Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции государства и его механизмы.

Под функциями государства подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер;

социальное направление деятельности внутри или вне государства. В функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Современная трактовка функционирования государственно-организованного общества свидетельствует о том, что в деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала.

В зависимости от сферы проявления классовой сущности государства различают функции внутренние и внешние.

Например, защита отечества относится к числу важнейших функций государства, является делом всего народа. Для защиты государства проводятся мероприятия по обеспечению безопасности и повышению обороноспособности страны. Обязанности различных государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан определяются Законом РФ «Об обороне».

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных мер по обеспечению готовности государства; к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета России. Основу обороны страны составляют ее Вооруженные Силы, комплектование которых осуществляется в добровольном порядке — по контракту, а также на основе призыва граждан на действительную военную службу. Укрепление обороноспособности страны направлено на обеспечение готовности государства, его органов, иных субъектов на защиту Отечества. Воины России, ее народ на протяжении всей многовековой истории ярко демонстрировали чудеса самоотверженности, самопожертвования при защите Отечества.

Среди внутренних функций государства выделяют:

- политическую (защита прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка);

- экономическую (проведение единой экономической политики);

- социальную (охрана труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты).

По времени действия различают:

постоянные функции: политическая, экономическая и др.

временные: отражение агрессии.

По значению:

основные: экономика, политика и др.

дополнительные: культура, наука и др.

По задачам:

регулятивные: экономика. Политика.

охранительные: экология, правопорядок.

1.6. Механизм государства

Механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Для осуществления функций государства создается специальный государственный аппарат. Он представляет собой сложную систему государственных органов, которые характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Каждый орган государства наделяется компетенцией — установленным законом кругом (объемом) прав и обязанностей.

К органам государства относятся: органы государственной власти, управления, дипломатические органы, суда и прокуратуры. Механизм государства, помимо органов государства, включает вооруженные силы в виде постоянной армии. Она используется как для осуществления внешних функций, так и для подавления антиправительственных и антиобщественных выступлений.

Механизм государства обладает следующими свойствами.

1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем, или почти только тем, или главным образом тем, что управляет.

2. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

3. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

4. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения.

Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные учреждения — это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов государства.

Формы правления.

2.1. Формы правления государства

Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:

— форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования;

— форму государственного устройства — совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой;

— политический режим (государственный режим) — совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти — в сторону ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства. Форма правления — это один из элементов формы государства.

Основными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика.

 

Юридические свойства монархии:

1) бессрочное, то есть пожизненное, пользование властью;

2) занятие трона по наследству или по праву родства;

3) представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;

2) безответственность главы государства (в Швеции в 1809 году был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).

Таким образом, основными признаками монархической формы правления являются следующие:

1) во главе государства — единоличный монарх (фараон, король, царь, шах и т.д.);

2) монархический престол передается по наследству.

 

Виды монархий

Неограниченные (абсолютные) - вся верховная власть принадлежит неограниченно монарху. Монарх является единственным высшим органом государства.

Ограниченные (конституционные) - монарх не является единственным высшим органом государства и верховная власть распределяется между главой государства и другим органом (Земский собор, парламент и т.д.), В современном мире такая монархическая форма правления присуща Великобритании, Японии, Дании, Швеции, Норвегии и др.

парламентские: (Великобритания. Дания, Япония) премьер-министр – лидер победившей на выборах в парламент партии является фактическим главой государства;

дуалистические: (Иордания, Марокко, Кувейт) монарху принадлежит исполнительная власть.

Республика

Большинство стран мира имеет иную форму правления — республику, при которой высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок.

 

Юридическими свойствами республиканской формы правления

1) ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2) выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом;

4) представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

5) обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6) преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республик

Парламентарные – республики, в которых решающая роль в политической жизни страны принадлежит парламенту и сформированному им правительству (Италия, Израиль, Индия, Германия, Финляндия, Турция).

Президентские - республики, в которых взаимоотношение высших органов иное—не парламент, а президент обладает приоритетом в системе высших органов государства, он формирует правительство, которое ответственно перед ним (США, Мексика).

Смешанные - республики, в которых президент и парламент имеют примерно одинаковую силу, правительство формируется и парламентом, и президентом, а также несет перед ними двойную ответственность (РФ, Франция

Форма гос устройства.

2.2. Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства.

Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

 

Виды форм государственного устройства

 

1. Унитарное государство представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют определенное административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство, а также территория таких государств компактна (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).

2. Федеративное государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 1922 года) либо принятия конституции (как это было в 1787 году в США). Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

3. Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия).

Политический режим

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры.

Политический режим как компонент формы государства является государственным режимом.

 

Виды государственных режимов

 

1. Демократический - это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства.

2. Антидемократический - это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства.

 

Тоталитарный режим как разновидность антидемократического режима осуществления государственной власти характерен подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод; огосударствлением общественных организаций; полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни; игнорированием интересов национальных государственных образований; милитаризацией общественной жизни; осуществлением диктатуры одной партии; преследованием за инакомыслие.

Авторитарный политический режим также характеризуется недемократическими методами управления, однако с относительной свободой экономической деятельности, с «урезанным» набором прав и свобод.

6) конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства.

1. Конституция — Основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом или отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства соответствующей страны.

 

По своей форме конституция — юридический документ, который принимается:

• парламентом;

• специальной конституционной ассамблеей;

• народом на референдуме.

Иногда конституция даруется монархом.

Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всего законодательства страны.

Конституции классифицируются по наиболее важным основаниям.

• по форме;

• способу изменения, внесения поправок и дополнений;

• степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...