Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне.

Произведения о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне — это нерукотворный памятник советским воинам, победившим фашизм.

Повести В. Быкова о минувшей войне по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. Главная проблема, которую поднимает В. Быков в своем творчестве, — это проблема героизма. Однако писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, во имя чего совершает героический поступок.

Пожалуй, одной из характерных особенностей военных повестей Быкова является то, что он не щадит своих героев, ставит их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делает это автор не случайно, потому что в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью. Так происходит и с героями повести "Сотников".

Через всю повесть проходят два героя — бойцы одного партизанского отряда. Им нужно добыть продовольствие. Но они сразу оказываются в неравном положении. Сотников пошел на задание с тяжелой простудой. Когда Рыбак с удивлением спросил его, почему он не отказался, если болен, то Сотников кратко ответил: "Потому и не отказался, что другие отказались". Эта выразительная деталь достаточно много говорит о герое — о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.

Сотников и Рыбак попадают в плен. Рыбак соглашается на предложение следователя служить полицаем. Иной путь выбирает Сотников, которому гораздо тяжелее выдерживать и мороз, и преследования, и пытки. Решившись на смерть, он пытается своим признанием спасти ни в чем не повинных людей. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру и силу духа.

Писатель сосредоточивает внимание в основном не на глобальных, широкомасштабных действиях. В центре его произведений оказывается человек в экстремальной ситуации, которая нередко возникает в военной обстановке. Как этот человек себя поведет? По-разному... Но в целом герои Быкова - люди гордые и честные, понятие Родины для них превыше всего.

 

Проблема отцов и детей (конфликт и преемственность поколений) существовала всегда и в настоящее время она остается актуальной.

Естественно, что эта тема нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова, в повести «Станционный смотритель», в «Скупом рыцаре», в трагедии «Борис Годунов» Пушкина, в романе «Отцы и дети» Тургенева.

Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. “Отцы” придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. С болью осознает поколение уходящих свою слабость, напрасно так уверено в своих силах молодое – в борьбе “отцов и “детей” не бывает победителей. Проигрывают все. Но если нет борьбы, нет прогресса. Если нет отрицания прошлого, нет будущего. Однако нравственная сторона этого конфликта по своему характеру более трагична, чем социальная, потому что задевается душа человека, его чувства.

Во времена своих тяжких раздумий о причинах расхождений с сыном Николай Петрович вспоминает эпизод из своей жизни: он поссорился с матерью и заявил ей о том, что она понять его не может, так как они принадлежат к разным поколениям. “Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька – а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю”.

Он не хочет даже признаться себе, как обижает его и снисходительный тон Аркадия, и его дружба с “нигилистом”, и его новые взгляды, а главное - нежелание признать отца равным себе, близким по духу человеком. Николай Петрович не хочет чувствовать себя “отставным человеком”, стариком.

При встрече Базарова с родителями конфликт поколений достигает своего апогея. Это проявляется прежде всего в том, что ни

 

сам Базаров, ни, даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой относится к своим родителям. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой – в его словах сквозит презрение к “глупой жизни отцов”. И это презрение не наносное, как у Аркадия, оно продиктовано его жизненной позицией, твердыми убеждениями.

Отношения с Одинцовой, с родителями доказывают, что даже Базаров не может полностью подавить свои чувства и подчиняться только уму. Трудно объяснить, что же не позволит ему окончательно отрешиться от родителей: чувство любви, жалости или чувство благодарности за то, что именно они заложили основу для развития его личности.

В разговоре с Аркадием Базаров утверждает, что “всякий человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я”. Здесь, бесспорно, Базаров не прав. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, их ошибка создали почву для интеллектуального роста Базарова. Он, как и все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать. Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам Базаров не хочет сблизиться со стариками, считая это шагом назад. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно на таких, на силах их душ, на их вере и любви.

Очень часто дети, когда вырастают и начинают жить самостоятельной жизнью, уделяют своим родителям все меньше и меньше внимания, все больше отдаляются от них.

В повести Пушкина «Станционный смотритель» дочь главного героя Дуня убежала в Петербург с гусаром. Ее отец очень волновался за нее, за ее будущее. Он по-своему желал Дуне счастья. В этом случае конфликт между отцом и дочерью заключается в разном понимании счастья.

Итак, как мы видим, проблема отцов и детей нашла наиболее полное отражение в русской классической литературе, многие писатели обращались к ней, считая ее одной из злободневных проблем современной им эпохи. Но эти произведения популярны и актуальны и в наше время, что свидетельствует о том, что проблема взаимоотношений между поколениями принадлежит к вечным проблемам бытия.

