Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 3.9. ПОНЯТИЕ О БИОЭТИКЕ И КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

3.9.1. Биоэтика — наука о нравственном отношении к живому

Биоэтика — наука о нравственном поведении в отношении живого. Более широкое

понимание биоэтики состоит в нравственном осмыслении человеком своих неразрывных

связей с природой и вытекающей отсюда моральной ответственности за ее сохранение. Эта

ответственность основывается на постулате о самоценности всего живого, жизни на Земле

как уникального космического явления.

Актуализация нравственного аспекта проблемы "человек-природа"

предопределена беспрецедентным обострением современной экологической ситуации в

глобальных масштабах, когда под угрозу поставлено само существование человечества и

всего живого. Реалии нашей действительности обусловливают изменение ценностных

ориентаций в отношении к природе, формирование новой морали, основывающейся на

ответственности человека за сохранение и поддержание природного мира во всем его

богатстве и разнообразии.

Еще в конце 70-х годов XX в. высветились негативные последствия глобального

антропогенного воздействия человека на природу. С этого времени и стали формироваться

рабочие гипотезы, теории, своды норм и правил, касающиеся отношения к жизни, к живому.

В эти годы и возникла новая наука — биоэтика (термин предложен В.Р. Поттером). В ней

нашли отражение сложные и чрезвычайно интересные процессы, происходящие на стыке

биологического и социального.

Однако единой биоэтика не стала до сих пор. Это связано с тем, что существуют

различные подходы к определению ценности жизни и соответственно — разные моральные

требования, отражающие отношение к ней. Например, биоэтика достаточно сильно

отличается от сциентизма, который утверждает, что только наука, а не жизнь и все живое,

является высшей абсолютной ценностью. И только наука, в особенности естествознание,

способны решать все проблемы, стоящие перед человечеством, включая бессмертие.

Биоэтике присуща сложность проблематики и, конечно, новизна определенных ее

понятий и критериев.

Выделяют три направления рассмотрения нравственной стороны взаимодействия

людей и природы, когда субъектом выступает: все человечество, отдельное общество,

отдельная личность. Но все эти направления объединяет единая мысль: человечество —

общество — личность находятся не вне природы или не над природой, а являются ее

частью, но как обладающие сознанием и моралью, несут ответственность за нее.

В последнее время быстрыми темпами развивается человекоцентристское

направление биоэтики. Оно базируется на признании самоценности каждой человеческой

личности и человечества в целом и направлено на выработку социально-этических

принципов, ограничивающих вмешательство в природу человека, а также принятие

научным сообществом хартии, гарантирующей соблюдение этих принципов. Это связано с

тем, что человек становится не только субъектом, но и объектом медико-биологического

познания, особенно таких его отраслей, как генетика, фармакология, фармакотерапия и др.

В данном случае цель биоэтики состоит в выработке критериев и нормативов,

допускающих или ограничивающих проведение тех или иных исследований, в том числе

экспериментальных на человеке; апробирование и применение новейших методов

воздействия на человека, способных изменить его поведение, психику и, в конечном счете,

создающих возможность манипулирования личностью.

Большая моральная ответственность возлагается на научное сообщество за

результаты научной деятельности. Например, успехи биологических наук, связанные с

возможностью проникновения в тайны наследственности, ее генетического кода и

контроля, развития генно-инженерных и психофизиологических исследований в известных

ситуациях могут привести к последствиям еще более опасным, чем те, к которым привели

исследования в ядерной физике.

В связи с этим постоянно актуализируются вопросы морально-этического плана о

целесообразности и пределах допустимого при проведении некоторых экспериментов,

выдвигаются требования о наложения моратория на то или иное направление.

Один из ключевых императивов биоэтике состоит в ограничении использования в

научно-исследовательских целях животного материала. Это связано с тем, что многим

представителям животного царства угрожает вымирание не только от разрушения их

экологической ниши, сужение ареала обитания под влиянием хозяйственной деятельности

человека, браконьерства_______, но и вследствие интенсивных лабораторно-экспериментальных

исследований (когда животное является подопытным образцом).

Исчезновение же любого вида животных означает ограничение возможностей

познания Человеком Природы, т.е. усечение возможностей Человека Познающего.

К сожалению, сегодня еще невозможно и нереально введение моратория на

экспериментирование на животных. Выход из возникшей ситуации может состоять в

скорейшем поиске (там, где это возможно) альтернативных методов медико-биологических

исследований: гуманизации научно-исследовательских методик, разработке таких методик,

которые бы не вели к массовой гибели животных и угрожающему сокращению их числен-

ности.

Проникновение биоэтики в жизнь современного человека ведет ко все большему

осознанию того, что Природа Земли представляет собой единый живой организм («монолит

живого вещества»). Это дает возможность постулировать понятие биосферного «генома»,

где роль каждого генотипа сравнима с определенной функцией организма.

Потеря любого из них может означать нарушение целостности, а, следовательно, и

нормальной жизнедеятельности всего монолита живого вещества с непредсказуемыми для

планеты Земля последствиями. Именно против этого и предостерегает биоэтика.

3.9.2.Концепция устойчивого оберегаемого развития

В результате философского осмысления перспектив современной цивилизации и

тотального научного поиска в настоящее время сформулирована единая концепция

устойчивого эколого-экономического (оберегаемого) развития человечества.

Смысл ее сводится к определению предпосылок и условий выживания и

неопределенно длительного существования и развития человечества. Эта концепция

была принята на конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году в

Рио-де-Жанейро.

До середины XX столетия не было угрозы развитию человечества, исторической

смене одних поколений другими. Но с 70-х годов XX века ученые стали фиксировать

изменения глобального характера: демографический _______взрыв на планете; истощение

традиционных горючих легкодоступных и минеральных ресурсов; физико-химическое

загрязнение атмосферы, литосферы и гидросферы; эрозию почв; деградацию биосферы с

сокращением биологического разнообразия животных и растений.

Явно стали проявляться и производные от этих изменений: ухудшение качества

жизни людей и состояние их здоровья, возникновение новых болезней, истощение

озонового споя биосферы, появление дыр в озоновом экране и возрастание воздействия на

живые организмы космических лучей. В результате осознания значения надвигающейся

катастрофы и была сформулирована в Рио-де-Жанейро новая концепция.

Устойчивое развитие системы "общество - природа" следует рассматривать в

двуедином глобально - региональном (национальном) измерении.

Глобальный аспект концепции устойчивого оберегаемого развития предполагает

анализ и решение следующих вопросов:

1.Биосферно-экологических (улучшение глобального состояния биосферы:

снижение загрязнения всех сред обитания живого; приостановление истощения ресурсов,

уничтожения лесов, уменьшения эрозии почв; поиски новых источников энергии).

2.Эколого-космических проблем освоения космоса (вероятность космических

катаклизмов, способов прогнозирования и предотвращения столкновений Земли с

космическими объектами).

3.Антропных (решение проблем здоровья и качества жизни).

4.Социальных (путей решения демографической проблемы, конфликтов,

предотвращения насилия, войн).

5.Экономических (проблем и перспектив альтернативных производств).

6.Политико-правовых (возможности различных политических систем в переходе к

устойчивому развитию).

7.Научно-теоретических и технологических (создание необходимой базы для

перехода к устойчивому развитию).

8.Ценностно-мировоззренческих, культурологических.

Региональный же (национальный) аспект концепции предполагает в контексте

глобальных вопросов: учет целого ряда специфических особенностей той или иной страны:

природных, этнических, социально-экономических, культурологических и т.п.

Необходимыми условиями перехода современной цивилизации к модели

устойчивого развития являются:

1.Правовое государство и наличие системы разработанных законов, позволяющих

осуществлять правовую защиту экосистем и экологических потребностей каждого человека.

