Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1 Введение в микроэкономику

Тема 1 Введение в микроэкономику

1. Микроэкономика как наука. Субъекты и предмет исследования.

2.Проблема выбора в экономике.

3.Концепция экономического рационализма.

4.Позитивная и нормативная микроэкономика. Пределы и границы микроэкономического анализа.

5.Методология микроэкономики.

6.Развитие микроэкономики как науки в современной Беларуси.

Проблема выбора в экономике.

В процессе выбора, навязываемого обществу ограниченностью ресурсов, оно, как считают экономисты, сталкивается с необходимостью решения трех фундаментальных задач:

· что, т.е. какие товары и услуги и в каком количестве производить?

· как, т.е. с помощью, каких ограниченных ресурсов и технологических спо­собов производить нужные людям блага?

· для когопроизводить эти ограниченные жизненные блага?

В последнее время к этим трем фундаментальным вопросам добавился четвертый:

· когдабудут потреблены те или иные блага или ресурсы? Будем ли мы потреблять их или сберегать? Используем ли мы наши невоспроизводимые природные ресурсы сами или сохраним их для будущих поколений? Экологический и энергетический кризис, мрачные прогнозы «Римского клуба» (неофициальная некоммерческая международная организация, занимающаяся исследованием глобальных проблем роста и развития. Основана в 1968г.) способствовали тому, что этот четвертый вопрос стал одним из важнейших с точки зрения судеб современной цивилизации, выживания человечества.

При обсуждении этих и многих подобных проблем экономисты широко пользуются разного рода моделями, хотя и упрощающими реальную действительность, но позволяющими получать и демонстрировать в сравнительно сжатой, компактной форме определенные содержательные выводы. Попробуем с помощью простейшей модели рассмотреть основную экономическую проблему — что, как и для кого производить.

Предположим, что жители какой-то гипотетической страны, скажем Швамбрании, могут использовать свои природные и людские ресурсы для производства двух товаров или, лучше, двух групп товаров — средств производства и предметов потребления.

Построим график производственных возможностей Швамбрании (рис. 1.1).

 

 

По оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат — количество средств производства (У). Кривая А В С D, называемая границей области производственных возможностей (кривая трансформации), показывает максимально возможныеобъемы производства предметов потребления и средств производства при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка на кривой представляет определенную комбинацию этих двух видов товаров. Например, точка В представляет комбинацию ХВ единиц предметов потребления и УВ единиц средств производства.

Рис. 1.1 позволяет получить более четкое представление о трех взаимосвязанных понятиях — ограниченности ресурсов, выборе и затратах, как они интерпретируются в экономике.

Кривая ABCD, т.е. граница области производственных возможностей, характеризует одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции. Именно из точек, лежащих на этой кривой и представляющих различные возможные сочетания выпуска средств производства и предметов потребления, мы и должны (в силу гипотезы о рациональном поведении) выбрать ту, которая для нас наиболее предпочтительна.

Обратим внимание и на форму кривой ABCD. Она выпукла вправо вверх (вогнута к началу координат). Это связано с тем, что одни ресурсы могут быть более эффективно использованы в производстве предметов потребления, другие — в производстве средств производства. Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя, таким образом, структуру производства в пользу увеличения выпуска предметов потребления, нам придется вовлекать все в большей мере сравнительно малоэффективные для их выпуска ресурсы. Поэтому выпуск каждой дополнительной единицы предметов потребления будет «оплачиваться» все большим сокращением выпуска средств производства. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, а значит, будут расти и альтернативные затраты.

Альтернативные затраты – это количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара.

Может ли общество выйти за границу своих производственных возможностей, точнее, сдвинуть ее вверх и вправо? Конечно, может. Либо за счет увеличения производственных ресурсов (открытие новых месторождений полезных ископаемых, освоение новых земель, вовлечение в производственную деятельность ранее неработавших, в том числе и иммигрантов, строительство новых предприятий), либо за счет технических и технологических нововведений.

 

 

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и примерно в равной мере во всех отраслях, то граница производственных возможностей (рис. 1.2, а) сдвинется из положения АD в положение A1D1 и возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени.

