Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к социологическому изучению культуры

Подходы:

1.Описывающий «статику» культуры

· Предметный – под культурой подразумевается все то, что создано человеком.

· Ценностный – изучает культуру как систему ценностей, признаваемую тем или иным социумом.

· Символический – изучает культуру как систему символов, определяющих отношение человек с миром.

· Текстовый – культура изучается как знаковое пространство.

2.Описывающий «динамику» культуры

· Деятельностный – культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности.

· Игровой – культура рассматривается как система правил, которые должны выполнять люди.

· Технологический – культура как особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители.

· Коммуникативный – культура изучается как система социальных коммуникаций.

3.Описывающие агентов культурной активности

· Диалоговый – культура рассматривается как сложное многоуровневое образование, в котором постоянно организуется диалог различных традиций и содержаний.

· Субъектный - внимание концентрируется на носителях той или иной культурной формы.

Структура культуры

Социальные нормы – общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённых ситуациях.

Типы норм:

· Нормы-правила – их выполнения обязательно.

· Нормы-ожидания – их выполнение желательно.

 

• Проскриптивные – запрещают определенный тип поведения.

• Прескриптивные – предписывают определенный тип поведения.

 

Формальный

Неформальный – существуют в коллективном сознании.

 

Нормы приближения к партнеру по общению:

1. Интимное расстояние (0 – 45 см)

2. Персональное расстояние (45 – 120 см)

3. Социальное расстояние (120 – 400 см)

4. Публичное расстояние (400 – 750 см)

Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

Санкции – реакции социального окружения на соблюдение или несоблюдение норм. Бывают позитивные и негативные.

Правила – элементы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Привычки – установившиеся схемы поведения в определенных ситуациях.

Частота и сила жестикуляции людей разных национальностей:

Финны – 1 раз в час.

Итальянцы – 80 раз в час.

Французы – 120 раз в час.

Мексиканцы – 180 раз в час.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Этикет – приятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения.

Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в течение длительного времени.

Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат.

Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых особо избранными и подготовленными людьми.

Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Оставшиеся элементы:

Вкус

Увлечение

Мода

Верования

Знания

Миф

Кодекс чести


 

Формы проявления культуры

Культура:

1. Элитарная – создается либо привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Включает в себя изящное искусство, классическую музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Она трудна для понимания неподготовленного человека.

2. Народная – создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Включает в себя мифы, легенды, сказки, песни, танцы и т.д.

3. Массовая – общедоступная культура, создаваемая профессиональными авторами и понятная всем слоям общества. Время появления – середина XX века. Обладает меньшей художественной ценностью нежели элитарная или народная культуры. Имеет коммерческий характер. Основная задача – развлекать и отвлекать.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...