Тема дружбы

«В доме человеческого счастья дружба сводит стены, а любовь образовывает купол». В этих словах К. Прутковая образно определила роль дружбы в человеческих отношениях. Развитие дружбы предусматривает следование ее неписаному «кодексу», что утверждает необходимость взаимопонимания, откровенности и искренности. Она предусматривает доверчивость, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.

Тема дружбы — одна из ведущих в русской литературе. Она звучит во многих стихотворениях поэтов первой половины ХIХ века, в частности, в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.П. Батюшкова, Н.П.Огарева и других поэтов-романтиков.

Тема дружества и братства проходит красной нитью не только через русскую литературу, но и через всю великую нашу культуру, одной из базовых ценностей которой является ценность дружбы, пронизанная идеями взаимовыручки и взаимопомощи.

«Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен», — так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу. Для поэта чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Пущину, Дельвигу , Чаадаеву, Кюхельбекеру . Самые первые из них были написаны в лицейский период. И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства ―священного союза.

Стихи Александра Сергеевича Пушкина о дружбе вошли особой темой в

русскую классическую литературу, они создали тот неповторимый идеал

братских чувств:

 

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я...

Дружба в этом стихотворении - это целая жизнь, прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.

Дружба для Александра Сергеевича Пушкина была одной из важнейших

жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты.

По моему глубокому убеждению, дружба - самое необходимое для жизни. Никто не может жить без друзей, даже если бы он имел все другие богатства.

СЧАСТЬЕ

Что такое счастье? Соучастье

в добрых человеческих делах.

Н.Ассев

Вопрос о счастье - это не просто вопрос о том, как быть удачливым, довольным или добродетельным, но прежде всего о том, в чём заключается хорошая жизнь и к чему человеку следует стремиться в первую очередь.

Некоторые думают, что счастье заключается в достатке, в так называемых внешних атрибутах жизни. Но всякий ли достаток способен принести счастье? Может ли богатство стать ключом к счастью? Нет! Ведь богатство обладает как счастливые, так и несчастные. Кэтому хочется добавить, что само по себе богатство никого не сделает счастливым.

Что же такое счастье? В чём его «сердцевина»? Кого можно назвать по-настоящему счастливым человеком? На эти вопросы трудно дать однозначный ответ. Однако, по моему мнению, в погоне за достатком, богатством или славой счастья не найти. Все желают счастья, все стремятся к нему. Но счастье, по моему глубокому убеждению, является следствием, результатом нравственно выдержанной, добродетельной жизни, борьбы с самим собой. Счастье - это награда за справедливость, милосердие и праведность. Его надо заслужить.

Вспоминается мудрое наставление Козьмы Пруткова: «Хочешь быть счастливым - будь им». Это наставление можно переформулировать и так: «Хочешь быть счастливым - будь добродетельным». Это трудное счастье. Но разве не в этом смысл жизни?

Русский философ П.Чаадаев однажды заметил: «Вы хотите быть счастливым? Так думайте как можно меньше о собственном благополучии, заботьтесь о чужом. И вы достигнете счастья». Трудно не согласиться с этим.

Роль учителя в жизни человека.

Всё начинается с учителя... Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия – одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

Незабываемое впечатление произвёл на меня рассказ В. Распутина «Уроки французского». В нём создан образ учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она всё же перевернула, отогрела душу мальчика.

Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиске» В. Быкова. В своём произведении автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. События повести происходят во время Великой Отечественной войны. Ребята подпилили столбы у моста, по которому должен был ехать полицай. Через несколько дней немцы схватили мальчишек и пообещали их освободить , если придет учитель. Мороз понимал, что это ложь, знал, что казнят всех – и его, и ребят. Но пошел на верную смерть. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания.

В. Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель Мороз, человек с большой буквы.

Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит». Где же взять силы учителю для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, в сердце, открытом навстречу людям.

 

Роль матери в жизни человека.

Берегите своих матерей!

В трудный час согревайте им руки!
Нет любви материнской светлей,
Тем она и теплей, и сильней,
И она не подвластна разлуке!

Светлана Жачук

Для мамы и папы мы всегда будем детьми. Каждый наш шаг, каждый наш поступок, и хороший, и плохой, отзывается в материнском и отцовском сердце радостью или болью. Счастьем или страданием. Мы должны помнить, что в своей безграничной любви к детям родители порой забывают о себе. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человеческий долг детей платить родителям за их заботы, за их безграничную любовь и преданность. Платить тем же: заботами, любовью, преданностью». Долг детей перед родителями нельзя измерить ничем.

