Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация рынков по признакам

Гольнев В.Н.

 

ПРАКТИКУМ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки: 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», (квалификация (степень) «бакалавр»)

 

Нижний Новгород


 
УДК 338.5

ББК 65.0

Г- 636

 

 

Г- 636 Гольнев В.Н. ПРАКТИКУМ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 112 с.

 

Рецензент: к.э.н., профессорЯсенев В.Н.

 

 

Учебно-методическое пособие написано по дисциплине «Ценообразование», читаемой на финансовом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В учебно-методическом пособии рассматриваются различные аспекты ценообразования. Большое внимание уделено концепции эластичности спроса и методам формирования цены. Описываются наиболее распространенные стратегические и тактические приемы ценообразования. Приведены примеры решения типовых задач.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Ценообразование» предназначено для студентов обучающихся по направлениям подготовки: 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

 

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии финансового факультета ННГУ

к.э.н., доцент Никулина Н.Н.

 

 

Работа выполнена на кафедре «Финансы» финансового факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, зав. кафедрой профессор А.С. Кокин.

 

УДК 338.5

ББК 65.01

 

©Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2012


Содержание

Введение. 4

Глава.1 Теоретические основы рыночного ценообразования. 6

1.1 Особенности ценообразования на различных типах рынков. 7

1.2. Конкурентная реактивность рынка. 8

1.3. Определение уровня отраслевой концентрации. 9

1.4. Примеры определения уровня отраслевой концентрации. 12

1.5. Задания для самостоятельной работы.. 14

Глава 2. Система цен в экономике. 15

2.1. Виды цен. 15

2.2. Характеристика цен по стадиям движения товара. 16

2.3. Примеры формирования цен по стадиям движения товара. 18

2.4. Задания для самостоятельной работы.. 20

2.5. Характеристика цен по признаку фиксации. 24

2.6. Пример определения скользящей цены.. 25

2.7. Задания для самостоятельной работы.. 25

2.8. Характеристика цен по признаку отражения фактора времени. 26

2.9. Примеры расчета средних цен. 29

2.10. Задания для самостоятельной работы.. 29

Глава 3. Оценка и анализ эластичности спроса. 34

3.1. Примеры оценки и анализа эластичности спроса. 36

3.2. Задания для самостоятельной работы.. 38

Глава 4. Методы сбора и обработки информации о поведении покупателей при изменении цен 41

4.1. Методы статистической обработки информации о поведении покупателей при изменении цен 43

4.2. Примеры использования методов о поведении покупателей при изменении цен. 45

4.3. Задания для самостоятельной работы.. 47

Глава 5. Государственное регулирование цен. 50

5.1. Цели и методы государственного регулирования цен. 50

5.2. Примеры использования методов государственное регулирование цен. 51

5.3. Задания для самостоятельной работы.. 53

Глава 6. Методы ценообразования. 54

6.1. Затратные методы ценообразования. 55

6.2. Примеры определения цен затратными методами ценообразования. 58

6.3. Задания для самостоятельной работы.. 62

6.4. Параметрические методы ценообразования. 66

6.5. Примеры использования параметрических методов. 71

6.6. Задания для самостоятельной работы.. 78

6.6. Задания для самостоятельной работы.. 78

Глава 7. Стратегия и тактика ценообразования. 83

7.1. Сущность и последовательность разработки стратегии ценообразования. 83

7.2. Примеры определения стратегии и тактики ценообразования. 90

7.3. Задания для самостоятельной работы.. 95

Тесты по дисциплине «Ценообразование». 100

Рекомендованная литература. 106

Приложения. 108


Введение

 

Ценообразование – наука изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен. Предмет науки – теория цен и практика их установления. Цена – важнейшая экономическая категория, оказывающая существенное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны, что имеет особое значение в условиях нынешней экономики РФ.

Целью дисциплины «Ценообразование» является изучение теоретических основ ценообразования, ознакомление с методическими основами и методами ценообразования, получение навыков самостоятельной постановки и осмысленного решения учебных и прикладных задач в данной области.

Основными задачами изучения дисциплины «Ценообразование» являются:

- рассмотрение основ рыночного ценообразования и государственного регулирования цен;

- ознакомление студентов с теорией и практикой формирования цен в организациях различных форм собственности;

- формирование у студентов практических навыков анализа цен и их влияния на финансовые результаты организаций;

- получение навыков и умения выявлять и анализировать современные проблемы в области формирования цен;

- приобретение знаний для использования их в практической деятельности.

