Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 3.4. КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИИ В БИОЛОГИИ

3.4.1. Развитие представлений об эволюции живой природы

Одна из основных особенностей познания биологических объектов заключается в

изучении их предшествующей истории, без которой невозможно понять сущность жизни

как специфической формы движения материи. Созданная на основе исторического метода

«эволюционная теория», в задачу которой входит изучение факторов, движущих сил и

закономерностей органической эволюции, по праву занимает центральное место в системе

наук о живом.

Понятие "эволюция" означает постепенный, закономерный переход из одного

состояния в другое, т.е. эволюция или развитие характерна не только для живой

органической природы, но и для неживой природы.

Под биологической эволюцией понимают изменение популяций растений и

животных в ряду поколений, направляемое естественным отбором. Существующие ныне

разнообразные живые организмы произошли от других, чаще всего более простых,

организмов путем постепенных изменений, которые накапливались в последовательных

поколениях.

Эволюционная теория возникла не сразу, а прошла длительный путь от научной

идеи до научной теории.

Первые проблески эволюционных идей можно уловить во взглядах многих древних

философов Индии, Китая, Месопотамии, Египта, Греции. Для мыслителей этой далекой

эпохи характерно голословное высказывание "мудрых идей", без попыток их обоснования.

Фактические знания в биологии были слишком бедными, и они уступали пальму первенства

умозрительным трактовкам.

Поэтому весь период развития эволюционных взглядов, который продолжался с

глубокой древности до 1600 года, можно назвать периодом угадываний законов природы.

Одна из первых, дошедших до нас попыток, объяснить происхождение и развитие

организмов принадлежит древнегреческому философу Эмпедоклу. Его эволюционные

взгляды были весьма причудливыми и фантастическими. Согласно этим взглядам, все

живое возникло из комьев первичной тины, согретой внутренним теплом Земли. Сначала

возникли растения. Животные стали появляться отдельными частями. "Головы выходили

без шеи, двигались руки без плеч, очи блуждали без лбов..." Влекомые силой любви эти

части искали друг друга и слагались в целые живые существа. Причем соединения частей

происходили случайно, так что иногда образовывались чудовища в виде животных с

человеческими головами. Уродливые твари, по учению Эмпедокла, были неспособны к

продолжительному существованию и волею Вражды должны были погибнуть. Гармонично

устроенные организмы получали жизнь. С течением времени по законам Любви и Вражды

получились формы, приспособленные к среде и способные к размножению. Таков наивный

мифологический эволюционизм Эмпедокла.

Вторым несомненным эволюционистом того времени был Аристотель. Он

признавал постепенное развитие природы. Вначале этого развития лежит появление

неорганической материи, которая затем переходит в материю органическую, живую.

Растения более оживлены, чем минералы, но менее оживлены, чем животные. Между

растениями и животными стоят зоофиты (кишечно-полостные и губки), а высшую форму

организмов представляет человек. Т.о., Аристотель первым высказал идею "лестницы

существ" или "лестницы природы", которая расценивалась им как способ объяснения

порядка, заложенного в природе. Развитие природных объектов сводится по Аристотелю к

их восхождению по ступенькам лестницы и осуществляется вследствие присущего материи

стремления к совершенствованию. В природе ничего не происходит случайно, все

подчинено этому стремлению. Такая цель поставлена Божественным разумом - первой

причиной всех причин. Учение Эмпедокла Аристотель отвергал во всей решимостью.

Т.о., воззрения этих двух великих умов древнего мира были совершенно

противоположными. В идеях Эмпедокла можно увидеть зачатки дарвинизма с его

принципами естественного отбора и переживания наиболее приспособленных. Во взглядах

Аристотеля зародился ортогенетический принцип внутренних эволюционных сил.

Следовательно, уже в глубокой древности проявились две взаимоисключающие тенденции в

трактовке процесса эволюции.

После Аристотеля античная наука не породила ни одного самостоятельного

мыслителя в области естествознания. Те из древнегреческих и древнеримских

натурфилософов, которые касались вопросов развития природы и организмов, лишь

повторяли идеи Эмпедокла или Аристотеля. Так, основатель ботаники Теофраст, был

любимым учеником Аристотеля, естественно, он повторял философские воззрения своего

учителя. А знаменитая поэма римского поэта Лукреция Кара "О природе вещей" воскресила

и популяризировала учение Эмпедокла.

