Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности и значение немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия
(2-я половина XVIII - 1-я половина XIX веков)

(Кант, Гегель, Фейербах)

1. Особенности немецкой классической философии

- возвращение и господство в философии идеализма;

- пришла на смену французскому метафизическому материализму;

- более глубокое исследование различных философских проблем (в онтологии, гносеологии, этике и др.);

- углубленное изучение и развитие диалектики (в т.ч. - категорий и законов);

- в гносеологии - исследуется не только объект, но и субъект познания;

НКФ- выдающееся достижение мировой философской мысли. Она ввела большой вклад в развитие диалектики, методологии, онтологии, гносеологии. Глубоко исследовала проблемы соотношения человеческой личности, ее моральной составляющей с общими нормами морали. Изучение познавательной способности человека (И.Кант). Соотношения между познавательными и волевыми возможностями человеческого общества (Фихте). Соотношения между объективными законами истории и деятельностью разных субъектов исторического процесса (Гегель). Соотношения между человеком взятом во всем своеобразии его природы и обществом (Фейербах). НКФ развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научные и художественные мысли. Огромная роль - естествознание, общественных наук, физика, химия, изучение органической природы. Основатель НКФ- Кант.

Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:– для Канта человек – нравственное существо;– Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;– Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;– Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания;– Фейербах определяет новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.

Все представители НКФ определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:– Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;– Шеллинг – натурфилософию, онтологию;– Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;– Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, и др.;– Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.

Философия И. Канта.

(1724-1804)Родоначальник немецкой классической философии. Профессор и ректор Кенигсбергского университета. Кроме вклада в философию: крупный ученый в области естественных наук:

космогония, физическая география, антропология и др.

А. Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы, понятия)

Два периода в творчестве И.Канта:

1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.).

2. Критический (после опубликования работы «Критика чистого разума», 1781).

Пытается выяснить пределы возможностей человеческого разума.

Основные задачи философии:

- Что я могу знать? (гносеология. Ответ в книге «Критика чистого разума»);

- Что я должен делать? (этика. Работа «Критика практического разума»);

- На что я смею надеяться? (Религия. работа «Религия в пределах только разума»).

Основные рассматриваемые проблемы:

- проблема познаваемости мира и границы человеческого познания;

- нравственность человека

Основные понятия:

вещь для нас (явление), вещь в себе (сущность), категорический императив.

Б. Гносеология Канта

Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания.

Учение о «вещи в себе»

(или о сущности и явлении):

1. Познание мира человеком имеет свои границы.

2. В предмете различал две стороны (явление и сущность), которые не совпадают друг с другом:

а) явления – это внешняя сторона предмета, то, что нам является. Они познаются с помощью органов чувств (это – т.н. «вещь для нас»);

б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, ее основа, отличающая ее от всех других вещей.

3. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и поэтому принципиально непознаваема. Поэтому сущность это – т.н. «вещь в себе». В признании непознаваемости сущности - агностицизм Канта.

Например, человек:

а) явления человека – его внешность, поведение на людях.

б) сущность человека – его внутреннее содержание, духовный мир, душа. «Чужая душа – потемки!». Реклама: «Родители думают, что я такая. А я на самом деле…».

Причины непознаваемости сущности (по Канту):

1. Бесконечность и изменчивость мира;

2. Нравственная целесообразность ограниченности познания человека, т.к. иначе человек может возомнить себя Богом.

Нужно ли человеку все знать? Пример: использование атомного оружия.

Выводы:

В своем учении Кант обращает внимание на:

1. Качественную, принципиальную разницу между категориями «сущность» и «явление»;

2. Трудность и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью.

Критика Гегелем теории Канта о непознаваемости сущности:

Кант не прав. Сущность познаваема - через познание явлений. Гегель: «Сущность является, явление существенно». Т.е. сущность раскрывается нам через явления, т.к. в каждом явлении одновременно открывается частичка сущности предмета.

Таким образом, через последовательное изучение и познание явлений предмета мы все больше узнаем и о его сущности.

В своей критике теории Канта Гегель указывает на:

1) диалектическую взаимосвязь сущности и явлений;

2) принципиальную возможность познания сущности;

3) показывает механизм познания сущности.

В. Этика Канта:

1) Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности

Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и

благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.о. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом.

