Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






С творчеством А.С. Даргомыжского

Музыкой барокко

Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами. Барочная музыка появилась в конце Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского— жемчужина причудливой формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры, с их контрастными быстрыми и медленными частями. Иога́нн Себастья́н Бах немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы;), Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XXI веке Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык; позже он даже переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. Бах также написал ряд произведений для клавесина. Наиболее известные произведения Баха для оркестра — «Бранденбургские концерты». Другие дошедшие до нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, и концерты для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов

Опера

Род музыкально-драматического произведения. Опера основана на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от различных видов драматического театра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в опере она становится основным носителем и движущей силой действия. Для оперы необходим целостный, последовательно развивающийся музыкально-драматический замысел. Возникновение оперы в Италии на рубеже 16-17 вв. было подготовлено, с одной стороны, некоторыми формами ренессансного театра, в которых музыке отводилось значительное место, а с другой - широким развитием в эту же эпоху сольного пения с инструментальным сопровождением. Важнейший, неотъемлемый элемент оперного произведения - пение, передающее богатую гамму человеческих переживаний в тончайших оттенках. Через различный строй вокальных интонаций в опере раскрывается индивидуальный психический склад каждого действующего лица, передаются особенности его характера и темперамента.

Развитие симфонизма в 18-19 вв. расширило и обогатило возможности истолкования музыкой драматического действия в опере, раскрытия его содержания . Оркестр выполняет в опере многообразную комментирующую и обобщающую роль. Важная роль принадлежит оркестру также в создании фона действия, обрисовке обстановки, в которой оно происходит. В опере используются разнообразные жанры бытовой музыки - песня, танец, марш (в их многочисленных разновидностях. Песня или танец становятся средством реалистической типизации образа, выявления общего в частном и индивидуальном. Существуют оперы по преимуществу вокальные, в которых оркестру отведена второстепенная, подчинённая роль. Вместе с тем оркестр может быть главным носителем драматического действия и доминировать над вокальными партиями. В 1607 в Мантуе была поставлена опера «Орфей» К. Монтеверди, одного из величайших музыкантов-драматургов в истории музыки. Он внёс в оперу подлинный драматизм, правду страстей, обогатил её выразительные средства. В Венеции, ставшей в середине 17 в. гл. центром развития оперного жанра, в 1637 был открыт первый публичный оперный театр. К крупнейшим представителям венецианской оперной школы принадлежали Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Страделла. Тенденция к усилению мелодического начала Первым крупным представителем этой школы был Ф. Провенцале, главой её - А. Скарлатти, среди видных мастеров - Л. Лео, Л. Винчи, Н. Порпора и др. Оперы на итальянские либретто в стиле неаполитанской школы писали и композиторы других национальностей, в т. ч. И. Хасе, Г. Ф. Гендель, М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский. С течением времени драмтургическое содержание оперы всё больше отходило на задний план, Уже в середине 17 в. итальянская опера распространилась в ряде европейских стран. В 30-х гг. 18 в. в Италии возник новый жанр - опера-буффа, развившийся из комических интермедий, которые было принято исполнять между действиями опер-сериа . Вершиной развития оперы в 18 в. было творчество Моцарта, который синтезировал достижения разных национальных школ и поднял этот жанр на небывалую ещё высоту. Для каждого сюжета он находил особую форму воплощения и соответствующие выразительные средства. В «Свадьбе Фигаро» «Дон Жуане» В конце 18 в. во Франции возник жанр «оперы спасения», в которой надвигающаяся опасность преодолевалась благодаря смелости, отваге и бесстрашию героев. Эта опера обличала тиранию и насилие, воспевала доблесть борцов за свободу и справедливость Лучшие черты разных школ — внимание к поэтическому слову (Флоренция), серьезный духовный подтекст действия (Рим), монументальность (Венеция) — соединил в своем творчестве Клаудио Монтеверди (1567—1643) — первый классик оперы. Композитор родился в итальянском городе Кремона в семье врача. Как музыкант Монтеверди сложился еще в юности. Он писал и исполнял мадригалы; играл на органе, виоле и других инструментах.. Во многом благодаря Монтеверди в 1637 году в Венеции открылся первый в мире публичный оперный театр. Наиболее известны такие оперы Монтеверди, как «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608).В 1613 г. Монтеверди переехал в Венецию и до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Св. Марка. Богатая музыкальная жизнь Венеции открыла перед композитором новые возможности. Монтеверди пишет оперы, балеты, интермедии, мадригалы, музыку к церковным и придворным празднествам. Одно из оригинальнейших произведений этих лет - драматическая сцена "Поединок Танкреда и Клоринды" на текст из поэмы Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим В 1642 г. в Венеции была поставлена "Коронация Поппеи" Монтеверди (либр. Ф. Бузинелло по "Анналам" Тацита). Последняя опера 75-летнего композитора стала подлинной вершиной, итогом творческого пути. В ней действуют конкретные, реально существовавшие исторические лица - римский император Нерон, известный своим коварством и жестокостью, его учитель - философ Сенека

 

