Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и методы воздействия государства на цены.Свобода предприятий в установлении цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государством. Можно выделить 3 степени такого ограничения. 1. Фиксация цен. Государство использует следующие основные способы фиксации цен: • использование цен прейскурантов. Ряд цен на товары и услуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов. Величину цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а так же министерствами и ведомствами. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены – к дефициту; • замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде; • фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. 2. Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий; 3. Регулирование системы свободного ценообразования: • запрет на горизонтальное фиксирование цен – запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. • запрет на вертикальное фиксирование цен – запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле; • запрет на демпинг – запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. • запрет на недобросовестную ценовую рекламу – подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару; · запрет на ценовую дискриминацию: Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности. К основным рычагам прямого ценового регулирования относятся: 1) установление верхнего абсолютного предела цены, «ценового потолка» (самый жесткий рычаг в условиях рынка); 2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости; 3) установление ограничений на посреднические вознаграждения; 4) определение нижнего предела цены, «ценового пола». Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции. Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. Крайним вариантом прямого ценового регулирования является установление фиксированных цен (цен однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством и др.
8. Государственное регулирование цен в РБ. Закон РБ «О ценообразовании». Правовой основой функционирования системы государственного регулирования цен являются: - Закон РБ «О ценообразовании» от 10.05.99 г. - Указ Президента РБ от 19.05.99 г. №285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в РБ» - постановление Совета Министров РБ №339 от 18.06.1999 г. «О комиссии по координации деятельности республиканских органов государственного регулирования по вопросам ценообразования» В качестве принципов ценообразования определены: • сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); • разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); • установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки; • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании. Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки на некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других. Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства. Согласно закону РБ «О ценообразовании» в республике могут использоваться следующие основные способы государственного регулирования цен: • установление фиксированных цен (тарифов); • установление предельных цен (тарифов); • установление предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; • установление предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф); • установление порядка определения и применения цен (тарифов)
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |