Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что является объектом и предметом философии?

Что является объектом и предметом философии?

Слово “философия ” ввел Платон. ( софия – мудрость логос – учение)

Философия – учение об общих принципах бытия и познания, об отношению человека к миру. Объект изучения – отношения между человеком и миром. Система двояка : субъект – объект и субъект – субъект.

Предмет философии менялся исторически.

В античный период – космоцентриз(система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.)

Средние века – теоцентризм(( греч. Theos - Бог + лат. Centrum - центр круга) - философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, самого бытия, источника всей жизни и всякого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.)

Ренесанс – антропоцентризм((от греч. anthtropos – человек и лат. centrum – центр) воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Новое время – наукоцентризм(превращение науки в двигатель социальных изменений, не только определяющий уровень материально-технической оснащённости, но и диктующий представления о нормах, принципах и перспективах развития человеческой цивилизации.)

 

 

Соотношение философии и мировоззрения.

Философия состовляет теоретическую основу мировозрения. Мировозрение – это обобщенная сисетма взглядов человека на мир в целом. Мировозрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеическим. Материаолизм – филосовское воззрение, признающее сущностной основой бытия – материю. Мир – движущаяся материя. Идеализм – филосовское мировоззрение в котором истинное бытие принадлежит не материи а разуму, воле.

МАТЕРИАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ – ЕДИНОЕ СУЩНОЕ.

Понятие мировоззерние шире понятия философия. Философия – обосновываеться теоретически, чем мировоззрение.

Философия – система основополагающ1их идей в составе мировоззрение человека и общества.

 

Социальные и гносеологические предпосылки возникновения философии.

Предпосылки возникновения философии:

- социальная – разделение труда умственного и физического – появляется интеллигенция, – возникает социальная структура, - возникает территориальное разделение – село и город (центр человеческой культуры и опыта), возникновение политики;

- гносеологическая – абстрактным мышлением обладает только человек вида homo sapiens. Абстрактное мышление – способность оперировать общими понятиями, идеальный образ. Рефлективное мышление – самоуглубление, самоизучение. Возникновение науки, особенно геометрии (нахождение всеобщих форм) и математики (нахождение всеобщих числовых закономерностей). Возникновение религии. Философия – посредник между наукой и религией.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

1.Возможности возникновения:

- выделение людей умственного труда; - накопление элементов знания о мире.

2. Потребности возникновения:

- интерес к пониманию мира и общества; - заказ на философские знания; - желание использовать полученные знания на практике.

 

 

Особенности философии Древнего Востока.

В 4 тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата и Инда возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения: 1) переход от меди к железу; 2) появление товарно-денежных отношений; 3) ослабление родоплеменных связей; 4) 1-е государство – ускорение хода истории; 5) духовная жизнь.

1.В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, причем рассматривает проблему человека с точки зрения практики, не вникая в суть натурфилософских, онтологических, гносеологических, логических оснований этого практического бытия человека как было в античной философии.

2. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии.

3. В Восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией. Западная философия в большей мере оперирует традиционно философскими категориями: движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.

4. В восточной философии делается акцент на практическое сознание, в западной - познание рассматривается как логическое, т. е. дается разработка проблем логики.

5.В восточной философии рассматриваются проблемы «вселенского человека» , общечеловеческих ценностей. Так, в частности, в китайской философии Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, субординации людей. Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона, отношения народа и правителя.

6. Восточная философия более традиционалистическая, ищет гармонию в мире с опорой на традицию, западная в данном отношении больше ориентируется на инновацию. Поэтому духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе - атеистическом, интеллектуальном, практическом.

 

 

Философия Древней Индии.

Древняя Индия не являлась централизованным государством. Особенности:

- развивалась в рамках определенных школ – даршанов;

- преобладает идеалистическое видение мира и религиозно-мифологическое мировоззрение;

- слабая связь школ с наукой;

- основы идеализма и материализма в Ведах (знание) – сборник гимнов, легенд, сказаний, ритуалов, обращающихся к силам природы и Богам. Упанишады (сидеть рядом с учителем) – философская часть Вед (около 200). Написаны в виде диалогов.