За античностью наступило средневековье. Почти все трактаты, дошедшие до нас из

эпохи раннего средневековья, носят теологический и схоластический характер. В более

поздних сочинениях средневековья, относящихся к XIII в., намечается некоторое оживление

интереса к естествознанию, но в них безраздельно царит авторитет Аристотеля.

Расцвет эпохи Возрожденья в науке начался с Ф. Бэкона, который первым восстал

против чрезмерного поклонения авторитету древних авторов, отстаивая самостоятельность

исследования и мышления. В своем знаменитом сочинении "Новый органон" (1620 г.) он

высказал предположение о возможном превращении видоизменений в новые виды. Именно

с Ф. Бэкона начался период истолкования природы, в течение которого ученые -

материалисты пытаются путем логических рассуждений установить законы, определившие

происхождение и развитие организмов.

Одним из наиболее последовательных эволюционистов этой эпохи был В. Лейбниц.

Он утверждал непрерывность развития живой природы и, главное, постепенное ее

совершенствование от монад до человека. Именно В. Лейбницу принадлежит известное

выражение "Природа не делает скачков". Он прямо говорит о бесчисленных вариациях

видов, о зоофитах как промежуточных формах между растениями и животными,

рекомендует изучение аналогий в строении различных организмов для установления связей

между ними.

В сочинениях В. Лейбница и в трактатах других натуралистов XVII — XVIII вв.

получает широкое распространение аристотелевская идея "лестницы существ". Главным

представителем этого учения того времени стал швейцарский зоолог Ш. Бонне. Исследуя

биологию тлей, он пришел к выводу, что зародышевые клетки содержат уже готовые

структуры взрослых многоклеточных организмов. Поэтому онтогенез сводится лишь к

количественному росту всех имеющихся зачатков, при индивидуальном развитии не

возникает никаких новообразований, а лишь развертывается преформированный

(предобразованный) взрослый организм. Эта концепция получила название теории

преформизма. Преформированное индивидуальное развитие стали обозначать латинским

термином «evolutio». После работ Бонне этот термин стали применять к историческому

развитию организмов. Можно сказать, что произошло зарождение эволюционной биологии

независимо от того, правильно или неправильно ставились и решались ее проблемы.

Убежденным противником преформизма был К. Ф. Вольф, член Петербургской

Академии наук, один из основателей эмбриологии. Он считал, что в зародыше нет готовых

органов и "образование органических тел предоставлено простым силам природы, которые

присущи животной и растительной материи".

Среди выдающихся натуралистов XVIII в. наиболее известно имя К. Линнея. Он

вошел в историю науки как великий систематизатор природы. К. Линней разработал

правила классификации и номенклатуры организмов, всю жизнь занимался поисками

естественной системы растений и животных. Он предложил первое научное определение

вида, уточнил его критерии. Отношение К. Линнея к эволюционистским трактовкам было

непоследовательным и противоречивым.

В то время получила распространение еще одна концепция - концепция

креационизма, согласно которой все сущее на Земле было сотворено Творцом.

Креационисты утверждали неизменность всей природы со дня ее сотворения, а

совершенство видов объясняли мудростью творца. Эту концепцию выражал и К. Линней в

своей знаменитой формулировке "Видов столько, сколько разных форм вначале произвело

Бесконечное существо..."

Однако К. Линней остался в памяти потомков все-таки основоположником

систематики. Он впервые выделил класс млекопитающих и птиц, он объединил обезьян и

человека в один отряд приматов, отметив их внешнее сходство. К. Линней впервые ввел в

науку бинарную номенклатуру, которой пользуются и сегодня. Но, правда и то, что система

Линнея была искусственной. В основу своей классификации он положил не истинное

родство, а их сходство по некоторым наиболее легко отличимым признакам. Например, он

объединил в класс растений с 5 тычинками морковь, лен, лебеду, колокольчики и калину.

Однако искусственная система К. Линнея сыграла свою роль в истории биологии.

