Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности Античной философии.

1. Уже первые греч философы начинают противопоставлять знание и мнение.

Предмет – космоцентризм. Космос – универсум. Макрокосм – мир природы, микрокосм – мир человека, мир Богов. Если 3 мира взаимодействуют – гармония. Созерцательность. Наблюдения и гипотеза – методы исследования мира греками.Слабая связь с религией. Особую роль играют категории причины и вины. Традиционализм не терпит критики. 30000 божеств. Деление на материалистов и идеалистов. Наследство не по кровному родству. Период существования: VI век до нашей эры – VI век нашей эры. Корнями уходит в культуру Востока. Не было контроля жречества как на Востоке, поэтому под действием свободомыслия и свобододействий знания преобразовались в отдельные науки. Философия не являлась отдельной наукой, а развивалась в науках о медицине, природе, физике, этике и эстетике. Высказывание гипотез и идей проходило на основе наблюдений, а не практики. Наличие известных учеников. Этапы: ранняя – 6 в. – космологический, классическая 5-4 в. – этико-политический, греко-римский период – 3-4в – этико-религиозно-философский.

Философские идеи Сократа.

«Знаю, что ничего не знаю» – необходимость более глубокого познания самого себя. Целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя».

Главная задача ф-фии – рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал излишним и невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. Основной вопрос ф-фии решает идеалистически.

Сократ (469-399) – объективный идеалист, скульптор. Сам ничего не писал. Излагал свои идеи устно в форме диалога или спора. Создал в Афинах философскую школу. Осужден за критику богов и афинской демократии (бобы – жребий при выборе должностных лиц государства (рулевой, плотник, флейтист) – глупо!). Присужден к изгнанию. Казнен (цикута, «Гамлет»). И не материалист и не идеалист.

Гноселогия Сократа:

Скептически относился к возможности и необходимости эмпирического познания природы, к способностям органов чувств. Это противно Богу, который руководит природой. Т.е. Сократ был агностиком в познании материального мира. Природу познать невозможно и не нужно, т.к. ею руководит Бог (агностицизм Сократа). Во власти человека не природа, а его душа. В ней сущность человека. Поэтому главная задача человека – самопознание для нахождения общечеловеческих нравственных норм, чтобы человек стал лучше. Главные нравственные ценности: бескорыстие, служение добру, следование своему долгу и принципам.

«Познай самого себя!» – (Nosce te ipsum).

Этика Сократа: сторонник рационалистической этики (этического идеализма). Дурные поступки людей - из-за незнания или заблуждения. Добродетель невозможна без наличия знаний, следовательно, она зависит от познания. Т.е. человек может стать лучше, нравственнее, только если будет углублять знания. Т.о. знание есть источник нравственного развития общества.

Логика Сократа: Развил искусство спора для исследования и совершенствования понятий с помощью диалектики (путем последовательного и качественного уточнения и углубления понятий). Познание истины может быть только в научном споре путем столкновения мнений и разрешения возникающих противоречий.

Создал т.н. «метод иронии» - последовательное приведение соперника в споре к противоречию с его первоначальным утверждением, после чего начинался совместный поиск истины и уточнение понятия. Использовал индукцию.

Поворот: от рассмотрения мира природы к рассмотрению мира человека. МАЙЕВТИКА. Умер приняв яд. Развращение юношества.

1. Почитать Богов. 2. Получить образование. 3. Приобрести друзей. 4. Умеренность во всем.

Объективный идеализм» Платона.

Ученик Сократа. 427-347Интересовали, как и Сократа, этические вопросы. Разработал концепцию о мире идей. Демиургическая философия – творец и сын – творит только вечные сущности: человека, низших Богов, землю, огонь, воду, воздух, Вселенский разум, необходимость в рассудке, т. е. по Платону каждая вещь – индивидуальное воплощение соответственной идеи в материю. Душа пребывала в мире идей. Созерцание и любовь. Идеалист. Царское аристократическое происхождение. Мир вещей – текуч. Но есть что-то вечное, что определяет материальные явления. Это причины, которые нельзя воспринять чувствами, но можно постичь разумом. Эти причины – идеи. Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа. Единое в данном случае является основой любого бытия. От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью.Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.

Создатель системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики – академики

Онтология Платона: Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей.

Учение о двойственности мира: Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек». Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна.

Диалектика мира - в единстве и взаимосвязи мира идей и мира вещей. Таким образом, Платон подчеркивает значимость идей (понятий) в мире, например, в науке и их диалектическую связь с вещами!

Гносеология Платона: В познании главная роль отводится душе, т.к. чувства обманывают человека. Для познания мира нужно «закрыть глаза и заткнуть уши». И дать размышлять душе, которая будет «вспоминать» (анализировать) врожденные идеи, которые ей даны свыше до рождения человека. Предметом познания является мир идей, которые постоянны, устойчивы. Именно знание идеи вещи позволяет познать и саму вещь.

Социальная философия Платона:Учение об идеальном государстве:

-Укреплению государства мешает частная собственность и семья. Поэтому необходимо:

- лишить правителей и воинов личной собственности;

- ввести общность жен и государственное воспитание детей (детсадик им. Платона!)

-Лучшая форма правления – аристократическая республика или монархия.

