Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Источники канонического права

История

Исторически, каноническое право на Западе рассматривалось как понятие более широкое по отношению к церковному праву, поскольку каноническое право касалось не только вопросов внутренней церковной жизни, но и тех правовых норм, которые не касались церковной жизни напрямую, однако входивших в Средние века в юрисдикцию Церкви. С ходом исторического развития и с сужением влияния Церкви на светские вопросы база канонического права постепенно сужалась и в настоящее время практически совпадает с базой церковного права.

 

Исторически каноническое право базируется на дисциплинарных нормах Древней Церкви. Начиная с XII века преподавание канонического права отделилось от теологии, сначала в Болонье, последнее в Париже и в других европейских высших школах (studia generalia) или университетах, возникавших по болонскому или парижскому образцу. В XII веке в Церкви появился т. н. «Декрет Грациана» (лат. Concordia discordantium canonum, буквально «Согласование канонических расхождений»). Этот декрет систематизировал каноническое право и стал, фактически, его первым суммирующим кодексом. Сборники папских декреталий, выходившие впоследствии, дополняли этот декрет. В 1580 году Декрет Грациана и дополняющие его папские декреталии, суммарно именуемые «лат. Extravagantes», то есть «Выходящие за пределы» (Декрета Грациана) составили новый Корпус Канонического права (лат. Corpus iuris canonici)

 

После победы буржуазных революций в Европе роль канонического права как регулятора общественных отношений значительно снизилась, а в тех странах, в которых законодательством признано отделение церкви от государства - потеряло значение действующего светского права.

Настоящее время

В 1917 году папа Бенедикт XV утвердил «Кодекс канонического права 1917 года», который заменил собою все прочие собрания канонических документов, упорядочив каноническое право в виде четкой системы юридических формулировок. Последняя по времени (и действующая ныне) редакция «Кодекса канонического права» (ККП) принята в 1983 году. Отдельно стоит заметить, что эта редакция действительна только для католиков латинского обряда. Восточнокатолические церкви, которые именуются также «церкви Sui iuris» (церкви своего права) пользуются в своей жизни другим сводом, а именно Кодексом канонов Восточных церквей (ККВЦ), который базируется на ККП латинского обряда, однако, в то же время учитывает особенности церковной жизни Восточных церквей и устанавливает общие нормы, которые каждая Восточная церковь имеет возможность наполнять конкретным содержанием соответственно своим церковным традициям.

 

Современное каноническое право регулирует вопросы, касающиеся:

 

-церковного правотворчества,

-прав и обязанностей членов церкви,

-иерархии церкви,

-канонов совершения таинств,

-управления церковным имуществом,

-церковной дисциплины и т.д

Кодекс канонического права

Кодекс канонического права (лат. Codex iuris canonici) - корпус юридических норм общего и универсального характера, управляющий Католической Церковью латинского обряда. ныне действующий ККП принят в 1983 году.

 

Каноническое право базируется на дисциплинарных нормах Древней Церкви. Несмотря на это, в течение многих веков оно оставалось не кодифицированным. Первая попытка суммировать церковные юридические нормы была предпринята в XII веке, когда в Церкви появился т. н. «Декрет Грациана» (лат. Concordia discordantium canonum, буквально «Согласование канонических расхождений»). Этот декрет систематизировал каноническое право и стал, фактически, его первым суммирующим кодексом, хотя и не был официально одобрен Святым Престолом. Сборники папских декреталий, выходившие впоследствии, дополняли этот декрет.

 

К 1500 году был подготовлен Корпус канонического права (лат. Corpus iuris canonici), включавший в себя Декрет Грациана и дополняющие его папские декреталии, суммарно именуемые «лат. Extravagantes», то есть «Выходящие за пределы» (Декрета Грациана). В 1580 году Корпус был одобрен папой Григорием XIII и оставался в силе до 1918 года.