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, расширение области производственных возможностей окажется сдвинутым влево, как показано на рис. 1.2,б.

 

Рис. 1.3 Индустриализация и пересторойка

 

Выйти на более высокую границу производственных возможностей можно и за счет увеличения накопления, роста физического капитала общества (строительства новых предприятий). Такой переход может потребовать сокращения размеров текущего потребления, а это может привести и к поистине драматическим последствиям для жителей страны, вставшей на путь форсирования индустриализации.

Обратимся к рис. 1.3. Общество первоначально находится в точке С на кривой АD. Чтобы выйти на более высокую кривую A1D1, оно должно создать новые производственные мощности. Нодля этого сначала ему придется перейти из положения С в положение В, т.е. сократить производство предметов потребления, а значит и само потребление, с ХС до ХВ, направив высвобожденные ресурсы на увеличение выпуска средств производства с УС до УВ. Лишь введя эти новые средства производства в эксплуатацию, общество сможет перейти на более высокую границу производственных возможностей A1D1и выбрать на ней положение Е, при котором обеспечивается больший объем производства и средств производства, и предметов потребления по сравнению с точками и С, и В.

Заметим, что объем производства потребительских товаров в точке Е превышает весь возможный объем их выпуска при полном, стопроцентном использовании на эти цели всех ресурсов, которыми располагала страна до начала индустриализации, т.е. при прежней границе производственных возможностей (точка Е лежит правее точки D),

Таким образом, выбрав намеченную нами траекторию роста своей экономики СВЕ, жители Швамбрании согласились бы пожертвовать своим сегодняшним благосостоянием во имя благосостояния будущих поколений. Трагедия в том, что при отсутствии внешней помощи темпы накопления, время, в течение которого страна осуществит переход с кривой АD на кривую A1D1, как и высота последней, зависят от размеров этой жертвы и готовности принести ее. (Лимитами индустриализации «могут служить лишь материальные возможности с напряжением всех трудящихся Союза на грани физической и психологической выносливости» Г. А. Фельдман)

Заметим, что, осуществив первоначальное накопление или индустриализацию, мы могли бы двинуться из точки В не в точку Е, а в точку G, т.е. продолжать накопление капитала в ущерб текущему потреблению. Производство, таким образом, начало бы работать само на себя (или на формирование военно-промышленного комплекса), игнорируя нужды и потребности людей.

А что произойдет, если правители Швамбрании, одумавшись, решат повернуть экономику страны навстречу потребностям людей? Смогут ли они плавно перевести ее из точки G, скажем, в точку Е, двигаясь строго вдоль кривой A1D1, т.е. осуществить структурную перестройку экономики? Нет, не смогут. Ведь накопленные средства производства, предназначенные для производства новых средств производства, не могут быть, как правило, использованы для выпуска потребительских товаров. Значит, переход из точки G в точку Е будет идти по траектории, проходящей ниже дуги A1D1 и сопровождаться хотя бы временно неполной занятостью имеющихся ресурсов. Таким образом, структурная перестройка экономики в этом случае будет сопровождаться спадом производства, закрытием некоторых производств и безработицей. (Точка К на рис. 1.3 характеризует максимальный спад) [5, c. 18-23].

Методология микроэкономики

Основным методом исследования, используемым микроэкономикой, является моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями. В отличие от многих естественных и особенно технических наук в экономике, как правило, преобладает идеальное моделирование, основывающееся не на материальной аналогии объекта исследования и модели, а на аналогии идеальной, мыслимой. Идеальное моделирование можно разбить на два класса: знаковое и интуитивное.

В экономической теории обычно используется знаковое моделирование, при котором моделями являются знаковые образования, как правило, формулы и графики. При этом знаковые образования и их элементы задаются вместе с правилами, по которым можно оперировать с ними. Заметим, что к знаковым моделям относятся также, слова и предложения в некотором естественном (например, русском или китайском) или искусственном языке.

Экономические модели должны в принципе отвечать ряду требований

· содержательность и реалистичность принятых посылок и допущений,

· предсказательная способность,

· возможность информационного обеспечения и верификации,

· общность и ряд других.

