Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология изготовления ювелирных изделий группы «Предметы культово-религиозного характера»

Риза, или оклад, (в южных и западных областях России - шата, цата) - накладное украшение на православных иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук), для которых сделаны прорези. ( См. приложение №3 рис. №1)

Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитье»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями, с обратной стороны часто обивались красным или малиновым бархатом.

Характерны для православных икон всех стран, включая византийские иконы, в настоящий момент хранящиеся в католических храмах Италии, но наибольшая роскошь и размах производства свойственна русским произведениям. Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчег Завета и иконы. Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.»), так и иконы украшают драгоценными окладами.

Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фона и надписи - именно поэтому и сейчас, оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся. Подобная тщательность - «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями - „бисером многоценным“ - символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований». Цель окладов - создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые. А басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света.

Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а сталоспособом одухотворения художественного языка. В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких либо удачно завершенных событий, по данному Богу обету.

Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укрепленным или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти ХVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов.

В ранний период оклады крепились гвоздями, следы от которых можно видеть на древних иконах. Все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов.

Элементы:

Венец - накладной нимб, украшение вокруг головы. Могут быть гладкими, прорезными, сканными, с эмалями, камнями, стразами, в кастах или лапках, а также с крупными зубцами - «городчатый венец».

Коруна - зубчатое или прорезное украшение, иногда завершающее венец.

Собственно риза - часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд. (Слово распространилось на оклад иконы целиком).

Рама оклада - часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только край (поля) иконы.

Фон - металлическое наложение (свет) на поле и позем иконы

Цата (др.-рус. «цята» от лат. centus - «мелкая монета») - элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Прикрепляется к окладу так, что ложится под ликом на грудь святого - обычно крепится своими краями к внутреннему нижнему краю венца. Мог быть с узором (тисненым, чеканным, филигранным), камнями в кастах и т. п. Отличительная черта украшения окладов образов Святой Троицы, Иисуса Христа, Богоматери и некоторых святых: Иоанна Крестителя, Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. Символизирует чин Царства и первосвященства.

Украшения:

Дробницы - небольшая серебряная или золотая пластинка прямоугольной или фигурной формы с отверстиями для прикрепления к иконе

Запоны - застежка-украшение (растительный орнамент и завитки) с драгоценными камнями, закрепляемая шнуром, цепочкой или планкой.

Плашки

Рясно - подвески-украшения к венцу на окладе иконы. Название образовалось от существовавшего ювелирного украшения - женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски.

Типы:

Чеканные металлические и шитые оклады - покрывали «доличное письмо»: всю икону, кроме изображения ликов и рук святых (то есть, кроме «лично́го письма» - карнации).

Басменные оклады - изготавливались в технике басмы, покрывая поля и фона икон так, чтобы оставить открытыми фигуры святых, изображения архитектуры и позема. Изготавливались из из тонких металлических пластин, украшенных разнообразными символическими орнаментами техникой тиснения и прочеканки.

Обронный оклад - оклад, выполненный из металлического листа методом чеканки.

Филигранный оклад.

Техника:

Для создания окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров: басма, зернь, канфарка, контрэмаль, ленточная или сканная перегородчатая эмаль, оброн, перегородчатая эмаль, скань, фольга (рельефная и прорезная), чеканка, чернь, эмалевые расписные накладки.

Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стёклами, которые закрепляли с помощью металлических оправ - каст. Начиная с XVIII века, в окладах использовали также второй вид крепления камней – лапки ( см. приложение №3 рис. №2). Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу.

Шитые иконные оклады из тканей, а также резные золоченые из дерева встречаются сравнительно редко.

 


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...