- касты: брахманы – жрецы (уста), кшатрии – воины, полководцы из светских семей (руки), вайшьи – земледельцы, скотоводы и т.д. (ребра), шудры – слуги, рабы (ноги), неприкасаемые – грязная работа;

- центральная идея индийского идеализма – тождество мирового духа брахмана и человеческой души – атмана;

- материалистическое направление считало первоначалом мира – воду, огонь, воздух, свет, пространство и время;

- уделялось особенное внимание психике человека, его разуму и чувствам.

Начала ф-я здесь формироваться в 8 веке до н. э. Тхарма – образ жизни. Мифологическая основа философии – Боги. Они создали 3 мира: небо, землю и подземелье. Боги: Брахма (творец), Яма (смерть), Вишна (хранитель), Кришна (спаситель), Итва (разрушитель). Согласно этой философии – человек – существо страдающее и цель его жизни освободиться от страданий.

Чарвака – материалистическое учение. Отрицает идеалистическое учение Брахманизма (учение о Брахмане, Атмане, сансаре и карме). Основой всего сущего является материя в виде четырех первоэлементов: земля, вода, огонь и воздух. Жизнь и сознание – производные от них. Никакого Бога и потустороннего мира нет, а есть только мир настоящий. Добра и зла нет – есть только страдание и наслаждение. Неортод.

Локаята – учение, похожее на материализм (тяготеющее). Брихаспати. Существует только то, что воспринимается органами чувств. Отрицание Бога и души, ада и рая. Наличие индивидуальной природы каждой вещи. Единственный смысл жизни – счастье. Вместе с чарвакой. Неортод.

Миманса (действие) – пурва-миманса (первоначальная) и уттара миманса. Основа всякого знания – Веды. Центральный вопрос – ритуалы и правильное богопонимание. Джаймини. Вселенная управляется законом кармы. Дхарма – основной моральный закон.

Санкхья – Капила. Проблемы бытия и космологии. Основной вопрос – освобождение души, спасение. Пракрити (спокойствие, наслаждение) и Пурушу (сознание).

Джайнизм – кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Ненанесение вреда всему живому. Каждая вещь и все живое обладает душой. Никому не вредить, нести добро. Каждая душа ответственна за свое настоящее и будущее. Цель – освобождение от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями, речами.

Йога – Патанджали. Связать воедино все способности человека, направить их в нужное русло с целью достижения свободы духа от телесной оболочки. Вклад самой йоги заключался в детальной разработке пути освобождения души от материального мира. Признавала Богов. Управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения человека возвышенного духовного и психического состояния.

В индийской философий можно выделить три периода: 1. Ведический — XV—V вв.до н. э. 2. Классический — V в. до н. э.—X в. н. э. 3. Индуистский — с X в. н. э.

Философия Древнего Китая.

Особенности Др. Китая:

- император, власть наследственная, глава семьи – ритуалы;

- первоначальное состояние мира – Хаос;

- 2 противоречивых начала – космические духи – Ян – небесный и Инь – земной. Они из грубых частиц мрака – хаоса создали животных птиц, рыб, насекомых, а из мелких и легких частиц - людей;

- пятикнижие: Книга песен, Книга истории, Книга перемен, Книга обрядов, Летопись Чунь-Су;

- небо – естественное явление и высшая духовная сила, небо и судьба;

- в центре внимания проблемы взаимоотношений между людьми, воспитания и этики;

- этика конфуцианства – принцип золотой середины, человеколюбия, взаимности – заботы о людях;

- характерна четкая регламентация – у каждого свое место, предназначенное судьбой;

- письмо.

Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.) или Кун-цзы (учитель Кун). В 1503г. причислен к лику святых. Главный труд «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Господствующая идеология в Китае до 1949 года (образование КНР). В центре внимания – человек и вопросы его идеального воспитания (умственного и нравственного развития, поведения). Человек есть элемент общества, подчинен ему. Государство это большая семья, коллектив, в котором растворяется личность. Причина нравственного падения и смуты в обществе – пренебрежение к религии и к ее ритуалам. Главная категория «Небо» - Бог (нравственность), к которому надо относиться почтительно. Император – посредник между Небом и людьми. (Китай - поднебесная империя). Сущность воспитания идеального человека - в соединении его с Небом (Богом). Основное требование к человеку - быть человечным (доброта, человеколюбие, гуманность). Это категория «Жень». Основой человечности является уважение к родителям и старшим (сыновья почтительность), т.н. категория «Сяо». Это есть самый эффективный способ управления страной (большой семьей). Поэтому отношения правителя и подданного должны строиться по аналогии как отношения отца и сына, старшего и младшего брата. Концепция «золотой середины» - в управлении народом не допускать ни перегибов, ни чрезмерной мягкости, т.е. необходимы умеренность и компромиссы. Благородный муж. Правила (советы) Конфуция: - не делай другим того, чего не пожелаешь себе; - помогай другим в том, чего бы ты сам хотел достичь.

