Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КАРТОЧКА УЧЕТА СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Сведения о родителях:

Мать________________________________________________________________________________________________________________________________

Отец________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о детях:

ФИО Дата рождения Класс Инвалидность Социальная помощь
           
           
           

 

Домашний адрес:___________________________________________________

Телефон:__________________________________________________________

Увлечение ребенка______________________________________________________________________________________________________________________________

Материально-бытовые условия:_____________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с семьей:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЕЗАДАПТИРОВАННОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО МАОУ СОШ №36 Г. ТАМБОВА

1. Фамилия, имя_________________________________________________

Класс__________

2. Дата рождения_________________ Домашний адрес________________________________ телефон_________________

3. Состав семьи:

  Образование Место работы Должность Рабочий телефон
Мать        
Отец        
         

4. Характеристики отношений в семье_____________________________________________________________________________________________________________________

5. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Характер эмоциональных отношений в семье:_____________________________________________________________________________________________________________________

7. Поведение в школе и других общественных местах:____________________________________________________________________________________________________________________

8. Общественная активность:________________________________________________________________________________________________________________

9. Отношение к учебе:___________________________________________

10. По каким предметам слабо успевает:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Характеристика дружеского внешкольного общения со свертсниками:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Здоровье__________________________________________________________________________________________________________________

13. Увлечения:________________________________________________________________________________________________________________

14. Посещение кружков:__________________________________________________________________________________________________________________

Показатели социального развития подростка

1. Наличие у него положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений________________________________________________

2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности_________________________________________________________________________________________________________

3. Уровень развития полезных интересов, навыков, умений (спортивные, художественные, трудовые, технические):__________________________________________________________________________________________________________

4. Отношение к педагогическим воздействиям:________________________________________________________________________________________________________

5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:________________________________________________________________________________________________________________

6. Способность критически с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников:____________________________________________

7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа________________________________________________

8. Отношение к окружающим___________________________________

9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию___________________________________________________

10. Внешняя культура поведения_________________________________

11. Отношение к алкоголю______________________________________

12. Отношение к курению_______________________________________

13. Отношение к сквернословию__________________________________

Педагогические рекомендации:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ


Методы:

Словесные методы

Рассказ предполагает устное повествование изложение содержание
материала.

Объяснениесловесное истолкование закономерностей, существенных
свойств изучаемого объекта, отдельных явлений, понятий.

Беседадиалогический метод, при котором педагог путем постановки


системы вопросов подводит учащихся к пониманию материала или проверяет


усвоение ими уже изложенного.

Дискуссияоснована на обмене взглядами по определенной проблеме.

Лекция монологический способ изложения объемного материала.

Наглядные методы -

Методиллюстраций предполагает показ учащимся плоскостных и объемных
наглядных пособий: плакатов, таблиц, картин и прочего.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов,
кинофильмов и других.

Методы стимулирования интереса к учению —познавательные игры,
научно-познавательные споры, анализ жизненных ситуаций.

 


Методы социально-психологического исследования семьи.
В практике диагностики семьи используются общие и специальные
методы социально-психологического исследования семьи.

К общим методам исследования в данном случае относятся: наблюдение,
беседа, опрос, тестирование.

Наблюдениекак метод изучения семьи — это целенаправленное,
планомерное и систематическое восприятие семейных процессов и
явлений. Это значит, что наблюдение определяется конкретной идеей и

направлено к ясно сформированной цели. Так, например, социальный
педагог может поставить перед собой цель, состоящую в том чтобы выявить особенности воспитания ребёнка в определенной семье. Эта цель
должна быть расчленена на ряд вопросов, которые определят частные

задачи наблюдения:

§ создают ли родители условия для правильного развития ребёнка

§ каково эмоциональное состояние

§ имеют ли место нарушения семейного воспитания (доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткое обращение и т.п.).

Определенность цели означает, что социальный педагог точно знает, что
ему следует наблюдать в семье, и может предвидеть результаты своего

наблюдения.

