Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема метода в философии Ф. Бэкона.

Френсис Бэкон (1561-1628), английский философ, эмпирик, родоначальник материализма Нового времени. Лорд-канцлер, хранитель королевской печати.

Гносеология Бэкона:

А. О соотношении науки и религии. У науки и религии разные предметы и методы исследования. У науки: предмет исследования – природа, метод – опыт, наблюдение, эксперимент. У религии: предмет исследования – Бог, метод исследования – вера, откровение. Поэтому религия и наука занимаются каждая своим делом, не мешая другому и не должны вмешиваться в чужие дела.

Б. О роли науки. Главная задача науки – познать природу, усовершенствовать жизнь человека. Девиз «Знание – сила!». Но знание может стать силой только тогда, когда оно истинно. Наука способна властвовать над природой лишь при условии познания ее законов. В науке следует руководствоваться в первую очередь практикой, опытом. Источник знания – чувственный опыт. При этом достижение истины возможно лишь тогда, когда очистишь свой разум от предрассудков и заблуждений (т.н. «идолов»), которые подстерегают ученого в науке и коренятся в его уме.

В. Виды заблуждений в науке (идолы): 1. Идол рода (т.е. знания природно приобретенные, вскормленные человеческой природой) – ошибки в познании из-за несовершенства органов чувств. 2. Идол пещеры – субъективность взгляда на мир, исходя из своих собственных представлений о нем. Т.е. когда предпочтение отдается привычному знанию, то, что знаешь сам или твое окружение. Но хорошее и полезное может быть и у других объединений ученых (научных школ). Например: споры между научными школами (Питер и Москва). 3. Идол рынка (площади) – пользование устоявшимися, обыденными, но уже устаревшими мнениями без их критического осмысления. Самый вредный! 4. Идол театра – слепая вера в авторитеты, в ложные теории и учения. Ссылка на авторитет еще не есть доказательство (Аристотель – муха с 4-мя лапами). Надо исходить только из результатов опыта. Бэкон: «Истина, дочь времени, а не авторитета». Истина рождается как ересь и умирает как предрассудок! Очистив разум от идолов (призраков, заблуждений) следует выбрать наилучший метод познания. Они разные. Их можно сравнить с типами ученых.

Три типа ученых: 1) муравей (ученый-эмпирик, несет все факты, какие попадаются на пути); 2) паук (ученый-рационалист, ткет паутину размышлений из самого себя); 3) пчела – лучший тип ученого (синтез эмпиризма и рационализма - не только собирание фактов, но и их умственная переработка).

Г. Метод индукции - универсальный метод познания, когда на основе анализа единичных фактов (предметов) делается обобщающий вывод о свойствах всего класса данных предметов. То есть происходит рассуждение от единичного к общему.

Виды индукции: - полная, когда исследуются все предметы данного класса; - неполная (исследуется только часть предметов одного класса). Для избежания ошибок в дедуктивных выводах необходимо изучить достаточное количество предметов и в первую очередь анализировать факты, противоречащие обобщению (белая ворона).

Примеры индуктивного вывода:- Все кошки мяукают (если каждая из изученных мяукает);- Телевизоры «Сони», как правило, хорошего качества (доказано на практике);- Коммунистические режимы экономически неэффективны (опыт истории);- Наличие первоначального капитала есть важное условие успешного начала предпринимательства (анализ реального опыта) .

Философские идеи Р. Декарта.

Рене Декарт (Картезий, Картезианец) (1596-1650) французский философ, рационалист, дуалист. Дворянин, служил в армии, 20 лет в Нидерландах, в Стокгольме (с 1649). Выдвинул гипотезу естественного возникновения Вселенной в результате вихревого движения частиц. «Рассуждение о методе», «Начало философии»

Онтология Декарта: Дуалист. Мир есть творение Бога, но состоит из двух независимых, самостоятельных субстанций (материальной и духовной). Материю сотворил Бог. Человек есть также совокупность 2-х начал: тела и души. Движения человека зависят от тела, а мысли - от души. Метафизический материалист, т.к. отрицал качественные различия в природе, в т.ч. между живой и неживой природой. «Человек и животные есть сложные машины». Механистический материалист во взглядах на природу. Материя состоит из мельчайших частиц, бесконечна. Есть только одна форма движения материи – механистическая – путем перемещения тел их столкновения.

Гносеология Декарта: Рационалист. 1. Учение о «врожденных идеях»: В человеке от рождения заложены т.н. «врожденные идеи». Затем из этих идей выводится все остальное знание. Достоверное познание возможно только с помощью разума. Основное знание о мире - на основе интуиции. Опыт же (на основе чувственного познания) ничего не дает. Идеальный метод познания – дедукция (дедуктивный метод).

2. Дедукция – Примеры дедуктивного рассуждения:

1. Исходное знание: любая монополия ведет к застою. Дедуктивный вывод: в экономике - не следует монополизировать производство какой-либо группы товаров, в политике - вводить однопартийную систему. 2. Исходное знание: мировой опыт показал, что при переходе к рыночной экономике как правило, наступает определенный кризис производства, инфляция, безработица. Дедуктивный вывод: страна, собирающаяся перейти к рынку, должна быть готова, к определенному спаду производства, инфляции, безработице. Зная это необходимо постараться смягчить переход.

1) «Рассуждение о методе», Разработал правило метода:

*за истинное воспринимается все то, что существует в ясном и отчетливом виде

*всякая сложная вещь заменяется на более простую

*в познании следует идти от простых вещей к сложным

*умозаключение следует делать на основании дедукции

*интуиция это способность принять за истинное только то, достоверность чего равна достоверности моего существования, т е того, что я мыслящая вещь.

