае их противоречия НПА государств-участников имеют большую силу. При этом последующие НПА государств-участников не могут иметь большую силу, чем предшествующие НПА Сообществ. Право ЕС – самост правовая система, не совпадающая с нац правом.

Свои решения суд Сообществ основывал не на конкретных нормах учредительных договоров, а на рассуждении о том, что достижение целей Сообществ требует, чтобы нормы права ЕС применялись одновременно и единообразно на всей территории ЕС, и чтобы государства-участники не могли чинить этому никаких препятствий. Позднее данная позиция была подтверждена решениями верховных судов государств-участников по конкретным делам.

Тем самым граждан не напугали громким провозглашением того, что теперь многие вопросы их нац жизни будут решать в Брюсселе.

 

 

Лирическое отступление: ЕС управляется не на основе принципов демократии

Марусина понесло. Решение Греции о проведении референдума и ранее приведенные примеры об отношениях к институту референдума. ЕС чем-то подобен Римской Империи, не республики, а именно империи.

Другое обоснование: отсутствие прямо взысканного принципа преобладания права Ес над нац законодательством. Он существует только в суд решениях.

 

В соотв с учредительными договорами, государства-члены ЕС государства-члены обязаны не заключать межд договоров, содержание которых противоречит их обязательствам, вытекающим из членства в ЕС. В отношении договоров, заключенных до вступления страны в ЕС, этот принцип действует в отношении договоров, заключенных с другими государствами-участниками. В случае необходимости, они должны быть пересмотрены для того, чтобы соответствовать нормам права ЕС.

В отношении договоров, заключенных с третьими государствами, данное государство-участник должно постараться убедить своих контрагентов (при необходимости – с помощью др государств-участников) пересмотреть действующие договоры в соотв с нормами права ЕС. Например, Россия от ряда прав при вступлении в ЕС стран Восточной Европы отказывалась, хотя не была обязана.

Правовой статус Европейского союза на территории РФ[2]

Межд организация

Почему ряд исследователей хотя видеть ЕС такой организацией?! Потому что тогда государства-члены остаются суверенными.

Нет универсального понятия, рабочая дефиниция: межд организация – созданная на основе соглашения для достижения определенных целей. Могут быть межправительственными или неправительственными. Нормативная база для исследования межправительственных организаций: Венская конвенция о праве межд договоров 1969 года и Конвенция о правовом статусе экономических организаций. Из них выводят 5 признаков межд межправительственных организаций:

- Учреждение в соотв с межд договором. Такой договор и определяет все остальное. Для ЕС дискуссионно. Маастрихтский договор, по мнению ряда исследователи, принципиально отличается от учредительных актов иных организаций, потому что принят в развитие ранее существующих учредительных документов сообществ. Кроме того, в Маастрихтский договор вносились изменения, чего для межд организации делать не стоило.

- Членство только государств. Да, в ЕС входят только государства (ст. 49 Договора о ЕС). Но целями договора является интеграция на основе ценностей ЕС, признание ценности – дополнительный критерий.

- Цели. См. выше, целый СПИСОК.

- Органы управления.

- Полномочия для реализации функций.

РФ в своих актах называет ЕС как межд организацию, а его членов – как самост государства.

 

Независимое государство

Интеграция такая интеграция.

ЮЛ

В любой правовой системе лица рассматриваются как обладающие правосубъектностью в силу их признания таковыми определенными НПА. ЕС возник в связи с согласованием воль государств, ставших его членами. Договор 1951 О создании Сообщества Угля и стали называл его «ЮЛ с наиболее широкими полномочиями». Его институты – аналог органов ЮЛ.

Ограничение правосубъектности: возможность заключать с 3 странами только те договоры, которые соответствуют целям. Позже Амстердамский договор несколько изменил ситуацию: в ряде сфер межд договоры может заключать только государство-член, а не сам ЕС => не признается статус ЮЛ.

В проекте Европейской Конституции прямо указывается на статус ЮЛ => договоры ЕС обладают прямым действием на территории государств-членов.

В Лиссабонском договоре, вступившим в силу в 2009. Основной принцип – единая правосубъектность. Прямо закреплен статус «ЮЛ с максимально широкой правоспособностью». Самост ответственность.

Обобщение

1. Против государства

a. Нет суверенитета. А если признавать «государство нового типа», то почему бы не признать «межд организацию нового типа?!

b. Спец правосубъектность ЕС не позволяет приравнять его к государству.

c. Государство должно быть признано другими государствами.