2.Наличие экономических механизмов, стимулирующих массовое создание

природосберегающих технологий.

3.Доминирование в обществе экологической культуры, как меры его

цивилизованности.

В Российском государстве также сформулирована и принята "Концепция перехода

Российской Федерации к устойчивому развитию" (утвержденной Указом Президента РФ от

1.04 1990 г.).

Согласно этой концепции (следуя рекомендациям и принципам, изложенным в Рио-

де-Жанейро в 1992 году) представляется возможным и необходимым осуществить в РФ

последовательный переход к устойчивому оберегаемому развитию, который обеспечит

сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения

благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях

удовлетворения потребностей будущего и нынешнего поколений.

В заключительной части "Концепции перехода РФ к устойчивому развитию"

сказано, что движение человечества к устойчивому оберегаемому развитию, в конечном

счете, приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сфере разума – ноосфере,

когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и

знания Человека, живущего в гармонии с Природой.

Конкретная концепция перехода к устойчивому развитию разработана и для

Волгоградской области. Проект «Программы перехода Волгоградской области к

устойчивому развитию» подготовлен комитетом экономики и финансов администрации

Волгоградской области при участии коллектива ученых Волгоградских вузов и опубликован

19.12.1996 года. Этот проект является по сути дела стратегией устойчивого развития

региона.

3.9.3.Парадигма единой культуры. Наука и будущее человечества

В конце XIX — начале XX в. некоторые философы пришли к выводу о том, что

культура и цивилизация не столько связаны, сколько противоположны, поэтому

взаимоисключают друг друга. Наблюдая мощное развитие техники, ведущей к

обезличиванию людей, неумеренной урбанизации и разрушению национальных традиций и

культур, Шпенглер, например, выдвинул идею, что развитие современной технологии в

мировом масштабе означает непримиримое столкновение между цивилизацией и культурой.

По его мнению, разрушая культуру, цивилизация вместе с тем приводит к «закату», к

разрушению и общество.

Однако время показало, что противоречие между цивилизацией и культурой из-за

безудержного технологического развития, ведущее к экологическому кризису,

неограниченной урбанизации и разрушению человеческих ценностей, культурных традиций,

к дегуманизации и хронической бездуховности, не устраивает цивилизацию.

Устранение перечисленных пороков цивилизации представляет собой путь к

органическому слиянию с культурой, возникновению на этой основе новой цивилизации.

Отличительная черта новой цивилизации состоит не в противопоставлении

гуманизма, культуры и личностного начала бездушной технике, полной заорганизованности

и казарменному коллективизму, а в соединении гуманизма с наукой и техникой,

организованности с индивидуальным творчеством и свободой личности.

Разумеется, идти по дороге новой цивилизации нелегко. Путь этот чреват немалыми

сложностями и препятствиями, с которыми сталкивается общество. Назначение наших

знаний и состоит в том, чтобы, поняв глубинную связь между наукой и обществом, между

цивилизаций и культурой, между творчеством и организацией, способствовать преодолению

трудностей на пути к установлению их единства.

Движение к новой цивилизации, а вместе с тем новому расцвету культуры выдвигает

на первый план вопрос о связи науки, техники и гуманизма.

Справедливый общественный порядок, открывающий перспективы для человека,

может быть создан лишь при условии освобождения его от тяжелого, изнурительного труда.

Объективную основу для освобождения человека от такого труда создает развитие науки и

современной техники, внедрение новейших технологий.

Однако научно-технический прогресс, как мы знаем, несет с собой не только

положительные результаты, но и ряд негативных последствий. Не говоря уже о кризисе

окружающей природной среды, нарушении экологического равновесия, современная

техника и интенсивная технология, требующие постоянного напряжения от людей и

используемые зачастую для контроля над каждым их действием, вызывают у них

хронические перегрузки, стрессы, нервно-психические заболевания, разрушают связи между

людьми и нередко делают их жизнь невыносимой.