Например: попытки построить светлое будущее за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см. коммунизм - уничтожение «вредных» классов, перенапряжение сил).

Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.

Кант: «Было время, когда я презирал чернь. Это ослепление исчезло. Я учусь уважать человека».

2) Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве)

Категорический императив – внутреннее повеление, нравственный долг.

Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор своим личным желаниям в соответствии с нравственным долгом (категорическим императивом).

Морален только тот поступок, который совершается из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды.

При этом надо поступать так, чтобы правила личного поведения (максима) могли стать правилом поведения для других.

Позднее Кант формулирует

Комплекс нравственных обязанностей (моральные правила):

А) Обязанности человека по отношению к самому себе:

забота о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство);

честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество); Главный помощник – совесть.

Б) Обязанности людей друг к другу:

Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность.

Избегать человеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие.

Добродетель не дается от рождения, следовательно, ей надо учить с детства. Юнкера.

Вера в Бога: Существование Бога нельзя доказать логически. Но в него нужно верить, т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия нравственного порядка.

Философия Г. Гегеля.

Георг Фридрих Вильгельм(1770-1831)выдающийся немецкий философ, объективный идеалист, профессор Берлинского университета.

Разработчик и систематизатор диалектики; автор системы объективного идеализма.

3.1. Идеалистическая система Гегеля:

Все в мире есть результат деятельности идеального начала - объективной абсолютной идеи, которая является основой мира. В своем постоянном развитии абсолютная идея проходит

3 основных этапа своего развития:

1 этап. Сфера чистого мышления: (кн. “Логика”)

Абсолютная идея, существуя до человека, порождает и накапливает свое богатство, развивается и раскрывается в системе взаимосвязанных диалектических категорий (например, необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и др.).

2 этап. “Инобытие духа”.

Абсолютная идея материализуется и переходит в свою противоположность (т.н. “инобытие духа”) и обнаруживает себя в природе, где опредмечивает себя в виде телесных единиц.

3 этап. Мировой разум. Абсолютная идея, отрицая природу, возвращается к самой себе - в сферу духа, постигает и углубляет свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности на протяжении истории человечества. (Т.е. по существу это - “мировой разум”, обнаруживаемый в виде обобщенного общественного сознания человечества).

Выводы идеалистической системы Гегеля:

1. Главная движущая сила развития - идея.

2. Процесса развития мира бесконечен.

3. Роль идей, духовного начала в жизни общества.

3.2. Вклад Гегеля в философию:

1. Создание диалектики как системы и развитие диалектического метода:

Впервые представил все бытие (материальный, исторический и духовный мир)

в виде бесконечного, постоянного процесса развития (качественного изменения). Дал определение диалектическому методу (как бесконечному развитию и взаимосвязи всего существующего).

2. Выделил особенности развития:

а) оно идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;

б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные;

в) выделил главный источник всякого развития – противоречия, в первую очередь – внутренние (т.е. лежащие в самом предмете, явлении) и их разрешение.

Например: проблемы страны (России), семьи.

3. Сформулировал три закона диалектики:

А) закон единства и борьбы противоположностей:

(показывает источник развития - противоречия);

Противоположности предмета (явления) борются между собой

и одновременно находятся в единстве.

Развитие происходит за счет снятия (разрешения) противоречий.

Например: развитие семьи, карьеры, фирмы.

Б) закон перехода количественных изменений в качественные: (показывает механизм развития)

Переход из одного состояния (качества) в другое возможен только путем накопления необходимых количественных изменений.

Например: Кипение воды возможно только при 100 градусах.

В) закон отрицания отрицания: (показывает направленность развития);

При возникновении нового качества старое качество исчезает (отрицается). Процесс отрицания бесконечен, т.к. бесконечно само развитие.

Есть 2 вида отрицания (метафизическое и диалект-ское):

1. Метафизическое (т.е. полное) отрицание.

Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала;

2. Диалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное).

Например, постепенная замена менее способных людей в коллективе.

4. Развил учение о категориях

(изучал диалектические, парные категории – общее и единичное, причина и следствие, возможность и действительность и др.).

5. Разработал основные принципы диалектической логики (науки о мышлении). Раньше - только формальной логика (Аристотель).