Даосизм. 604 г., 2 век. Отказ от агрессии, воплощение гармонии идеального космоса. Традиционализм. Практическая мудрость выше разума. Важнейшая философская школа в Китае. Возникла во 2-й половине 1-го тысячелетия до н.э. Основатель – Лао-цзы, важнейший представитель - Чжуан-цзы. Главная категория «Дао» (путь) – начало и основа мира, всеобщий невидимый закон природы, который определяет мир (природу, общество, человека) и управляет им. Вселенная спонтанно возникает и исчезает. Категория «У вей» - бездействие (недеяние). Соблюдая закон Дао, человеку и обществу лучше бездействовать по отношению к природе, т.к. все их усилия лишь увеличивают противоречия между ними. Поэтому главный принцип поведения личности – сохранение «меры вещей», бездействие. Это приводит к счастью, процветанию и полной свободе. Мудрый правитель, следуя Дао, ничего не предпринимает, управляя страной. В результате народ процветает, а в обществе сами собой воцаряются порядок гармония. Попытки манипулировать народом обречены на неудачу и гибель.

 

Философские идеи Сократа.

«Знаю, что ничего не знаю» – необходимость более глубокого познания самого себя. Целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя».

Главная задача ф-фии – рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал излишним и невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. Основной вопрос ф-фии решает идеалистически.

Сократ (469-399) – объективный идеалист, скульптор. Сам ничего не писал. Излагал свои идеи устно в форме диалога или спора. Создал в Афинах философскую школу. Осужден за критику богов и афинской демократии (бобы – жребий при выборе должностных лиц государства (рулевой, плотник, флейтист) – глупо!). Присужден к изгнанию. Казнен (цикута, «Гамлет»). И не материалист и не идеалист.

Гноселогия Сократа:

Скептически относился к возможности и необходимости эмпирического познания природы, к способностям органов чувств. Это противно Богу, который руководит природой. Т.е. Сократ был агностиком в познании материального мира. Природу познать невозможно и не нужно, т.к. ею руководит Бог (агностицизм Сократа). Во власти человека не природа, а его душа. В ней сущность человека. Поэтому главная задача человека – самопознание для нахождения общечеловеческих нравственных норм, чтобы человек стал лучше. Главные нравственные ценности: бескорыстие, служение добру, следование своему долгу и принципам.

«Познай самого себя!» – (Nosce te ipsum).

Этика Сократа: сторонник рационалистической этики (этического идеализма). Дурные поступки людей - из-за незнания или заблуждения. Добродетель невозможна без наличия знаний, следовательно, она зависит от познания. Т.е. человек может стать лучше, нравственнее, только если будет углублять знания. Т.о. знание есть источник нравственного развития общества.

Логика Сократа: Развил искусство спора для исследования и совершенствования понятий с помощью диалектики (путем последовательного и качественного уточнения и углубления понятий). Познание истины может быть только в научном споре путем столкновения мнений и разрешения возникающих противоречий.

Создал т.н. «метод иронии» - последовательное приведение соперника в споре к противоречию с его первоначальным утверждением, после чего начинался совместный поиск истины и уточнение понятия. Использовал индукцию.

Поворот: от рассмотрения мира природы к рассмотрению мира человека. МАЙЕВТИКА. Умер приняв яд. Развращение юношества.

1. Почитать Богов. 2. Получить образование. 3. Приобрести друзей. 4. Умеренность во всем.

Объективный идеализм» Платона.