К сожалению, в жизни есть немало примеров неуважительного отношения детей к своим родителям. Вспомним рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», который основан на реальных событиях. Рассказ повествует о жизни Катерины Петровны и ее дочери. Судьбы этих людей во многом типичны, и можно привести множество примеров, когда жизненная ситуация сложилась приблизительно так же, как и у них. Но Паустовский не желает принимать подобные отношения между любящими друг друга людьми.

Катерина Петровна доживает свой век в старом доме в деревне, ей одиноко, неуютно. Ее дочь Настя работает в Ленинграде. Уже четыре года она не навещала маму. Только изредка дочь присылала ей деньги. Но Катерине Петровне деньги не нужны, ей нужна дочь, ее понимание, забота и любовь.

Вина Насти остается неискупленной. Она не приехала проститься с матерью, не приехала на похороны. А ведь никто ее так не любил, как мама. «Ненаглядная моя»,- так называла Настю Катерина Петровна. Никто, кроме матери, не может снять с Насти непоправимой вины, невыносимой тяжести. Рассказ заканчивается именно этой фразой, не оставляющей сомнения в том, что такое отношение к родителям - тяжкий грех.

По моему глубокому убеждению, по-настоящему любить родителей – это значит приносить домой мир и покой, дорожить самыми близкими людьми. Не случайно народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети».

Любовь к Родине.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Русская пословица

 

Человека создает Родина, земля, на которой он родился. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, умножение ее богатств, мир на земле.

По моему глубокому убеждению, Родина, Отечество, преданность земле, на которой ты родился, - это высшие ценности человеческой жизни. Слово Родина того же корня, что и слово родитель. В каждом из нас должно быть понимание того, что именно Отечество рождает нашу человеческую душу. Нет ничего дороже Отечества.

Иван Сергеевич Тургенев однажды заметил: «Россия без меня может прожить, я же без России - ничто».

Мы живем в сложные годы… Бездуховность, нравственные и моральные болезни … Иногда мы перестаем различать разницу между добром и злом…

В чем же спасение? Думаю, в этом мире только любовь к родной земле может стать источником спасения. Вспоминаются строки моего любимого поэта Станислава Куняева:

На родине такая тишь,

Которой в мире не осталось.

И только в ней ты растворишь

Свою февральскую усталость…

В жизни все сложно, неоднозначно, содержательно. Что же важно для нас? Важно - видеть, важно –любить, быть человеком на земле.

 

О смысле жизни.

 

Как жить? Во имя чего жить? Не ответив на эти вопросы, не­возможно стать человеком. Все мы знаем, что смертны, что жизнь коротка, и каждому хочется уйти не бесследно, что-то оставить людям. Ведь любой из нас - маленькое звено в бесконечной цепи поколений, и без этого звена распадается вся цепь. Вспоминаются строки Леонида Мартынова:

Скажи:

Какой ты след оставишь?

Каждый человек своей жизнью отвечает на этот вопрос.

О смысле жизни немногие задумываются в ранней юности, потому что неизбежный конец представляется бесконечно далёким, а человеческие возможности - неограниченными. Но вспом­ним, что поэт Д. Веневитинов ушёл из жизни в 22 года, М.Ю.Лермонтов - в 26, а гениальная Надя Рушева, оставившая более 10 тысяч прекрасных рисун­ков, - в 17. Эти люди не только успели подумать, для чего живут, но и реализовали себя в твор­честве, в созидании, хотя ушли из жизни очень рано.

Но горькой и одинокой становится участь человека, суще­ствующего бесцельно, страшен час, когда приходится подво­дить итоги.Вспомним «Героя нашего времени». Ночь перед дуэлью. Печорин думает о главном: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне на­значение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы не­объятные... Но я не угадал назначения...» Да, он жил для себя, никому не принёс счастья, ему нечего оставить людям, поэтому в ночь перед дуэлью он трагически одинок.

Конечно, трудным было его время, пошлым - окружение. Всё это сыграло свою роль, усугубило его трагедию. Но вспом­ним самого М.Ю.Лермонтова. Время Печорина - это и его время. Но какой осмысленной и целеустремлённой была жизнь гениального поэта!

3начит, во многом от самого человека зависит его судьба: он сам может сделать жизнь полной, осмысленной, не останавливаться в поисках истины, добра и справедливости или обречь себя на скудное, пустое существование.

