Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Европейский парламент, Экономический и социальный комитет и Комитет регионов

Органы представительства интересов граждан при Совете и Комиссии.

Парламент

Из всех руководящих органов Союза полномочия именно Парламента увеличились в наибольшей степени с момента создания Сообществ. Если первоначально Парламент (изначально - Ассамблея) выполнял лишь консультативные функции, то теперь он является равноправным участником нормотворческого процесса.

С 1979 года Европарламент формируется на основе прямых выборов, проходящих раз в 5 лет по пропорциональной системе. в соотв с Лиссабонским договором число депутатов Европарламента не должно превышать 751 депутата. В нынешнем составе (избр. 2009) – 736.

Государства-участники имеют разное количество мест в зависимости от численности населения. Наибольшее число мест имеет Германия (99 депутатов). Для сравнения: далее 3 страны по 72 депутата; у Эстонии, Кипра и Люксембурга по 6.

Основными функциями Европарламента является:

- участие в законотворческом процессе

- осуществление контроля за деятельностью Комиссии

Ни сам Парламент, ни его депутаты не обладают правом зак инициативы, однако Парламент вправе просить Комиссию представить проект НПА по определенному вопросу. Комиссия ответственна перед Парламентом. Большинством в 2\3 голосов от числа присутствующих и более чем 1\2 от списочного состава Парламент может выразить вотум недоверия Комиссии, кот должна будет уйти в отставку.

В 1999 из-за угрозы вотума недоверия ушел в отставку тогдашний состав Комиссии.

Порядок работы Парламента. По общему правилу Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция), дабы великой державе не обидно было, а его комитеты и комиссии – в Брюсселе, ибо зак орган должен тесно (в т.ч. неформально) взаимодействовать с исполнительным. Кроме того, на пленарках ничего и не решается.

По общему правилу, Парламент принимает решения простым большинством голосов при наличии кворума, кот составляет 1\3 от общего числа депутатов. Депутаты пользуются привилегиями и иммунитетами на территории государств-участников в соответствии с Брюссельским протоколом 1965 года.

Комиссии

Также функцию представительства интересов граждан ЕС перед руководящими органами ЕС выполняют Экономический и Социальный Комитет, а также комитет регионов. В эти органы, в соотв с Лиссабонским договором, входит по 343 представителя всех государств-участников. Они назначаются персонально Евросоветом по предложению Правительств государств-участников. Различие между большими и малыми государствами тут еще очевиднее: 24 и Германии и 7 у Эстонии.

В Экономический и Социальный Совет входят представители (руководители) объединений предпринимателей и профсоюзов, а в комитет регионов – главы субъектов федераций и административно-территориальных единиц государств-участников.

Основной задачей этих органов является предоставление заключений по вопросам, относящимся к их ведению при подготовке проектов НПА Евросоюза. Данное заключение носит рекомендательный характер, однако запрашивать их руководящие органы ЕС обязаны. Чем-то наша Общественная палата на эти органы похожа.

Судебная система ЕС, счетная палата и омбудсмен.

Контрольные органы над государствами и отд гражданами.

Суд система

Первоначально при создании Сообществ, все возникшие в связи с их деятельностью споры решал 1 орган – суд Европейских сообществ. В связи с увеличением числа дел и увеличением срока их рассмотрения в 1988 Совет принял решение создать еще 1 суд орган: Суд первой инстанции. В соотв с договором в Ницце 2001 года Совет получил право создавать специализированные суд органы для рассмотрения отд категорий дел. В 2004 году был создан такой спец суд для рассмотрения трудовых споров служащих ЕС.

Лиссабонский договор изменил наименование суд органов Евросоюза: судебная система ЕС состоит из 3 звеньев:

- Суд Европейского Союза (ранее – Суд Сообществ)

- Общий суд (ранее – суд первой инстанции).

- Специализированные суды

На решения спец суда можно жаловаться в Общий суд, а на решение Общего суда – в суд Евросоюза.

Юрисдикция Суда Евросоюза распространяется не на все сферы деятельности Союза:

- На первое (соц-экон интеграция)

- Частично на третье (взаимодействие правоохранительных органов)

Юрисдикция суда полностью не распространяется на второе направление деятельности Евросоюза – внешняя политика и политика безопасности.