В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.

Вывод: Фактически «идеальное государство» Платона есть прообраз тоталитарного государства, которое полностью (тотально) контролирует все сферы жизни общества, в том числе и частную жизнь своих граждан (ср. СССР – Сталин). Апология Сократа; - Законы; Государство.

Атомизм» Демокрита.

Смеющийся философ. Исследовал философию Востока: инь-ян – развивал учение о противоположностях. Совершенно мудрый. Атомический материализм.

Демокрит (460-370) – великий древнегреческий материалист. Отказался от попытки объяснения первоначала (основы) природы каким-либо конкретным видом вещества. Создал атомистическую теорию.

Онтология Демокрита: Атомистическая теория: Мир состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустоте. Атомы материальны, разнообразны по форме (круглые, угловатые, кубические, крючкастые, шероховатые), весу и порядку расположения. Соединяясь в различные комбинации, атомы образуют все тела. Доказательство материализма в атомистической теории: раз атомы неделимы, то следовательно неразрушимы и вечны, как и сама природа, из них состоящая. Следовательно, природу никто не создавал и она первична и не создана Богами.

Принцип (закон) каузальности: Каузальность (лат. causa – причина) - причинность, закономерная связь причины и следствия. Принцип каузальности - каждое явление имеет свою причину и одновременно является причиной другого явления (следствия). То есть – без причины ничего не появляется.

В мире атомов господствует абсолютная причинность (необходимость), они не могут произвольно отклоняться в движении. Это привело Демокрита к фатализму - отрицанию свободы действий и воли.

Философия Аристотеля.

Дальше – афинская школа.

Благородное происхождение, рано потерял родителей, создал школу в Афинах, обвинен в безбожии, умер от болезни желудка. Разделил науки на практические и теоретические. Учение о 4-х причинах:1) материя – то из чего; 2) форма – то, что; 3)действительная или производительная причина – то, откуда; 4) цель, конечная причина – то, ради чего. Неоформленная материя не существует. Метод силлогизма – дедукция. Акт – деятельное осуществление чего-либо и потенция – сила, способная к такому осуществлению. Бог – абсолютное начало всех начал. Иерархия уровней всего сущего: неорганический мир, мир растений и живых существ, мир различных видов животных, человек. 384-322 - объективный идеалист. Ученик Платона. Основал в Афинах философскую школу Ликей. Наставник Александра Великого (Македонского). Маркс: «Аристотель величайший мыслитель древности». Автор геоцентрической системы мира (центр мира – Земля).

Аристотель создатель логики(«Аргонон»)

Онтология Аристотеля: Отверг вывод (тезис) Платона о первичности и оторванности идей от чувственно воспринимаемых вещей. Идеи (Платона) это лишь понятия, то есть копии отражающие действительный, материальный мир. («Платон мне друг, но истина дороже»).

Материя (природа) есть первичная реальность, она объективна, несотворима и неуничтожима. Однако она пассивна, неоформлена и выступает лишь как потенциальная возможность существования единичных вещей (подобно глыбе мрамора). Предметы возникают в результате соединения материи с той или иной формой, которая и придает ей определенность. Таким образом, каждая вещь есть единство материи и формы. Например: медный шар: медь (вещество, материя) + шар (форма). Они составляют единство. Формы, в конечном счете, приводятся в движение безличным Богом (форма форм). Бог является источником, причиной и конечной целью всякого движения.

Учение Аристотеля о категориях: Категории – есть высшие родовые понятия, к которым сводятся все остальные понятия, и которые отражают наиболее общие связи и отношения вещей в мире. Категории лежат в основе мира.Сформулировал ряд основных философских категорий (10): сущность, количество, качество, время, место и др. (отношение, положение, обладание, действие, страдание). Аристотель основатель формальной логики (вывел суждения и умозаключения).

Гносеология Аристотеля: Здесь Аристотель - материалист, эмпирик. Объективная действительность существует независимо от субъекта. Ощущения человека есть отражения предметов внешнего мира в его мозгу. Источник познания – чувственный опыт (см. эмпиризм). В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущении, кроме высших аксиом науки и мышления.

Социальная философия Аристотеля:1. Человек есть общественное (политическое) животное со стремлением к совместной жизни; 2. Рабство – в природе человека и общества (т.е. свойственно им!); 3. Цель государства – обеспечение счастья свободным гражданам. Счастье – хорошая жизнь; 4. Самый полезный класс – земледельцы (землевладельцы); 5. Управлять обществом должны люди с умеренным достатком, заботящиеся обо всем обществе;

Формы правления: В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государственного устройства, а анализирует существующие формы правления государства, выбирая наиболее способствующие благой жизни.Аристотель различал хорошие и плохие формы управления государством:Три хорошие формы: 1) монархия, 2) аристократия и 3) лучшая - "полития" (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и умеренной демократии. Три плохие формы: тирания, крайняя демократия, чистая олигархия.

Этика Аристотеля: Фактически разработал основные положения этики как философской дисциплины. 1. Нравственность есть стремление к благой цели, проявляется только в обществе, в общении. 2. Добродетельное поведение – добрые намерения, сознательность и направленность на достижение справедливости. 3. Справедливость – подчинение закону и его соблюдение.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...