Ученик Сократа. 427-347Интересовали, как и Сократа, этические вопросы. Разработал концепцию о мире идей. Демиургическая философия – творец и сын – творит только вечные сущности: человека, низших Богов, землю, огонь, воду, воздух, Вселенский разум, необходимость в рассудке, т. е. по Платону каждая вещь – индивидуальное воплощение соответственной идеи в материю. Душа пребывала в мире идей. Созерцание и любовь. Идеалист. Царское аристократическое происхождение. Мир вещей – текуч. Но есть что-то вечное, что определяет материальные явления. Это причины, которые нельзя воспринять чувствами, но можно постичь разумом. Эти причины – идеи. Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа. Единое в данном случае является основой любого бытия. От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью.Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.

Создатель системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики – академики

Онтология Платона: Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей.

Учение о двойственности мира: Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек». Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна.

Диалектика мира - в единстве и взаимосвязи мира идей и мира вещей. Таким образом, Платон подчеркивает значимость идей (понятий) в мире, например, в науке и их диалектическую связь с вещами!

Гносеология Платона: В познании главная роль отводится душе, т.к. чувства обманывают человека. Для познания мира нужно «закрыть глаза и заткнуть уши». И дать размышлять душе, которая будет «вспоминать» (анализировать) врожденные идеи, которые ей даны свыше до рождения человека. Предметом познания является мир идей, которые постоянны, устойчивы. Именно знание идеи вещи позволяет познать и саму вещь.

Социальная философия Платона:Учение об идеальном государстве:

-Укреплению государства мешает частная собственность и семья. Поэтому необходимо:

- лишить правителей и воинов личной собственности;

- ввести общность жен и государственное воспитание детей (детсадик им. Платона!)

-Лучшая форма правления – аристократическая республика или монархия.

В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.

Вывод: Фактически «идеальное государство» Платона есть прообраз тоталитарного государства, которое полностью (тотально) контролирует все сферы жизни общества, в том числе и частную жизнь своих граждан (ср. СССР – Сталин). Апология Сократа; - Законы; Государство.

Атомизм» Демокрита.

Смеющийся философ. Исследовал философию Востока: инь-ян – развивал учение о противоположностях. Совершенно мудрый. Атомический материализм.

Демокрит (460-370) – великий древнегреческий материалист. Отказался от попытки объяснения первоначала (основы) природы каким-либо конкретным видом вещества. Создал атомистическую теорию.

Онтология Демокрита: Атомистическая теория: Мир состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустоте. Атомы материальны, разнообразны по форме (круглые, угловатые, кубические, крючкастые, шероховатые), весу и порядку расположения. Соединяясь в различные комбинации, атомы образуют все тела. Доказательство материализма в атомистической теории: раз атомы неделимы, то следовательно неразрушимы и вечны, как и сама природа, из них состоящая. Следовательно, природу никто не создавал и она первична и не создана Богами.

Принцип (закон) каузальности: Каузальность (лат. causa – причина) - причинность, закономерная связь причины и следствия. Принцип каузальности - каждое явление имеет свою причину и одновременно является причиной другого явления (следствия). То есть – без причины ничего не появляется.

В мире атомов господствует абсолютная причинность (необходимость), они не могут произвольно отклоняться в движении. Это привело Демокрита к фатализму - отрицанию свободы действий и воли.

Философия Аристотеля.

Дальше – афинская школа.

Благородное происхождение, рано потерял родителей, создал школу в Афинах, обвинен в безбожии, умер от болезни желудка. Разделил науки на практические и теоретические. Учение о 4-х причинах:1) материя – то из чего; 2) форма – то, что; 3)действительная или производительная причина – то, откуда; 4) цель, конечная причина – то, ради чего. Неоформленная материя не существует. Метод силлогизма – дедукция. Акт – деятельное осуществление чего-либо и потенция – сила, способная к такому осуществлению. Бог – абсолютное начало всех начал. Иерархия уровней всего сущего: неорганический мир, мир растений и живых существ, мир различных видов животных, человек. 384-322 - объективный идеалист. Ученик Платона. Основал в Афинах философскую школу Ликей. Наставник Александра Великого (Македонского). Маркс: «Аристотель величайший мыслитель древности». Автор геоцентрической системы мира (центр мира – Земля).

Аристотель создатель логики(«Аргонон»)

Онтология Аристотеля: Отверг вывод (тезис) Платона о первичности и оторванности идей от чувственно воспринимаемых вещей. Идеи (Платона) это лишь понятия, то есть копии отражающие действительный, материальный мир. («Платон мне друг, но истина дороже»).

