Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности философии Древнего Востока.

В 4 тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата и Инда возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения: 1) переход от меди к железу; 2) появление товарно-денежных отношений; 3) ослабление родоплеменных связей; 4) 1-е государство – ускорение хода истории; 5) духовная жизнь.

1.В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, причем рассматривает проблему человека с точки зрения практики, не вникая в суть натурфилософских, онтологических, гносеологических, логических оснований этого практического бытия человека как было в античной философии.

2. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии.

3. В Восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией. Западная философия в большей мере оперирует традиционно философскими категориями: движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.

4. В восточной философии делается акцент на практическое сознание, в западной - познание рассматривается как логическое, т. е. дается разработка проблем логики.

5.В восточной философии рассматриваются проблемы «вселенского человека» , общечеловеческих ценностей. Так, в частности, в китайской философии Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, субординации людей. Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона, отношения народа и правителя.

6. Восточная философия более традиционалистическая, ищет гармонию в мире с опорой на традицию, западная в данном отношении больше ориентируется на инновацию. Поэтому духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе - атеистическом, интеллектуальном, практическом.

 

 

Философия Древней Индии.

Древняя Индия не являлась централизованным государством. Особенности:

- развивалась в рамках определенных школ – даршанов;

- преобладает идеалистическое видение мира и религиозно-мифологическое мировоззрение;

- слабая связь школ с наукой;

- основы идеализма и материализма в Ведах (знание) – сборник гимнов, легенд, сказаний, ритуалов, обращающихся к силам природы и Богам. Упанишады (сидеть рядом с учителем) – философская часть Вед (около 200). Написаны в виде диалогов.

- касты: брахманы – жрецы (уста), кшатрии – воины, полководцы из светских семей (руки), вайшьи – земледельцы, скотоводы и т.д. (ребра), шудры – слуги, рабы (ноги), неприкасаемые – грязная работа;

- центральная идея индийского идеализма – тождество мирового духа брахмана и человеческой души – атмана;

- материалистическое направление считало первоначалом мира – воду, огонь, воздух, свет, пространство и время;

- уделялось особенное внимание психике человека, его разуму и чувствам.

Начала ф-я здесь формироваться в 8 веке до н. э. Тхарма – образ жизни. Мифологическая основа философии – Боги. Они создали 3 мира: небо, землю и подземелье. Боги: Брахма (творец), Яма (смерть), Вишна (хранитель), Кришна (спаситель), Итва (разрушитель). Согласно этой философии – человек – существо страдающее и цель его жизни освободиться от страданий.

Чарвака – материалистическое учение. Отрицает идеалистическое учение Брахманизма (учение о Брахмане, Атмане, сансаре и карме). Основой всего сущего является материя в виде четырех первоэлементов: земля, вода, огонь и воздух. Жизнь и сознание – производные от них. Никакого Бога и потустороннего мира нет, а есть только мир настоящий. Добра и зла нет – есть только страдание и наслаждение. Неортод.

Локаята – учение, похожее на материализм (тяготеющее). Брихаспати. Существует только то, что воспринимается органами чувств. Отрицание Бога и души, ада и рая. Наличие индивидуальной природы каждой вещи. Единственный смысл жизни – счастье. Вместе с чарвакой. Неортод.

Миманса (действие) – пурва-миманса (первоначальная) и уттара миманса. Основа всякого знания – Веды. Центральный вопрос – ритуалы и правильное богопонимание. Джаймини. Вселенная управляется законом кармы. Дхарма – основной моральный закон.

Санкхья – Капила. Проблемы бытия и космологии. Основной вопрос – освобождение души, спасение. Пракрити (спокойствие, наслаждение) и Пурушу (сознание).

Джайнизм – кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Ненанесение вреда всему живому. Каждая вещь и все живое обладает душой. Никому не вредить, нести добро. Каждая душа ответственна за свое настоящее и будущее. Цель – освобождение от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями, речами.

Йога – Патанджали. Связать воедино все способности человека, направить их в нужное русло с целью достижения свободы духа от телесной оболочки. Вклад самой йоги заключался в детальной разработке пути освобождения души от материального мира. Признавала Богов. Управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения человека возвышенного духовного и психического состояния.

В индийской философий можно выделить три периода: 1. Ведический — XV—V вв.до н. э. 2. Классический — V в. до н. э.—X в. н. э. 3. Индуистский — с X в. н. э.

Философия Древнего Китая.

Особенности Др. Китая:

- император, власть наследственная, глава семьи – ритуалы;

- первоначальное состояние мира – Хаос;

- 2 противоречивых начала – космические духи – Ян – небесный и Инь – земной. Они из грубых частиц мрака – хаоса создали животных птиц, рыб, насекомых, а из мелких и легких частиц - людей;

- пятикнижие: Книга песен, Книга истории, Книга перемен, Книга обрядов, Летопись Чунь-Су;

- небо – естественное явление и высшая духовная сила, небо и судьба;

- в центре внимания проблемы взаимоотношений между людьми, воспитания и этики;

- этика конфуцианства – принцип золотой середины, человеколюбия, взаимности – заботы о людях;

- характерна четкая регламентация – у каждого свое место, предназначенное судьбой;

- письмо.

Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.) или Кун-цзы (учитель Кун). В 1503г. причислен к лику святых. Главный труд «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Господствующая идеология в Китае до 1949 года (образование КНР). В центре внимания – человек и вопросы его идеального воспитания (умственного и нравственного развития, поведения). Человек есть элемент общества, подчинен ему. Государство это большая семья, коллектив, в котором растворяется личность. Причина нравственного падения и смуты в обществе – пренебрежение к религии и к ее ритуалам. Главная категория «Небо» - Бог (нравственность), к которому надо относиться почтительно. Император – посредник между Небом и людьми. (Китай - поднебесная империя). Сущность воспитания идеального человека - в соединении его с Небом (Богом). Основное требование к человеку - быть человечным (доброта, человеколюбие, гуманность). Это категория «Жень». Основой человечности является уважение к родителям и старшим (сыновья почтительность), т.н. категория «Сяо». Это есть самый эффективный способ управления страной (большой семьей). Поэтому отношения правителя и подданного должны строиться по аналогии как отношения отца и сына, старшего и младшего брата. Концепция «золотой середины» - в управлении народом не допускать ни перегибов, ни чрезмерной мягкости, т.е. необходимы умеренность и компромиссы. Благородный муж. Правила (советы) Конфуция: - не делай другим того, чего не пожелаешь себе; - помогай другим в том, чего бы ты сам хотел достичь.

Даосизм. 604 г., 2 век. Отказ от агрессии, воплощение гармонии идеального космоса. Традиционализм. Практическая мудрость выше разума. Важнейшая философская школа в Китае. Возникла во 2-й половине 1-го тысячелетия до н.э. Основатель – Лао-цзы, важнейший представитель - Чжуан-цзы. Главная категория «Дао» (путь) – начало и основа мира, всеобщий невидимый закон природы, который определяет мир (природу, общество, человека) и управляет им. Вселенная спонтанно возникает и исчезает. Категория «У вей» - бездействие (недеяние). Соблюдая закон Дао, человеку и обществу лучше бездействовать по отношению к природе, т.к. все их усилия лишь увеличивают противоречия между ними. Поэтому главный принцип поведения личности – сохранение «меры вещей», бездействие. Это приводит к счастью, процветанию и полной свободе. Мудрый правитель, следуя Дао, ничего не предпринимает, управляя страной. В результате народ процветает, а в обществе сами собой воцаряются порядок гармония. Попытки манипулировать народом обречены на неудачу и гибель.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...