 

В 1918 году вступил в силу одобренный папой Бенедиктом XV Кодекс канонического права, который в отличие от средневекового Корпуса представлял собой не механическое собрание законов, а универсальный и систематизированный правовой сборник. Кодекс состоял из 2414 канонов, разделённых на пять книг: общие принципы, категории лиц в каноническом праве, средства Церкви в выполнении своей миссии, процедуры, связанные с церковными судами, правонарушения и наказания.

 

В 1983 году Кодекс канонического права был переработан и провозглашён в апостольской конституции Иоанна Павла II «Sacrae disciplinae leges». Ныне действующий Кодекс состоит из 1752 канонов, разделённых на семь книг:

 

-Об общих нормах

-О народе Божием

-Об учительском служении Церкви

-О служении освящения в Церкви

-О временных благах в Церкви

-О санкциях в Церкви

-О процессах

Кодекс канонического права 1983 года действителен только для Католической церкви латинского обряда. В восточнокатолических церквях действует Кодекс канонов Восточных церквей, принятый в 1990 году

Апостольская конституция

Апо́стольская конститу́ция (лат. constitutio apostolica) - законодательный акт, провозглашённый папой римским и содержащий предписания общего и постоянного характера для всей Католической церкви или её части.

 

По форме апостольские конституции отличаются от motu proprio и посланий своим более высоким статусом. С помощью апостольской конституции, издаваемой преимущественно в форме буллы, обнародуются догматические определения (например, апостольская конституция Munificentissimus Deus от 1 ноября 1950 года, провозгласившая догмат о Вознесении Богоматери), а также суждения в области христианского вероучения, не имеющие догматического характера (например, апостольская конституция Unigenitus Dei Filius от 8 сентября 1713 года, осудившая янсенистские взгляды Пасхазия Кенеля).

 

С помощью апостольской конституции в церковное законодательство вводятся наиболее важные изменения. Так, апостольская конституция Sacrae Disciplinae Leges от 15 января 1983 года ввела в действие нынешний Кодекс Канонического Права. Апостольские конституции обнародуют изменения границ церковных округов (например, епархий и территориальных аббатств), акты об основании различных институтов (например, монашеских конгрегаций) и изменении их статуса. С 1909 года апостольские конституции публикуются в Acta Apostolicae Sedis. Согласно канону 754 ККП, все верующие обязаны придерживаться положений апостольской конституции в области вероучения

Примеры апостольских конституций

«Anglicanorum Coetibus» (2009) - правила присоединения англиканских общин к Римско-Католической Церкви.

Universi Dominici Gregis (1996) - правила Иоанна Павла II при избрании Римского Понтифика;

Fidei depositum (1992) - апостольская конституция Иоанна Павла II о введении в действие нового Катехизиса Римско-католической церкви;

Ex corde ecclesiae (1990) - правила Иоанна Павла II о Католических Университетах;

Sacrae Disciplinae Leges (1983) - апостольская конституция Иоанна Павла II о введении в действие нынешнего Кодекса Канонического Права;

Ut sit (1982 - апостольская конституция Иоанна Павла II, которая подняла статус Opus Dei в ранг личной прелатуры;

Romano Pontifici eligendo (1975) - апостольская конституция Павла VI об избрании Римского понтифика;

Missale Romanum (1969) - апостольская конституция Павла VI о пересмотре чина литургии;

Paenitemini (1966) - апостольская конституция Павла VI о посте и воздержании в Римско-католической церкви;

Veterum sapientia (1962) - апостольская конституция Иоанна XXIII о содействии изучению латинского языка;

Munificentissimus Deus (1950) - догматическая конституция Пия XII о Вознесении Богоматери в небесную славу;

Ineffabilis Deus (1854) - догматическая конституция Пия IX о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии;

Глава 2. Энциклика

Энци́клика (от лат. [littera] encyclica, от греч. ενκυκλιος - окружной) - основной папский документ по тем или иным важнейшим социально-политическим, религиозным и нравственным вопросам, адресованный верующим или епископам или архиепископам отдельной страны, и второй по важности после апостольской конституции.