Планомерность и систематичность являются следующей характерной чертой наблюдения как метода изучения семьи. В соответствии с
поставленными задачами социальный педагог разрабатывает программу
своего наблюдения, определяет время работы, средства, технику сбора


материала.

Объективность наблюдения предполагает адекватное восприятие
семейных процессов и фактов, а также объективную и, по возможности,
точную запись хода наблюдения.

Записи, протоколы наблюдений должны вестись систематически, они
могут быть в известной степени формализованы. Для более объективного

и точного наблюдения могут использоваться аудио- и видеозапись,
которые к тому же обеспечивают возможность повторного воспроизведения фактов.

Наблюдение как метод исследования семьи имеет свой инструментарий,

который повышает его точность, возможность регистрации и контроля.

Речь идет о таких средствах наблюдения, как протоколы, системы
категорий и шкалы.

Тип отношения родителя Действия
Активное принятие ребенка Улыбается, ласкает, одобряет, критикует поступки, а не личность ребенка, помогает, советует, хвалит, сотрудничает, исправляет, стремится к совместной деятельности.
Пассивное принятие ребенка Улыбается, ласкает, беседует, слушает, отвечает на вопросы, не критикует, не исправляет, не советует, не стремится к совместной деятельности и т.д.
Пассивное неприятие ребенка Не улыбается, не ласкает, не беседует, не слушает, не отвечает на вопросы, критикует личность ребенка, а не его поступки, не сотрудничает, не помогает, не интересуется делами ребенка, не стремится к совместной деятельности.


Возможны дневниковые формы записи наблюдаемых в семье явлений и
процессов. Дневниками пользуются в случаях долговременного
наблюдения. Полученные таким образом сведения показываю динамику
семейных процессов, изменения, которые могут произойти в семье под
влиянием социально-педагогического воздействия.

Важными средствами уточнения и облегчения наблюдения за семьей

являются системы категорий и оценочные шкалы. Они выполняют роль
вспомогательных средств, облегчают обработку наблюдаемых фактов.

Система категорий,как правило, состоит из нескольких классов, которые позволяют классифицировать различные типы наблюдаемых явлений. Она

может иметь два класса, например, «ребенок обращается за помощью к
родителям — ребенок не обращается за помощью к родителям». Однако
возможно и большее число классов. Это требует точного определения
признаков, по которым наблюдаемое явление может быть однозначно
включено в тот или иной класс.

Формирование категорий — сложная задача, ей следует уделить особое
внимание. Нередко приходится проводить предварительное исследование.
Приведем пример схемы наблюдения, при составлении которой
использовался отбор категорий, определяющих степень принятия—
непринятия ребенка родителем.

Совокупность категорий составляет основу оценочной шкалы, которая
представляет собой систему, являющуюся средством квантификации
(количественной оценки) наблюдаемых качественных явлений.
Шкалирование помогает определить низшую и высшую ступень
исследуемого явления. Например, Дж.П. Гилфорд разработал шкалу,
помогающую наблюдать особенности заботы родителей о детях. Ее шесть
ступеней имеют количественное выражение и вербальную
характеристику.

Забота одного из родителей о ребенке

«5» — Проявляет слишком серьезную, излишнюю тревогу по несуществующим причинам. Постоянно проявляет панический страх.

«4» — Всегда заботится о ребенке, но скорее очень волнуется, чем проявляет панический страх.

«3» — Очень тревожится, когда ребенку грозит опасность, но редко
теряет контроль над собой.

«2» — Немного озабочен, но недооценивает опасность, часто
обеспокоен, но никогда не теряет голову.

«1» — Выполняя родительские обязанности, изредка неспокоен или
озабочен. Занимает скорее позицию учителя, чем опекающей личности.
«0» - Даже в серьезных случаях беззаботный, небрежный и
безответственный.


Основным признаком шкалы является то, что суждение о степени
развития какого-либо качества можно обозначить числом, что позволяет
различать интенсивность наблюдаемых явлений — от самой низшей до самой высшей.

