Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 3.6. КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА

3.6.1. Развитие взглядов по вопросу о происхождении человека

Человечество с незапамятных времен интересовалось вопросом о своем

происхождении. Попытки понять и объяснить происхождение человека мы встречаем у

самых разных племен и народов в их легендах, сказаниях и верованиях.

Уже в древней философии в решении этого вопроса намечается два совершенно

противоположных направления. Первое — материалистическое, которое пытается

объяснить происхождение человека естественным путем. Второе — идеалистическое,

утверждает, что человек создан сверхъестественными, божественными силами.

Господствующей в течение многих веков была идеалистическая концепция,

поддерживаемое церковью. В Библии рассказывалось о том как, сотворив чудесным образом

мир, растения и животных, Бог затем создал из земного праха и первых людей. Рассказ этот

в различных частях Библии выглядит по-разному.

Идея о естественном происхождении человека могла вырасти лишь на почве

материалистического понимания и мировоззрения, истоки которого мы находим в античное

время. Так, Анаксимандр считал, что первые живые существа возникли из ила, нагретого

солнцем. Затем некоторые из них переселились на сушу, где и подверглись дальнейшим

изменениям. Он полагал, что таким путем возник и человек.

Фактический материал о происхождении человека накапливается лишь к XVIII в. —

XIX в. В XVIII в. появляется полное описание обезьян и К. Линней помещает человека и

обезьян в один отряд приматов (приматы — первейшие, главные). В это же время

рождаются и первые эволюционные представления о происхождении человека.

Одним из первых связал происхождение человека с общей идеей эволюции Ж.Б.

Ламарк и в этом его огромная заслуга. Для Ж.Б. Ламарка родство человека и животных не

вызывает сомнений. По его представлению, человек рождается как животное, а собственно

человеком становится в результате общения и воспитания. Однако механизм этого процесса

Ж.Б. Ламарк объяснить не смог.

Понять происхождение человека в отрыве от эволюционного учения невозможно.

Но сам Ч. Дарвин в "Происхождении видов" еще не останавливается специально на

вопросах антропогенеза. Он лишь упоминает о том, что его теория, возможно, прольет свет

и на происхождение человека. Именно из-за этих слов разгорается ожесточенная борьба.

Против Ч. Дарвина выступила церковь, понимавшая, какой огромный удар наносит

ей эволюционная теория. Ч. Дарвин подвергся резкой критике и со стороны ученых-

идеалистов, слепо веривших в религиозные догмы.

Однако для большинства ученых идеи Ч. Дарвина стали теоретической основой их

работ. Огромный материал, накопленный биологией, начал пересматриваться с позиций

эволюционного учения. Единомышленники Ч. Дарвина Т. Гексли и Э. Геккель первыми

применили учение Дарвина к вопросу о происхождении человека.

Т. Гексли блестящими сравнительно-анатомическими исследованиями показывает

близость человека и высших антропоидных обезьян. Э. Геккель обосновывает

происхождение человека от обезьяноподобных приматов, опираясь на данные эмбриологии.

Он строит родословное древо млекопитающих с генеалогической линией, идущей от

полуобезьян к обезьянам и далее к человеку. Э. Геккель предполагает, что в конце

третичного периода жило существо, промежуточное между азиатскими антропоидами и

человеком. Это существо он включил в родословное древо под названием "питекантроп",

т.е. обезьяночеловек.

После выхода в свет "Происхождения видов" Ч. Дарвин начинает специально

работать над вопросом происхождения человека. Для того чтобы доказать, что человек, как

и все живые существа, произошел естественным путем, он применил к развитию человека

общие принципы эволюционного учения, установленные им для растений и животных. Ч.

Дарвин синтезировал огромный материал, накопившийся в различных областях знания.

Результатом была его книга "Происхождение человека", вышедшая в 1871г.

Прежде всего, он внимательно разбирает все сравнительно-анатомические данные,

которые могут служить доказательствами происхождения человека и животных от одного

общего корня. Ч. Дарвин отмечает чрезвычайно близкое сходство в строении тела и

конституции между человеком и высшими животными.