Она помогала ориентироваться в огромном многообразии живых существ. В дальнейшем

развитие систематики продолжилось, и в настоящее время схема соподчинения

систематических единиц выглядит так: «вид — род — семейство — отряд — класс —

тип — подцарство — царство — надцарство — империя».

В противовес господствовавшим концепциям неизменной природы во 2-й половине

XVIII в. начинают зарождаться идеи трансформизма — учения об изменяемости видов и

естественном превращении живой природы. Родоначальникам трансформизма следует

признать Ж. Бюффона. В своей работе «Естественная история» он обосновал оригинальное

представление о развитии Земли, о возникновении живых организмов из неорганический ве-

ществ, о их постепенном историческом развитии от простых форм к более сложным. Ж.

Бюффон видел доказательство единства происхождения в плане строения животных и

объяснял сходство близких видов их происхождением от общих предков.

В конце XVIII в. борьба между сторонниками трансформизма и креационизма

обостряется. Ж. Кювье, непревзойденный авторитет в области палеонтологии и

сравнительной анатомии, отстаивал идею постоянства видов. В то же время

палеонтологические исследования Ж. Кювье впервые доказали последовательную смену

организмов в истории Земли. Но, опираясь на эти работы, он упорно защищал позиции

креационизма. Для объяснения смены фаун на Земле им была выдвинута теория катастроф.

Так появилась концепция катастрофизма.

Она объясняла исчезновение целых фаун и флор внезапными геологическими

катастрофами, постигавшими время от времени земной шар. При каждой катастрофе

погибали все живые организмы. И каждый раз после этого, путем акта божественного

творения, возникала новая, более совершенная фауна и флора. Ученик Ж. Кювье, Альсид

д'Орбиньи, насчитал 27 таких творческих актов, заново создавших органический мир

Земли.

И все же многие ученые отстаивали трансформизм. Соотечественник и современник

Кювье, Этьен Сент-Илер, стоял на позициях трансформизма. Он считал « что природа

создала все живые организмы по одному единственному плану, но варьирование этого плана

происходит в результате действия внешней среды». Это положение стал развивать в своих

представлениях и французский естествоиспытатель Ж.Б. Ламарк.

3.4.2. Ламаркизм и дарвинизм

Впервые после Лукреция Ж.Б. Ламарк уверенно заявил, что не Бог создавал

организмы разной степени сложности, а природа на основе естественных законов. Так Ж.Б.

Ламарк пришел к эволюционной идее — идее исторического развития органического мира.

Величайшая заслуга Ж.Б. Ламарка заключалась в том, что эволюционная идея у

него была тщательно разработана, подкреплена многочисленными фактами и выводами.

Вот почему ее называют первой эволюционной теорией. В основе ее лежит стройное

представление о развитии, постепенном и медленном, от простого к сложному и о роли

внешней среды в преобразовании организмов.

Ж.Б. Ламарк считал, что в основе образования новых видов лежат два механизма:

1) стремление организмов к самосовершенствованию, заложенное Творцом;

2) влияние внешней среды на развитие признаков в результате упражнения органов.

Ж.Б. Ламарк выдвинул два предположения. Первое он назвал «законом

упражнения» или «неупражнения». Он полагал, что по мере усиления использования какой-

нибудь части тела она развивается и увеличивается. Неиспользуемые части тела постепенно

слабеют, уменьшаются и могут исчезнуть. Второе свое предположение Ж.Б. Ламарк назвал

«законом наследования приобретенных признаков». Он полагал, что любое животное могло

передавать своим потомкам те признаки, которые благодаря упражнению у него

закрепились.

На основе этих предположений Ж.Б. Ламарк попытался объяснить возможные пути

эволюции. Ученый считал, что новый вид развивается в течение смен многих поколений как

результат приобретения новых признаков или утраты старых. Для объяснения своей

гипотезы Ж.Б. Ламарк использовал множество примеров. Он считал, что предки змей,

возможно, имели конечности и короткое тело. Однако их конечности мало использовались и

даже препятствовали ползанию. Спустя много лет неиспользуемые конечности змеи

исчезли, а тела их стали длиннее.