Предсказательная способность важна для моделей, имеющих целью предвидеть результаты влияния одних экономических параметров на другие (например, влияние введения налогов на объем продаж какого-то товара).

Реалистичность допущений и объясняющая способность важны для моделей, цель которых в объяснении поведения экономических агентов.

Объясняющей способностью в большей степени обладают графические модели [5, c. 35-36].

В этом УМК, как и в большинстве зарубежных курсов микроэкономики, графические модели, «картинки» являются основным способом представления материала. Достоинство «картинок» в их компактности, наглядности, легкой обозримости всех взаимосвязей между переменными. Но у них есть и недостаток. Легко читаемые «картинки» двумерны, тогда как трехмерные читаются уже не так легко, а многомерных «картинок» во­обще не существует. Это ограничивает до некоторой степени объясняющую способность графических моделей в микроэкономике.

В микроэкономике используются модели двух типов - оптимизационные и равновесные.

При исследовании поведения отдельныхэкономических агентов применяются оптимизационные модели. Поэтому основные рабочие понятия имеют здесь предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т.п. Это явилось основанием для того, чтобы назвать такую методологию экономического анализа маржмнализмом, а тех, кто пользуется ею, маржиналистами(от англ. margin — предел). Оба последних термина были введены английским экономистом Дж. Гобсоном (1858-1940) в работах «Индустриальная система» (1909) и «Труд и богатство» (1914) и носили пренебрежительный оттенок. Он сохранялся длительное время и в отечественной литературе. Своим проникновением в экономическую теорию термин «.margin» обязан двум английским экономистам — малоизвестному Т. Чалмерсу и последнему представителю классической школы Джону Стюарту Миллю[5, c. 37].

Функциональный анализ,отражая принцип взаимной зависимости экономических явлений, позволяет выделить в исследуемом явлении наиболее существенную и характерную черту, определить влияющие на нее силы (факторы), а далее — способ их взаимосвязи с ранее выделенной характеристикой, т.е. функцию.

Функциейназывается переменная величина, зависящая от других переменных величин — аргументов. Таким образом, функция выступает как зависимая переменная, а аргумент — независимая. Например, функция спроса на товар определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) – ожиданий потребителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен товаров-заменителей и др.[4, c. 19-20].

Второй тип моделей — модели рыночного равновесия — используется при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами. Обычно предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к нарушению баланса. Модели рыночного равновесия — частный случай более широкого и общего класса моделей экономического взаимодействия рыночных агентов. Они позволяют исследовать не только равновесные, но и неравновесные состояния экономики. Отдельные субъекты рынка, индивидуумы (домохозяйства) и предприятия, могут оптимизировать свое положение, лишь, если им известны все цены на потребляемые ими ресурсы и предлагаемые ими блага. Однако отдельный субъект обычно не может иметь определенного мнения о том, как он мог бы использовать свои средства при произвольно данном уровне цен. Практически он должен ограничиться решением: какое количество определенного товара он мог бы купить или продать при некотором изменении его цены,но при том, однако, условии, что цены всех остальных товаров остаются неизменными.

Вопросы для самопроверки

1. Что изучает микроэкономика? Какие сферы человеческих отношений являются ее предметом?

2. Какое значение имеет принцип редкости в экономических отношениях? Что такое «альтернативный выбор»?

3. В заключается основная экономическая проблема? Фундаментальные задачи, необходимые для решения проблемы выбора.

4. Что понимается под «рациональным экономическим поведением»? Что представляет собой модель «человека рационального», каковы условия этой модели?

5. Какие виды рациональности рассматриваются в экономической теории? Какие модели человека им соответствуют? Чем эти модели различаются и что в них общего?

6. Что в экономической теории является предметом анализа на микро - и макроуровне?

7. Раскройте содержание предельного и функционального анализа в микроэкономике.

8. В чем состоит проблема части и целого?

9. В чем заключается и для чего используется метод научной абстракции? Как проявляется принцип «при прочих равных условиях»?

10. Что представляют собой экономические модели? Для чего они нужны?

11. Назовите учебные пособия по курсу «Микроэкономика», подготовленные белорусскими авторами.