Целью практических и семинарских занятий является самостоятельное изучение отдельных теоретических тем дисциплины; выполнение практических расчетов в области ценообразования с последующим контролем со стороны преподавателя.

В результате изучения дисциплины «Ценообразование» студенты должны

а) знать:

- теоретические основы рыночного ценообразования;

- основные законодательные и нормативные акты в области ценообразования;

- содержание основных методов ценообразования;

- характеристики ценообразования на различных рынках;

- закономерности формирования стратегии и тактики ценообразования;

- опыт зарубежных и отечественных организаций в области ценообразования.

б) уметь:

- анализировать, прогнозировать и решать возникающие в практической деятельности проблемы ценообразования;

- применять известные методы ценообразования;

- оценивать эластичность спроса;

- обосновывать целесообразность применения известных стратегий и тактических приемов ценообразования.

в) иметь представление о:

- взаимосвязях дисциплины с другими общеэкономическими и специальными дисциплинами, изучаемыми по направлению;

- тенденциях исторического развития системы цен в РФ;

- направлениях совершенствования ценообразования в РФ.

Для успешного освоения дисциплины «Ценообразование» требуются знания по дисциплинам «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Маркетинг», «Статистика», «Эконометрика» и др.

Требования к результатам освоения дисциплины «Ценообразование»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФОГС:

- ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14;

- ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-15.

 

Критерии оценок знания студента

Превосходно Свободно владеет лекционным материалом и показывает знание дополнительного материала с использованием публикаций в специальной литературе, отвечает на дополнительные вопросы по пройденным темам.
Отлично Свободно владеет лекционным материалом и отвечает на дополнительные вопросы.
Очень хорошо Свободно владеет лекционным материалом и отвечает на дополнительные вопросы с некоторыми погрешностями.
Хорошо Свободно владеет лекционным материалом и отвечает на большинство дополнительных вопросов.
Удовлетво­рительно Владеет лекционным материалом, но не отвечает на большинство дополнительных вопросов.
Неудовлетво­рительно Плохо владеет лекционным материалом и не отвечает на дополнительные вопросы.
Плохо Не владеет лекционным материалом и не отвечает на дополнительные вопросы.

 

 


Глава 1. Теоретические основы рыночного ценообразования

Ценообразование – наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен. Предмет науки – теория цен и практика их установления.

Развитие теоретических основ ценообразования способствовало возникновению пассивных и активных концептуальных подходов к практическому ценообразованию, предполагающих использование соответствующих методов: затратных и основанных на учете ценности товара для потребителя, как приведено на рис. 1.1.

ТЕОРИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Классическая
Маржинализм
КОНЦЕПЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Пассивное ценообразование - используется затратный подход, затратные методы либо ценовые решения конкурентов; затраты формируют цену.     ТОВАР     ТЕХНОЛОГИЯ     ЗАТРАТЫ     ЦЕНА     ЦЕННОСТЬ     ПОКУПАТЕЛЬ
Активное ценообразование - используется ценностный подход, когда цена определяет объемы продаж, средние затраты на производство и целевой уровень прибыли.   ПОКУПАТЕЛЬ     ЦЕННОСТЬ     ЦЕНА     ЗАТРАТЫ     ТЕХНОЛОГИЯ     ТОВАР

Рис.1.1. Концептуальные подходы в теории и практике ценообразования

Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями. Выделяют следующие функции цен: измерительная, соизмерительная, учетная, регулирующая, социальная, стимулирующая, распределительная.

 

1.1. Особенности ценообразования на различных типах рынков

 

Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он действует. Современный рынок – это сложная система, включающая в себя организационные, экономические связи и располагающая набором хозяйственных инструментов, с помощью которых данные связи реализуются.

Структура рынка – это основные характерные черты, к которым относятся количество и размер организаций, находящихся на рынке, степень однородности (сходства или отличия) предлагаемых ими товаров, легкость или трудность вхождения на рынок и выхода из него, наличие конкурентной среды, доступность рыночной информации. В современных условиях рыночной экономики все рынки можно классифицировать по следующим признакам (приведено в таблице 1.1).

Таблица 1.1

Решение.