По мнению Ж.Б. Ламарка, перепончатые лапы уток и гусей появились в результате

плавания. У цапли развились длинные конечности потому, что надо было держать свое тело

над водой. Возникновение рогов у оленей Ж.Б. Ламарк объяснял тем, что животные

бодались во время борьбы. И самый известный пример Ж.Б. Ламарка — наличие у жирафа

длинной шеи. Т.к. жирафам постоянно приходилось вытягивать шею, чтобы дотянуться до

листьев, растущих у них над головой, их шеи вытягивались, конечности удлинялись, и они

передавали эти признаки своим потомкам.

Но эволюционная теория Ж.Б. Ламарка не получила признания современников.

Доказательства причин изменяемости видов не были достаточно убедительными. Ж.Б.

Ламарк не смог объяснить возникновение многих приспособлений. Поэтому его труд

"Философия зоологии" не был понят и принят. Ж.Б. Ламарк умер ослепшим, нищим и даже

могила его не сохранялась. Однако в наше время мы, все же, считаем его создателем первой

целостной эволюционной теорий.

Для признания эволюционной идеи и крушения креационизма кроме фактов

эволюции, требовалось показать, как осуществляется эволюция, в чем заключаются

причины объективной целесообразности живого. Эти проблемы были решены в теории

эволюции Ч. Дарвина.

Теорию доложили Ч. Дарвин и Альфред Рассел Уоллес на заседании Лондонского

Линнеевского общества в 1858 г. В дальнейшем А. Уоллес отказался от приоритета на эту

теорию и мы связываем ее лишь с именем гениального Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин действительно собрал огромное количество фактов, подтверждавших

эволюционное развитие организмов. Он совершил кругосветное путешествие на корабле

«Бигль», собственноручно собрав эти факты, обобщил также известные сведения по

искусственному разведению животных и растений.

По Ч. Дарвину в основе эволюции лежит взаимодействие таких природных явлений

как изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор.

В результате взаимодействия этих факторов происходит расхождение признаков

или дивергенция и образуется новый вид. Движущей силой эволюции является

естественный отбор. Материалом для отбора служит наследственная (по Ч. Дарвину

неопределенная или индивидуальная) изменчивость.

Наследственные изменения облегчают организму выживание в определенной среде,

дают ему преимущество перед другими, менее приспособленными организмами. Концепция

выживания наиболее приспособленных — это ядро теории естественного отбора Ч.

Дарвина.

В связи с этим каждое новое поколение оказывается все более приспособленным к

своей среде, а по мере изменения среды возникают дальнейшие приспособления. В

результате многолетнего отбора отделенные потомки могут оказаться настолько несхожими

со своими предками, что их можно будет выделить в самостоятельные виды. Возникновение

новых видов Ч. Дарвин представлял как длительный процесс накопления полезных

индивидуальных изменений, увеличивающихся из поколения в поколение.

Теория Ч. Дарвина была логичной, простой, понятной. Она сразу же была принята

ученым миром. Заслуга Ч. Дарвина состояла в том, что он доказал эволюцию фактами,

вскрыл сущность эволюционного процесса, определив движущие силы эволюции.

Но были у Ч. Дарвина и ошибки: I) признание возможности эволюционных

изменений на основе упражнения или неупражнения органов; 2) переоценка роли борьбы за

существование; 3)недостаточная разработанность понятия биологического вида, как формы

организации живой материи.

Однако эти ошибки не умаляют исторической значимости труда Ч. Дарвина и его

роли в современной биологии. Его теория существует в биологии уже многие годы под

названием дарвинизма.

3.4.3. Главные направления развития эволюционной теории в конце XIX — начале

XX вв.

Эволюционная теория Ч. Дарвина была встречена современниками с большим

интересом. Значительную роль в утверждении дарвиновских идей сыграли публичные

выступления и труды Г. Гексли (Англия), А. Грея (США), Э. Геккеля (Германия), К.А.

Тимирязева (Россия).

С возникновением дарвинизма на передний план биологических исследований

выдвинулись четыре задачи:

1) сбор доказательств самого факта эволюции;

2) накопление данных об адаптивном характере эволюции и единстве

организационных и приспособительных признаков;

3)экспериментальное изучение взаимодействия наследственной изменчивости,

борьбы за существование и естественного отбора как движущей силы эволюции;

4)изучение закономерностей видообразования и макроэволюции.