Материя (природа) есть первичная реальность, она объективна, несотворима и неуничтожима. Однако она пассивна, неоформлена и выступает лишь как потенциальная возможность существования единичных вещей (подобно глыбе мрамора). Предметы возникают в результате соединения материи с той или иной формой, которая и придает ей определенность. Таким образом, каждая вещь есть единство материи и формы. Например: медный шар: медь (вещество, материя) + шар (форма). Они составляют единство. Формы, в конечном счете, приводятся в движение безличным Богом (форма форм). Бог является источником, причиной и конечной целью всякого движения.

Учение Аристотеля о категориях: Категории – есть высшие родовые понятия, к которым сводятся все остальные понятия, и которые отражают наиболее общие связи и отношения вещей в мире. Категории лежат в основе мира.Сформулировал ряд основных философских категорий (10): сущность, количество, качество, время, место и др. (отношение, положение, обладание, действие, страдание). Аристотель основатель формальной логики (вывел суждения и умозаключения).

Гносеология Аристотеля: Здесь Аристотель - материалист, эмпирик. Объективная действительность существует независимо от субъекта. Ощущения человека есть отражения предметов внешнего мира в его мозгу. Источник познания – чувственный опыт (см. эмпиризм). В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущении, кроме высших аксиом науки и мышления.

Социальная философия Аристотеля:1. Человек есть общественное (политическое) животное со стремлением к совместной жизни; 2. Рабство – в природе человека и общества (т.е. свойственно им!); 3. Цель государства – обеспечение счастья свободным гражданам. Счастье – хорошая жизнь; 4. Самый полезный класс – земледельцы (землевладельцы); 5. Управлять обществом должны люди с умеренным достатком, заботящиеся обо всем обществе;

Формы правления: В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государственного устройства, а анализирует существующие формы правления государства, выбирая наиболее способствующие благой жизни.Аристотель различал хорошие и плохие формы управления государством:Три хорошие формы: 1) монархия, 2) аристократия и 3) лучшая - "полития" (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и умеренной демократии. Три плохие формы: тирания, крайняя демократия, чистая олигархия.

Этика Аристотеля: Фактически разработал основные положения этики как философской дисциплины. 1. Нравственность есть стремление к благой цели, проявляется только в обществе, в общении. 2. Добродетельное поведение – добрые намерения, сознательность и направленность на достижение справедливости. 3. Справедливость – подчинение закону и его соблюдение.

Содержание и значение философии патристики.

Патристика (лат. патрес – отцы) - 5-8 века (Августин Блаженный и др.). Это период учений христианских мыслителей («отцов церкви»), начало создания теории христианства. Задача философии – разъяснять истины божественного откровения. Последний отец – Иоанн Дамасский. Ранняя патристика – 2-3 вв., Зрелая патристика - церковь впервые государственная – 4-5 вв., поздняя – 5-9 вв. а) апостольский период (до середины II века н.э.);

б) эпоху апологетов (с середины II века н.э. до начала IV века н.э.). К ним относятся Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др;

в) зрелая патристика (IV- VI в. н.э.).

Августин Блаженный (Аврелий) (354-430) крупнейший философ периода патристики. Онтология Августина: Религиозная концепция мира и человека: Бог создал мир из Ничего. При этом Бог не только создал первичную субстанцию (материю), но и упорядочил, организовал разнообразный мир, создал его свойства (например, время), которые не существовали до мира. Общество постоянно развивается (идея прогресса!) от низшего состояния («града земного») к совершенному состоянию («граду Божиему») путем перехода людей от неверия и тяги к земным благам к христианству. Бог явил людям Христа (спасителя мира). История человечества завершится вторым пришествием Христа, страшным судом (кому – рай, кому – ад).

Этика Августина: Религиозно-этическая концепция человека: Природа человека двойственна: включает духовное и телесное начало. Высшая человеческая способность человека – вера в Бога. Человеку даны разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Однако без веры в Бога разум человека не сможет найти и познать истину. Только сочетание веры и разума даст человеку путь к добру, а не злу. Люди равны между собой. Человек ответственен перед Богом и другими людьми за свои дела и свой выбор.