Помимо сходства, родство человека и животных, по мнению Ч. Дарвина,

подтверждается существованием рудиментов и атавизмов. У человека имеется большая

группа нефункционирующих, так называемых, рудиментарных органов. К ним относятся:

мышца платима (остаток подкожной мускулатуры, благодаря которой некоторые люди

могут двигать ушами и кожей головы), маленькая полулунная складка у уголке глаза

(остаток мигательной перепонки, хорошо развитой у рептилий), ушная раковина в целом,

бугорок, часто наблюдающийся на внутреннем крае завитка уха (остаток острой верхушки

уха), копчиковая кость (остаток редуцировавшегося хвоста), тонкие воя осы на теле

(остатки шерсти), червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс) и многие другие. Все

эти органы бесполезны для человека и сохраняются у него в недоразвитом виде. Объяснить

их существование можно лишь тем, что они достались человеку по наследству от его

животных предков, у которых они были хорошо развиты и нормально функционировали.

Ч. Дарвин показал, что очень редко проявляются особенности, обычно не

встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. Такие особенности он назвал

атавизмами. В качестве атавизмов у человека мы можем рассматривать наружный хвост, с

которым иногда рождается люди, обильный волосяной покров на всем теле, включая лицо, и

добавочные соски, когти на отдельных пальцах, сильно развитые клыки и некоторые другие.

Существование рудиментов и атавизмов — одно из наиболее бесспорных

подтверждений животного происхождения человека. Не исключено, что генетическая

природа атавизмов заключается в дерепрессии генов, полученных когда-то человеком от

своих далеких предков и сохраняющихся в репрессированном состоянии.

Следующая группа доказательств, ссылается Ч. Дарвин, относится к области

эмбриологии. Он отмечает, что имеется исключительное сходство зародышевого развития

человека и других позвоночных животных. На ранних стадиях развития зародыш человека

почти неотличим от зародышей других животных, например, кролика, курицы и др. Очень

долго сохраняются черты сходства у зародыша человека и обезьяны, особенно антропо-

идной. Специфически человеческие признаки возникают только на самых поздних стадиях

развития эмбриона. Объяснить все эти факты можно, лишь признав, что человеческий

организм, как и все остальные живые организмы, является результатом длительного,

продолжавшегося много миллионов лет исторического развития живой природы.

По мнению Ч. Дарвина, родоначальником человека была древняя высшая обезьяна,

жившая, по-видимому, в Африке, близкая к шимпанзе и горилле, но ни в коем случае не

тождественная ни одной из существующих обезьян. Чтобы оценить это положение Ч.

Дарвина, необходимо иметь в виду почти полное отсутствие в его время ископаемых

остатков человека и обезьян. Ч. Дарвин не мог опереться на палеоантропологические

находки. В то время они были единичными и уже в силу этого неясными.

Убедительно показав, что человек произошел от обезьяноподобных предков, Ч.

Дарвин не смог вскрыть до конца самих причин очеловечивания, не смог показать и ту силу,

которая окончательно вывела человека из мира животных.

Ч. Дарвин и другие эволюционисты не видели качественной пропасти между челове-

ком и животными. Ошибочно считая, что различия между человеком и обезьяной лишь

чисто количественные, они не смогли понять, что не все действующие в природе законы,

которые управляют развитием растений и животных, распространяются на развитие

человеческого общества.

Однако огромная заслуга эволюционистов заключается в том, что они впервые

научно доказали происхождение человека от животных, определили его место в

эволюционной цепи и положили основу для создания подлинно научной теории

антропогенеза.

Качественное своеобразие антропогенеза первым отметил Ф. Энгельс. В своей

работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" он показал, что движущей

силой развития человеческого общества являются не биологические законы, не

естественный отбор, а труд и связанные в ним общественные отношения.

Труд явился важнейшим фактором формирования человеческого сознания и речи.

Трудовая деятельность с каждым новым шагом расширяла кругозор человека, который «в

предметах природы постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства». В процессе

труда происходило сплочение членов человеческого коллектива и быстрое развитие способа

общения между ними — речи.

Труд, речь, сознание самым тесным образом связаны друг с другом. Под влиянием

труда и речи совершенствовались сознание человека. Развитие сознания в свою очередь

оказывало обратное воздействие на труд и речь, давая им все новые и новые толчки к

дальнейшему развитию.

Т.о., труд стал ведущим фактором, который привел к коренному отличий человека

от животных.

3.6.2.Основные предпосылки антропогенеза

Сравнительная анатомия, физиология, эмбриология и палеонтология приматов

полностью подтвердили выводы Ч. Дарвина, Т. Гексли и Э. Геккеля о том, что человек

произошел от высших древних антропоидных обезьян. Однако вопрос о том, какими были

эти обезьяны, долгов время оставался спорным.