1. Рассчитываем индекс концентрации для трех наиболее крупных организаций в общем объеме рынка:

CR = 18 + 14 + 10 = 42 %

Вывод: индекс концентрации, равный 42% в общем объеме рынка, показывает, что последний характеризуется умеренной степенью концентрации и его можно рассматривать как конкурентный рынок.

2. Определяем общий индекс Линда для трех наиболее крупных организаций:

Вывод: индекс Линда находится в пределах 120 % < Ил < 200 %, то есть отмечается нормальная концентрация рынка.

3. Рассчитаем индекс Линда при доле 1-ой организации, равной 36 % в общем объеме продаж:

Вывод: слияние 1-й организации не разрешается со стороны государственных органов

4. Определяем индекс Линда при доле 2-й организации, равной 22 % в общем объеме продаж:

Вывод: слияние (объединение) 2-й организации разрешается со стороны государственных органов.

5. Рассчитаем индекс Линда при доле 3-й организации равной 25% в общем объеме продаж:

Вывод: слияние 3-й организации разрешается со стороны государственных органов.

Задание 2.Рассчитать индекс Херфиндаля – Хиршмана ( для 12 организаций, продающих товар на рынке, а также определить, какое следует принять решение государственным органам о слиянии (разрешить или не разрешить):

а. 1-й и 3-й организации;

б. 4-1 и 6-1 организации при следующих исходных данных:

1) общий удельный вес продаваемой (выпущенной) продукции организациями отрасли – 100 %;

2) удельный вес продаваемой продукции каждой отдельной организацией на рынке относительно ее общей величины приведены в таблице 1.5.

Таблица 1.5

 

3) слияние (объединение) отдельных организаций разрешается при условии, если общие значения индекса Херфиндаля-Хиршмана не превышает 1800 ед. (то есть общей суммы квадратов удельных весов всей продаваемой продукции).

Решение.

1. Рассчитаем индекс

2. Если 1-я и 3-я организации пожелают объединиться, то удельный вес продаваемой ими продукции на рынке составит 35%, при этом вновь рассчитываем индекс

Индекс показывает, что этот рынок имеет среднюю степень концентрации.

Вывод: поскольку , то слияние указанным организациям со стороны государственных органов не разрешается.

3. Если 4-я и 6-я организации пожелают объединиться, то удельный вес продаваемой ими продукции на рынке составит 18 %, при этом вновь рассчитаем :

Индекс ( ) показывает, что этот рынок является умеренно концентрированным.

Вывод: поскольку , то слияние указанным организациям со стороны государственных органов разрешается.

1.5. Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Объемы продаж организаций отрасли равны соответственно 40, 30, 10, 20, 50, 70.

1). Определите долю концентрации.

2). Определите индекс Херфиндела-Хиршмана.

 

Задание 2.Объемы продаж организаций отрасли равны соответственно 20, 80, 90, 40, 60, 30.

1). Определите долю концентрации.

2). Определите индекс Херфиндела-Хиршмана.

 


Виды цен

Многообразие цен приводит к необходимости их упорядочения, выделения отдельных групп цен, объединенных общими признаками. В зависимости от целей научного исследования или практического использования целесообразно воспользоваться классификацией, приведенной в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Классификация цен

Признаки классификации по: Вид цены, в т.ч:
стадиям товародвижения (характеру обслуживаемого оборота) оптовые (отпускные) закупочные (оптового посредника) розничные
государственному воздействию свободные регулируемые
виду товара цены товаров тарифы услуг курсы валют или ценных бумаг
способу фиксации твердые подвижные скользящие
способу получения информации публикуемые расчетные
фактору времени текущие сопоставимые средние
видам рынков цены товарных аукционов биржевые котировки цены торгов
территории действия мировые единые по стране региональные (поясные, зональные, местные) трансфертные

 

Структура цены закупки

Отпускная цена предприятия с учетом НДС Снабженческо-сбытовая надбавка
Издержки посредника Прибыль посредника НДС посредника
Цена закупки

 

Некоторые варианты структуры розничной цены могут быть представлены так, как показано в таблицах 2.4 – 2.7.