6. Обосновал принцип тождества бытия и мышления, т.е. единство законов внешнего мира и законов мышления.

Философия Гегеля - вершина европейской философии того времени. Ее положения (особенно диал. метод) широко использовались в последующей философии, в т.ч. Марксизмом и русской идеалистической философией.

. Философия истории Гегеля

социальная теория Гегеля, основана на решающей роли разума в истории общества.

Философия Л. Фейербаха.

(1804-1872)непоследовательный метафизический материалист, атеист, автор антропологической философии. Совершил в своем мировоззрении переход от идеалистической философии Гегеля к ее критике и к материализму.

А. Онтология Фейербаха:

Критика религии

В понимании природы - материалист, атеист. Главная работа “Сущность христианства” – критика традиционной религии и гегелевского идеализма.

Природа существует сама по себе, независимо от какой бы то ни было философии или сознания. Люди - продукты природы.

Высшие существа, выдуманные людьми, есть лишь фантастические отражения нашей собственной сущности. “Вне природы и человека нет ничего”.

Полностью (метафизически) отрицал всю философию Гегеля, включая и его знаменитую диалектику! К.Маркс: “Вместе с водой он выплеснул из ванны и ребенка».

Материалистические взгляды Фейербаха оказали большое влияние на становление материалистической философии Маркса и Энгельса, а также Чернышевского.

Б. Антропологическая философия (философия человека) Л.Фейербаха:

Главный предмет всей философии - проблема человека. Человек – есть динамичная целостность, совокупность физического и психического, разложимая лишь в абстракции.

Главные вопросы философии: что такое жизнь, любовь, счастье, смерть, бессмертие.

Бог это идеальная (совершенная) сущность человека, освобожденная от телесной оболочки.

Т.к. потустороннего мира нет, то человечеству надо сообща стремиться к счастью в этой (посюсторонней) жизни.

Отвергая традиционную религию, предложил заменить ее другой религией - любовью человека к человеку. Это единственно истинная религия. На место веры в Бога нужно веру человека в самого себя.

Выводы: У Фейербаха - непоследовательность философских взглядов (сочетание идей материализма и идеализма). Он был:

- материалистом в понимании природы (материя – первична);

- идеалистом в понимании движущих сил существования и развития общества (главный фактор - любовь человека к человеку).

Положительные элементы философии Фейербаха:

1. Обращение к общечеловеческим ценностям, к гуманизму.

2. Привлечение внимания к природе человека и к коренным проблемам его существования.

Философия марксизма.

(середина XIX века)

1. Марксизм, его составные части

Марксизм - целостное учение Маркса и Энгельса. Сформировался в Германии в середине XIX века.

Основатели – немецкие философы: Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Главный последователь марксизма, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).

Марксизм как учение включает в себя три составные части:

1) политэкономию, 2) научный социализм и 3) философию марксизма.

Не путать марксизм (!) как целостное учение Маркса и философию марксизма - как его составную часть!

2. Философия марксизма (диалектический материализм). Ее предмет

Под влиянием материалистической философии Л.Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от поддержки гегелевского идеализма к материализму.

Теоретические источники философии марксизма: труды представителей немецкой классической философии и в первую очередь – материализм Фейербаха и диалектика Гегеля.

Однако при этом К.Маркс резко критиковал:

1) Материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития природы) и односторонность (нераспространение материализма на общество);

2) Диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие мира происходит за счет идеального, благодаря мировому разуму).

Маркс и Энгельс путем органического соединения материализма с диалектикой создали свою, принципиально новую философию – диалектический материализм.

Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение универсальных законов развития мира, исходя из первичности и решающей роли материальных факторов.

Принципиальное отличие диалектического материализма Маркса от прежнего материализма: диалектический материализм признает развитие и качественное разнообразие мира, а прежний материализм был метафизическим (т.е. отрицавшим такое развитие).

3. Основные положения диалектического материализма

(марксистской философии):

1. Основой мира является вечная, никем несотворимая материя. Она первична.

2. В ходе своего бесконечного развития материя создает идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание человека), которые являясь производными от материального мира. Идеальные сущности развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, зависят от него и являются его отражением.

3. Диалектика понятий вторична и является отражением диалектики вещей.

4. Решающая роль – у практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.

