Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХ-ИЯ И ЕЕ ПРЕДМЕТ

Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и за-кономерности поведения и дея-тельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологи-ческие характеристик самих этих групп.

Объектом социаль-ной психологии являются сооб-щества людей. Присущие сооб-ществам и человеку в них, осо-бые психологические факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями.

Социально-психологические факторы– это наблюдаемые или фиксируемые проявления соци-ально-психологической реально-сти. Они оказывают влияние на все психологические проявления индивида: его восприятие, мыш-ление, память, воображение, эмоции и волю.

Социально-психологические закономерности – объективно существующие устойчивые, пе-риодически повторяющиеся, причинно-следственные зависи-мости социально-психических явлений.

Социально-психологические механизмы – механизмы, с по-мощью которых совершается действие закономерностей, и происходят переходы от причины к следствию.

Задачи социальной психоло-гии:

1) продолжение углубленных исследований проблем, относя-щихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2) содержательный пересмотр социально-психологических про-блем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3) исследование новых социаль-но-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идео-логических и др.);

4) социально-психологические исследования изменений в мас-совом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5) анализ возрастания роли со-циальной психологии в условиях реформирования общества;

6) взаимодействие социаль-ной психологии с прикладной и практической психологией;

7) обеспечение взаимосвязи отечественной социаль-ной психологии с различными направлениями зарубежной со-циальной психологии.

В социаль-ной психологии различают тео-ретическую и практическую ча-сти.

Подходы к пониманию предме-та теоретической социаль-ной психологии

1) предметом социаль-ной психологии служат явления психики, характерные для боль-ших социальных групп (нации, страны, большие социально-демографические группы);

2) главным предметом социаль-ной психологии является лич-ность: её положение в коллекти-ве, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт;

3) предметом психологии являются массовые психические про-цессы, и положение личности в группе.

Предметом прикладной соци-альной психологии является изучение закономерностей пси-ходиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Социальная психика является сложным, динамическим и про-тиворечивым образованием, которое функционирует как единство массовых, групповых, межгрупповых, межличностных и личностных настроений, массо-вых, групповых и индивидуаль-ных эмоций, стереотипов и уста-новок.

КЛАСИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП

По порядку возникновения:

первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Для неё характерны следующие признаки:

1) малочисленный состав;

2) пространственная близость членов;

3) длительность существования;

4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

5) добровольность вступления в группу;

6) неформальный контроль за поведением членов.

вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);

По общественному статусу:

1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;

2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.

По непосредственности взаимосвязей:

1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;

2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

По уровню развития или сформированности межличностных отношений:

1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);

2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).

По значимости:

1) референтная группа – это группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения.

2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.

Другие виды групп:

1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа, институт и т. д.)) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе поезда, люди в кинозале и т. д.));

2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии);

3) организованные и стихийные и др.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВ-ИЯ МАЛЫХ ГРУПП

Выделяют следующие методы:

1) социометрический- метод социо-метрических измерений используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершен-ствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения л-дей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дже-коб Морено.

Социометрический метод решает сле-дующие задачи:

- выявление социометрического стату-са отдельных членов группы;

- исследование межличностных и меж-групповых неофициальных отношений;

- изучения неформального строения малой социальной группы.

Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отды-хать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положе-ния его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический ста-тус".

2) Эксперимент

Это общенаучный метод исследова-ния в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных свя-зей между явлениями и процессами.

Схема эксперимента:

1. выдвижение гипотез

2. выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта)

3. определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта.

4. подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных свя-зях между явлениями.

3)Наблюдение

4)Метод опроса.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...