Дело, работа, результаты труда, труда души и труда рук, - вот что остаётся после нас людям, вот ради чего стоит жить.

 

 

Книга в нашей жизни..

Любите книгу всей душой!

М. Горький

Бесспорно, книга – источник знаний. Но разве дело только в этом? Книга – источник мудрости и совести, истины и милосердия, гуманизма и доброты, накопленных многими поколениями. Она передаёт нам такой опыт, который не может быть итогом жизни только одного, даже самого гениального, человека. Очень точно сказал об этом А. И. Герцен: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить…»

Мир книг неисчерпаем, и в этом мире каждого из нас ждут великие открытия, наполняющие жизнь новым смыслом. Если бы мне пришлось выбирать единственную книгу, я снял бы её с заветной полки, где стоят самые любимые. Но какую же выбрать? Конечно, такую, которая отвечала бы на главные вопросы, могла бы стать советчиком и другом. Да, но сегодня главным кажется одно, завтра – другое. Однако есть книги, которые не стареют, а растут и взрослеют вместе с нами, читателями. Они всегда - наши ровесники, и с ними не бывает скучно. И все-таки какая она, моя единственная книга?

«Война и мир» - это не только гениальная книга о людях и событиях прошлого. Роман Толстого современен даже сегодня, как сто тридцать лет назад; на его страницах живут, сражаются, любят, ненавидят, умирают, дружат живые, понятные нам люди. Как и они, мы решаем для себя «вечные» вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?» как и герои Толстого, мы думаем о героизме и трусости, о совести и чести, о патриотизме и верности, о любви и измене.

Общих ответов на наши вопросы нет, и даже Толстой подсказать их не сможет, но он научит поступать так. Чтобы не стыдиться самих себя, стремится «быть вполне хорошими».

Может, это покажется наивным, но я уверен в том, что люди, читающие Блока, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, лучше тех, кто не читает, - они совестливее, требовательнее к себе, добрее. И хотя нельзя посоветовать, что читать, чтобы стать умным, что читать, чтобы стать добрым и благородным, я уверен: для этого просто надо читать главные, «единственные» книги.

 

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости. Именно о нем мечтали многие поколения русских писателей. И в этом процессе духовного созидания особая роль принадлежит А.С. Пушкину. Ему, поэту-пророку, Богом был дарован талант «глаголом жечь сердца людей», пробуждая «чувства добрые» в их душах.

Чем руководствоваться? За что же держаться? Ответ автора «Капитанской дочки» однозначен: держаться нужно за свою совесть, за честь в глазах Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Но как непосредственно в жизни следовать этому совету? И «Капитанская дочка» подсказывает: надо быть милосердным. Именно милосердие лежит в основе совестливости. И это христианский, глубоко русский взгляд на очень важную нравственную категорию, которая, в свою очередь, поддерживает, преображает достоинство человека и его честь.

Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петруша дарит вожатому полтину денег на водку и свой заячий тулуп. Прижимистый Савельич ропщет: подарок лишен смысла, «он его пропьет, собака, в первом кабаке». Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером и беглым казаком нечто иное… Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, а этого не должно быть, и нельзя проходить безразлично мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно и даже кощунственно.

Чем же можно ответить на милосердие? Чем его измерить? Только милосердием же. Не боясь уронить достоинство атамана в глазах соратников, Пугачев следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: « Я помиловал тебя за твою добродетель. Каким же законом управляется поведение Пугачева? Думаю, все тем же законом совести, которым так часто пренебрегают в этом мире, но которого нет выше и благороднее. Пугачев не может не помиловать Гринева, так как перечеркнуть то внутреннее человеческое единение, которое оба ощутили при первой встрече, значило бы уничтожить в себе самом нечто самое дорогое, самое святое.

Счастливый конец «Капитанской дочки» - следствие глубочайшей уверенности писателя – гуманиста в том, что человеческая история имеет свой смысл, что мир держится все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие, достоинство и сострадание.

 

Как влияет характер эпохи на формирование нравственных ценностей молодежи?

Каковы же предпочтения и приоритеты нынешнего молодого поколения? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? Эти вопросы являются одними из главных, потому что в России уже давно назрел «кризис» ценностной системы. Это проявляется в таких явлениях, как падение морально-нравственных норм, отсутствие четких правил и твердых принципов. А представления о ценностных ориентациях размыты.

Представители культуры, науки, образования, Православной Церкви обеспокоены духовно-нравственным воспитанием молодежи. Так, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, предметом особой заботы государства должна стать именно «молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве».