Свобода воли – добро. Все сущее – благо. Зло – неправильно употребление свободы воли, наказание за богоотступничество. Мир – один, у каждого свое место. Душа – не материальная субстанция, отличная от тела, а его непростое свойство. Она бессмертна. Бог – внематериальный Абсолют. Истину можно познать, разум найти нельзя. «Верю, чтобы понимать.» «Пересмотры», «Исповедь».

Содержание и значение философии схоластики.

Схоластика (школьный, ученый) - 9-13-15 века (Фома Аквинский, Росцелин и др.). Расцвет средневековой философии. Соединение религиозных учений с рационализмом, развитие формальной логики. Рационально обосновывали и демонстрировали, систематизировали христианское вероучение. Идеи Платона и Аристотеля. Номиналисты и реалисты – см. билет 15. Реализм и национализм – средневековая форма идеализма и материализма.

Фома (Томас) Аквинский (1225-1274) г. Аква (Италия). (Аква-минерале). Выдающийся итальянский богослов-схоласт, автор официального учения католической церкви - томизма. Систематизировал схоластику.

Отнология Аквинского: Соотношение Бога, мира и человека: (иерархическая структура мира). Причина возникновения мира - Бог, а не космос, как утверждала античная философия. Бог есть совершенная реальность, первая, абсолютная причина, смысл и цель существования всего на свете. Мир представляет собой иерархическую, ступенчатую систему. Высшая ступень совершенства - Бог, создавший все. Составные ступени мира: мир людей, а также - живая природа: мир растений и животных и неживая природа: Бог Мир людей Растения и животные Неживая природа

Отличие человека от животных – в наличии бессмертной души. Смысл жизни человека в достижении счастья - познать и созерцать Бога.

Комментировал тексты Библии, был последователем Аристотеля. Его учение признается церковью католической как ведущее направление философского мировоззрения. Исходный принцип: божественное откровение – человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Бог – форма всех форм. Философия – истина разума, теология – истина откровения. Конечным объектом и источником всякой истины есть Бог. Но любовь к Богу важнее философии и познания. Материя – только восприемница сменяющих друг друга форм, ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Индивидуальность человека – личностное единство тела и души. Душа – нематериальная субстанция, которая обретает свою полноту лишь в единстве с телом. Истина – соответствие интеллекта и вещи. 4 типа законов – вечный, естественный, человеческий, божественный – самый главный. «О правлении князей», «О могуществе», «О душе».

 

Содержание философских идей Н. Кузанского.

Николай Кузанский (Кребс) (1401-1464) немецкий философ, богослов, астроном, математик, кардинал. Предвосхитил главные идеи философии Нового времени.

Онтология Кузанского: Сторонник пантеизма. Бог есть абсолютный максимум, единое, который не находится вне мира. Бог содержит мир в себе, который пребывает в единстве с Богом. В этом - диалектика всеобщей взаимосвязи в мире.

Кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель. Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнешение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время, отмечая, что любые определения его ограничены. Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли.

Философские идеи Р. Декарта.

Рене Декарт (Картезий, Картезианец) (1596-1650) французский философ, рационалист, дуалист. Дворянин, служил в армии, 20 лет в Нидерландах, в Стокгольме (с 1649). Выдвинул гипотезу естественного возникновения Вселенной в результате вихревого движения частиц. «Рассуждение о методе», «Начало философии»

Онтология Декарта: Дуалист. Мир есть творение Бога, но состоит из двух независимых, самостоятельных субстанций (материальной и духовной). Материю сотворил Бог. Человек есть также совокупность 2-х начал: тела и души. Движения человека зависят от тела, а мысли - от души. Метафизический материалист, т.к. отрицал качественные различия в природе, в т.ч. между живой и неживой природой. «Человек и животные есть сложные машины». Механистический материалист во взглядах на природу. Материя состоит из мельчайших частиц, бесконечна. Есть только одна форма движения материи – механистическая – путем перемещения тел их столкновения.

Гносеология Декарта: Рационалист. 1. Учение о «врожденных идеях»: В человеке от рождения заложены т.н. «врожденные идеи». Затем из этих идей выводится все остальное знание. Достоверное познание возможно только с помощью разума. Основное знание о мире - на основе интуиции. Опыт же (на основе чувственного познания) ничего не дает. Идеальный метод познания – дедукция (дедуктивный метод).