В результате развития эволюционной теории во 2-й половине XIX в. основные

успехи были достигнуты в двух областях. Окончательно был доказан принцип эволюции на

фактическом материале из разных отраслей эволюционной биологии, сформировавшейся на

основе объединения классических наук (палеонтологии, морфологии, эмбриологии,

физиологии, систематики) с дарвинизмом.

Было показано, что эволюция имеет адаптивный характер, и положено начало

изучению отбора как причины формирования адаптаций. В итоге две поставленные перед

дарвинизмом задачи в целом оказались выполненными.

Многие ученые творчески разрабатывали теорию эволюции и создали новые

направления — эволюционную палеонтологию (В.О. Ковалевский, Л. Долло),

эволюционную морфологию и эмбриологию (Э. Геккель, Ф. Мюллер, А.О. Ковалевский,

И.И. Мечников), сравнительную и историческую биогеографию (Ф. Склетер, А. Уоллес,

Н.А. Северцов и др.).

Вместе с тем, широким фронтом развернулся антидарвинизм, отрицавший

творческую роль естественного отбора. Антидарвинизм 2-й половины XIX — начала XX в.

был представлен неоламаркизмом и концепциями телеогенеза.

Неоламаркизм объединял в себе несколько направлений, каждое из которых

пыталось сохранить ту или иную сторону учения Ж. Б. Ламарка. К неоламаркизму

относится механоламаркизм — концепция, согласно которой целесообразная организация

создается путем прямого приспособления или «функционального» приспособления

(упражнения органов по Ламарку). Идейным вдохновителем механоламаркизма был

английский философ — позитивист Г. Спенсер.

Развивая концепцию «механического эволюционизма», он пытался всю сложность

эволюционного процесса свести к простой теории равновесия сил, по существу своему

заимствованной из ньютоновской механики. К. Негели сводил закономерности развития

только к физиологическим и механическим явлениям в организме. Метафизическая

сущность механоламаркизма достаточно ясна, хотя до сих пор имеется еще много его

сторонников.

Ортоламаркизм (его сторонником является Т. Эймер) — совокупность гипотез,

развивающих идею Ж.Б. Ламарка о стремлении к совершенствованию. Он объяснял

определенную направленность палеонтологических рядов принципом «филогенетического

роста».

Психоламаркизм (один из представителей его — Э. Коп) — направление, основу

которого составляла идея Ж.Б. Ламарка о значении в эволюции животных таких факторов,

как привычки, усилия воли и т.п. В понимании сущности жизни психоламаркисты занимали

открыто виталистические позиции, а в теории эволюции распространяли идеалистические

представления о законах природы. Многие из них наделяли сознанием все живое, а

эволюцию представляли как постепенное усилие роли сознания в развитии от примитивных

существ до разумных форм жизни.

Телеологическая концепция эволюции (телеогенез) близко примыкала к

ортоламаркизму, т.к. в ее основе лежала все та же идея Ж.Б. Ламарка о внутреннем

стремлении живого к прогрессу. Лидером этого направления был К. Бэр, который считал,

что «органическая эволюция является историей, ведущей вперед победы духа над

материей».

Своеобразную модификацию этой концепции представляли взгляды сторонников

телеологического сальтационизма, основы которого сформулировал А. Келликер. По его

мнению, уже на заре жизни возник «весь план будущего развития», а влияние внешней

среды определили лишь моменты эволюции. Главная ее движущая сила усматривалась в

крупных преобразованиях эмбриогенеза (сальтациях).

В XIX в. уходит корнями одно из ответвлений неодарвинизма — мутационная

теория эволюции, предложенная русским ботаником С. И. Коржинским и голландским

ботаником Г. де Фризом. Согласно этой теории, образование новых видов происходит не

путем постепенных изменений, а внезапно, скачкообразно, без промежуточных переходных

форм.

В основе видообразования лежат мутации — спонтанные внутренние

наследственные изменения. Образование новых видов происходит за счет мутационной

изменчивости, которую он назвал «видообразовательной». Появившись в результате одной

мутации, без постепенного приспособления к среде, новый вид становится вполне

константным и неизменяемым. Если виды создаются мутациями, то, как полагал де Фриз,

нет надобности ни в длинных рядах поколений, ни в борьбе за существование. Под

действием естественного отбора выживают те виды, которые случайно лучше всего

подойдут к окружающей среде.

Т. о., мутационная концепция эволюции, составляющая одно из крайних

проявлений неодарвинизма, приводит к отрицанию творческой роли естественного отбора и,

по существу, смыкается с антидарвинизмом.

В конце 80-х гг. XIX в. к неодарвинистам примкнул А. Вейсман. Главным

фактором эволюции он считал естественный отбор, который и производит все видовые

приспособления. Однако он перенес принцип отбора также и на внутри организменные

структуры, сформулировав надуманную гипотезу зародышевого отбора.

Согласно этой теории неопределенная изменчивость появляется в результате

борьбы зачатковых внутриклеточных элементов. Поэтому естественный отбор имеет дело

не с целыми организмами, а лишь с его отдельными признаками. Кроме того, Вейсман

полностью отрицал не только наследование приобретенных признаков, но и эволюционную

роль модификационной изменчивости.

В начале XX в. такие антидарвиновские тенденции получили достаточно широкое

распространение среди биологов и ознаменовали глубокий кризис дарвинизма. Этот кризис

затянулся более чем на два десятилетия. Г. де Фриз и Т. Морган стали думать, что открытие

законов наследственности и изменчивости делает ненужным дарвинизм. Возникло и

распространилось мнение, что мутации сами по себе, без вмешательства естественного

отбора могут двигать эволюцию.

Выступления генетиков против учения Ч. Дарвина вылилось в широкий фронт,

объединяющий несколько течений (мутационизм, гибродогенез, преадаптационизм и др.)

под общим названием «генетического антидарвинизма».

Но в это же время в недрах генетики созревали новые представления, которые

позволили преодолеть кризис в развитии эволюционной теории.

3.4.4. Синтетическая теория эволюции

В 1926г. советский генетик С.С. Четвериков сделал первый решающий шаг к

сближению генетиков и дарвинистов. Его классическая работа "О некоторых моментах

эволюционного процесса с точки зрения современной генетики" показала, что естественный

отбор работает с огромным фондом мутаций, которые накапливаются в популяциях.

В 1927г. другой советский биолог Ю.А. Филипченко предложил разделить

эволюцию на два процесса— микроэволюцию и макроэволюцию. Это разделение оказалось

очень полезным для дальнейшего развития теории эволюции. Микроэволюция —

образование новых видов на уровне популяции. Макроэволюция — образование групп

организмов или таксонов на уровне выше вида, т.е. родов, семейств, классов и т.д.

В дальнейшем к советским ученым присоединились американский ученый Р. Райт и

английский ученый Р. Фишер. Они продолжили синтез генетики и классического

дарвинизма. На основе такого синтеза стала постепенно вызревать новая концепция,

которую мы теперь называем синтетической теорией эволюции, сокращенно СТЭ. Она

явилась плодом коллективных усилий биологов разных специальностей. Для ее создания

были использованы данные генетики популяций, экологии, систематики, биогеографии,

эволюционной морфологии, эмбриологии, палеонтологии, математического моделирования

и др.

Центром синтетической теории эволюции стало учение о микроэволюции,

рассматривающее механизм эволюционного процесса, начиная с внутривидовой

дифференцировки и заканчивая видообразованием.

В 1984 г. основные положения СТЭ были сведены проф. МГУ Н.Н. Воронцовым в

10 постулатов. Их содержание сводится к следующему:

1. Материалом для эволюции служат мелкие дискретные изменения наследст-

венности — мутации. Мутационная изменчивость поставляет материал для отбора и носит

случайный характер.

2.Ведущим факторам эволюции является естественный отбор, основанный на

отборе случайных и мелких мутаций.

3. Элементарной единицей эволюционного процесса является популяция, а не особь.

4. Эволюция в основной носит дивергентный характер, т.е. один таксон может стать

предком нескольких дочерних таксонов, но каждый вид имеет единственный предковый

вид, единственную _______предковую популяцию.

5. Эволюция носит постепенный, длительный характер. Видообразование — это

поэтапная смена одной временной популяции средой последующих временных популяций.

6. Вид состоит из множества соподчиненных единиц — подвидов и популяций. Это

концепция носит название концепции широкополитипического вида. Если вид состоит из

единственной популяции (как у реликтовых видов), то судьба его, как правило,

недолговечна.

7. Обмен генами возможен лишь внутри вида. Поэтому вид — это генетически -

целостная и замкнутая система.

8. Макроэволюция или эволюция на уровне выше вида, идет лишь путем

микроэволюции. Не существует закономерностей макроэволюции, отличных от

микроэволюции, хотя есть явления (аналогия, гомология, конвергенция и др.), которые

легче исследовать на макроэволюционном уровне.

9. Каждая систематическая единица — вид, род и т.д. — должна иметь

единственный корень, т.е. монофилетическое происхождение.

10. Эволюция непредсказуема, она не направлена к конечной цели и не имеет

финала.

Понятно, что не все постулаты Воронцова могут быть приняты безоговорочно, но,

тем не менее, это один из первых шагов в обобщении СТЭ.

В настоящее время многие биологи предвидят создание "нового синтеза", который

органично объединит подходы и достижения биология при исследовании разных уровней

организации живых систем.

«Каким бы ни было новое учение, которое родится в продолжающихся

исследованиях и полемике, очень маловероятно, что мы откажемся от основных положений

дарвинизма и теории, сформулированной в середине XX века. Синтетическая теория XXI

века будет существенно отличаться от прежней, но появится она не внезапно, а путем

эволюции» (С. Айала, 1985г).

«Именно потому, что дарвинизм современен и актуален и имеет четкую

методологическую философскую основу, его развитие должно неизбежно осуществляться

через борьбу, научные дискуссии, обмен мнениями на основе того богатейшего

экспериментального материала, который дает современная наука" (Полянский Ю.И., 1988

г.).

Эволюционистика, как теоретическая основа всей современной биологии, остается

живой наукой, перед которой открыты широкие перспективы дальнейшего развития.

Контрольные вопросы

1.Что такое эволюция? Как эволюция проявляется в живой природе?

2.Какие формировались взгляды об эволюции органического мира по мере развития

биологии?

3.Кто автор первой эволюционной теории? Почему эта теория не была воспринята

научным сообществом?

4. Что такое дарвинизм?

5. Какие основные положения теории Ч. Дарвина Вы знаете?

6. Какие Вам известны движущие силы эволюции по Ч. Дарвину.

7. Как вы понимаете антидарвинизм?

8. Каковы основные направления развития эволюционной теории после Ч.

Дарвина?

9. Что представляет собой синтетическая теория эволюции?

10. Что такое микро - и макроэволюция? В чем их сходство и отличие?

Литература

1.Воронцов Н.Н. Теория эволюции: истоки, постулаты и проблемы. — М., 1984.

2.Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции. — СПб., 1992.

3. Учение о макроэволюции: на путях к новому синтезу / В.И. Назаров. — М., 1991.

4.Яблоков А.В. Эволюционное учение. — М., 1989.

Контрольные задания к теме 3.4.

№ 1. Дайте определение эволюции.

№ 2. Укажите, кто является создателем «лестницы природы».

№ 3. В эпоху Возрождения этот ученый утверждал непрерывность развития живой

природы, постоянное совершенствование ее от монад до человека:

№ 4. Перечислите теории, в которых рассматривалась эволюция органического

мира.

№ 5. Поясните, в чем заключалась заслуга Ж. Бюффона.

№ 6. Вставьте нужное название «Ж. Б. Ламарк является автором труда …».

№ 7. Расшифруйте понятие "СТЭ".

№ 8. Дайте определение а) микроэволюции; б) макроэволюции. Поясните, в чем

заключается сходство и отличие этих процессов.

№ 9. Укажите, что является а) материалом для естественного отбора; б)

элементарной единицей эволюции; в) движущей силой эволюции.

№ 10. Изобразите схематично четыре главных отличия СТЭ от теории Дарвина.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...