 

Таблица 2.4

Структура розничной цены (вариант 1)

Отпускная цена предприятия с учетом НДС Торговая наценка
Издержки торговли Прибыль торговли НДС торговли
Розничная цена (100%)

 

Таблица 2.5

Структура розничной цены (вариант 2)

Отпускная цена предприятия с учетом НДС Торговая скидка
Издержки торговли Прибыль торговли НДС торговли
Розничная цена

 

Таблица 2.6

Структура розничной цены (вариант 3)

Цена закупки Торговая наценка
Издержки торговли Прибыль торговли НДС торговли
Розничная цена

 

Таблица 2.7

Структура розничной цены (вариант 4)

Цена закупки Торговая скидка
Издержки торговли Прибыль торговли НДС торговли
Розничная цена

 

Структура оптовой отпускной цены на импортную продукцию представлена в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Примеры формирования цен по стадиям движения товара

Задание 1.Организация производит ткани и имеет собственный фирменный магазин по продаже. Отпускная цена 1 м. ткани составила 20 руб. (с учетом НДС), торговая наценка 15%. Определите розничную цену 1 м. ткани.

Решение.

Розничная цена ткани в данном магазине будет состоять из отпускной цены предприятия с НДС и торговой наценки (вариант 1) и составит руб.

 

Задание 2.Организация производитель ткани настаивает, чтобы она продавалась по цене 25 руб., предлагая предприятия розничной торговли 10%-ную скидку от розничной цены. Определите оптовую отпускную цену.

Решение.

Розничная цена ткани в данном магазине будет состоять из отпускной цены предприятия с НДС и торговой скидки (вариант 2). Абсолютный размер скидки составит 2 руб. 50 коп за 1 м. ткани и соответственно оптовая отпускная цена будет установлена на уровне 22 руб. 50 коп., которая в данном случае не будет названа предприятию розничной торговли.

Задание 3.Отпускная цена предприятия с НДС 1 м. ткани составила 20 руб., снабженческо-сбытовая надбавка – 20%, торговая наценка – 15%. Определите розничную цену 1 м. ткани.

Решение.

Розничная цена 1 м. ткани составит 27 руб. 60 коп.

Задание 4.Организация розничной торговли закупила товар, таможенная стоимость которого 20 долл. США, курс рубля по отношению к доллару – 34 руб.; таможенная пошлина – 15% к таможенной стоимости; количество закупленного товара – 500 единиц; сборы за таможенное оформление партии товара – 1000 руб.; НДС, взимаемый при таможенном оформлении товара и выпуске его в свободное обращение, - 18%; торговая надбавка – 26%. Определите свободную розничную цену.

В этом случае организация розничной торговли прежде всего определяет расчетную цену, в которую включены таможенная стоимость, таможенная пошлина и сборы за таможенное оформление. НДС , уплаченный при таможенном оформлении, в расчетную цену не включается. Затем к расчетной цене прибавляется торговая надбавка, в результате чего получается розничная цена (без НДС), а затем к розничной цене прибавляется НДС.

Решение.

1. Таможенная стоимость, пересчитанная в рубли = 34 х 20 = 680 руб.

2. Таможенная пошлина = 680 х 15 : 100 = 102 руб.

3.Сборы за таможенное оформление единицы товара = 1000 : 500 = 2 руб.

4. Расчетная цена = 680 + 102 + 2 = 784 руб.

5. Торговая надбавка = 784 х 25 : 100 = 196 руб.

6. Свободная розничная цена (без НДС) = 680 + 102 + 2 + 196 = 980 руб.

7. НДС к свободной розничной цене = 980 х 18 : 100 = 176,4 руб.

8. Свободная розничная цена = 980 + 176,4 = 1156,4 руб.

НДС, уплаченный при таможенном оформлении товара, составляющий 140,7 руб. (680 + 102) + 18 : 100) в расчетную цену не включен. Он будет учитываться в качестве «входного» налога при уплате организацией розничной торговли в федеральный бюджет.

Задание 5.Рассчитайте отдельные цены товара согласно перечню Международных правил «Инкотермс 2000» (см. Приложение 1): ФАС (свободно вдоль борта судна), ФОБ (франко-борт, свободен на борту), КАФ (стоимость и фрахт), СИФ (стоимость, страхование, фрахт), ДДП (поставка с оплатой пошлины) при следующих данных:

отпускная (оптовая) цена предприятия-изготовителя продукции – 800 тыс. руб.;

1. Стоимость перевозки товара до порта его отгрузки (поставщика) – 12 тыс. руб.

2. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна (к борту судна) – 9 тыс. руб.

