Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

Особенности ценообразования на жилищно-коммунальные услуги предопределяются разными факторами:

• социальной значимостью этих благ для населения,

• характером производства и потребления,

• спецификой местных условий производства,

• другие факторы.

Цены (тарифы) на жилищно-коммун-ые услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, сбор, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтами, техническое обслуживание) регулируются в соотв-ии с законодательством.

Цены (тарифы) на жилищно-коммун-ые услуги формируются на основе плановой себестоимости этих услуг, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с законодательством.

В состав услуг включаются:

· предоставление населению государственных квартир,

· создание нормальных условий проживания (водоснабжение, теплофикация, канализация, электрификация, газификация),

· благоустройство территорий (озеленение, освещение, санитарная очистка),

· техническое обслуживание жилищного фонда,

· пользование лифтами,

· сбор, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов.

Факторы, предопределяющие особенности ценообразования на жилищно–коммунальные услуги:

¾ социальная значимость этих благ для населения,

¾ характер производства и потребления,

¾ специфика местных условий производства

¾ другие факторы.

Особенности ценообразования в сфере ЖКХ

o цены и тарифы на услуги коммунального хозяйства выполняют функции отпускных и розничных цен.

o при установлении цен на жилищно–коммунальные услуги обеспечивается доступность всем слоям населения

o Цены и тарифы так же устанавливаются на льготном уровне и не возмещают фактических затрат, связанных с их предоставлением.

o Тарифы на коммунальные услуги дифференцируются по социальным признакам.

o Тарифы регулируются государственными органами.

o Производство и потребление большинства услуг (кроме производства электроэнергии и добычи газа) носят местный характер и утверждаются местными органами власти и различаются по областям и районам республики.

Дифференциация цен и тарифов на жилищно–коммунальные услуги по различным категориям потребителей:

ü население;

ü бюджетные организации, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, коммунальные предприятия;

ü сельскохозяйственные предприятия;

ü промышленные, строительные, торговые и прочие хозрасчетные предприятия.

Наряду с этим механизмом в Республике Беларусь осуществляется реформа жилищно-коммунального хозяйства и реализуется концепция сокращения и ликвидации перекрестного субсидирования по жилищно-коммунальным услугам. Ее основными направлениями являются:

1. Постепенный отказ от бюджетного финансирования жилищно-коммунальной сферы и перевод ее на полную окупаемость.

2. Осуществление поквартального и плавного роста тарифов для населения, исходя из планируемого роста его доходов.

3. Доведение уровня возмещения затрат населением по оплате за жилищно-коммунальные услуги до 75 %.

4. Введение для населения оплаты за отопление равными долями в течение всего года.

5. Снижение тарифов для юридических лиц дифференцированно, в зависимости от доли энергетической составляющей в себестоимости производимой организацией продукции.

Перекрестное субсидирование вызывает в экономике республики негативные процессы, обусловленные тем, что установление льготных цен и тарифов на энергоресурсы для отдельных категорий потребителей (в основном для населения) сопровождается ростом стоимости энергоресурсов для других их категорий (преимущественно для отраслей материального производства).

Формирование затрат жилищно-коммунальных служб характеризуется некоторыми отраслевыми особенностями. В себестоимость таких услуг, кроме затрат, предусмотренных типовым положением, включаются расходы:

• по техническому обслуживанию сетей и оборудования (водопроводных, канализационных и др.), находящихся внутри зданий;

• по техническому обслуживанию и ремонту счетчиков расхода воды и теплоэнергии, установленных у потребителей;

• по разработке энергобаланса;

• по оплате услуг связи, вычислительных центров, банков, в том числе по расчетам с квартиросъемщиками, арендаторами.

В цены (тарифы) на коммун-ые услуги для юр. лиц включаются:

а) затраты, зависящие от объёма оказываемых услуг;

б) установленные налоги и неналоговые платежи;

в) рентабельность в размере не более 30%;

г) затраты, связанные с предоставлением указанных услуг по льготным тарифам нас-ю, не покрываемые тарифами юр. лиц и др. источ-ми (с участием их рентаб-ти не более 15%).

 

Тарифы на электроэнергию и газ устанавливаются едиными по всей территории РБ с дифференциацией по отдельным категориям потребителей (промыш-ть, с/х и нас-ие). Тарифы за электроэнергию для населения независимо от ведомственной подчиненности электростанций устанавливаются исходя из норм электропотребления отдельно для гор-го и сельского нас-ия.

Тарифы на воду и услуги канализации устанавливаются местными органами власти, как правило, дифференцированно для различ. городов или нас-ных пунктов. Факторы: природные особенности источников водозабора (подземные, открытые, смешанные), разная протяженность водопроводной и канализационной сетей.

