Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система цен в экономике, принципы дифференциации цен.Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов. Взаимосвязь цен объясняется: 1) существованием единого процесса формирования затрат на производство; 2) взаимосвязанностью субъектов рынка между собой; 3) тесной взаимозависимостью всех элементов рыночного хозяйственного механизма. Система цен – единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка. Изменение уровня, структуры одного вида цен влечет за собой изменение других их видов. Это обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка. Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку. В современной ценовой среде действуют разные системы цен, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков. Мировые цены – цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка. Цены международных региональных рынков – цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные (базовые) рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товаров. Национальные (внутренние) цены – цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны. Цены в международном совместном бизнесе – цены, обслуживающие товарооборот в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса. Внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции. Группировка цен по сфере обслуживания национальной экономики: По сфере обслуживания национальной экономики дифференциация цен строится на основе учета особенностей различных сфер экономики. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен. Отпускная цена предприятия-изготовителя – цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного потребления. По способу установления различают: Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Они неизбежны в условиях переходного периода и применяются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон – продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике. В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере народного хозяйства различают: • оптово-отпускные цены на промышленную продукцию; • закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; • сметные цены в строительстве; • тарифы на различные производственные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (бани, фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги. Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой. В отечественной практике хозяйствования широкое распространение получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены размеров транспортных расходов используются различные виды цен «франко». Во внешнеторговой деятельности предприятий с этой целью применяются стандартизированные термины, которые обозначают наиболее часто используемые условия поставки, объединяемые в системе «Инкотермс» в редакции 2000 г. (“EXW”, “FCA”, “FAS”, “FOB”, “CIF”, “DAF” и др.). Цены могут различаться с учетом их территориального распространения: Единые цены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, квартирная плата и др.). Местные цены формируются по определенным территориям (областям, районам) под воздействием как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти. В зависимости от рынка, на который поставляется продукция: • цены для внутреннего (республиканского) рынка; • цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары). В зависимости от движения потоков во внешней торговле выделяют: • цены на импортируемые товары; • цены на экспортируемые товары. В зависимости от сроков действия используются: Постоянные (долговременные) цены устанавливаются без ограничения срока их действия на большинство товаров массового спроса. Скользящие цены могут использоваться в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока исполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства и сбыта, а также в периоды высокой инфляции. Первоначально согласованная цена к моменту исполнения договора может быть скорректирована с учетом изменения цен на материалы, ставок заработной платы или других факторов. Ступенчатые цены можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают предприятию повышенную прибыльность, а последней – могут лишь возмещать затраты на производство или их часть. Сезонные цены определяются дифференцированно по сезонам года и обусловливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг (овощи, фрукты, услуги фотографии, химчистки и др.). Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам, например, в зависимости от характера потребителя (предприятия или населения), для различных категорий населения (престижные цены – для обеспеченных покупателей, льготные – для детей, инвалидов и т.д.). Отдельный блок в системе цен представляют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии и в статистике: Планово-расчетные цены используются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях в расчетах между цехами и подразделениями предприятия. Учетные цены применяются для оценки движения продукции на предприятии. В зависимости от выбранной и оговоренной в приказе пред- приятия учетной политике в учете товаров могут использоваться покупные или продажные цены. Цены производителей продукции характеризуют изменение стоимости продукции непосредственно на производстве. Цена производителя состоит только из себестоимости и прибыли предприятия без учета косвенных налогов и неналоговых платежей. Потребительскими считаются цены на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Для анализа стоимостных показателей на всех уровнях управления широко используются текущие, т.е. цены на текущий период времени, и сопоставимые цены. Сопоставимые (или неизменные) цены применяются как в статистике, так и в планировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показателей и их динамики. Эти цены позволяют исключить влияние изменения цен.
4. БИРЖЕВАЯ КОТИРОВКА - установление курса ценных бумаг на фондовых биржах и цен на товары, представленные на товарных биржах; курсы регистрируются специальной котировальной комиссией биржи и отражают складывающуюся на биржевых торгах конъюнктуру, соотношения спроса и предложения. Определение обменного курса валют на определенный момент осуществляется путем котировки. Цель проведения котировки - установление либо реального (отражающего истинное соотношение стоимостей валют друг к другу), либо более выгодного для данного момента курса. Котировка может устанавливаться различными способами
В мировой практике наиболее употребительна прямая котировка. Для стран Британского содружества (английский и ирландский фунты и австралийский доллар) исторически сохраняется косвенная котировка. Европейская валютная единица (евро) также имеет обратную котировку. Курс валют в России определяется методом прямой котировки и выражает количество рублей за единицу иностранной валюты
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |