Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Силлабо-тоническая система русского стиха, двухсложные размеры.

 

Силлабо-тоническое стихосложение — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Стопа - последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке, это минимальная структурная единица стиха.

Стихотворный размер — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных.

История. В России правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ стал главенствующим в русской поэзии.

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова.

 

Двудольные размеры

Хорей — двудольный размер с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырехстопного хорея:

  Буря мглою небо кроет _́_ __ · _́_ __ · _́_ __ · _́_ __
  Вихри снежные крутя; _́_ __ · _́_ __ · __ __ · _́_
  А. С. Пушкин, «Зимний вечер»  

Ямб — двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:

  Наряжены мы вместе город ведать, __ _́_ · __ __ · __ _́_ · __ _́_ · __ _́_
  Но, кажется, нам не за кем смотреть __ _́_ · __ __ · __ _́_ · __ __ · __ _́_
  А. С. Пушкин, «Борис Годунов»  

 

 

5. Силлабо-тоническая система русского стиха, трехсложные размеры.

Силлабо-тоническое стихосложение — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Стопа - последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке, это минимальная структурная единица стиха.

Стихотворный размер — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных.

История. В России правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ стал главенствующим в русской поэзии.

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова.

Дактиль — трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ей соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.

Тучки небесные, вечные странники

М. Ю. Лермонтов

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).

Название происходит от греч. "палец" (палец состоит из трех суставов, первый из которых длинней остальных).

 

Амфибрахий - стихотворный размер, образуемый трёхсложными стопами с ударением на втором слоге.

Не ветер бушует над бором

(Н. А. Некрасов)

Наиболее часто употребляемые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).

Дороже отчизны — не знал ничего

Боец, не любивший покоя.

(Н. А. Некрасов)

 

Анапест - трёхсложный стихотворный размер, в античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога, в новоевропейской силлабо-тонической метрике - метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

(А. Блок)

Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).

 

6. Неклассические размеры: логаэд, тактовик, дольник.

Логаэд - в силлабо-метрическом и метрическом стихосложении — стих, образованный сочетанием 3-сложных 4-морных стоп (дактиль, анапест и т. п.) с 2-сложными 3-морными (ямб, хорей и т. п.); в тоническом стихосложении — стих, внутри которого ударения располагаются с неравномерными слоговыми промежутками, повторяющимися из стиха в стих.

Будем жить и любить, моя подруга,

Воркотню стариков ожесточённых

Будем в ломаный грош с тобою ставить...

(А. Пиотровский; пер. из Катулла).

 

Тактовик — стихотворный тонический размер, допускающий интервал между ударениями в пределах 1-3 слогов (в отличие от дольника, где интервал не превосходит 2 слогов, и акцентного стиха, где междуударный интервал не ограничен).

Как покинула меня Парасковья,

И как я с печали промотался,

Вот далмат пришел ко мне лукавый:

«Ступай, Дмитрий, в морской ты город,

Там цехины, что у нас каменья.

Там солдаты в шёлковых кафтанах,

И только что пьют да гуляют:

Скоро там ты разбогатеешь

И воротишься в шитом долимане

С кинжалом на серебряной цепочке.

(Пушкин, «Влах в Венеции»)

 

Дольник - вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0.

Дней (0) бык (0) пег,

Медленна (2) лет (1) арба,

Наш (0) бог (0) бег,

Сердце (1) наш (2) барабан.

(Владимир Маяковский)

 

7. Строфика, размерные виды строф в русском стихосложении.

Строфа - группа стихов с определённым расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах, законченное синтаксическое и семантическое (тема) целое. Основывается на порядке рифм в стихах.

Виды:

1. Четверостишие – простейшая. Схема: абаб

2. Октава - восьмистишная строфа, первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй - с четвёртым и шестым, седьмой - с восьмым. Схема: абабабвв.

3. Терцины - трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. Схема: аба, бвб, вгв, г. (божественная комедия Данте, Пушкин).

4. Сонет – 14 строк, 4 строфы (2 катрена, 2 терцета), повторяемость рифм, перекрестная или охватная рифма в катренах, разнообразная в терцетах. Голландский, немецкий, русский, скандинавский сонет – пятистопный или шестистопный ямб; английский – пятистопный ямб; итальянский, испанский, португальский сонет – одиннадцатисложный стих; французская – александрийский стих. Синтаксическая законченность каждой строфы; интонационное различие катренов и терцетов; точность рифм, чередование рифм мужских и женских; отсутствие повтора слов (кроме союзов, междометий, предлогов и т. п.).