 

Энциклика пишется обычно на латыни, иногда на современных языках, и называется по двум или трём первым словам текста. Над заголовком обычно пишутся те, кому документ адресован (напр. «ad patriarchas, primates, archiepiscopos, episcopos aliosque locorum ordinarios» в энциклике «Pascendi dominici gregis», в конце - традиционное указание даты, напр. «datum Romæ, apud Sanctum Petrum, die VIII Septembris MCMVII, Pontificatus Nostri anno quinto», там же).

 

В Англиканской Церкви энцикликами называются документы примасов, причём некоторые энциклики, как католические, так и англиканские, могут иметь форму булл, напр. изданная архиепископом Кентерберийским и архиепископом Йоркским «Apostolicæ Curæ», названная также «Sæpius officio», а напр. документ «Longinqua oceani» от 5 января 1895, адресованный Львом XIII архиепископам и епископам США, энцикликой не считается, хотя отвечает её форме

 

 

 

Глава 3. Декреталии

 

Декреталии (от лат. decretum - «указ», «постановление») - постановления римских пап (с конца IV века) в форме посланий. В отличие от энциклик, декреталии оформлены как письмо конкретному адресату, ответ на вопрос, обращенный к папе по частному делу, разрешение которого может служить общим правилом.

 

Значение декреталий

Декреталии могли исходить лично от папы или от папы и его совета. В большинстве случаев декреталии вели к изменению существующих традиций церкви, тем не менее они, как правило, мотивировались так называемыми апостольскими преданиями. При этом мнение, выраженное главой церкви, которая была основана одним из апостолов, признавалось как бы свидетельством самих апостолов. На востоке обращались к главам любой другой из «апостольских» церквей. На западе, наоборот, только один римский епископский престол признавался апостольским, центром всех латинских церквей. Отсюда число и значение советов, данных римскими епископами, их апостольский авторитет. В свою очередь, авторитетность декреталий значительно способствовала усилению могущества римских епископов, приобретая все большее значение по мере развития этого могущества.

 

 

 

 

Лжеисидоровы декреталии

Декреталии, изданные в сборнике Дионисия Малого, были воспроизведены в коллекции, составленной в Испании около первой трети VII в. и бездоказательно приписанной Исидору Севильскому. Эти декреталии стали весьма известными, и заработали громкую репутацию предполагаемому автору. Между 844 и 863 г. в Реймской епархии сборник был переработан вновь. Автор этой переработки, известной под названием «Ложных Декреталий», воспользовавшись именем Исидора Севильского и содержанием приписываемого ему произведения, прибавил к нему свои фальсификации, всего сборник стал насчитывать 35 ложных документов. Авторитет этого сочинения часто оспаривался, но в течение многих веков никто не сомневались в его подлинности. Первые серьёзные нападки были сделаны протестантами. О подложности документов объявил Жан Кальвин, развернутое доказательство подложности было дано в «Магдебургских центуриях».

Заключение

 

Каноническое право очень долго развивалось, и оно действует даже в настоящее время. Также хочу отметить, что в настоящее время разные католические церкви пользуются разными видами канонического права .В разные временные отрезки каноническое право имело расширенный или узкий аспект регулирования отношений. При рассмотрении разных кодексов канонического права, декреталий, можно сделать вывод, что каноническое право систематически изменялось на протяжении всей истории. При пришествии нового папы издавались новые кодексы, декреталии, и все они, хоть и были похожи друг на друга, они существенно отличались. Источником канонического права считаются дисциплинарные нормы Древней церкви.


 

Список использованной литературы

1.Кодекс канонического права. Codex uiris canonici. Институт св. Фомы. М., 2007- 257 стр.

2.Джероза Л. Каноническое право. М., 1996- 358 стр.

3.The Code of Canon Law: A Text and Commentary- 124 стр.

4.Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев, т. 2. М., 2005- 542 стр.