5. Материальный фактор играет решающую роль в развитии общества.

6. Развитие общества носит прогрессивный, ступенчатый характер (путем смены общественно-экономических формаций). Оно обусловлено заменой устаревших способов производства материальных благ, а также борьбой главных классов общества.

7. «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».

8. Главная задача философии – не объяснять мир, как это делала прежняя философия, а предлагать пути его революционного изменения.

К.Маркс: «Философы прошлого лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его» («Тезисы о Фейербахе»)

32.Особенности украинской философии:

Украинские философы ХХ столетия (Д. Чижевский и другие) называют такие характерные черты философского мировоззрения украинцев:

Онтологизм;

Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению;

Эмоционализм;

Религиозная направленность.

Онтологизм подразумевает под собой практическую направленность философской мысли, то есть раскрытие не отвлеченной интеллектуальной истины, а истины как пути к жизни. Отсюда следует, что украинское философствование всегда конкретно, целостно, неотрывно связано с условиями народного и частного быта. Парадокс онтологизма философской мысли на Украине состоит в том, что истинно философские произведения таких авторов, как Г. Сковорода, Н. Гоголь, И. Франко, Т. Шевченко, в которых затрагиваются глубоко философские мировые общечеловеческие проблемы, отражают неприятие рассудочной рационалистической стороны философского сознания.

Персонализм, индивидуализм, склонность к духовному уединению

Мудрость как отражение онтологичности украинской философии раскрывается через личность и в личности, что связано с внутренней борьбой, духовным подвигом, использованием скрытых сил и резервов духа.

Очевидно, что только знание и понимание биографии и жизненной позиции великих украинских писателей Г. Сковороды, Н. Гоголя, П. Юркевича дает нам полное представление о философском содержании их работ.

Эмоционализм

Эта черта связана с обращением к чувствам, эмоциям как определенному пути познания. Особое место эмоционализм занимает в философии сердца, основанной П. Юркевичем.

Религиозная направленность украинской философии

Осознание Бога незримо присутствует в жизни каждого славянского человека, поэтому будет верным утверждение, что религиозность «красной нитью» проходит и через философские произведения украинских деятелей: в одних больше, в других меньше. Однако эта религиозность отнюдь не означает бесконечную тему Бога в тематике проблем. Скорее имеется ввиду идея христианского подвига через утверждение и раскрытие всех творческих и существенных сторон личности.

 

 

33.Философия периода Киевской Руси:

С момента крещения в 988 году процесс христианизации тесно связал древнюю Русь с Византией; древнерусская богословская и философская мысль формировались под влиянием византийской философии. Правда, особенностью русской мысли явилось то, что она использовала свой собственный письменный язык (созданный в IX веке византийцами Кириллом и Мефодием) и в большей степени являлась практической.

Первым древнерусским философом можно, пожалуй, считать киевского митрополита Иллариона (XI век). В своем "Слове и законе о благодати..." он с помощью метода символического толкования Ветхого завета построил богословско-историческую концепцию, обосновывавшую включенность "русской земли" в обще мировой процесс торжества божественного "света" (т.е. Христа, называемого "благодатью" и "истинной" над тьмой язычества.

Ярким примером практической философии является "Поучение" князя Владимира Мономаха (начало XII века). В этом тексте заложен этический кодекс поведения мирян. Мономах исходит из убеждения, что праведная жизнь любого человека достигается "добрыми делами": "покаянием", "слезами" и "милостыней". Главным итогом развития древнерусской философской мысли оказалась выработка принципиально новых, в сравнении с дохристианскими, представлений о мире как творении бога, о человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней, о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души.

В XIV веке сильное влияние на русскую мысль оказал исихазм (от греческого "исихия" безмолвие) религиозное движение включавшее в себя монашескую практику безмолвной молитвы, учение о взаимодействии бога и мира и целостную концепцию человека. Исихиасты отрицали возможность познания божественной сущности, но они различали "сущность" и "энергию", которая пронизывает все сотворенное бытие и дает возможность познавать бога через творения. Они выдвигают тезис о совечной богу первоматерии, конкретизируя акт творения с помощью античного учения о четырех основных стихиях мира (земля, вода, воздух и огонь). Эти же стихии рассматриваются и как компоненты человеческого тела, что приводит к трактовке человека как "микрокосма", отражающего в себе мир природы "макрокосм".