2. Дедукция – Примеры дедуктивного рассуждения:

1. Исходное знание: любая монополия ведет к застою. Дедуктивный вывод: в экономике - не следует монополизировать производство какой-либо группы товаров, в политике - вводить однопартийную систему. 2. Исходное знание: мировой опыт показал, что при переходе к рыночной экономике как правило, наступает определенный кризис производства, инфляция, безработица. Дедуктивный вывод: страна, собирающаяся перейти к рынку, должна быть готова, к определенному спаду производства, инфляции, безработице. Зная это необходимо постараться смягчить переход.

1) «Рассуждение о методе», Разработал правило метода:

*за истинное воспринимается все то, что существует в ясном и отчетливом виде

*всякая сложная вещь заменяется на более простую

*в познании следует идти от простых вещей к сложным

*умозаключение следует делать на основании дедукции

*интуиция это способность принять за истинное только то, достоверность чего равна достоверности моего существования, т е того, что я мыслящая вещь.

Создатель философии дуализма - учение о 2 субстанциях (вещь, которая для своего существовании я не нуждается ни в чем, кроме самой себя).: -мыслящая(духовная)- наполнена врожденными идеями; - Материальная (телесная). Эти субстанции имеют атрибуты: духовная не делима на части, а телесная имеет протяжение, делима на части, имеет форму, находится в движении. Человек соединяет в себе 2 субстанции. Предмет изучения философии - душа.

Убеждение в существовании Бога основывается на данных нашего чувственного восприятия. Мы осознаем себя не совершенными лишь потому, что измеряем свое существо идеей всесовершенного существа. Это чувство в нас впущено самим всесовершенным существом - Богом. 2 пути выведения реальности Бога:

*он источник самой идеи о нем (психологическое доказательство)

*объект, в свойства которого необходимо входит реальность (онтологическое доказательство).

 

Философия эпохи Просвещения
(Англия, Франция, XVII-XVIII века)
1. Особенности и основные черты философии эпохи ПросвещенияГлавное достижение – распространение практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей. Наука переходит с латыни на национальные языки. Расцвет наук, ремесел, возрождение гражданских свобод. Распространение идей о торжестве разума, справедливости, равенства. Общественную жизнь предлагается переустроить на разумных началах. Философия становится не только методологией науки, но и помогает решать социальные вопросы, показывает пути переустройства общества.

Критика религии

Французские просветители осуждали культ и тиранию церкви.

Ф. Вольтер Ш.Монтескье Д.Дидро Ж.-Ж. Руссо П.Гольбах

1694–1778 1689–1755 1713-1784 1712-1778 1723-1789

Задача философии: освободиться от догм и нетерпимости католической церкви и фанатичных религиозных суеверий как духовной тирании и зависимости человека от Бога.

Концепция «естественной религии»:

(Вольтер трактат «Все о Боге», Д.Дидро).

1. Сформулирована в противовес идеям официальной католической церкви. Религия на самом деле является универсальной, мировой:

2. Она не должна противоречить человеческой природе и унижать человека;

3. Она включает в себя общечеловеческие принципы нравственности, универсальную мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе»;

4. Моральные принципы добра и зла не зависят от Бога.

3. Механистический материализм французских просветителей

Поль Гольбах Жульен Ламетри Клод Гельвеций Дени Дидро

1723-1789 1709-1751 1715-1771 1713-1784

«Система природы»

Природа есть единое великое целое путем соединения различных веществ и сочетаний различных движений тел.

В основе природы лежит материя, неразрывно связанная с движением, которое присуще всем телам.

Вселенная есть взаимосвязанная цепь причин и следствий. Отрицали случайность.

Движение тел происходит строго закономерно на основе законов механики. В этом – механистичность французского материализма.

4. Социально-философские учения эпохи Просвещения

Социально-философские учения французских просветителей

Жульен Ламетри (1709-1751)

Теория «Просвещенный человеческий разум».

Разум играет главную роль в истории. Для этого сами правители должны быть просвещенными людьми. Мерило нравственности и правильности поступков – общественный интерес: т.е «все, что полезно обществу».

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

А. Теория «Равенства». Равенство есть естественное состояние общества - строгая умеренность во всем, устранение всяких

излишеств, огранич

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...