Неудивительно, что в последние годы у многих наблюдается негативное отношение

к науке и технике. На смену уверенности людей в том, что развитие науки и техники

автоматически устранит все трудности на пути общественного прогресса, пришло

скептическое, а затем и полностью отрицательное отношение к возможностям науки и

техники.

В последнее время некоторые утверждают, что единственной альтернативой

негативным последствиям науки и техники является возврат к менее интенсивным

производствам, к более традиционному способу жизни, к сокращению потребностей и в

конечном счете отказ от современной науки и техники.

Безусловно, неразумное, непродуманное отношение к природе, а также неразумное,

непродуманное применение научных результатов, достижений техники и технологии, часто

приводят к совсем непредвиденным и нежелательным результатам. Но значит ли это, что в

реальном мире, сложившемся в результате длительного развития, возможен отказ от научно-

технического прогресса?

С помощью острого лезвия можно спасти жизнь человеку, осуществив сложную

операцию, но этим же лезвием можно его и убить.

С помощью определенных химикатов можно уничтожить сельскохозяйственных

вредителей и спасти урожай, но этими же химикатами при неумеренном пользовании можно

нанести непоправимый ущерб природе и отравить множество людей.

Дело, следовательно, в том, как применять технические средства и достижения

науки, на что нацеливать новейшую технологию. Выбор целей зависит от многого, но,

прежде всего, от того, насколько прочно в мировоззрении и идеологии общества, в нормах

общественной морали утвердились принципы гуманизма.

Современный гуманизм не антипод науки и техники. Создать условия для

благоприятной жизнедеятельности людей – значит использовать в полной мере достижения

научно-технического прогресса. Не сама по себе техника вызывает стрессы,

перенапряжения, хроническое утомление, а недостаточный учет требований комфорта и

удобства при ее использовании. Не сама по себе наука является враждебной для

человечества, а негуманное и нецелесообразное применение ее достижений на нашей

планете.

Поэтому в последнее время все чаще говорят о необходимости гуманизации науки и

техники. Гуманизация науки и техники означает ориентирование их не на подавление

инициативы человека, не на превращение его в робота, а на создание максимально

благоприятных условий его жизни и деятельности, на развитие его творческих

способностей, на установление гармоничных отношений между людьми и людей с

природой. В этом заключается подлинное единство науки, техники и гуманизма, так

необходимое новой современной цивилизации.

Контрольные вопросы

1. Что такое биоэтика?

2.В чем заключается связь биоэтики с этикой?

3. Когда сформировалась биоэтика и почему?

4. Какие направления в биоэтике Вы можете проследить?

5.Можно ли сказать, что в современной России принципы биоэтики входят в жизнь

россиян?

6.Когда и где была сформулирована концепция устойчивого развития человечества?

7.Какие события предшествовали этому событию?

8. Есть ли концепция устойчивого развития в России?

9.Отличается ли концепция устойчивого развития России от общепланетарной?

10.В чем суть концепции устойчивого развития Волгограда и Волгоградской

области?

Литература

1.Ароянц Г. Д. Концепция модели устойчивого развития социума — новая

мировоззренческая парадигма. — М., 1996.

2. Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы // Вопросы философии. — 1992, №

10.

3.Документы конференции в Рио – де - Жанейро. — Женева, 1993.

4.Тищенко П.Д. К началам биоэтики // Вопросы философии. — 1994, № 3.

Контрольные задания к теме 3.9.

№ 1. Выберите правильный ответ.

Биоэтика – это … а) наука о нравственном поведении в отношении живого; б)

императивы в деятельности человека; в) моральные нормы и правила в жизни людей.

№ 2. Назовите автора термина «биоэтика»?

№ 3. Объясните, почему И.П. Павлов поставил перед своим институтом памятник

собаке?

№ 4. Поясните, для чего необходим мораторий на клонирование человека?