Наблюдение — достаточно сложный метод изучения семьи. Он требует
особой подготовки социального педагога. Необходимо, чтобы последний
понимал цель наблюдения, имел четкое представление о предмете
наблюдения и проводил его описание в свете определенной социально-
психологической или собственно психологической концепции, в ее
понятийно-терминологической системе.

Как и любой другой метод изучения семьи, наблюдение имеет свои
сильные и слабые стороны. Поэтому результаты наблюдений нужно
сопоставлять с данными, полученными другими методами, дополнять и
углублять их. Собрать достаточное количество фактов, касающихся
убеждений, стремлений, отношений семьи к окружающей
действительности, характера взаимодействия между членами семьи,
условий ее жизни, можно с помощью метода беседы.
Ценность беседы заключается в том, что в данном случае социальный
педагог не только получает необходимую информацию о семье, но и
оценивает невербальные реакции отвечающего. Гибкость этого метода
обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углубленному пониманию всего контекста, а также мотивов отдельных
ответов респондентов.

По структуре вопросов различаются стандартизированные
(структурированные) и не стандартизированные (неструктурированные)

беседы.

Стандартизированная беседа предполагает предварительную
формулировку вопросов и определение их очередности. Получаемая в
этом случае информация сравнительно легко может быть обработана, но
глубина познания при этом уменьшается. При такой форме беседы не


исключена опасность получения неточных и неполных данных.

Не стандартизированная беседа проходит более свободно. Разумеется, заранее готовятся вопросы, которые будут заданы, но их содержание,
очередность и формулировка определяются ситуацией беседы.

Недостатком этой формы работы является сложность обработки полученной информации. Не стандартизированные беседы часто
используются социальным педагогом, когда он впервые знакомится с
семьей.

Серьезную проблему при использовании метода беседы представляет ее
запись и выбор способа регистрации данных. Обычно процесс беседы не
сопровождается протоколированием, протокол составляется после беседы.
Однако это может привести к неполному воспроизведению полученной
информации, ее искажению специалистом. Хороший эффект дает
использование магнитофонной записи. В этом случае социальный педагог
может сосредоточиться на содержании беседы, уделять внимание
невербальным проявлениям респондента (жесты, мимика и др.). Однако
необходимо стремиться к тому, чтобы использование технического
устройства не влияло на опрашиваемого.

Метод беседы в зависимости от характера вопросов и самого исследования семьи может превращаться в метод опроса.

Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интервью
(устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса).

Интервью — разновидность опроса, в котором ставится цель, выявить

точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее

сформулированный вопрос или группу вопросов.

Анкетирование — разновидность опроса, в котором ставятся и
достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов
респондентов.

Условием эффективности любого опроса являются: точная формулировка
конкретной цели и задач; четкое определение содержательной
направленности опроса на выяснение наиболее существенных сторон
изучаемых семейных явлений, будь то отношения детей к родителям,
мужа и жены, братьев и сестер и пр.

При использовании опроса очень важна однозначная, ясная, четкая
постановка вопросов, которые должны быть сформулированы точно,
конкретно.

Каждый вопрос должен быть однозначным. Поэтому нельзя задавать
двойные вопросы, например: «Считаете ли Вы похвалу эффективным
средством воспитания ребенка и часто ли его используете?». Такие
комбинированные вопросы не ведут к однозначным ответам и не дают
возможности обработать полученные данные.

Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера. Далеко не всегда
полезно задавать прямые вопросы. Например, нецелесообразно
спрашивать подростка: «Как ты относишься к родителям?».
Предпочтительнее предложить ему: «Назови наиболее авторитетных
людей, к которым ты можешь обратиться за советом». Так можно
выяснить, попадают ли в эту категорию родители. Вопросы могут быть открытого типа, в которых ответ формулируется самим опрашиваемым (Выделяют также вопросы полузакрытого типа, когда ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный. Бываю вопросы закрытого типа, требующие альтернативного ответа «да» или «нет», а также ответов по бальной системе, например: 3 балла — «да»; 2 балла — «не знаю»; 1 балл-«нет». Применение таких вопросников приближает специалиста к использованию метода тестирования.