2. Против межд организации

a. У межд организации нет собственной территории, а у ЮЛ есть место учреждения.

b. Решения Европейского союза обладают прямым действием на территории государств-участников.

c. Не может быть собственного гражданства.

d. Слишком специфические цели. Обычно они сиюминутные, решающие конкретные проблемы. Но сие не следует из нормативного материала.

e. Попытка принять Конституцию. Но это просто название очередного НПА учредительного характера.

f. Нет равенства государств-участников. Формальное равенство есть. Ну а разное фин положение и культурные традиции… разница есть и в рамках межд организации.

3. Против ЮЛ:

a. по закону какого государства создано это ЮЛ?! Ответ: правосубъектность придана Лиссабонским договором и установлено, что ЕС на территории государств-членов обладает правами ЮЛ.

b. РФ не часто подписываем межд договоры с другими ЮЛ

c. Могут ли государства входить в ЮЛ?! Почему нет?!

d. Как государства могут подчиняться решениям ЮЛ?!

Природа права ЕС[3]

Диспут.

А) Право Евросоюза - международное право.

Европейское право - все нормы права в пределах Европы. Право Евросоюза - часть Европейского права.

Б) Право ЕС - национальное право.

Является ли частью неписанной Конституции, например, ЕКПЧ?

Как может быть Конституция у суверенных государств? И как вообще быть с нац законодательством? Это второй уровень права ЕС, как право субъектов федерации.

Регламент имеет ряд признаков закона (нет ратификации, прямое действие и т.д.). Достаточно ли этого?

Европарламент полноценный законодательный орган. Тогда получается, что национальное право каждого государства ЕС определяется двумя различными органами, не находящимися при этом последовательными (как Госдума и Совет Федерации, например), ибо компетенция не перекрывается полностью.

Сходство директивы с законом возникает, когда не исполнены её требования. Но ведь то же самое есть и для м/н документов! Не выполнили положения ЕКПЧ получите иск в ЕСПЧ.

Национальные суды должны применять право ЕС напрямую. П.4 ст.15 КРФ международное право составная часть.

Руководящие органы ЕС

Европейский Совет и Совет ЕС

Европейский Совет

Состоит из государств и правительств государств-участников, Председателя Евросовета и председателя Еврокомиссии. В его работе также участвуют Верховный представитель Европейского Союза по вопросам внешней политики и внутренней безопасности (примерно Министр иностранных дел).

Евросовет призван определить основные направления экономического, соц и полит развития ЕС и формулировать их принципы. Но зак функций при этом не имеет.

Возглавляется Евросовет своим председателем, кот:

- Председательствует на его заседаниях.

- Обеспечивает в сотрудничестве с Комиссией подготовку к заседаниям.

- Стремиться к достижению согласия между членами Совета.

- Представляет Евросоюз в его отношениях с государствами и межд организациями.

- Представляет Европарламенту отчет о каждом заседании Евросовета.

Появилась эта должность со вступлением в силу Лиссабонского договора. Ранее должность Председателя отсутствовала. Функции скорее секретарские, полит веса не имеет. Постоянно действующий модератор, посредник.

Председатель избирается Евросоветом квалицированным большинством на 2,5 года с правом однократного переизбрания. В случае невозможности исполнять свои обязанности или совершения серьезного проступка Председатель может быть отстранен Евросоветом от должности квалифицированным большинством.

Совет ЕС

Совет ЕС собирается 2 раза в течении 6 месяцев. Председатель вправе собрать внеочередное заседание.

Состоит из членов правительств государств-участников на уровне министров. Например, при обсуждении экономических вопросов – министр финансов, при вопросах о квотах на ввоз с\х продукции – министры сельского хозяйства. Они собираются на свои заседания в различных конфигурациях в зависимости от обсуждаемых вопросов. В Лиссабонском договоре таких комбинаций 2: Совет по внешней политике и Совет по общим вопросам. Общий СПИСОК таких советов утверждается Евросоветом. Возможен вариант, когда одновременно заседают несколько советом по разным профилям и все они принимают юридически важные решения.

Заседания Совета созывает и руководит ими Председатель Совета. Эту должность в теч 6 месяцев (1 января – 30 июня, 1 июля – 31 дек) занимают по очереди представители правительств государств-участников (1 страна в 13 лет). Порядок очередности определяется Евросоветом. Подготовку заседаний Совета осуществляют комитет постоянных представителей правительств государств-участников и секретариат во главе с Генсекретарем. Местом пребывания этих органов является Брюссель.

Главными задачами Совета является:

- Определение основных направлений деятельности ЕС в конкретных сферах интеграции

- Участие в нормотворческом процессе. Комиссия ЕС вносит законопроект именно в этот Совет, далее акт идет на обсуждение в профильную конфигурацию министров.