№ 5. Выберите правильный ответ.

Смысл концепции устойчивого развития … а) сводится к определению

предпосылок условий выживания и неопределенно длительного существования

человечества; б) состоит в резком повышении уровня жизни населения планеты; в)

предусматривает быстрое развитие экономики всех стран с решением проблем экологии.

№ 6. Укажите, когда и где были приняты документы под названием «Повестка дня в

XXI в.»?

№ 7. Поясните, что обеспечит в России концепция устойчивого развития?

№ 8. Укажите, когда в Волгограде был принят проект «Программы перехода

Волгоградской области к устойчивому развитию»?

№ 9. Выберите правильный ответ.

Какая основная международная организация занимается вопросами

международного сотрудничества по охране окружающей среды? а) глобальный

экологический фонд (ГЭФ); б) Организация Объединенных Наций (ООН); в)

Международный банк реконструкции и развития.

№ 10. Охарактеризуйте основные положения а) концепции устойчивого развития

человечества: б) концепции устойчивого развития России; в) концепции устойчивого

развития Волгоградской области.

Глоссарий к разделу 3

Автотрофы —организмы, осуществляющие питание посредством фотосинтеза.

Биогенез —концепция, утверждающая, что _______все живое происходит только от

живого.

Биогеоценоз(греч. — общий) — однородный участок земной поверхности с

определенным составом живых и косных компонентов.

Биокатализаторы— вещества, присутствие которых обусловливает ускорение или

торможение свойственных живой материи химических процессов.

Биосфера(греч. — жизнь, шар) — область активной жизни, в которой живые

организмы и среда их обитания органически взаимосвязаны и образуют целостную

динамическую систему.

Вирусы(от лат. — яд) — мельчайшие неклеточные частицы, состоящие из

нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Являются внутриклеточными

паразитами.

Ген(греч. — рождающий) —функционально неделимая единица

наследственности.

Генезис(греч. — происхождение, возникновение) — процесс образования и

становления какого-либо природного или социального явления.

Генетика— наука о законах наследственности и изменчивости организмов.

Генотип— совокупность генов данного организма.

Гетеротрофы —организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.

Глобальный эволюционизм —представление о всеобщем характере эволюции во

Вселенной, подтверждаемое теорией Большого взрыва и неравновесной термодинамикой в

физике, концепцией предбиологической эволюции в химии, учением о дрейфе континентов

в геологии, эволюционной генетикой и биологией и др.

Дарвинизм —материалистическая теория эволюции живой природы, основанная

на идеях Ч. Дарвина.

ДНК —дезоксирибонуклеиновая кислота, биополимер клетки, хранящий и

передающий наследственную информацию.

Живое вещество— в концепции В.И. Вернадского – совокупность всех живых

организмов на Земле, включая человечество.

Изменчивость —превращение организмов под влиянием внешней среды.

Катастрофа(греч. — переворот) — внезапное бедствие, событие, влекущее за

собой тяжелые последствия.

Коацерваты(лат. — накопленный, собранный) — капли или слои с большей

концентрацией растворенного вещества, находящиеся в растворе этого же полимера.

Космизм— представления о связи природы и космоса, человека и космоса.

Мутация(лат. — изменение, перемена) — внезапное изменение наследственных

структур, вызванное естественным или искусственным путем.

Наследственность— свойство организмов повторять в ряду поколений сходные

типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Ноосфера(греч. — разум + сфера) — сфера разума, ставшая по своему воздействию

на планету сравнимой с геологической силой.

Онтогенез(греч. — сущее генез) — индивидуальное развитие организма.

Прокариоты(лат. — вперед + ядро) — организмы, не обладающие оформленным

ядром.

Техносфера— сфера воздействия техники на природу, весь окружающий человека

мир.

Фенотипы(греч. — являю + тип) — совокупность всех признаков и свойств

организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.

