Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОНЯТИЯ «РОЛЬ» И «НОРМА» В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Социальная роль – это модель пове-дения личности, направленная на вы-полнение прав и обязанностей, соот-ветствующих принятым нормам и обу-словленная статусом.

Социальную роль – это статус в движе-нии, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.

Ожидания могут быть зафиксированы в социальных нормах- признанныя данным обществом форма поведения. Признаки:

1)являются общими правилами пове-дения; 2)основным направлением их применения являются урегулирование общественных норм; 3)возникают в процессе исторического развития об-щества, изменяются в ходе эволюции; 4)носят объективный характер.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесооб-разностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образ-цов, стандартов, норм поведения лич-ности.

 

Однако, каждый индивид в ходе социа-лизации вырабатывает сам представ-ление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное сов-падение, что вызывает развитие роле-вых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требования-ми, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной соци-альной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъ-являемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодей-ствия;

3) личностно-ролевой – причиной явля-ется несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как ре-зультат расхождения ранее существо-вавших ценностных ориентаций и тре-бований новой социальной ситуации.

Виды социальных ролей в зависи-мости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;

3) играемые роли – наблюдаемое по-ведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека.

ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ

Групповая сплоченность – системное качество группы как единого целого, выражающееся степенью приверженности её членов к группе.

Признаки сплоченности группы:

1) группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу при взаимодействии;

2) члены коллектива активно и эффективно участвуют в совместной деятельности;

3) ориентация на достижение общей цели;

4) рациональное использование ресурсов;

5) открытость отношений: развита взаимопомощь, обмен знаниями.

Последствия групповой сплоченности.

1) члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом возрастает и количество, и качество группового взаимодействия;

2) сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов;

3) в сплоченной группе эффективность групповой деятельности выше, т. к. члены сплоченной группы придерживаются групповых установок, касающихся производительности и получают большее удовлетворение работой.

Для определения степени сплоченности коллектива социометрией предложен специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов:

В отечественной социальной психологии проблема сплоченности рассматривалась А.В. Петровским , который считает, что формирование групповой сплоченности достигается через формирование единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений, которые можно представить в виде уровней развития группы:

1) эмоциональном (внешнем) уровне, соответствующем стадии ориентации – формой проявления служит ситуативно возникающие симпатии-антипатии;

2) поведенческий (средний) уровень, соответствующий стадии конфронтации, проявляющийся в согласованности действий участников возникающей в процессе преодоления группового конфликта. В поведении членов группы на этом уровне отсутствует согласованность поступков как формы нравственного проявления человека;

3) ценностный (внутренний) уровень соответствующий латентной стадии, формой проявления выступает согласованность поступков членов группы, основанных на осознанном выборе.

ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

КОНФОРМНОСТЬ В ГРУППАХ

Существует внутренння и внешняя конформность

Внешняя конформность происходит тогда,когда человек возращается к своему мнению после того,как с него спало групповое давление,но когда происходит внутренняя конформность,то человек не остаётся при своём мнении даже тогда,когда с него спало общественное давление.

Степень подчинения человека в группе зависит от ряда факторов, которые были систематизированы А.П. Сопиковым (1969). К ним относятся:

· Возрастные различия: среди детей и юношей конформистов больше, чем среди взрослых (max конформности отмечается в 12 лет, заметное снижение – после 15-16 лет)

· Трудность решения проблемы: чем труднее, тем в большей мере личность подчиняется группе, чем сложнее статус человека в группе, тем в меньшей степени он проявляет конформность

· Привлекательность группы для индивида: референтной группе субъект поддается легче

· Цели, стоящие перед человеком: если его группа соперничает с другой, конформность субъекта увеличивается, если соревнуются между собой члены группы, конформность уменьшается (то же наблюдается при отставани группового или личного мнения)

· Наличие и эффективность связи, поддерживающей верность или неверность конвормированных поступковчеловека: при неправильности поступка человек может верннуться к своей точке зрения.

· Численность группы: 5 человек оказывают более сильное влияние, сем 1 или 2, но увеличение численности группы свыше 5 чел. Снижает уровень конформности

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объекты внешней по отношению к нему среды и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Основные элементы:

1) мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

2) цели (результаты), на которые деятельность направлена;

3) представление о будущем результате (антиципация);

4) средства, с помощью которых деятельность осуществляется.

Виды человеческой деятельности:

1.По обязательному заданию: 1) Труд — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют непосредственную ценность для других людей, общества. 2) Учение — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют перспективную ценность для других людей, общества. 3) Спорт — деятельность, носящая соревновательный характер, связанная с реализацией физических и умственных способностей человека и направленная на достижение победы в соревновании или достижение максимально возможного результата.

2.Не по обязательному заданию: 1) Игра — это подражательно-выразительная деятельность, не по обязательному заданию, представляющая перспективную ценность для общества как средство подготовки ребенка к учению и труду. 2) Увлечение по интересам (хобби) — деятельность не по обязательному заданию, в котором примерно равную ценность представляют как ее результат, так и сам процесс.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...