 

 

Литература

1. Бондарь, А. В. Микроэкономика : учеб. пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, H. II. Сухарева [и др.]; под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. — 2-е изд. — Минск : БГЭУ, 2009. С. 6 – 25.

2. Пиндайк, Р. С, Микроэкономика: Пер. с англ. / Р. С. Пиндайк, Д. Л. Рубинфельд. М.: Дело, 2000. С. 21 – 36.

3. Овчинников, Г. П. Микроэкономика. Макроэкономика. - СПБ: изд. Михайлова В. А., 1997. С. 21.

4. Новикова, И. В. Микроэкономика: учебник / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: Тетра - Системс, 2010.-С 7 – 7-17.

5. Гальперин, В. М., Игнатьев, С. М., Моргунов, В. И. Микроэкономика: В 3-х т. / Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа» ГУ ВШЭ. 2008. Т. 1. – 13 –38.

6. Лемешевский, И. М. Микроэкономика: основы микроанализа и белорусская прак­тика. Полный курс. Учебное пособие для студентов эконом, специ­альностей вузов. - 4-е изд., доп и перераб. - Минск: ФУАинформ, 2010. – С. 5 –34.

 

Запоминаем

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Микроэкономика, домохозяйство, фирма, государственные агентства (правительство), ограниченность ресурсов, редкость ресурсов, рациональное поведение, кривая производственных возможностей (линия трансформации), альтернативные затраты, полная рациональность, ограниченная рациональность, органическая рациональность, позитивный анализ, нормативный анализ, маржинальный анализ, функциональный анализ, модель рыночного равновесия.

Обсуждаем

1. Предмет микроэкономики. Экономические агенты.

2. Фундаментальные предпосылки микроэкономики.

3. Методы микроэкономического анализа.

4. Проблема выбора в экономике.

5. Концепции экономического рационализма.

6. Позитивная и нормативная микроэкономика. Пределы и границы микроэкономического анализа.

7. Развитие микроэкономики как науки в современной Беларуси.

аналитическая лаборатория: считаем, размышляем, обсуждаем…

Считаем

1. В экономике Буридании есть 100 единиц труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса. Гизия располагает 200 ед. Труда с производительностью 1 м ткани или 6 кг мяса.

Найти:

1) Изобразите КПВ каждой из этих стран.

2) Предположим, Буридания и Гизия решили объединиться. Изобразите КПВ нового государства Буригизия. Доступно ли объединенной экономике производство 500 м ткани и 600 кг мяса?

3) Если производство в п. 2 доступно, то каковы альтернативные издержки производства 1 кг мяса? А 1 м ткани?

4) Каковы совокупные альтернативные издержки 1200 кг мяса?

 

2. Греция обладает 100 ед. труда производительностью 1 л масла, или 2 апельсина, или их любая линейная комбинация. У Мавритании 50 ед. труда производительностью 1 л масла, или 1 апельсин, или их любая линейная комбинация.

1) Определите их совместную КПВ (объединенную).

2) Определите, доступно ли объединенной экономике производство 100 л масла и 125 апельсинов; если доступно, то каковы альтернативные издержки дополнительного 1 л масла?

3) Доступно ли объединенной экономике производство 50 л масла и 200 апельсинов. Если доступно, то каковы альтернативные издержки производства 200 апельсинов?

 

3. Выпускник школы имел возможность устроиться на работу помощником повара с зарплатой 1 тыс. руб. в месяц или помощником слесаря с зарплатой 1200 руб. в месяц, но предпочел продолжить образование в колледже с платой за обучение 20000 руб. в год и одновременно подрабатывать почтальоном за 500 руб. в месяц. Определите альтернативную стоимость его выбора.

 

Размышляем, обсуждаем

Кейс 1

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА 1

Л. Н. Гумилев излагает следующую версию упадка Вавилона: был основан амореями в XIX в. до н. э.; завоеван ассирийцами в VII в. до н. э., которых в 612 г. до н. э. разгромили халдеи.