Создатель философии дуализма - учение о 2 субстанциях (вещь, которая для своего существовании я не нуждается ни в чем, кроме самой себя).: -мыслящая(духовная)- наполнена врожденными идеями; - Материальная (телесная). Эти субстанции имеют атрибуты: духовная не делима на части, а телесная имеет протяжение, делима на части, имеет форму, находится в движении. Человек соединяет в себе 2 субстанции. Предмет изучения философии - душа.

Убеждение в существовании Бога основывается на данных нашего чувственного восприятия. Мы осознаем себя не совершенными лишь потому, что измеряем свое существо идеей всесовершенного существа. Это чувство в нас впущено самим всесовершенным существом - Богом. 2 пути выведения реальности Бога:

*он источник самой идеи о нем (психологическое доказательство)

*объект, в свойства которого необходимо входит реальность (онтологическое доказательство).

 

Философия эпохи Просвещения
(Англия, Франция, XVII-XVIII века)
1. Особенности и основные черты философии эпохи ПросвещенияГлавное достижение – распространение практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей. Наука переходит с латыни на национальные языки. Расцвет наук, ремесел, возрождение гражданских свобод. Распространение идей о торжестве разума, справедливости, равенства. Общественную жизнь предлагается переустроить на разумных началах. Философия становится не только методологией науки, но и помогает решать социальные вопросы, показывает пути переустройства общества.

Критика религии

Французские просветители осуждали культ и тиранию церкви.

Ф. Вольтер Ш.Монтескье Д.Дидро Ж.-Ж. Руссо П.Гольбах

1694–1778 1689–1755 1713-1784 1712-1778 1723-1789

Задача философии: освободиться от догм и нетерпимости католической церкви и фанатичных религиозных суеверий как духовной тирании и зависимости человека от Бога.

Концепция «естественной религии»:

(Вольтер трактат «Все о Боге», Д.Дидро).

1. Сформулирована в противовес идеям официальной католической церкви. Религия на самом деле является универсальной, мировой:

2. Она не должна противоречить человеческой природе и унижать человека;

3. Она включает в себя общечеловеческие принципы нравственности, универсальную мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе»;

4. Моральные принципы добра и зла не зависят от Бога.

3. Механистический материализм французских просветителей

Поль Гольбах Жульен Ламетри Клод Гельвеций Дени Дидро

1723-1789 1709-1751 1715-1771 1713-1784

«Система природы»

Природа есть единое великое целое путем соединения различных веществ и сочетаний различных движений тел.

В основе природы лежит материя, неразрывно связанная с движением, которое присуще всем телам.

Вселенная есть взаимосвязанная цепь причин и следствий. Отрицали случайность.

Движение тел происходит строго закономерно на основе законов механики. В этом – механистичность французского материализма.

4. Социально-философские учения эпохи Просвещения

Социально-философские учения французских просветителей

Жульен Ламетри (1709-1751)

Теория «Просвещенный человеческий разум».

Разум играет главную роль в истории. Для этого сами правители должны быть просвещенными людьми. Мерило нравственности и правильности поступков – общественный интерес: т.е «все, что полезно обществу».

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

А. Теория «Равенства». Равенство есть естественное состояние общества - строгая умеренность во всем, устранение всяких

излишеств, ограничение размера имуществ богатых и знатных.

Этому мешает частная собственность. Ее необходимо уравнять

(прогрессивный налог, ограничение перехода имущества

по наследству и др.).

Б. Теория «Социальный эгалитаризм» – устранение неравенства путем уравнительного перераспределения между всеми относительно равной частной собственности. Утопия!

 

Жан Антуан Кондорсе (1743-1974)

Работа «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

Теория «Общественного прогресса» – общество поступательно развивается (в истории было 10 эпох). Развитие обеспечивается успехами человеческого разума, достижением все более полной свободы человека.

4.2. Учение о естественных правах Д. Локка

Джон Локк (1632-1704),

англ. философ, основоположник теории либеральной демократии. Работа «Два трактата о правительстве» - развил учение Т.Гоббса об общественном договоре.

Естественное состояние общества – царство свободы и равенства.

Естественные права человека - принадлежащие человеку от рождения и поэтому неотчуждаемые:

- на жизнь,

- свободу,

- собственность, приобретенную своим трудом.

Их дал Бог и никто, в том числе и государство, не может их отнимать или ограничивать.

Государство создается для защиты естественных прав. Оно может ограничивать свободу и права граждан только насколько это нужно для охраны естественных прав. Поэтому власть правителя не может быть абсолютной (абсолютная монархия).

Источник власти – народ, а государство, правительство есть лишь средство для осуществления воли народа. Народ не отдает государству своих властных полномочий, он лишь поручает правительству их выполнять.

Власть не должна концентрироваться в одном месте. Поэтому необходим принцип разделения властей:

1. Законодательная власть (парламент) – издает законы. Она – главная!

2. Исполнительная (правительство) – проводит законы в жизнь. Судебная власть входит в исполнительную.

3. Федеральная (король и министры) – занимается вопросами внешней политики.

Каждая из властей контролирует работу других.

Народ имеет право на вооруженное сопротивление для защиты своих прав, если кто-то попытается узурпировать власть и нарушать права человека.

Идеи Д.Локка:

1) о естественных правах человека;

2) о разделении властей

- стали основой для модели политико-правового устройства современного либерального общества (первоначально - в Англии и Америке).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...