3. Стоимость доставки товара на борт судна (с учетом его транспортирования и складирования на судне) – 6 тыс. руб.

4. Морской фрахт (провозная плата, платежи за перевозку) до порта поставки (назначения) товара – 1 тыс. долл. (в данной задаче принят курс 1 долл. = 32 руб.).

5. Страхование – 5% (цены КАФ).

6. Стоимость перегрузки в порту поставки товара – 300 долл.

7. Таможенная пошлина (официальные налоги, сборы и платежи) и оформление специальных документов – 13% (контрактной цены или цены СИФ).

8. Стоимость перевозки товара до места нахождения покупателя (склада получателя) – 200 долл.

Решение.

1. Цена товара по инвойсной цене ФАС = 800 000 + 12 000 + 9000 = 821 000 руб.

2.Цена товара по инвойсной цене ФОБ = 821 000 + 6000 = 827 000 руб.

3. Цена товара по инвойсной цене КАФ = 827 000 + 32 000 = 859 000 руб.

4. Цена товара по инвойсной цене СИФ = 859 000 х 1,05 + 901 950 руб.

5. Цена товара по инвойсной цене ДДП = 901 950 + 9600 + 117 254 + 6400 = 1 035 204 руб.

 

2.4. Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Определите оптовую (отпускную) цену изготовителя продукции при следующих исходных данных:

1) прямые (технологические) затраты на изделие (продукцию) – 750 руб.;

2) косвенные (накладные) расходы – 250 руб.;

3) прибыль предприятия – 200 руб.;

4) скидка с оптовой цены предприятия – 60 руб.;

5) налог на добавленную стоимость (НДС) – 18 %.

Задание 2.Определите оптовую (отпускную) цену товара при следующих исходных данных:

1) материальные затраты – 700 руб.;

2) затраты на оплату труда – 200 руб.;

3) отчисления на социальные нужды – 80 руб.;

4) амортизация основных фондов – 60 руб.;

5) прочие затраты – 160 руб.;

6) уровень рентабельности – 20%;

7) НДС – 18 %.

Задание 3.Определите оптовую (отпускную) цену ювелирного изделия (подакцизного товара) с учетом акциза и НДС при следующих данных:

1) оптовая цена ювелирного изделия (подакцизного товара) – 6 000 руб.;

2) ставка акциза – 900 руб.;

3) НДС – 18 % .

Задание 4.Определите оптовую (отпускную) цену легкового автомобиля (подакцизного товара) с учетом акциза и НДС при следующих данных:

1) полная себестоимость л/а – 500 000 руб.;

2) уровень рентабельности – 25%;

3) ставка акциза л/а с рабочим объемом двигателя более - 10%;

4) НДС – 18% к оптовой цене л/а.

 

Задание 5.Определите оптовую (отпускную) цену изготовителя продукции, свободную розничную цену товара, а также рассчитайте структуру розничной цены товара при следующих исходных данных:

1) себестоимость товара – 600 руб.;

2) уровень рентабельности – 25%;

3) наценка (надбавка) к оптовой цене предприятия – 60 руб.;

4) НДС предприятия – изготовителя продукции и посредника (оптово-сбытовой организации) – 20%;

5) оптово-сбытовая наценка посреднической организации к оптовой (отпускной) цене предприятия – 80 руб.;

6) ставка акциза – 90 руб.;

7) торговая надбавка (наценка) – 30 % отпускной цены посреднической организации.

Задание 6.Определите свободную розничную цену холодильника, который поступает непосредственно в торговую сеть, при следующих данных:

1) себестоимость холодильника – 8000 руб.;

2) уровень рентабельности – 25 %;

3) НДС торговой организации – 16,67%;

4) торговая наценка (надбавка) к оптовой (отпускной) цене – 30 %.

Задание 7.Определите свободную розничную цену домашнего холодильника, который от изготовителя продукции поступает в торговую сеть через посредника (оптово-сбытовую организацию) при следующих данных:

1) свободная оптовая (отпускная) цена холодильника – 12 000 руб., в том числе НДС – 2000 руб.;

2) оптово-сбытовая наценка к свободной (отпускной) цене без НДС – 15%;

3) НДС предприятия – изготовителя продукции и посредника (оптово-сбытовой организации) – 16,67%;

4) торговая наценка (надбавка) к цене закупки холодильника с НДС – 30 %.