Хромосомы(греч. — цвет + тело) — интенсивно окрашивающиеся основными

красителями элементы клеточного ядра, самовоспроизводящиеся и участвующие в

процессах размножения.

Эволюция(лат. — развертывание) — непрерывное постепенное количественное

изменение.

Этика биологическая(биоэтика) — направление современной этики,

рассматривающее феномен жизни в качестве высшей этической ценности. С биоэтикой

связаны медицинская и экологическая этики.

Эукариоты(греч. — полностью + ядро) — организмы, обладающие оформленным

клеточным ядром, ограниченным от цитоплазмы ядерной оболочкой.

ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ

ОТВЕТЫ по теме 1.1.

№ 1. Культура; философия; религия; наука; человечество.

Культура — это активная творческая деятельность людей по освоению мира,

которая осуществляется в сферах материального и духовного производства, когда

производятся, сохраняются, обмениваются и потребляются общественно-значимые

материальные и духовные ценности. № 2. б). № 3. Т. Кун. № 4.Лидер. № 5. а). № 6.

Анаксимандр, Демокрит, Аристотель. № 7. Современные синтагмы — это системы знаний,

построенные из разнородных подсистем, объединенных для решения нестандартных задач.

№ 8в). № 9.Сциентизм — представление о науке как о главном факторе общественного

прогресса, высшей ценности общества. Антисциентизм — представление о науке как о

силе, враждебной обществу, способной к его уничтожению.

ОТВЕТЫ по теме 1.2.

№ 1.

Связь технических достижений с естественными науками

Естественные науки Технические достижения

Ядерная физика Создание атомной бомбы и атомных электростанций

Химия Создание полимерных материалов и синтетических

волокон

Радиоэлектроника Видеотехника

Генетика «Зеленая революция», клонирование, селекция новых

видов растений и животных

Космонавтика Выход в космос, исследование Луны

№ 4.

Естествознание

Фундаментальные естественные науки

Физика Химия Биология

Междисциплинарные естественные науки

Физическая химия

Химическая физика

Биофизика

Биохимия

Физико-химическая биология

Естественные науки частного характера

Геология География Экология Физиология

№ 5.Предмет естествознания — природа во всем ее разнообразии. Цель

естествознания — изучение природы и различных природных явлений. Задачи

естествознания: 1) познание законов природы или объективной истины; 2) подготовка

возможности практического использования этих познанных законов и направление в эту

сторону все исследование природы.

ОТВЕТЫ по теме 1.3.

№ 1. Общенаучная картина мира — это система представлений об окружающем мире в

целом, которая вырабатывается в естествознании и гуманитарных науках.

Естественнонаучная картина мира — это целостная система взглядов

(представлений, моделей, гипотез и предвидений) о природе, ее свойствах и

закономерностях ее развития.

№ 2.а). № 3. Движение. № 4.Кеплер. № 5Универсализм. № 6. Наука. № 7.

Бэкон. № 8. Схоластика — господство церковных догм. Теология – богословие. № 9.

Тяготение.

ОТВЕТЫ по теме 2.1.

№ 1.а) объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания; б)

вещество, поле и физический вакуум.

№ 2.Системность физической материи

№ 6.Схема современной классификации элементарных частиц

Принцип классификации частиц:

I. По времени жизни

Стабильные Квазистабильные Резонансные

Электроны,

протоны,

фотоны,

нейтрино

(2 вида)

Нейтроны

Каоны,

лямбда-гипероны,

очарованные,

странные

II. По типу взаимодействий

Адроны

Лептоны Фотоны Промежуточные

векторные бозоны

Барионы Мезоны Электрон, Квант

электромагни

Отрицательные,

Протоны,

нейтроны,

гипероны,

Пимезоны,

странные

мезоны

позитрон,

нейтрино

электронное,

нейтрино

мюонное,

тау-нейтрино,

мюон,

6 античастиц

электромагни

тного поля

положительные,

нейтральные

№ 7.Виртуальные частицы. № 8. Резонансные частицы.