Одни ученые считали, что предки человека были обитателями тропического леса,

древесными обезьянами, которые в силу каких-то причин, например уменьшения площади

лесов в связи с изменением климата, спустились на землю. Возникновение человека они

связывали именно с переходом древесных обезьян к наземному образу жизни.

Другие, напротив, думали, что предком человека были какие-то наземные

четвероногие приматы, жившие в предгорьях и со временем перешедшие у двуногому

хождению.

И те, и другие считали возникновение прямохождения одним из основных критериев

превращения древних обезьян в человеческое существо.

Находки последних десятилетий существенным образом ив меняли прежние

представления об эволюции человека. На ранних этапах эволюции приматов наши

отдаленные предки прошли через древесную стадию развития, с которой связана выработка

стереоскопического зрения, ослабление обоняния, хватательный тип конечностей и ряд

других особенностей.

Однако непосредственные предки гоминид были наземными двуногими обезьянами.

Переход к наземному образу жизни осуществился задолго до того, как возникли ранние

гоминиды. Должен был пройти долгий период времени, необходимый для того, чтобы

изменчивость и естественный отбор создали форму, обладающую всеми характерными

особенностями наземного двуногого существа.

Не менее важен для процесса очеловечивания стадный образ жизни, при котором

слабость одного индивидуума компенсировалась силой совместно обороняющегося стада, а

опыт одного быстро становился опытом других. При таком общении возник и богатый

набор способов общения друг с другом, и забота о потомстве.

Еще одной предпосылкой антропогенеза явилась всеядность, помогавшая избежать

односторонней специализации, и найти свою нишу в эволюции.

Наконец, высокий уровень развития мозга и психики и использование естественных

предметов в качестве орудий стали главнейшими предпосылками очеловечивания, основой

для возникновения мышления и трудовой деятельности.

Прежде чем человек окончательно выделился из мира животных, прошел

исключительно длительный период, времени, полный борьбы с природой, опасностями,

врагами. Многие обезьяны, вступив на путь очеловечивания, не закончили его, погибли в

борьбе за существование. Различные виды обезьян от случая к случаю переходили к

отдельным трудовым операциям, забрасывали их, снова к ним возвращались, пока труд из

исключения не стал правилом. Естественный отбор способствовал выживанию особей,

обладавших соответствующими мутационными изменениями в умственных способностях и

поведении.

Переход от использования различных предметов в качестве орудий к постоянному и

сознательному изготовлению орудий дал какой-то группе приматов огромные

преимущества перед остальными, ибо это было первым шагом от подчинения природе к

господству над ней.

3.6.3.Человек как биологическое и социальное существо

Появление человека — огромный скачок в развитии живой природы. Человеческий

организм возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых

существ. Человеческий организм, как и все живые организмы, для поддержания своей

жизнедеятельности нуждается в пище и кислороде, как и все живые организмы, он

претерпевает изменения, растет, стареет, умирает.

Однако человеческий организм — это еще не человек. Ребенок, полностью

изолированный от остальных людей, не превратится в человека в полном смысле этого сло-

ва. Он не научится говорить, его мышление не разовьется. Человек становится человеком

только тогда, когда он живет в обществе. Общество и трудовая деятельность, в которой

участвуют люди, налагает на них такой большой отпечаток, что человека невозможно

изучать только с позиций биологических наук.

Человек — живое существо. И в этом смысле он часть живой природы.

Современный человек стал мощным фактором, изменяющим облик окружающей его

природы. Поэтому современная природа включает в себя человека во всей совокупности его

воздействия на нее.

Но человек такое существо, в котором "природа приходит к осознанию самой себя"

С помощью мышления и трудовой деятельности человек познает окружающий мир и его

законы. Познавая природу, развивая науку, человек становится способным влиять даже на

самые глубокие процессы, происходящие внутри его собственного организма. Заболевание,

вызванное инфекцией, - биологический процесс. Однако характер его протекания резко

изменяется в результате применения лекарств и других защитных мер, созданных самим

человеком.

Наряду с биологической у человека возникает особая, не связанная с генетическими

механизмами наследственность - наследование традиций, культуры, науки, знаний. Все это

стало возможным благодаря развитию речи и письменности. Опыт, накопленный человеком

в индивидуальной жизни, не исчезает вместе с ним, а вливается в общечеловеческую

культуру. Молодому поколению не приходится начинать заново. Оно, как эстафетную

палочку, принимает от старшего поколения все его достижения и завоевания. Этот тип

«наследственности» называется сигнальной наследственностью.