Задание 8.Определите оптовую (отпускную) цену заготовительной (снабженческо-сбытовой) организации за 1 кг мясной продукции, приобретаемой от сельских производителей и реализуемой в дальнейшем торговым организациям (мясоперерабатывающим предприятиям), а также сумму налога на добавленную стоимость, вносимую заготовительной организацией в бюджет, при следующих данных:

1) закупочная цена 1 кг мясной продукции – 50 руб.;

2) НДС к закупочной цене (20%) – 10 руб.;

3) снабженческо-сбытовая наценка к закупочной цене 1 кг мясной продукции – 30%;

4) НДС к отпускной цене – 20%.

 

Задание 9. Определите окончательную цену на продукцию общественного питания в студенческой столовой при следующих данных:

1) оптовая цена сырья, полуфабрикатов, продукта – 12 руб./кг;

2) НДС к оптовой цене – 10%;

3) торговая надбавка – 20% исходя из цен, оплаченных поставщику за товары без учета НДС;

4) наценка общественного питания – 30% исходя из цен, оплаченных поставщику за товары без учета НДС;

5) НДС в студенческих и школьных столовых на вновь созданную стоимость не применяется.

 

Задание 10.Отпускная цена 1 тыс. куб м газа на территории России – 150 руб. Коэффициент рентабельности его добычи 30%, ставка акциза – 15%, ставка НДС – 18%. Определите полную фактическую себестоимость 1 тыс. куб м.

 

Задание 11.Определите: отпускную цену завода изготовителя; цену «франко-железнодорожный вагон»; цены ФАС, ФОБ, КАФ, СИФ (см. Приложение 1), исходя из следующих данных:

1) себестоимость 200 тыс. руб.;

2) прибыль 25%;

3) перевозка к железнодорожной станции 3 тыс. руб.;

4) стоимость погрузки в вагон 1, 2 тыс. руб.;

5) стоимость перевозки до порта 4 тыс. руб.;

6) стоимость погрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна 1, 5 тыс. руб.;

7) морской фрахт до порта назначения 200 долл. (курс доллара 28 руб.);

8) страхование 3%.

 

Задание 12.Продукция поставляется на экспорт. Определите величину цен ФОБ и СИФ (см. Приложение 1) при следующих данных:

1) стоимость товара – 100 000 руб.;

2) доставка в порт отправления – 1 000 руб.;

3) стоимость погрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 2000 руб.;

4) стоимость доставки на борт судна – 500 руб.;

5) фрахт до порта назначения =- 5000 руб.;

6) стоимость погрузочно-разгрузочных работ в стране-импортере – 2 500 руб.;

7) доставка на склад покупателя – 500 руб.;

8) страхование груза – 2000 руб.

Задание 13.Определите цену ФОБ и СИФ (см. Приложение 1), используя следующие данные:

1) себестоимость – 20 000 руб.;

2) прибыль – 25% от себестоимости;

3) стоимость перевозки до порта – 3000 руб.;

4) стоимость погрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 1 500 руб.;

5) стоимость доставки на борт судна и складирование на судне – 1000 руб.;

6) расходы на коносамент – 2 400 руб.;

7) морской фрахт до порта назначения – 9 000 руб.;

8) страхование – 3%.

Задание 14.В контракте определена цена на условиях СИФ и приведены следующие данные:

1) цена на условиях СИФ – 75 000 руб.;

2) стоимость груза – 39 000 руб.;

3) стоимость транспортировки груза – 30 000 руб.;

4) стоимость страхования груза – 1 500 руб.;

5) другие расходы – 4 500 руб.

Определите контрактную цену на условиях ФОБ (см. приложение 1).

 

Задание 15.Определите сумму таможенных платежей по импортному оборудованию (см. Приложение 1). Входная цена DAF – 888 тыс. руб., таможенный сбор – 2 тыс. руб., ввозная таможенная пошлина – 15% входной цены, ввозной НДС – 18% общей суммы – входной цены и таможенной пошлины.

Задание 16.Определите отпускную цену производителя и рассчитайте цены «франко железнодорожный вагон», ФАС, ФОБ, СФР и СИФ (см. Приложение 1) на основе следующих данных:

1) себестоимость – 400 руб.;

2) прибыль – 25%;

3) перевозка к железнодорожной станции – 3 руб.;

4) стоимость погрузки в вагон – 1,2 руб.;

5) стоимость перевозки до порта – 4 руб.;

6) стоимость погрузочно-разгрузочных работ – 1,5 руб.;

7) стоимость доставки на борт судна и складирование на судне – 1 руб.;

8) морской фрахт до порта назначения – 200 долл. (1 долл. = 32 руб.);

9) страхование – 3%.