ОТВЕТЫ по теме 2.2.

№ 1. Демокрит.

№ 2.Модель атома по Кельвину «пудинг с изюмом» (в сферической области

распределены положительные заряды, а между ними вкраплены отрицательные)

№ 4. Атом — мельчайшая частица химического элемента, носитель его химических

свойств. № 5. Ж. Перрен, изучая броуновское движение. № 6. Электрон. № 7.а). № 8.

Как абстрактно-ненаблюдаемую сумму математических № 1. уравнений. № 9. Атомизм.

ОТВЕТЫ по теме 2.3.

№ 1.Взаимодействие — это процесс воздействия одних объектов или тел на другие

во времени и в пространстве путем обмена материей и движением. № 2. Универсальные и

локальные. № 3. Взаимодействие между телами может осуществляться непосредственно

через пустое пространство, которое не принимает участия в передаче взаимодействия и

передача его происходит мгновенно благодаря силам гравитации. № 4. Макроскопическое

движение осуществляется по определенной траектории. № 5. в). № 6. а) промежуточные

векторные бозоны; б) глюоны; в) гравитоны; г) фотоны. № 7. Целостные изменения

геологических систем: движение земной коры, извержение вулканов и пр. №. 8. в). № 9.

Теплота, звук, изменение агрегатных состояний, процессы кристаллизации и др.

ОТВЕТЫ по теме 2.4.

№ 1. а) философское _______учение об объективной закономерной взаимосвязи и

взаимообусловленности явлений материального и духовного мира; б) философское учение,

отрицающее объективную причинную обусловленность явлений природы, общества и

человеческой психики; в) современная форма детерминизма, объясняющая взаимосвязь и

взаимообусловленность явлений с помощью статистических или вероятностных законов.

№ 2.

Физические законы

Динамические законы Статистические законы

№ 3. Схема соотношения динамических и статистических законов в физике

Описание физических

закономерностей динамическими

законами

Описание физических закономерностей

статистическими законами

Классическая механика Квантовая механика

Термодинамика Статистическая термодинамика

Классическая электродинамика Электронная теория

Механика сплошных сред Статистическая теория неравновесных

процессов

Классическая теория

электромагнитных процессов

Квантовая электродинамика

№ 4.Динамический закон — это физический закон, отображающий объективную

закономерность в форме однозначной связи физических величин, выражаемых

количественно.

№ 5. Принцип дополнительности Бора; соотношение неопределенностей

Гейзенберга; принцип относительности Эйнштейна; принцип запрета Паули.

№ 6.Это законы, выражающие вероятность событий.

№ 7. а) Ломоносов М.В.; б) Майер; в) Фарадей Д.

№ 8. Д. Максвелл. № 9. В начале XX в. для объяснения качественного своеобразия

закономерностей микромира. № 10. а).

ОТВЕТЫ по теме 2.5.

№ 4. а) пространство — форма бытия материи, характеризующая ее протяженность,

структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материального мира. б) время

— форма бытия материи, выражающая длительность существования бытия,

последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем и

процессов в мире.

№ 2.Свойства пространства и времени

Всеобщие свойства пространства-времени

Объективность; абсолютность; связь с движением и друг другом:

единство прерывности и непрерывности; количественная и

качественная бесконечность

Свойства пространства Свойства времени

Протяженность, связность и

непрерывность, относительная

прерывность, трехмерность,

единство метрических и

топологических свойств

Длительность, вечность,

необратимость, одномерность,

множественность

№ 5. Аристотель. № 6. Пространство — вместилище самого себя и всего сущего;

время – вместилище событий. № 7. б). № 8. СТО: в реальном физическом мире

пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета

к другой: при увеличении скорости движения до 300 000 км/сек пространственные

интервалы сокращаются, а временные растягиваются. ОТО: геометрия пространства –

времени определяется характером поля тяготения: вблизи больших тяготеющих масс

происходит искривление пространства и замедление хода времени. № 9. Демокрит. № 10.