Тестэто стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют диагностировать меру выраженности исследуемого свойства. Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие очень краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет»), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе. Тестовые задания обычно очень диагностичны, их выполнение и обработка не отнимают много времени. В то же время, если социальный педагог вполне может самостоятельно разработать процедуру и содержание наблюдения за семейными процессами, провести диагностическую беседу с членами семьи, предварительно разработав ее план, определив перечень вопросов, составить анкету и осуществить опрос, то для разработки тестов требуется много специальных знаний и умений. Поэтому целесообразнее использовать в диагностике специальные методики, направленные на изучение семьи в целом или отдельных аспектов ее жизнедеятельности, разработанные и апробированные психологами. Например, чтобы определить, как осуществляется воспитание ребенка в семье, психологи и социальные педагоги могут воспользоваться тремя наиболее известными методиками: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, «Тест-опросник родительского отношения» (OPO) А.Я. Варги, переходной опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера. Их можно применять как порознь, так и в комплексе, поскольку они взаимно дополняют друг друга.

Для определения взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка
тревогу, получения информации о восприятии ребенком других членов
семьи и своего места среди них, чаще всего используется методика
«Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана .
Для изучения общей эмоционально-психологической атмосферы семьи
можно использовать методику Э.Г. Эйдемиллера «Типовое состояние
семьи».

Существуют методики, позволяющие осуществлять комплексно изучение
семьи. Так, В.С. Торохтий разработал методику оценки психологического
здоровья семьи, относящуюся к инструментариям факторного
направления исследования семейных союзов. Методика предполагает
изучение шести значимых факторов психологического здоровья семьи по
соответствующим частным методикам:

«Семейные ценности»;

«Функционально-ролевая согласованность»;

«Социально-ролевая адекватность»;

«Адаптивность в микросоциальных отношениях»;

«Эмоциональная удовлетворенность»;

«Устремленность на семейное долголетие».

В зависимости от целей обследования семьи методика может
использоваться в «выборочном» или «полном» режимах получения
данных о психологическом здоровье семьи.

«Выборочный» режим предполагает изучение отдельных или совокупности факторов, наиболее проблемных для семьи или некоторых
ее членов. Он имеет место и при использовании какой-либо частной
методики и наращивании ее известными опросниками, тестами с целью
получения более широкой информации об исследуемом факторе.

«Полный» режим нацеливает на обследование всех членов семьи по
параметрам всех шести частных методик, что позволяет получить
всестороннюю характеристику психологического здоровья семьи и
разработать целевую семейную программу его восстановления.
Сегодня в отечественной психологической науке имеются методики,
позволяющие диагностировать внутрисемейные процессы и явления и
одновременно осуществлять их коррекцию. Например, к такому типу
относится методика «Сравнение ценностей». Она разработана в рамках
системного подхода, согласно которому любые взаимоотношения в семье
могут рассматриваться как целостные. Методика определяет ценности и
социальные роли как неотъемлемую часть социально-психологического
процесса и построена на анализе их восприятия и взаимных объяснений
членов супружеской пары или семьи. Она направлена на выявление
ценностей, влияющих на внутрисемейные отношения, и дает возможность
как специалисту, так и самим членам семьи получить доступ к проблемам,
сходствам, различиям и взаимодополняющим позициям, существующим в
данной семье. К такому же типу следует отнести и методику «Экокарта»,
позволяющую выявить место изучаемой семьи в социуме, ее внешние и
внутренние ресурсы. Цель методики — схематически изобразить семью и

изучить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений
внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений, эмоциональные и
материальные ресурсы семьи могут быть наглядно представлены с
помощью этой методики.


Технологии - совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых
социальными службами, отдельными учреждениями социального
обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных
целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач
социальной защиты населения.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...