Расчет цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги осуществляется:водоснабжения и канализации - за 1 куб. метр реализованной воды и за 1 куб. метр отвода сток в городскую канализацию;отопления и горячего водоснабжения - за 1 Гкал тепловой энергии;сбора, вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов - за 1 куб. метр;за пользование лифтами - на 1 человека в месяц;по техническому обслуживанию жилого дома - на 1 кв. метр общей площади жилого помещения.

Формирование тарифов за пользование лифтамиосуществляется исходя из расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства области (г. Минска) по оплате услуг лифторемонтных организаций по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, общего количества обслуживаемых лифтов и численности граждан, пользующихся лифтами.

Тарифы на услуги по сбору, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов (далее - ТБО) форм-тся на основе плановой с/сти сбора, вывоза и обезвреживания 1 куб. метра ТБО, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей и прибыли, необходимой для накоп-ия средств на приобретение и норм-ое обновление контейнеров и спецтехники.

Оплата населением и юр. лицами коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, отопление) производится исходя из факт-го потребления этих услуг в натур. выражении, исчисляемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – по установленным местными исполнительными или распорядительными органами нормам (норм-ам) потреб-ия, а также тарифов на коммун-ые услуги, утвержденных в установленном порядке Тарифы для предп-ий на услуги по водо-, теплоснабжению и канализации в республике индексируются ежемесячно в завис-ти от изменения курса белор. рубля по отнош-ю к доллару США. При этом расчет произв-ся по след. формуле:Ти = Тб • [(Кс + Кт • Ки / К6)],где Ти тариф, проиндексированный на изменение курса доллара США, р.; Т6 действующий тариф, р.; Кскоэффициент собственных затрат (1 – Кт); Кт коэф-ент топливной составляющей в затр-х; Кизначение курса белорусского рубля по отношению к доллару США на дату индексации цены (тарифа), p.; Kб значение курса белор. рубля по отношению к доллару США на дату установления цены (тарифа), р.

 

23. Особенности ценообразования в общественном питании.

Ценообразование на предприятиях общественного питания считается наиболее сложным. Связано это с тем, что в деятельности этих предприятий сочетаются такие функции, как производство и продажа продуктов питания как собственного производства, так и покупных товаров, а также оказание услуг населению в удовлетворении их потребностей в питании в недомашних условиях.

На предприятии общественного питания изготавливаются готовая обеденная продукция, а также мясные, овощные и другие полуфабрикаты. Различают:

Собственная продукция – это продукция, которая подвергается кулинарной обработке (холодные закуски, первые, вторые блюда, горячие и холодные напитки, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты, приготовленные на предприятиях общественного питания).

Покупные товары – это товары, полученные от других поставщиков и реализуемые на предприятиях общественного питания без кулинарной обработки (табачные и кондитерские изделия, спички, напитки, мороженое ).

Цены на продукцию предприятий общественного питания относятся к системе розничных цен, т.к. продукция реализуется населению, но методика и порядок их определения существенно отличаются от ценообразования на промышленные и продовольственные товары, реализуемые в торговле.

Предприятия общественного питания одновременно осуществляют производство, реализацию и организацию потребления продукции собственного производства. Кроме того, они занимаются продажей продукции, готовой непосредственно к потреблению без какой-либо дополнительной обработки (хлебобулочные и кондитерские изделия, фрукты, алкогольные напитки, табачные изделия и др.).

Издержки производства в общественном питании в отличие от других отраслей определяются без стоимости сырья, используемого для изготовления продукции. В их состав включаются лишь собственные затраты связанные с производством продукции: заработная плата работников, затраты на транспортировку и хранение сырья и полуфабрикатов, расходы на топливо и электроэнергию, амортизация основных производственных фондов.

Издержки обращения представляют собой затраты на реализацию продукции и покупных товаров: оплата труда продавцов, расходы на транспортировку покупных товаров, амортизация стоимости торгового оборудования, магазинов, киосков и т.д.

К издержкам по организации потребления относятся расходы на заработную плату официантов, гардеробщиков, уборщиц обеденных залов, на содержание и износ помещений и оборудования обеденных залов, столовой посуды и др.