Методы расчета средней цены

Средняя арифметическая цена , где - средняя цена; - фактическая цена в -й момент времени; - номер момента (периода) регистрации цен; - количество временных интервалов.
Средняя хронологическая цена , где - цены определенного периода (на начало или конец каждого месяца); – число месяцев в определенном периоде.
Средняя хронологическая взвешенная цена

 

где - количество зарегистрированных цен -го уровня;

- общее количество зарегистрированных цен.

Средняя арифметическая взвешенная цена где - объем продаж по - й цене.
Средняя гармоническая взвешенная цена , где - объем продаж по - й цене.
Средняя гармоническая взвешенная цена по фактору времени , где - количество дней торговли по - той цене.
Средняя цена в отчетном и базисном периодах ; , где - цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периодах; - объем проданных товаров в отчетном периоде.

 

Индивидуальный индекс цен определяется (формула 2.7):

 

(ф. 2.7)

где и - цена товара соответственно отчетного (текущего) и базисного периодов.

Примеры расчета средних цен

Задание 1.Организация продает стенные панели. Данные об их ценах и объемах продаж на протяжении квартала приведены в таблице 2.14. Рассчитайте среднюю цену 1 стеновых панелей за 1 квартал.

Таблица 2.14

Данные о ценах и объемах продаж 1 стеновых панелей за 1 квартал

Панели Январь Февраль Март
Розничная цена 1
Объем продаж 1 1 000 1 100 1 005

Решение.

Средняя цену 1 стеновых панелей за 1 квартал = (200 + 215 + 210) : 3 = 208,33 руб.

Задание 2.Служба маркетинга в течение месяца регистрировала цены яблок на рынке города. Результаты регистрации приведены в таблице 2.15. Рассчитайте среднюю цену 1 кг яблок за месяц.

Таблица 2.15

Решение.

Средняя цена 1 кг яблок = (55 х 4 + 58 х 2 + 54 + 57 + 60 х 2 + 62) : 11 = 57,18 руб.

 

Задание 3.Перед началом весеннего сезона магазин строительных товаров предложил покупателям 10%-ную скидку с 20 апреля. В результате цена керамической плитки составила с 1 по 19 апреля 350 руб., с 20 по 30 – 315 руб. Рассчитайте среднюю цену товара за месяц.

Решение.

Средняя цена апреля = (19 + 11): (19 : 350 + 11 : 315) = 337, 46 руб.

2.10. Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Определить среднюю цену 1 кг сахара, проданного торговой организацией в отчетном и базисном периодах, а также индекс изменения цен (т.е. коэффициент или процент пересчета, отражающий изменение цен в отчетном периоде), используя данные, приведенные в таблице 2.16.

Таблица 2.16

Исходные данные

  Январь Февраль март
Среднемесячная цена за 1 кг руб.
Реализовано (кг) 9 000 10 000 8 500

 

Задание 8.Определите среднюю цену 1 кг картофеля. Имеются данные о продажах картофеля на трёх рынках г. Н. Новгорода за конкретный месяц, приведенные в таблице 2.23.

Таблица 2.23

Примеры оценки и анализа эластичности спроса

Задание 1.Рассчитайте общий коэффициент эластичности, используя данные приведенные в таблице 3.1, продолжив ее заполнение.

Таблица 3.1

Цена Объем продаж, ед. Относительное отклонение цен от средней цены Относительное отклонение объемов продаж от среднего
1. 1 300 1 000    
2. 1 400    
3. 1 850    
4. 1 850    
5. 1 800    
6. 2 600    
7. 2 400    
8. 2 900    
9. 2 700    
10. 3 000    
11. 3 600    
Среднее значение        

Решение.

Эластичность спроса больше единицы , следовательно товар относится к товарам высокоэластичного спроса, на 1% изменения цены приходится 1,54% изменения объема спроса (смотри таблицу 3.2). Зная этот коэффициент, мы можем предположить изменение цены. Допустим при снижении цены на 10% можно ожидать, что спрос увеличится на 15,4%.

 

Таблица 3.2

Цена

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...