Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Государственное регулирование цен

Цели и методы государственного регулирования цен

 

В условиях рыночной экономики выделяют основную цель государственного регулирования цен и цели второго уровня, представленные в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Цели государственного регулирования
Основная цель Цели второго уровня
Согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства. Обеспечение экономической безопасности страны.
Защита отечественного производителя.
Защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости.
Создание условий для нормальной конкуренции.
Ограничение власти предприятий-монополистов.
Ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства.
Поддержание ценовых пропорций.

 

Методы воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными, что отображено на рисунке 5.1. Прямые методы – установление определенных правил ценообразования. Косвенные методы – воздействие на цены посредством использования экономических рычагов.

Методы государственного регулирования цен
Прямые методы
Косвенные методы
Регулируемые
Законодательные ограничения
Установление фиксированных цен
Установление предельных цен
Установление предельного уровня рентабельности
Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок и торговых наценок
Установление предельных коэффициентов изменения цен
Налогообложение
Государственные закупки
Финансовая, инвестиционная, кредитная и денежная политика
Декларирование цен
Общее замораживание цен
Установление рекомендательных цен

Рис. 5.1. Методы государственного регулирования цен

Примеры использования методов государственное регулирование цен

Задание 1.Организация А при производстве продукции применяет более дешевое сырье, в результате себестоимость его продукции составила 100 руб., а организация В использует аналогичное, но более дорогое сырье, в результате себестоимость этой продукции в организации В составила 120 руб., предельный уровень рентабельности равен 15%. На каком уровне организации могут установить цены на продукцию и чему будет равен предельный размер прибыли в единице продукции в этих организациях? Может ли данный подход заинтересовать организацию сокращать издержки?

Решение.

1. Организация А может установить цену на уровне 115 руб., а организация В на уровне 138 руб.

2.Предельный размер прибыли в цене единицы продукции для организации А составит 15 руб., а для организации В – 18 руб.

Задание 2.Органами исполнительной власти субъекта РФ установлен предельный размер торговой надбавки к отпускной цене на лекарственные средства. Зарегистрированная в Реестре цена составила 200 руб., предельный уровень оптовой надбавки – 25%, предельный уровень торговой надбавки – 20%.

1. На каком уровне будет установлена предельная розничная цена, если фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу?

2.На каком уровне будет установлена предельная розничная цена, если фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 180 руб. за единицу, т.е. со скидкой 10% от цены, зарегистрированной в Реестре?

3.На каком уровне будет установлена предельная розничная цена, если фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у производителя по цене 220 руб. за единицу, т.е. по цене выше зарегистрированной в Реестре?

4. На каком уровне будет установлена предельная цена оптового посредника, если организация оптовой торговли закупила лекарство у производителя по цене 200 руб. за единицу?

5. На каком уровне будет установлена предельная цена оптового посредника, если фармацевтическая организация оптовой торговли закупила лекарство у другой оптовой организации по цене 220 руб. за единицу, т.е. с оптовой надбавкой 10% к цене производителя и следовательно вторая оптовая организация вправе применять оптовую надбавку в размере не больше 15% к цене производителя?

6. На каком уровне будет установлена предельная розничная цена, если фармацевтическая организация розничной торговли закупила лекарство у оптовой организации по цене 220 руб. за единицу?

Решение.

1. Предельная розничная цена будет установлена на уровне 240 руб.

2. Предельная розничная цена будет установлена на уровне 216 руб.

3. Предельная розничная цена определяется с учетом цены, зарегистрированной в Реестре, и будет установлена на уровне 240 руб.

Превышение цены приобретения относится на убытки и погашается за счет средств фармацевтической организации.

4. Предельная цена оптового посредника будет установлена на уровне 250 руб.

5. Предельная цена оптового посредника будет установлена на уровне 250 руб.

6. Предельная розничная цена будет установлена на уровне 300 руб.

5.3. Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Определите возможную предельную розничную цену на лекарственные средства, зарегистрированная цена которых составила 150 руб., предельный размер снабженческо-сбытовой надбавки – 30%, предельный размер торговой надбавки – 20%.

Задание 2.Определите регулируемую оптовую и розничную цену на изделие предприятия пищевой промышленности при следующих условиях:

- затраты на сырье и материалы – 27 руб.;

- оплата труда с начислениями – 5,7 руб.;

- косвенные расходы – 12% к переменным затратам;

- предельный уровень рентабельности – 20% к себестоимости;

- НДС – 10% к розничной цене (за вычетом торговой скидки);

- предельный уровень торговой скидки – 15% к розничной цене.

Задание 3.Определите предельную отпускную и предельную розничную цену на лекарственные средства при различных вариантах организации товародвижения, если зарегистрированная цена составила 20 руб., предельная оптовая надбавка 30%, предельная розничная надбавка 35%.

Вариант 1. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя по зарегистрированной цене.

Вариант 2. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя по цене ниже зарегистрированной на 10%.

Вариант 3. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от оптовой организации по предельной цене закупки.


Глава 6. Методы ценообразования

 

Методы ценообразования подразделяются на три группы: затратные, параметрические и рыночные (см. рис. 6.1).

Механизм ценообразования
Затратные методы ценообразования
Рыночные методы ценообразования
Параметрические методы ценообразования
Методы полных издержек
Методы прямых затрат
Методы предельных издержек
Методы учета рентабельности инвестиций
Метод надбавки к цене
Метод анализа безубыточ-ности
Методы, ориентированные на потребителя
Методы, основанные на воспринимаемой ценности товара
Методы расчета экономической ценности товара
Методы оценки максимально приемлемой цены
Методы, ориентированные на спрос
Методы удельных показателей
Методы регрессивного анализа
Балльный метод
Метод агрегатный
Метод аналогий
Метод парных сравнений
Метод ранговой корреляции

Рис. 6.1. Методы ценообразования

6.1. Затратные методы ценообразования

К затратным методам ценообразования относятся следующие методы:метод полных затрат, прямых переменных затрат, метод предельных издержек, метод учета рентабельности инвестиций, расчет цен на основе торговых скидок и надбавок, анализ безубыточности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...