 

 

34.Роль и значение Киево-Могилянской академии в разработке филосовской мысли в Украине:

Важную роль в развитии науки и культуры сыграла Киево-Могилянская академия, выступила одновременно ведущим центром философской мысли Украины второй половины XVII и XVIII вв. Выполнив свое дело в развитии образования, грамотности, братские школы уже не могли удовлетворять растущие требования, поэтому, вынуждены были уступить таким учебным заведением, которые были бы на уровне западноевропейских. С этой целью митрополит Киевский и Галицкий Могила создает 1631 высшее Лаврскую школу, которая после слияния с Киевской братской школой 1632 преобразуется в Киевскую коллегию и довольно скоро становится общепризнанной. Начиная с 30-40-х гг Киевская коллегия признается в культурных кругах Украины и за ее пределами высшей школой и начинает именоваться как коллегией, так академией.

Впоследствии в честь ее основателя она получает название Киево-Могилянской академии. И только 1684 По ходатайству гетмана Украины И.Мазепы это учебное заведение официально получает царскую грамоту, которая фактически констатирует статус Киевской академии как высшего учебного заведения.

За короткое время Киево-Могилянская академия стала учебным заведением европейского типа, международным образовательным центром. Не только молодежь Украины, но и зарубежных стран шла в Киев "по науке". Своей важной задачей ученые Академии считали как можно больше молодежи привлечь к обучению, потому образование является залогом раскрепощения личности и общественного прогресса.

В Киево-Могилянской академии учились дети всех сословий. С целью дать им разностороннее образование здесь учили разных языков, среди которых были старославянский и украинского. Большое внимание уделялось поэтике, риторике, мировой литературе, философии, богословию.

 

 

35.Философия Г.Сковороды:

Учение Сковороды о человеке опирается на понятие «внутреннего человека», которое в учениях восточных отцов церкви говорит о человеке как единении сердца и ума (См.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви Мистическое богословие. Киев, 1991), а также на понятие «сродства», которое позже получило развитие у славянофилов и характеризовало целостное отношение человека к миру. Обращение к внутреннему человеку выделяет особое исследовательское поле, в котором всесторонне выясняются феномен человека эмпирического, сущность человека внутреннего и принцип «познай самого себя», который направлен на то, чтобы «вырвать сердце из клейкой стихийности мира».

В основании метафизики человека Сковороды лежит противопоставление внешнего и внутреннего, что в целом традиционно как для религиозной антропологии, так и для антропологических идей, современных Сковороде. Формирование антропологической парадигмы на Западе связано с преодолением этого противопоставления, что, в частности, отмечал А. Гелен в своей статье «О систематике антропологии» (Проблема человека в западной философии. М., 1988). Но если философы XVII–XVIII вв. искали основание связи внешнего и внутреннего, способов проявления одного в другом, если христианская антропология, следуя догмату, аксиологически подчиняла внешнее (тело) внутреннему (душе), то Сковорода, оставаясь в традиции своего века, понимает это отношение несколько иначе: внешнее таит в себе внутреннее, скрывает его. Такое понимание явно несет в себе момент мистической трактовки, но для Сковороды такое понимание отношения внешнего и внутреннего имеет методологический смысл: то, что утаивает, берется им в жизненной полноте, хотя и понимается им как «неистинная» целостность. Таким образом, уже у самых истоков русская философия оказывается в позиции отличной от позиции рационализма западноевропейской философии.

В анализе человека Сковорода высвечивает две стороны проблемы его бытия. С одной стороны, он рассматривает человека в контексте структуры бытия, объявляет его одним из миров с микрокосмом. Но, взяв человека как микрокосм, философ приходит к необходимости рассмотреть связь этого микромира и макромиром. Для Сковороды это связь мистическая, поэтому она дается либо как откровение Бога человеку, либо как устремление человека к Богу на дороге самопознания. Здесь важно то, что эта связь, как подчеркивают исследователи творчества Сковороды (Эрн, Чижевский, Зеньковский и др.), может быть осмыслена только как символический мир, что и делает Сковорода в своем учении о Библии и архетипе Наркисса. С другой стороны, сокровенный характер этой связи вводит в философствование Сковороды, как бы мы теперь сказали, экзистенциал надежды. Надежда найти себя, истинно постичь жизнь, т. е. стать счастливым, и тем самым избежать «тлени» – вот второй аспект анализа человека у Сковороды и предмет хорошо разработанных им педагогических идей. Таким образом, положение человека в мире, по Сковороде, имеет два выражения: объективное – в структуре мира, и субъективное – для себя.