5. Триолет - стихотворение из восьми стихов четырёхстопного ямба, в котором развитие лирической темы, данной в первых двух стихах, приводит к полному повторению первого стиха на четвёртом и седьмом местах, а второго - на восьмом.

6. Двустишия:

- Нестрофические (не образуют отдельную строфу): стихотворения вольной рифмовки (смешение различных схем рифмовки, нет разделения на строфу). В александрийском стихе - твердая форма, 6-стопный ямб со смежной рифмовкой и регулярное чередование пар мужских и женских рифм.

- Строфические (отделяются пробелами от других): замкнуты тематически

- Рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово, часто встречаются в шутливых стихотворениях.

 

8. Белый стих, вольный стих, свободный стих. Соотношение в употреблении терминов.

Белый стих - нерифмованный стих в новоевропейском силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении.

Был неизвестен в Средневековье, появился в XVI веке как имитация античной поэзии без рифмы (изначально драматический и эпический 5-стопный ямб, потом свободный стих). Белым стихом написаны былины (песенные тонические стихи).

 

Свободный стих - не имеющий метра и рифмы, отличающийся от прозы наличием заданного членения на стиховые отрезки. Известен в средневековой литургической поэзии.

Вольный стих - неравностопный ямб с неурегулированным чередованием строк разной длины, употреблялся в XVIII веке в баснях и сказках, в XIX - в посланиях, элегиях, драме «Горе от ума»,в XX веке выходит из употребления. Смешанный стих – разновидность вольного, где чередуются строки разных размеров.

 

9. Основные принципы классификации рифмы.

Рифма- повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк.

Важна в усилении ритмической организации стихов. В силлабо-тоническом стихосложении заняла место и как усилитель ритма, и как изобразительно-выразительное средство поэтического языка, подчёркивает членение стихотворения на стихи.

Виды:

Мужская (рифма с ударениями на последнем слоге в строке)

Женская (ударение на предпоследнем слоге в строке)

Дактилическая (ударение на третьем от конца строки слоге)

Гипердактилическая (с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах)

Степень созвучия звуков:

Точные (гласные и согласные звуки в основном совпадают)

Неточные (созвучие одного, иногда двух звуков)

Рифмовки:

Смежная (аабб)

Перекрестная (абаб)

Кольцевая (абба)

10. Предметный мир произведения.

В произведении присутствуют: герои, их поступки, предметный мир.

Предметный мир в литературе - реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени.

Реальный предмет соотносится с художественным, но не всегда равен ему. Художественный предмет концептуален, отражает систему ценностей писателя. Художественный предмет несет в себе главные качества изображенного мира.

Виды предметов в художественной литературе:

1. Природные (ландшафт, пейзаж и пр.)

2. Внешность (нос, борода и пр.)

3. Окружающие предметы (интерьер, одежда и пр.)

 

11. Сравнение и метафора. Сходство и различие.

Сравнение - образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни. Два образа: основной (главный смысл высказывания) и вспомогательный (присоединяемый к союзу «как» и пр.). Выявляет сходство, параллели, соответствия, ассоциации между явлениями.

Типы: простое (как и метафора, сопоставление явлений по сходству); развёрнутое (устанавливает сходство при отсутствии тождества, его функция – раскрытие ряда признаков явления или группы явлений).

Виды: сравнительныеобороты (образованы с помощью союзов как, словно, будто, точно); бессоюзные сравнения (предложение с составным именным сказуемым); образованное при помощи существительного в творительном падеже; отрицательные сравнения (отрицается тождество сходных элементов, предметы сравниваются, но одновременно утверждается, что они различны); сравнение в форме вопроса.

 

Метафора - слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов, перенос наименования по сходству (по форме, расположению, функции и др.).

Виды: сухая, общеупотребительная, общегазетная, общепоэтическая, авторская.

Переносы: а) свойства одушевленного предмета на неодушевленный (вещественный и абстрактный); б) свойства неодушевленного вещественного предмета переносятся на одушевленный и абстрактный.

4 элемента метафоры: категория или контекст; объект внутри конкретной категории; процесс, каким объект осуществляет функцию; приложения процесса к реальности.

Некоторые традиционные виды метафоры: резкая (сводящая далеко стоящие друг от друга понятия); стёртая (фигуральный характер уже не ощущается); метафора-формула (ещё большая стереотипность, невозможность преобразования в нефигуральную конструкцию); развернутая метафора (на основе одной метафоры рождается другая (цепочка метафор, двучленная метафора)); реализованная (оперирование выражением без учета его фигуральности).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...