Потому что при увеличении скорости движения до 300 000 км/сек пространственные

интервалы сокращаются.

ОТВЕТЫ по теме 2.6.

№ 1. а) космология — наука об астрономических закономерностях всей Вселенной

как единого целого;

б) космогония — раздел астрономии, посвященный происхождению и развитию

небесных тел и их систем, в частности, происхождению и развитию нашей Солнечной

системы;

в) космонавтика — наука, обеспечивающая освоение космоса для нужд человечества

с использованием летательных аппаратов;

г) астрономия — наука о строении и развитии космических тел, их систем и всей

Вселенной.

№ 3. Точечный объем вещества с бесконечно большой плотностью. № 4. а)

Фридман; б) Гамов. № 5. Это смесь газов, состоящая на 98 % из водорода и гелия. № 6. а)

вода; б) криосфера. № 7. Хаббл, 1926г — открытие красного смещения спектральных линий

в спектрах далеких галактик; Пензиас и Вильсон, 1965 г. — открытие реликтового

радиоизлучения. № 8. Солнечная система – это группа небесных тел, в состав которой

входит Солнце, Луна, 9 планет и их спутники, астероиды, кометы и метеоритные тела. № 9.

в).

ОТВЕТЫ по теме 2.7.

№ 1. Химия — наука о веществах и их превращениях.

№ 2. Алхимия — этап в развитии химии: IV – XVI вв.

№ 3. Учение о химическом составе началось с Р. Бойля и его представления о

химическом элементе. № 4. Процессы самопроизвольного синтеза химических соединений,

который осуществляется в живой природе. № 5. Теория флогистона. № 6. Западная Европа,

XVI в., Парацельс. № 7. В 60 – 80 гг. XIX в. № 8. Д.И. Менделеев. № 9. Железо.

10.б).

ОТВЕТЫ по теме 2.8.

№ 1. Самоорганизация — процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или

совершенствуется организация сложной динамической системы.

№ 2. Синергетика (Г. Хакен); термодинамика неравновесных процессов (И.

Пригожин); теория катастроф (Р. Том) и критичности (П. Бак, К. Визенфельд, Ч. Танг и Г.

Хелд).

№ 3. Синергетика — междисциплинарная область знания, которая занимается

изучением самоорганизации систем различной природы, исследуя процессы превращения

хаоса в порядок.

№4. Открытость, нелинейность, диссипативность, неравновесность, свобода

порядка.

№ 5. Диссипативность — это состояние в неравновесных системах, при котором в

них могут спонтанно возникать новые типы структур, совершаться переходы от хаоса и

беспорядка к порядку от организации, возникать новые динамические состояния материи.

№ 6. Бифуркация.

№ 8.Развитие любой сложной самоорганизующейся системы сводится к двум

фазам. Первая фаза — плавное эволюционное развитие, с хорошо предсказуемыми

линейными изменениями, подводящими в итоге систему к некоторому неустойчивому

критическому состоянию. Вторая фаза — выход из критического состояния скачком и

переход в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности и упорядоченности.

Становление самоорганизации во многом определяется характером взаимодействия

случайных и необходимых факторов системы и ее среды. Система самоорганизуется не

гладко и просто, не неизбежно. Она переживает и переломные моменты — точки

бифуркации. Вблизи точек бифуркации в системах наблюдаются значительные флуктуации,

и роль случайных факторов резко возрастает. Поэтому прогнозировать развитие подобных

систем не всегда возможно.

№ 7.Схема развития неживой природы:

№ 9.Хаос не только разрушителен, но и созидателен; развитие осуществляется

через неустойчивость; линейный характер эволюции сложных систем, не правило, а

исключение; развитие большинства систем носит нелинейный характер: для них существует

несколько возможных путей эволюции; развитие осуществляется чере

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...