Суд ЕС в узком смысле слова выполняет следующие функции:

- рассматривает жалобы против государств-участников о нарушении ими их обязательств по учредительным договорам. Такие жалобы вправе подать как другие государства-участники, так и Комиссия. Если обвинение выдвигается иным государством, то оно прежде всего должно сообщить о своей жалобе к Комиссию. Если Комиссия поддержит эту жалобу или не выскажет своего мнения в течении 3 месяцев, то этот спор направляется в суд ЕС. Если Суд придет к выводу, что нарушение имело место, то он вправе потребовать от государства исправить соотв нарушения. Контроль за исполнением решения Суда осуществляет Комиссия. Если комиссия придёт к выводу, что нарушение не исправлено, то она вправе назначить ему срок для исправления данных нарушений. Если нарушение опять не будет исправлено, комиссия вправе опять обратиться в суд для наложение штрафа на государство-нарушителя. А если не выплатит – то забрать насильно нельзя.

- Осуществлять толкование учредительных договоров и других норм права ЕС, в том числе по запросу национальных суд органов.

- Отстранение от должности высших должностных лиц Евросоюза, в т.ч. членов Комиссии, судей всех органов, членов Счетной палаты, омбудсмена и др.

 

Общий суд:

- Рассматривает жалобы государств и частных лиц на действия и бездействия органов и институтов ЕС

- Рассматривает жалобы на несоответствие праву ЕС актов, принимаемых руководящими органами ЕС.

- Рассматривает жалобы о причинении вреда органами Евросоюза.

- Рассматривает апелляционные жалобы на решения специализированных судов

 

Специализированный суд. Его (теоритически - их) юрисдикция и численность определяется в решении Совета, учредившего данный суд.

 

И суд ЕС, и в Общий суд входит по 1 судье от каждого государства-участника. Они назначаются персонально на срок в 6 лет с правом повторного назначения Евросоветом. Кроме того, в составе суда ЕС работает 8 Генеральных адвокатов. Их задачей является подготовка заключений при рассмотрении конкретных дел, в которых генеральные адвокаты формулируют позиции (защищают интересы) Европейского Союза при решении данного дела. Заключение Генерального адвоката не обязательно для суда, однако они имеют официальный характер и публикуются вслед за решением Суда. Генеральный адвокат формулирует позицию, выгодную для Евросоюза, а не стороны.

Место пребывания всех судов – Люксембург.

Основное значение суда – закладывание основных принципов права ЕС, которые прямо не выражены в учредительных договорах.

Счетная палата

Состоит из 27 человек, по 1 представителю от каждого государства-участника. Члены палаты назначаются персонально Евросоветом после консультации с Европарламентом на срок в 6 лет с правом повторного назначения.

Счетная палата осуществляет аудиторскую проверку всех доходов и расходов Евросоюза, а также всех организаций и институтов, созданных Евросоюзом. Бюджет Евросоюза складывается как из взносов государств-участников, так и таможенных пошлин на въезде. По окончании фин года Счетная палата составляет ежегодный отчет, который публикуется и который направляется руководящим органам Евросоюза.

Счетная палата в любое время по собственной инициативе может обратить внимание руководящих органов ЕС на ту или иную ситуацию.

Омбудсмен

Это не совсем УППЧ. Если УППЧ защищает весь спектр основных прав и свобод человека, то омбудсмен занимается не этим. Его основная функция – осуществление независимого контроля за деятельностью органов ЕС. Это попытка приблизить гражданина к высокостоящим органам. Реально ничего не решает, но способствует совершенствованию работы ЕС.

Пост омбудсмена был создан в соотв с Маастрихтским договором 1992 года. Омбудсмен назначается Европарламентом и остается в должности в течении всего срока полномочий Парламента данного созыва с правом повторного назначения.

Основная задача – осуществление независимого контроля за деятельностью руководящих органов Евросоюза. Любой граждан ЕС, а также любое лицо, проживающее на территории ЕС, или зарегистрированное там ЮЛ, вправе обратиться к омбудсмену с жалобой на действия всех органов и институтов ЕС, за исключением Суда ЕС и Общего суда в их действиях по отправлению правосудия.

Во всех случаях, кроме тех, когда дело уже является предметом суд разбирательства, омбудсмен проводит самостоятельное расследование. Обнаружив недостатки в работе данного органа ЕС, он сообщает об этом соответствующему органу, который может в течении 3 месяцев дать ответ. На основании этого ответа омбудсмен готовит свой отчет, который направляет в Европарламент и лицу, подавшему жалобу.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...