Особенностью ценообразования в общественном питании является применение разных цен на продукты, поступающие на предприятия из различных источников. Продукты могут быть закуплены непосредственно у предприятий-изготовителей, в розничной торговой сети, на колхозных рынках, у населения, у подсобных хозяйств, со складов своей организации. В этой связи предприятия общественного питания включают их в калькуляции по отпускным ценам с добавлением торговых надбавок либо по свободным или регулируемым розничным ценам, либо по ценам приобретения (от коммерческой торговой сети, населения). Цены на продукцию собственного производства на предприятиях общественного питания складываются из стоимости сырья по регулируемым или свободным розничным ценам и наценок. Цены на полуфабрикаты, кулинарные, булочные и кондитерские изделия и напитки для реализации их в торговых залах и буфетах предприятий общественного питания, в магазинах кулинарии, мелкорозничной сети, на выставках-продажах определяются предприятиями-изготовителями по калькуляции с применением наценок к стоимости сырья. Так, цены на кулинарные, булочно-кондитерские изделия и напитки собственного производства определяются с применением наценок к стоимости сырья в размере 40 %, на торты и пирожные – 50 %, на полуфабрикаты – 30 %.

Уровень наценки на изготовленные блюда и другую собственную продукцию, а также на покупные товары устанавливается в зависимости от наценочной категории предприятия. Предприятия общественного питания подразделяются на пять наценочных категорий: люкс, высшая, первая, вторая, третья.

Наценочная категория предприятия указывается в лицензии на торгово-производственную деятельность предприятий общественного питания. Наценки формируются преимущественно на затратной основе и предназначены для возмещения предприятиям общественного питания издержек по производству, реализации, организации потребления продукции, обеспечения плановой прибыли для нормальной работы и уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством. Сумма полученных наценок от реализации продукции общественного питания составляет валовой доход общественного питания.

К предприятиям наценочной категории люкс относятся рестораны и бары, отличающиеся от предприятий других наценочных категорий уникальным характером объемно-планировочного решения сооружения и повышенной комфортностью.

К предприятиям общественного питания высшей категории принадлежат рестораны, кафе, бары, отличающиеся также высоким уровнем обслуживания и значительным объемом услуг.

К предприятиям первой наценочной категории относятся рестораны, кафе, бары, буфеты с меньшим, чем на предприятиях высшей категории, объемом услуг.

Во вторую категорию входят кафе, бары, столовые, буфеты, работающие по методу самообслуживания; в третью – расположенные на территории производственных предприятий, учреждений, учебных заведений и обслуживающие их контингент.

Предприятия общественного питания должны иметь документ о присвоении наценочной категории (свидетельство, приказ, распоряжение и др.).

Указ Президента от 1.03.2010 г. №127 «О внесении дополнений в указ президента от 16 мая 1999 №225»:

- формирование наценочнок и цен в рестране, кафе, барах наценочных категорий люкс, высшая, первая осуществляется с учетом конъюктуры рынка;

- сохраняется гос.регулирование наценок и цен в соц-но ориентированных объектах общ-ого питания второй и третьей наценочных категориях.

Предельные размеры наценок устанавливаются в процентах к стоимости набора сырья в розничных ценах и составляют: для предприятий люкс – 200 % , высшей категории – 170 %, первой – 120 %, второй – 70 %, третьей категории – 40 %.

В зависимости от типа предприятия общественного питания, ассортимента выпускаемой продукции и способа ее реализации в республике могут использоваться два метода калькулирования продажных цен на продукцию собственного изготовления:

• исчисление розничной цены готового изделия по стоимости сырьевого набора с учетом отнесения предприятий к определенной наценочной категории;

• определение отпускной цены на основе расчета себестоимости единицы выпускаемой продукции и норматива рентабельности.

При применении первого метода формирования цен на основе наценок в качестве источников валового дохода организаций общественного питания выступают торговая надбавка и наценка. Они образуют валовой доход организаций общественного питания, который предназначен для покрытия издержек производства и обращения, уплаты всех видов косвенных налогов и платежей и формирования прибыли. Второй метод применяется редко. При калькулировании продажных цен на основе себестоимости сырье включается в калькуляцию по ценам приобретения.

Основными ценовыми документами на предприятиях общественного питания являются калькуляционные карточки и меню. На каждом предприятии общественного питания на каждое наименование блюд составляется калькуляционная карточка по установленной форме. Продажная цена на продукцию собственного производства исчисляется с помощью калькуляции в калькуляционной карточке бухгалтером-калькулятором. Калькуляционная карточка составляется на каждое блюдо или изделие кухни.

В типовой форме калькуляционной карточки указываются:

• порядковый номер карточки;

• наименование блюда;

• номер рецептуры, колонки и название Сборника, из которого взята рецептура;

• количество продуктов в кг на 10 (100) порций блюд или 10 кг продукции;

• розничная цена продуктов с НДС за кг;

• стоимость набора сырья в розничных ценах на 10 (100) порций или 10 кг;

• наценка в процентах к стоимости набора сырья;

• продажная стоимость набора сырья на 10 (100) порций или 10 кг;

• продажная цена 1 порции блюд или 1 кг изделия;

• выход готовой продукции в граммах.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...