 

 

36.Филосовские идеи украинского романтизма Н. Костомаров, П. Кулиш, Г. Шевченко:

Значительный вклад в развитие философской мысли в Украине внес Т Г Шевченко (1814-1861) Шевченко продолжал лучшие традиции общественной мысли философа и поэта Г. Сковороды, писателей Котляревского, Гребенки, которые уже сделали первые шаги в сторону реализма и народности Поэт интересовался идеями российских демократов, се первые произведения Шевченко проникнуты мотивами борьбы за свободу против крепостничества Воспевая свободную жизнь, он возвеличил патриотизм угнетенного народа в борьбе против польских, турецких, татарских х поработителей В поэме Гайдамаки поэт становится на путь революционного демократизма Поэма звучит как призыв к насильственному расправы над помещиками и цареї розправи над поміщиками і царем. Его философию можно характеризовать как философию трагедии Имеется в виду не создание позиции исследователя трагических событий, а состояние души страждущих, выявление осознания им трагедии как собственной д судьбы Т Г Шевченко будто принял на себя всю трагедию украинского народнського народу.

Украина в творчестве Шевченко - это и мир наличного бытия, что является дисгармоничным и конфликтных, и экзистенциальные состояния бытия, где только и возможно достичь идеального существования, и источник народной культуры, что позволило воля проявить собственную философию жизни

Выдающимся представителем философии сердца был писатель, критик и историкПантелеймон Кулиш (1819-1897) Природа, по его мнению, устроена божественной мудростью, а сознание существует независимо от материи, поэтому возможно бессмертие души, загробную жизнь

Исходя из признания национального духа как основы общественного развития, Кулиш создал теорию о особенности украинской души которого две стороны: внутреннюю - сердце(чувства) и внешнюю - мышление (разум) Внутренней стороной украинской связан только с Украины, а внешней - с другими народами свою внутренней стороной, сущность которой составляет национальный дух украинского отличается от других народов Именно она, есть национальные чувства и национальный дух, объединяет господ и мужиков в один общественность, т.е. в единое целое Внешняя сторона, ум, предсказывает укр раинцям необходимость иметь связи с другими народами и воспринимать лучшие стороны их жизни, мешает внутренний Кулиш считал, что украинский народ должен развиваться своим, самобытным путем, сохранять ху Тирский характер жизни - показатель высшей морали и целостности народной душнародної душі.

Историк и писатель, автор программного документа Кирилло-Мефодиевского братства Книга бытия украинского народа, Николай Иванович Костомаров (1817-1885) в работе Две русские народности (русские и ук краинци) впервые сделал попытку показать модель украинского национального характера Как отмечает Д Чижевский в своих Очерках истории философии на Украине арисах історії філософії на Україні",основные отличия русских и украинских, по мнению М Костомарова, начинают формироваться еще в XII в и заключаются в том, что: 1) у россиян царит общее (Бог, царь) над лицом; украинские ценит выше отдельную человека, чем общее, 2) русские нетерпеливые до чужих вероисповеданий, к которым они относятся с презрением, к чужим обычаям и др. в Украине люди привыкли издревле слышать в себя чужой язык, враждебно неча к иностранцам возникла лишь тогда, когда последние скривджувалы собственные святыни украинского народа, 3) русский народ материальный, украинская пытаются одухотворить весь мир; 4) русский мало ц инуе природу, украинские любит, потому-то украинская поэзия неотрывна от природы, она оживляет ее, 5) любовь к женщине-материальная у русских и духовная в украинских, 6) в религии - внимание россиян направляется ана на внешнее, на форму; в украинских невозможно, чтобы появился какой-то раскол причин обряда, буквы, их религиозность - внутренняя.В целом Костомаров пропагандировал идею мессианства украинского народа И восстанет Украина из своей могилы и снова обратится ко всем братьям Славян и услышат крик ее, и восстанет славянщине, и не е останется ни царя, ни царевича, ни царевны, ни князя, ни господина, ни боярина, ни крепостного, ни холопа - ни в Московии, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии, ни в Хорватии, ни в Украина будет независимой Речью Посполитой в союзе Славянском Тогда скажут все языки, указывая рукой на то место, где на карте будет нарисована Украина: вот камень, которому быть в углу.