 

 

История

Исторически, каноническое право на Западе рассматривалось как понятие более широкое по отношению к церковному праву, поскольку каноническое право касалось не только вопросов внутренней церковной жизни, но и тех правовых норм, которые не касались церковной жизни напрямую, однако входивших в Средние века в юрисдикцию Церкви. С ходом исторического развития и с сужением влияния Церкви на светские вопросы база канонического права постепенно сужалась и в настоящее время практически совпадает с базой церковного права.

 

Исторически каноническое право базируется на дисциплинарных нормах Древней Церкви. Начиная с XII века преподавание канонического права отделилось от теологии, сначала в Болонье, последнее в Париже и в других европейских высших школах (studia generalia) или университетах, возникавших по болонскому или парижскому образцу. В XII веке в Церкви появился т. н. «Декрет Грациана» (лат. Concordia discordantium canonum, буквально «Согласование канонических расхождений»). Этот декрет систематизировал каноническое право и стал, фактически, его первым суммирующим кодексом. Сборники папских декреталий, выходившие впоследствии, дополняли этот декрет. В 1580 году Декрет Грациана и дополняющие его папские декреталии, суммарно именуемые «лат. Extravagantes», то есть «Выходящие за пределы» (Декрета Грациана) составили новый Корпус Канонического права (лат. Corpus iuris canonici)

 

После победы буржуазных революций в Европе роль канонического права как регулятора общественных отношений значительно снизилась, а в тех странах, в которых законодательством признано отделение церкви от государства - потеряло значение действующего светского права.

Настоящее время

В 1917 году папа Бенедикт XV утвердил «Кодекс канонического права 1917 года», который заменил собою все прочие собрания канонических документов, упорядочив каноническое право в виде четкой системы юридических формулировок. Последняя по времени (и действующая ныне) редакция «Кодекса канонического права» (ККП) принята в 1983 году. Отдельно стоит заметить, что эта редакция действительна только для католиков латинского обряда. Восточнокатолические церкви, которые именуются также «церкви Sui iuris» (церкви своего права) пользуются в своей жизни другим сводом, а именно Кодексом канонов Восточных церквей (ККВЦ), который базируется на ККП латинского обряда, однако, в то же время учитывает особенности церковной жизни Восточных церквей и устанавливает общие нормы, которые каждая Восточная церковь имеет возможность наполнять конкретным содержанием соответственно своим церковным традициям.

 

Современное каноническое право регулирует вопросы, касающиеся:

 

-церковного правотворчества,

-прав и обязанностей членов церкви,

-иерархии церкви,

-канонов совершения таинств,

-управления церковным имуществом,

-церковной дисциплины и т.д

Кодекс канонического права

Кодекс канонического права (лат. Codex iuris canonici) - корпус юридических норм общего и универсального характера, управляющий Католической Церковью латинского обряда. ныне действующий ККП принят в 1983 году.

 

Каноническое право базируется на дисциплинарных нормах Древней Церкви. Несмотря на это, в течение многих веков оно оставалось не кодифицированным. Первая попытка суммировать церковные юридические нормы была предпринята в XII веке, когда в Церкви появился т. н. «Декрет Грациана» (лат. Concordia discordantium canonum, буквально «Согласование канонических расхождений»). Этот декрет систематизировал каноническое право и стал, фактически, его первым суммирующим кодексом, хотя и не был официально одобрен Святым Престолом. Сборники папских декреталий, выходившие впоследствии, дополняли этот декрет.

 

К 1500 году был подготовлен Корпус канонического права (лат. Corpus iuris canonici), включавший в себя Декрет Грациана и дополняющие его папские декреталии, суммарно именуемые «лат. Extravagantes», то есть «Выходящие за пределы» (Декрета Грациана). В 1580 году Корпус был одобрен папой Григорием XIII и оставался в силе до 1918 года.

