Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация нетарифных ограничений.

Как известно, в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности.

Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:

1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);

2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой);

3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортереми-производителями;

4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов). Существует более 50 различных способов нетарифного ограничения, к числу которых относятся: государственная монополия на внешнюю торговлю, валютный контроль за вывозом товаров, введение системы лицензирования и т. д. Одни из них имеют целью общее ограничение импорта, другие направлены на торговую дискриминацию определенных стран путем поощрения импорта из прочих государств, третьи ограничивают или субсидируют экспорт.

2, 3, 4 и 5 группы относятся к административным мерам.

Из всех видов нетарифных барьеров наибольшее распространение получили «импортные квоты» — количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной к ежегодному ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт.

Импортная квота привлекательней для государства, чем тариф, потому что повышение ставок тарифа регламентируется международными торговыми соглашениями и правительство не всегда может самостоятельно повысить тариф. Проще оказывается установить строгие импортные квоты. Квоты, подобно пошлинам, снижают конкуренцию на внутреннем рынке определенной отрасли.

В 80-х годах правительство США установило квоты на импорт автомобилей из Японии. В результате цены на автомобили американского производства повысились примерно на 400 долл. за одну машину, японского производства — на 1000 долл. и, как это ни покажется странным, произошло сокращение рабочих мест в автомобильной промышленности США, поскольку американские фирмы, защищенные от японской конкуренции, сократили объем производства, чтобы повысить цены на автомобили и свои прибыли. Импортные квоты на сахар, введенные США, создали серьезные проблемы не только для стран-экспортеров, но и для американских потребителей. Цены на сахар стали в 4 раза превышать мировые.

Таким образом, при анализе воздействия импортных квот на благосостояние выясняется, что этот вид протекционизма имеет аналогичные тарифу последствия.

В отношении экспорта чаще используется политика субсидирования. Выражается она в том, что государство может предоставлять экспортерам низкопроцентные займы или налоговые льготы, что позволяет фирмам продавать свою продукцию за рубежом по более низкой цене, чем они могли продавать ее на отечественном рынке. Продажа одного и того же товара на зарубежном рынке по более низким ценам, чем на другом (обычно отечественном), или дешевле стоимости их производства, называется «демпингом».

Под нажимом конкурирующих с импортом фирм, когда факт демпинга удается доказать, государство вводит антидемпинговый тариф. Применение подобной меры санкционировано международным антидемпинговым законодательством.

Новой формой торговых барьеров являются добровольные экспортные ограничения — квота на экспорт национальных товаров, вводимая государством. Экспортеры продукции дают согласие на добровольные ограничения, в надежде избежать более жестких торговых барьеров. Например, автомобилестроители Японии, под угрозой введения Соединенными Штатами импортных квот, согласились на добровольные ограничения своего экспорта в США. Таково и «добровольное» соглашение США с общим рынком, в соответствии с которым ограничивается экспорт европейской стали в США.

Тарифные и нетарифные ограничения международной торговли имеют одно общее свойство — они ведут к излишним расходам или убыткам для общества в целом. Протекционизм обходится дорого. По результатам исследования Мирового банка, за каждое сохраненное рабочее место (например, в производстве одежды), экономика США жертвует приблизительно 170 тыс. долл., чтобы защитить работника, зарабатывающего около 13 тыс. долл. в год. По оценкам того же Мирового банка, каждое рабочее место, сохраненное за счет ограничения импорта автомобилей, экономике США в целом стоит 47 тыс. долл., а каждое защищенное рабочее место в сталелитейной промышленности — 71 тыс. долл.

Очевидно, что напрасно затраченные ресурсы могли бы более эффективно использоваться в других видах деятельности, для переподготовки и перераспределения работников.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...