Хозяйство Вавилонии базировалось на системе ирригации междуречья Тигра и Евфрата. Так как воды Тигра и Евфрата во время половодий несут много взвеси с Армянского нагорья, а засорение плодородной почвы песком и гравием бессмысленно, то избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. По совету жены — египетской царевны Нитокрис — царь халдеев Навуходоносор II построил канал Паллукат, начинавшийся выше Вавилона и оросивший крупные земельные массивы за пределами речных пойм Тигра и Евфрата. Евфрат стал течь медленнее, в оросительных каналах накапливались селевые отложения. Это способствовало увеличению трудовых затрат на поддержание оросительной сети в прежнем состоянии; воды Паллуката, проходившего через сухие территории, вызвали засоление почв. Земледелие перестало быть рентабельным. Вавилон пустел и в 129 г. до н. э. стал добычей парфян. К началу нашей эры от него остались только руины, в которых ютилось небольшое поселение иудеев. Потом исчезло и оно. Исправить последствия мелиорации в Двуречье не удалось и потомкам.

Вопрос

Проанализируйте изложенную ситуацию. Покажите, как менялись производственные возможности Вавилонии непосредственно после строительства канала и с течением времени.

 

1. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и Ко, 1993. С. 428—430.

 

Кейс 2

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

В квартире преподавателя экономической теории устанавливают но­вые окна производства компании «Окна Роста». В беседе с монтажника­ми оконных систем выяснилось, что в их квартирах уже стоят пластико­вые окна этой компании. «Компания продала нам пластиковые окна со скидкой в 45%, а монтаж был бесплатный, так как устанавливали окна мы сами», — поделились они. Своим заказчикам компания поставляет пластиковые окна по цене 15 278 руб., а оконно-балконные блоки по цене 17 301 руб. Стоимость монтажных работ составляет 15% стоимости изде­лия. Для выполнения работ по замене одного окна (или оконно - балконного блока) требуется бригада из двух монтажников. В течение одного дня такая бригада может установить два окна (или одно окно и один оконно - балконный блок). Информация об оплате труда монтажников в «Окнах Роста» является конфиденциальной и третьим лицам не разглашается. Поэтому относительно заработной платы монтажников примем предпо­ложение, что за установку одного окна (или оконно-балконного блока) каждому монтажнику компания платит 600 руб.

Далее выяснилось, что и другие производители пластиковых окон продают своим сотрудникам окна со скидкой. Так, в деловых контактах с разными сотрудниками фирмы «Фабрика окон» была получена следую­щая информация: для внешних заказчиков фирма поставляет пластико­вые окна по цене 18 746 руб., установка одного окна стоит покупателю 6600 руб. Оконно - балконный блок поставляется по цене 27 955,2 руб., его монтаж обходится внешним клиентам в 9900 руб. Монтаж одного изделия осуществляется силами одного работника. Со слов монтажника «Фабри­ки окон», за установку одного окна он получает 585 руб., а за установку оконно - балконного блока — 870 руб. Себе он купил у фирмы «Фабрика окон» со скидкой в 30% два пластиковых окна и один оконно - балконный блок, а монтаж этих изделий ему ничего не стоил, поскольку их установку он осуществлял собственными силами.

Вопросы

1. Действительно ли для монтажников компании «Окна Роста» и фирмы «Фабрика окон» монтажные работы были бесплатными? Каковы альтернативные издержки замены одного окна для монтажников компании «Окна Роста» и для монтажника фирмы «Фабрика окон»? Одного оконно-балконного блока?

2. Какова выгода каждого монтажника при замене одного окна? При замене одного оконно-балконного блока?

3. Каковы альтернативные издержки замены всех старых окон и оконно-балконных блоков в квартирах монтажников на новые, пластиковые? Допустим, в каждой из двух квартир заменили по два окна и одному оконно-балконному блоку.

4. Какую выгоду в целом получила бригада монтажников из компании «Окна Роста» при замене старых окон и оконно-балконных блоков на новые по сравнению с обычными потребителями? Какую выгоду в целом получил монтажник фирмы «Фабрика окон»?

Тема 1 Введение в микроэкономику

1. Микроэкономика как наука. Субъекты и предмет исследования.

2.Проблема выбора в экономике.

3.Концепция экономического рационализма.

4.Позитивная и нормативная микроэкономика. Пределы и границы микроэкономического анализа.

5.Методология микроэкономики.

6.Развитие микроэкономики как науки в современной Беларуси.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...