По словам Патриарха, в ситуации перехода от одной модели общества к другой, важно сохранить русскую культуру, непреходящие, вечные ценности: любовь к людям, веру, семью, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим.

 

Хорошо, если бы молодому человеку открылось величие жизни таких личностей, как преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий Печерские и множества других святых, просиявших на земле Русской. Множество творческих деятелей: Чайковский, Достоевский, Нестеров, Менделеев, Ломоносов - являют живой пример «с кого делать свою жизнь». Эти люди смогли совместить ценности вечной жизни и временной жизни.

 

В православной традиции есть учение о добродетелях. Святые отцы на многовековом опыте составили своеобразную духовно-нравственную «таблицу Менделеева». Существует семь основных добродетелей, из которых проистекают все остальные: это умеренность, целомудрие, милосердие, радость, терпение, мужество, смирение.

 

Для молодого пытливого ума в книгах Кассиана Римлянина, Ефрема Сирина, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова открывается грандиозная панорама битвы за обретение своей душой вечных ценностей. В этих книгах можно найти конкретное руководство, каким образом избавиться от пороков, которые преследуют каждого человека ежедневно, очистить душу от тайных грязных помыслов и желаний и укрепиться в свойственных каждому человеку по природе чистых устремлениях быть лучше, быть любимым и счастливым, быть красивым и умным.

Искусство, его роль в нашей жизни.

 

Что такое красота, добро, истина? Что может противостоять лжи и несправедливости? Как постичь духовные ценности и стать по - настоящему богатым человеком?

Если человек понимает искусство, он становится нравственно лучше. Такого человека, по моему глубокому убеждению, можно назвать счастливым. Почему?

Во-первых, всякое подлинное искусство является источником доброго, в самой основе своей оно глубоко нравственно. Кроме того, подлинное искусство вызывает в читателе, зрителе сопереживание и сочувствие к людям. Читая роман или рассказ, невольно сочувствуешь его героям. Иногда кажется, что чужая боль стала твоей болью. Чужая радость – твоей радостью.

Какое же искусство можно назвать настоящим? Вспомним Пушкина. «Чувства добрые я лирой пробуждал», - сказал поэт. Подлинное искусство глубоко человечно, оно пробуждает в людях «чувства добрые». Человек, любящий читать, любящий и понимающий музыку, награжден даром доброго понимания мира, окружающих людей. Настоящее искусство, несомненно, делает человека добрее, лучше, счастливее, восприимчивее к чужому горю и радости, оно развивает наш вкус, нашу духовную культуру.

Наконец, общение с настоящим искусством – это одна из самых больших радостей в жизни. Именно оно, подобно доброму садовнику, растит в наших душах добро и красоту.

Однажды К. Станиславский заметил: «Познавая искусство, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаёшь душу». Выше этого счастья нет.

 

Банк аргументов из художественной и публицистической литературы

 

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека) «Слово о полку Игореве» Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости.
А.П. Чехов «Степь» Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.
Л.Н..Толстой «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
В. Астафьев «Царь-рыба» Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.
Постижения прекрасного в природе Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями» Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.
Бережного отношения к природе    
В. Астафьев «Царь-рыба» Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ
Роли детства в жизни человека Л.Н. Толстой «Война и мир» Петя Ростовнакануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.
В. Астафьев «Последний поклон» БабушкаКатерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.
Роли семьи в формировании личности Л.Н. Толстой «Война и мир» В семьеРостовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Николай и Петя — стали по-настоящему хорошими людьми, а в семьеКурагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.
И. Полянская «Утюжок и мороженое» Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.
Материнства (роли матери в воспитании) М. Горький «Сказки об Италии» Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.
А. Фадеев «Молодая гвардия» В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.
К. Воробьев «Тетка Егориха» СиротаСанька в рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.
В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому...» Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
Материнства как подвига Л. Улицкая «Дочь Бухары» Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна .Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
В. Закруткин «Матерь человеческая» Мария,героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.
Взаимоотношения отцов и детей А. Алексин «Безумная Евдокия» Оленька,героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
Р. Брэдбери «Вельд» Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям.
Ф. Искандер «Начало формы» Герой рассказа,Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.
А. Амлинский «Нескучный сад» На примере трех поколенийсемьи Ковалевскихможно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.
Н.В. Гоголь «Мертвые души» Следуя завету отца «копить копейку»,Чичиковвсю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести.
Взаимоотношений в семье А. Амлинский «Возвращение брата» В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни
А. Алексин «Безумная Евдокия» Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого —успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...