Животные познают окружающую действительность с помощью ощущений в

восприятии, которые являются первыми прямыми сигналами окружающей среды,

зависимость между предметами они улавливают лишь в самой примитивной форме

пространственно-временных связей. У человека главным сигналом действительности

становится вторичный сигнал, сигнал первых сигналов, слово.

Поэтому в процессе эволюции человека действие естественного отбора постепенно

угасало. В эволюции гоминид наиболее сильным был отбор на большую

приспосабливаемость к быстро меняющимся обстоятельствам, т.е. отбор, приводящий к

наименьшей зависимости от среды.

Способность человека передавать по наследству негенетические приобретения в

виде разнообразной научной, технической и культурной информации по мере возрастания

объема знаний выводила человека из-под контроля природы.

Т.о., прекратилось формообразующее влияние среды на человеческий организм. Ни

одно из высших животных не обладает столь огромным арсеналом распространения,

включающего все климатические зоны земного шара, как человек. Заселение земного шара

человеком стало возможным ж потому, что он смог физически приспособиться к самым

различным условиям, а потому. что он сумел избежать неблагоприятных воздействий слиш-

ком низких или слишком высоких температур, сильных ветров и других климатических

факторов окружающей его среды.

Приспособление к различным условиям среды у человека осуществляется не за счет

эколого-физиологических адаптации, имеющих сейчас неизмеримо малое значение по

сравнению со способностью человека искусственно создавать необходимую для него среду,

а за счет социальных достижений, прогресса науки и культуры. Даже расовые признаки

человека, которые в период нормирования человеческих рас являлись приспособлениями к

определенным условиям среды, ныне утратили свое адаптивное значение. Вот то почему мы

должны всегда помнить о том, что потомок и родственник животных - человек - в то же

самое время качественно отличное от них существо.

Контрольные вопросы

1.Когда на Земле появился человек?

2.Каковы были первые представления о происхождении человека?

3.Кто автор первой стройной гипотезы о происхождении человека от обезьяны?

4.Каковы сходства и отличия человека от животных?

5.Какие доказательства в пользу происхождения человека от обезьян привел Ч.

Дарвин в своей книге «Происхождение человека»?

6.Почему Ч. Дарвин не смог вскрыть причин очеловечивания обезьян?

7.Кто первым отметил качественное своеобразие антропогенеза?

8.В чем состоит это своеобразие?

9.Каково соотношение биологического и социального в историческом развитии

человека?

10.Продолжается ли биологическая эволюция человека?

11.Каково соотношение биологического и социального в индивидуальном развитии

человека?

Литература

1.Алексеев В.П. Становление человечества. — М., 1984.

2.Биологическая эволюция и человек. — М., 1989.

3.Линдблад Я. Человек – ты, я и первозданный. — М., 1991.

4.Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. — М., 1974.

Контрольные задания к теме 3.6.

№ 1. Укажите, что является движущей силой развития человеческого общества.

№ 2. Объясните, кого называют гоминидами.

№ 3. Назовите ученого, который связал происхождение человека с общей идеей

эволюции.

№ 4. Укажите, от какой обезьяны, по современным представлениям, произошел

человек.

№ 5. Объясните, когда завершился процесс видообразования человека.

№ 6. Закончите предложение: « Расы — это …».

№ 7. Поясните, что такое расизм.

№ 8. Изобразите в хронологической последовательности в виде таблицы эволюцию

гоминид, используя данные:

Эволюция гоминид: человек разумный – 40 тыс. лет; кроманьонец – 28 тыс. лет;

австралопитек — 4 млн. лет; гигантопитек – 4 млн. лет; неандерталец – 200 тыс. лет;

человек умелый – 2, 5 млн. лет; человек прямоходящий – 1 млн. лет; питекантроп – 800 000

тыс. лет; синантроп – 800 000 тыс. лет; дриопитек – 5, 5 млн. лет; современный человек – 12

тыс. лет.

№ 9. Выберите правильный ответ.

Вторая сигнальная система – это а) мышление; б) речь; в) сознание.

№ 10. Самостоятельно подготовьте вопрос «Биологический возраст и перспективы

развития человека как вида», используя дополнительную литературу:

1. Алексеев В.П. Становление человечества. — М., 1984.

2. Воянов Ю.Г. Интегральная природа человека. — Ростов – на – Дону, 1994.

3.Гласс Д. Жить до 180 лет. — М., 1991.

4. Фролов И.Т. Перспективы человека. — М., 1969.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...