По общему правилу, решение Совета принимается квалифицированным большинством. В специально установленных учредительными договорами случаях – единогласно. Отказ, по общему правилу, от принципа единогласия, есть отступление от привычных в межд организациях отношений, когда государство не может быть подчинено ничему без его согласия => аргумент в пользу нац права как природы ЕС, а не международного права.

Формула голосования в Совете.

До 31 окт 2014 года действует правило голосования, установленное Договором в Ницце 2001 года.

В соотв с ними каждое государство имеет определенное число голосов в зависимости от численности населения данного государства (но не пропорционально: это защищает самые мелкие государства). Наиболее число голосов имеют Германия, Франция, Великобритания и Италия – по 29. Наименьшее число – Мальта – 3 голоса. Эстония и Латвия – по 4 голоса.

Квалифицированное большинство составляет 255 голосов, причем ЗА должны голосовать не менее 14 государств.

Это все действует, если решение принимается по предложению комиссии. В иных случаях ЗА должно быть 255 голосов и 2\3 государств-членов (18, на настоящий момент).

С 01 окт 2014 начинает деятельность новая формула голосования, установленная в Лиссабонском договоре. Так как в прошлой формуле лоббируются интересы малых государств, она очевидно не справедлива. Пора предложить что-то новую формулу.

В соотв с ней, для принятия решения ЗА должны проголосовать не менее 55 % государств-членов (15, при нынешней численности), представляющие государства с населением не менее 65% от общей численности жителей ЕС. Блокирующее меньшинство составляет 4 государства-участника.

Данное правило применяются в том случае, если голосование проводится по предложению Комиссии. В иных случаях квалифицированное большинство составляет 55% от общего числа государств-участников с населением, превышающем 72% общей численности населения ЕС.

С период с 01 ноя 2014 года по 21 марта 2017 любой из членов Совета вправе просить о том, чтобы при принятии решения квалифицированным большинством применялись правила, установленные договором в Ницце. Это уступка несогласным с новой системой подсчёта голосов государствам (Польша).

 

Заседания Совета проводятся или на территории государства-председателя, или в Брюсселе. Эти заседания должны быть разделены на 2 части:

- та часть, на кот принимается решения относительно нормативного акта ЕС. Эта часть заседания проводится открыто. Такая вот попытка демократизации: показать то, что обычно друг другу не показывают. Пускают, правда, не людей с улицы, а только представителей прессы.

- обсуждаются все иные вопросы.

Европейская комиссия

Отличия ЕС от межд организаций в том, что международными организациями руководит одноглавый орел, а ЕС – двуглавый. Совет представляет интересы государств, а всего Союза – комиссия. Так как каждый тянет одеяло на себя, образуется некий баланс. Например: суд ЕС заинтересован в увеличении своих полномочий => принимает решение о доминировании права ЕС над нац правом.

Основной задачей Комиссии является

- обеспечение исполнения учредительных договоров

- контроль за исполнением НПА Союза

- исполнение бюджета

- координация деятельности государств-участников в вопросах, относящихся к сфере общего ведения ЕС и государств-участников.

- Только Комиссия обладает правом предлагать проект НПА Союза.

Срок полномочий Комиссии – 5 лет. До 31 окт 2014 года в нее должны входить по 1 гражданину от каждого из государств-участников, включая Председателя комиссии. После 2014 года в Комиссию должны входить только представители 2\3 от общего числа государств-участников. Связано это с тем, что стало членов так много, что не хватает профильных портфелей. Поэтому всех членов делят на 3 группы, и 2 из них вступают в Комиссию.

Основными задачами Комиссии ЕС являются:

- Обеспечение выполнения положений учредительных договоров и нормативных актов ЕС

- Подготовка проектов НПА ЕС

- Использование переданных Комиссии Советом спец полномочий.

Комиссия не может принуждать к исполнению собственных решений, в отличии от органов исп власти фед государства (ФБР в США, например). Пока таких органов в ЕС не будет

В своей работе Комиссия опирается на большой управленческий аппарат. Работой аппарата руководит Генеральный Секретариат во главе с Генсеком. Служащие Комиссии и другие служащие ЕС пользуются на территории государств-участников межд привилегиями и иммунитетами в соотв с Брюссельским протоколом 1965 года «Об иммунитетах и привилегиях Европейских Сообществ». Служащих этих не так уж и много, большинство актов исполняются органами и служащими государств.

Местом пребывания Комиссии является город Брюссель.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...