 

В 1918 году вступил в силу одобренный папой Бенедиктом XV Кодекс канонического права, который в отличие от средневекового Корпуса представлял собой не механическое собрание законов, а универсальный и систематизированный правовой сборник. Кодекс состоял из 2414 канонов, разделённых на пять книг: общие принципы, категории лиц в каноническом праве, средства Церкви в выполнении своей миссии, процедуры, связанные с церковными судами, правонарушения и наказания.

 

В 1983 году Кодекс канонического права был переработан и провозглашён в апостольской конституции Иоанна Павла II «Sacrae disciplinae leges». Ныне действующий Кодекс состоит из 1752 канонов, разделённых на семь книг:

 

-Об общих нормах

-О народе Божием

-Об учительском служении Церкви

-О служении освящения в Церкви

-О временных благах в Церкви

-О санкциях в Церкви

-О процессах

Кодекс канонического права 1983 года действителен только для Католической церкви латинского обряда. В восточнокатолических церквях действует Кодекс канонов Восточных церквей, принятый в 1990 году

Апостольская конституция

Апо́стольская конститу́ция (лат. constitutio apostolica) - законодательный акт, провозглашённый папой римским и содержащий предписания общего и постоянного характера для всей Католической церкви или её части.

 

По форме апостольские конституции отличаются от motu proprio и посланий своим более высоким статусом. С помощью апостольской конституции, издаваемой преимущественно в форме буллы, обнародуются догматические определения (например, апостольская конституция Munificentissimus Deus от 1 ноября 1950 года, провозгласившая догмат о Вознесении Богоматери), а также суждения в области христианского вероучения, не имеющие догматического характера (например, апостольская конституция Unigenitus Dei Filius от 8 сентября 1713 года, осудившая янсенистские взгляды Пасхазия Кенеля).

 

С помощью апостольской конституции в церковное законодательство вводятся наиболее важные изменения. Так, апостольская конституция Sacrae Disciplinae Leges от 15 января 1983 года ввела в действие нынешний Кодекс Канонического Права. Апостольские конституции обнародуют изменения границ церковных округов (например, епархий и территориальных аббатств), акты об основании различных институтов (например, монашеских конгрегаций) и изменении их статуса. С 1909 года апостольские конституции публикуются в Acta Apostolicae Sedis. Согласно канону 754 ККП, все верующие обязаны придерживаться положений апостольской конституции в области вероучения

Примеры апостольских конституций

«Anglicanorum Coetibus» (2009) - правила присоединения англиканских общин к Римско-Католической Церкви.

Universi Dominici Gregis (1996) - правила Иоанна Павла II при избрании Римского Понтифика;

Fidei depositum (1992) - апостольская конституция Иоанна Павла II о введении в действие нового Катехизиса Римско-католической церкви;

Ex corde ecclesiae (1990) - правила Иоанна Павла II о Католических Университетах;

Sacrae Disciplinae Leges (1983) - апостольская конституция Иоанна Павла II о введении в действие нынешнего Кодекса Канонического Права;

Ut sit (1982 - апостольская конституция Иоанна Павла II, которая подняла статус Opus Dei в ранг личной прелатуры;

Romano Pontifici eligendo (1975) - апостольская конституция Павла VI об избрании Римского понтифика;

Missale Romanum (1969) - апостольская конституция Павла VI о пересмотре чина литургии;

Paenitemini (1966) - апостольская конституция Павла VI о посте и воздержании в Римско-католической церкви;

Veterum sapientia (1962) - апостольская конституция Иоанна XXIII о содействии изучению латинского языка;

Munificentissimus Deus (1950) - догматическая конституция Пия XII о Вознесении Богоматери в небесную славу;

Ineffabilis Deus (1854) - догматическая конституция Пия IX о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии;

Глава 2. Энциклика

Энци́клика (от лат. [littera] encyclica, от греч. ενκυκλιος - окружной) - основной папский документ по тем или иным важнейшим социально-политическим, религиозным и нравственным вопросам, адресованный верующим или епископам или архиепископам отдельной страны, и второй по важности после апостольской конституции.