 

 

37.Особенности философии О. Новитского, С. Гоготского:

НОВИЦКИЙ Орест – рус. философ, представитель "философии" неортодоксального православия. Противник материализма, Новиц. резко обрушивался на проникавшие в Россию идеи нем. материализма 19 в., к-рые связывались им с "опасностью" распространения социалистич. учений. В борьбе с материализмом, в поисках новых форм идеологич. господства религии над наукой Нновиц. стремился использовать достижения естествознания; при этом он приходил к пантеистич. идеям, за что подвергался критике в Санкт-Петерб. духовной академии. В целом труды Новиц. носят компилятивный характер. После критики Чернышевским и Антоновичем филос. деятельность Новиц. прекратилась. Работа: Об упреках, делаемых философии в теоретич. и практич. отношениях, их силе и важности.

Гогоцкого - одна из первых попыток создания в России философской энциклопедии. Гогоцкий подчеркивал роль умозрения как в философии, так и в частных науках. Он писал: "Самое отвлеченное умозрение не так безразлично, как думают, в отношении к живым интересам науки и может идти об руку с самыми живыми вопросами современности". Высоко ценил философские учения Канта и Гегеля. Кант, по мнению Гогоцкого, правильно указал на проблемы, без решения которых философия не может стать подлинной наукой, а именно - он обратил внимание на связь содержания философии с внутренней силой человеческого духа. Величие и глубина Канта "поражает особенно в том отношении, что при полном сознании достоинства приемов точной науки он в то же время всегда проникнут глубоким сочувствием к истинам сверхчувственным" (Там же. ТЛИ. Киев, 1866. С.86).
С Канта, по Гогоцкому, начинается новая эпоха, ибо Кант, признав, что дело философии заключается в уразумении сущего через мышление, направил философию на само мышление. В.В.Зеньковский пишет, что книгу "Kritik der Urtheilskraft" Г. считал "почти пророческой книгой" за то, что она связывает мир явлений с сферой безусловного бытия, устанавливает принципы телеологического истолкования бытия.
Однако коренную ошибку Канта Гогоцкий видел в его теории познания, которая ограничивает силу познания лишь миром явлений. Особенно импонировало Гогоцкий в гегелевском учении то, что Абсолютная идея (понимаемая Гогоцким как Божество) обнаруживает себя в мире физического и нравственного, выступая как творческая сила. Однако Гогоцкий критикует Гегеля за панлогизм, приводящий того к "преувеличенному понятию о нашем мышлении и к недостаточному, унизительному - о верховном существе". Рассматривая историю философии, Гогоцкий последовательно придерживался историзма.

 

 

38. Конкордизм В. Винниченко:

Исследуется категория счастья в этико-философском наследии Владимира Винниченко. Определяются причины, которые обусловили содержание нравственных исканий украинского писателя, рассматривается процесс формирования им собственной концепции создания счастливого человеческого бытия.

Мировоззренческая ориентация Винниченко отслеживается через призму проблемы морального выбора в целом. Это позволило признать, что с точки зрения моральности как выбора он ни на шаг не отступил от собственных жизненных позиций: пытаясь создать систему морали и счастья, сознательно ориентировался на марксизм.

Поскольку началом отсчёта в этической концепции В.Винниченко является понятие гармонии, особое внимание уделено в работе генезису её восприятия и художественного воплощения. Рождённый культурой “рубежа веков”, которая в лучших своих проявлениях демонстрировала гармонию и целостность мира, Винниченко в последний период жизни приходит к буддистской философии с её пониманием всеобъемлющей силы гармонии. Гармония и согласие определили сущность “конкордистской” ( с лат. – “согласованной”) системы писателя.

Задуманный как система поведения, “Конкордизм” должен был показать, что счастье не даётся человеку имманентно, а является продуктом его высшего познания и собственно творчества.

Поскольку сча<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...