Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценовое регулирование деятельности монополий в РБ.

Антимонопольная деятельность государства направлена на поддержку предпринимательства, развитие свободной конкуренции в национальной экономике и затрагивает экономические интересы хоз. субъектов и населения.

Основным критерием определения доминирующего положения на рынке, т.е. отнесения к монополистам, является доля хозяйствующего субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую нормативными документами.

Для производителей продукции или услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) предельная величина составляет:

• для одного хозяйствующего субъекта – 30 %;

• для двух – 54 %;

• для трех – 78 %;

• для четырех – 95 %.

Для хозяйствующих субъектов – производителей продукции производственно-технического назначения предельная величина составляет:

• для одного хозяйствующего субъекта – 45 %;

• для двух – 67 %;

• для трех – 86 %;

• для четырех – 100 %.

Если, например, одно предприятие владеет более чем 30 %, а два –более чем 54 % рынка, то эти предприятия признаются монополистами и

включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности).

Реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цены на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами (к естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии).

Во второй раздел входят предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов.

Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то такое предприятие исключается из второго раздела и включается в третий раздел.

Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе и ценовых.

Каждый из разделов Реестра содержит два подраздела: республиканский, включающий предприятия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ административно-территориальных единиц, населенных пунктов).

В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого

предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности,

предельного уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных

цен (тарифов). Последнее представляет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных

обоснований.

Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

Различают несколько видов монопольных цен:

монопольно высокой ценой является цена, которая устанавливается

с целью получения сверхприбыли и (или) компенсация необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или граждан;

монопольно низкой является цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке данного товара;

монопсонически низкой ценой является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующем на рынке данного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации не обоснованных затрат за счет поставщика.

Признаками монопольно высоких цен могут служить:

n повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и/или получение сверхприбыли в результате:

преднамеренного сокращения объемов производства и реализации при наличии устойчивого спроса;

скрытого уменьшения объемов производства и реализации, под этим подразумевается, как правило, снижение качества продукции при формально неизменной величине выпуска;

n скрытое повышение цены (неизменность цены при снижении качества) в целях компенсации необоснованных затрат и/или получения сверх прибыли;

n различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющие интересы других хозяйствующих субъектов или населения.

Признаками монопольно или монопсонически низких цен могут служить:

создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным;

покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, или по ценам, не обеспечивающим продавцу получение прибыли на среднеотраслевом (региональном) уровне или возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктуры;

не обусловленное конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на данном товарном рынке (или уровня заработной платы его работников) путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.

Признаки монопольных цен могут быть выявлены двумя способами:

n прямой способ как сравнение фактических цен и объемов производства с соответствующими значениями, которые имеются или имелись бы на конкурентном рынке;

n косвенный способ как анализ и сопоставление динамики цен, объемов производства (изменение объемов производства учитываются в натуральном выражении), прибыли, рентабельности, средней заработной платы и других показателей со среднеотраслевыми или региональными показателями.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...