 

Энциклика пишется обычно на латыни, иногда на современных языках, и называется по двум или трём первым словам текста. Над заголовком обычно пишутся те, кому документ адресован (напр. «ad patriarchas, primates, archiepiscopos, episcopos aliosque locorum ordinarios» в энциклике «Pascendi dominici gregis», в конце - традиционное указание даты, напр. «datum Romæ, apud Sanctum Petrum, die VIII Septembris MCMVII, Pontificatus Nostri anno quinto», там же).

 

В Англиканской Церкви энцикликами называются документы примасов, причём некоторые энциклики, как католические, так и англиканские, могут иметь форму булл, напр. изданная архиепископом Кентерберийским и архиепископом Йоркским «Apostolicæ Curæ», названная также «Sæpius officio», а напр. документ «Longinqua oceani» от 5 января 1895, адресованный Львом XIII архиепископам и епископам США, энцикликой не считается, хотя отвечает её форме

 

 

 

Глава 3. Декреталии

 

Декреталии (от лат. decretum - «указ», «постановление») - постановления римских пап (с конца IV века) в форме посланий. В отличие от энциклик, декреталии оформлены как письмо конкретному адресату, ответ на вопрос, обращенный к папе по частному делу, разрешение которого может служить общим правилом.

 

Значение декреталий

Декреталии могли исходить лично от папы или от папы и его совета. В большинстве случаев декреталии вели к изменению существующих традиций церкви, тем не менее они, как правило, мотивировались так называемыми апостольскими преданиями. При этом мнение, выраженное главой церкви, которая была основана одним из апостолов, признавалось как бы свидетельством самих апостолов. На востоке обращались к главам любой другой из «апостольских» церквей. На западе, наоборот, только один римский епископский престол признавался апостольским, центром всех латинских церквей. Отсюда число и значение советов, данных римскими епископами, их апостольский авторитет. В свою очередь, авторитетность декреталий значительно способствовала усилению могущества римских епископов, приобретая все большее значение по мере развития этого могущества.

 

 

 

 

Лжеисидоровы декреталии

Декреталии, изданные в сборнике Дионисия Малого, были воспроизведены в коллекции, составленной в Испании около первой трети VII в. и бездоказательно приписанной Исидору Севильскому. Эти декреталии стали весьма известными, и заработали громкую репутацию предполагаемому автору. Между 844 и 863 г. в Реймской епархии сборник был переработан вновь. Автор этой переработки, известной под названием «Ложных Декреталий», воспользовавшись именем Исидора Севильского и содержанием приписываемого ему произведения, прибавил к нему свои фальсификации, всего сборник стал насчитывать 35 ложных документов. Авторитет этого сочинения часто оспаривался, но в течение многих веков никто не сомневались в его подлинности. Первые серьёзные нападки были сделаны протестантами. О подложности документов объявил Жан Кальвин, развернутое доказательство подложности было дано в «Магдебургских центуриях».

Глава 4. Источники канонического права

В церковном праве различают два вида источников: внутренние, или материальные источники, продуцирующие право, в том числе без вмешательства церковного законодателя; и внешние, или формальные источники, представляющие собой отдельные законы или канонические нормы. Первые тесно связаны с проблемой единства канонического права, вторые - с длительным процессом кодификации церковных законов.

 

 

а) Материальные источники и единство канонического права

В предыдущей главе было показано, что конечной целью правовой структуры Церкви является осуществление communio, и что каноническое право таким образом причастно сакраментальной природе таинства Церкви в целом. Первичное ядро правовой структуры нового Народа Божьего составляет само позитивное божественное право (ius divinum positium). Это утверждение не только не затемняет, но, напротив, должным образом высвечивает тот факт, что в общинной структуре Церкви естественное божественное право (ius divinum nanurale) тоже играет свою роль - пусть вторичную, или вспомогательную. Ибо если схоластика учила, что gratia nоn tollit, sed perficit naturam (благодать не отменяет, а усовершает природу), то Второй Ватиканский собор утверждает буквально следующее: «Церковь... есть знак и одновременно страж трансцендентного характера человеческой личности». Обе упомянутые формы божественного права, взаимодействуя с чисто человеческими элементами (ius humanum или ius mere еcclesiasticum), формируют церковное право. Нормативное значение трех элементов этого классического разделения, восходящей к Франсиско Суаресу, различается в зависимости от степени их приближенности к центру таинства Церкви. Но изначальное своеобразие канонического права в целом, в сравнении с правом государственным, удостоверяет его причастность к этому таинству.

 

Так называемое каноническое право - ius сanonicum - на всем протяжении своего развития всегда имело своим последним материальным источником божественное право. Отсюда проистекало не только само его существование, но и его юридический характер. Следовательно, в равной мере ошибочно считать совокупность канонических норм позитивного божественного права абсолютно неизменной, а совокупность канонических норм чисто церковного (mere еcclesiasticum) права реформируемой по человеческой прихоти. Первое в целом может быть определено как право, сообщенное в Откровении, познаваемое через Предание или обретающее в Предании видимую форму. Второе, хотя и не является непосредственной конкретизацией библейского указания, тем не менее тесно связано с процессом историко-нормативной конкретизации божественного права — как позитивного, так и естественного. Таким образом, классическую дистинкцию ius divinum - ius mere ecclesiasticum нужно понимать просто как попытку первого фундаментального различения в материальном содержании канонического права, цель которого — точнее определить юридически обязательную силу каждой отдельной нормы. Другие критерии различения, в любом случае вторичные по отношению к этому основному критерию, могут быть прослежены по сборникам церковных законов, особенно по каноническим кодексам нашего столетия.

 

б) Основные сборники церковных законов

Для формирования и сохранения юридической определенности, а также для правильного применения отдельных норм в Церкви с самого начала ощущалась потребность в компилятивных сборниках, содержащих различные законы и декреты, изданные церковной властью. В первые шесть веков такие сборники (например, Cоlleсtio Romana или Versio Isidoriana) составлялись на основе чисто хронологического критерия. Начиная с шестого столетия и позднее в добавление к нему использовался также критерий систематический - например, в знаменитой Colleсtio Dionysio-Hadriana, которую папа Адриан I послал в 774 г. в дар Карлу Великому. Немного позже была сделана попытка унифицировать материал этих сборников и установить правила, позволяющие адаптировать применение церковных законов к требованиям эпохи.

 

Эта первая попытка последовательно гармонизировать церковные законы и устранить противоречия в их применении увенчалась сборником Concordia discordantium canonum («Согласование разноречивых канонов»), который был издан монахом Грацианом в Болонье около 1140 г. Этот труд, очень скоро получивший наименование просто «Декрета», не только ознаменовал начало окончательной стабилизации канонического права как самостоятельной дисциплины, но и сыграл роль образца для последующих сборников церковных законов, прежде всего для Декреталий (Summae Decretalium). Эти последние позднее, в ходе тридентской реформы, были объединены вместе с Декретом в Corpus Iuris Canonici. Уже папа Григорий ХIII в булле Cum pro munere от 1 июля 1580 г. рекомендовал римское издание (Editio Romana) этого сборника для обучения и юридической практики. Это еще не кодекс в подлинном смысле, исключительный и обязательный. Однако будучи одобрен папой, Corpus Iuris Canonici, наряду со сборниками папских булл (например, монументальной компиляцией, известной под заглавием Magnum Bullarium Romanum), становится важнейшим собранием церковных законов и основным источником действующего канонического права до 1917 года. В него входят: «Декрет» Грациана, Декреталии Григория IX (Liber Extra), Liber Sextus Бонифация VIII, «Климентины» Климента V, и наконец два частных сборника, именуемых Extravagantes Ioannis XXII и Extravagantes communes.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...