Венская классическая школа

Направление европейской классической музыки второй половины XVIII века в Вене. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Иногда сюда же относят И.М. Гайдна и К.Д. фон Диттерсдорф. Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой. Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла. Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра — его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы — лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других. Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена, столица музыкальной культуры того времени Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 4 группы инструментов:струнно-смычковые — Скрипка, Альт, Виолончель, Контрабас деревянные и медные духовые — Флейта, Гобой, Кларнет, Фагот, Труба, Тромбон, Валторна, Туба ударные — Литавры, Тарелки, Ксилофон, Барабан, Перкуссия одиночные — Арфа, Фортепиано, Орган Соната — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов, как правило, соло или дуэта. Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме. Симфо́ния— жанр симфонической инструментальной музыки многочастной канонизированной формы фундаментального мировоззренческого содержания. следствие сходства по строению с сонатой, сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части. Классический концерт представляет собой трехчастное произведение для солиста-инструменталиста и оркестра. Контраст звучания - один инструмент и тутти, виртуозность солиста и мощь оркестра. Сольный концерт появился как редукция кончерто гроссо - когда группа солистов постепенно стала заменятся двумя (двойной концерт) или тремя (тройной концерт) солистами. Квартет — музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов

 

4. Лю́двиг ван Бетхо́вен

Немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков». Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX века Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 — последняя завершённая симфония, созданная Людвигом ван Бетховеном. Будучи завершённой в 1824, она включает в себя часть («Оды к радости»), поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистом и хором в последней части. Это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами. её более общее, официальное название это Симфония No. 9 в D minor, Op. 125. Также симфонию называют «Хоральной». Данная симфония является одним из наиболее известных произведений классической музыки и считается выдающимся шедевром Бетховена, который создал его, будучи совершенно глухим. Произведение играет заметную роль и в современном обществе В 1787 году во время пребывания в Вене, он посетил Моцарта и привёл его в восхищение своим искусством. После окончательного переезда в Вену Бетховен совершенствовался как композитор у И. Гайдна. Концертные выступления молодого Бетховена в Вене, Праге, Берлине, Дрездене и Буде проходили с огромным успехом. В 1800 году им написана 1-я симфония. Прогрессирующая глухота (первые признаки которой проявляются с 1797) заставила Бетховена со временем сократить концертную деятельность, а в последние годы жизни совсем отказаться от выступлений. В период 1802-12 Бетховен написал семь симфоний (2-я -8-я), ряд увертюр, 4-й и 5-й концерты для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром. В тоже время он создал оперу "Фиделио", музыку к драме "Эгмонт" Гёте и выдающиеся образцы камерной инструментальной музыки: сонаты для фортепиано op.53 ("Аврора") и op.57 ("Aппассионата"), сонату для скрипки и фортепиано ор. 47 ("Крейцерова"), квартеты ор. 50 (посв. А. К. Разумовскому), ор. 95 и другие. В последний период жизни Бетховенсоздал свои лучшие произведения, такие как 9-я симфония и Торжественная месса, которая является одним из величайших созданий композитора.

5.Вольфганг Амадей Моцарт

 

Один из величайших мелодистов. Простые, легко запоминаемые мелодии Моцарта, сочетающие черты австрийской и немецкой народной песенности и танцевальности с певучестью итальянской оперной кантилены, отличаются богатством внутреннего содержания. Источник мелодического вдохновения Моцарта неиссякаем... Гармонии Моцарта еще больше оттеняют выразительность и красоту мелодического образа. Как это было свойственно всей музыке XVIII века. При этом гармоническое новаторство Моцарта нигде не сопровождается разрушением основ мажорного или минорного лада; напротив, оно обогащает лад, расширяет его выразительные возможности. Красота музыки Моцарта в огромной степени связана с фактурой его произведений, всегда ясной, прозрачной, тонкой. Безупречность и чистота голосоведения, совершенство формы, каждая деталь которой глубоко содержательна,-- все эти свойства музыки Моцарта, наряду с ее высоким артистизмом и поэтической одухотворенностью, придают ей чарующую силу. — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.[1] Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Особое значение Моцарт придавал опере. он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента. Перу Моцарта принадлежит огромное множество произведений во всех жанрах инструментальной музыки: симфонии, серенады, дивертисменты, струнные дуэты, трио, квартеты, квинтеты, фортепианные трио, ансамбли с участием духовых инструментов, скрипичные сонаты, фортепианные сонаты, фантазии, вариации, рондо, сонаты и вариации для фортепиано в четыре руки и для двух фортепиано, концерты с сопровождением оркестра для различных инструментов (фортепиано, скрипки, флейты, кларнета, валторны, флейты и арфы), марши и танцы для оркестра. Наличие в одной теме двух контрастных элементов является в ряде произведений Моцарта эмбрионом последующего развертывания, сопоставления и столкновения различ ных музыкальных образов, и одним из стимулов драматического развития. И Моцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с одиннадцатилетнего возраста. Но высшие его достижения в области оперного творчества относятся к последнему десятилетию (1782--1791 годы). Моцарт писал оперы разных типов и жанров: зингшпили (<<Похищение из сераля>>, <<Волшебная флейта>>), оперы- buffa (<<Свадьба Фигаро>>, <<Так поступают все>>), оперы-seria (<<Идоменей>>, <<Милосердие Тита>>). Опера <<Дон-Жуан>>, сочетающая особенности музыкальной трагедии и комедии, не сводится ни к одному из этих типов.

Оперное реформаторство Моцарта.Наряду с Глюком, Моцарт был величайшим реформатором оперного искусства XVIII века. Но, в отличие от него, свою реформу не декларировал теоретически. Исходя из других эстетических предпосылок, Моцарт создал иной тип музыкальной драматургии. Если Глюк стремился подчинить музыку драматическому действию, то для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы. В одном из писем к отцу Моцарт писал, что <<в опере поэзия должна быть послушной дочерью музыки>>. Но из этого не следует, что Моцарт не придавал большого значения либретто оперы. Напротив, оперная музыка Моцарта находится в полном единстве с развитием сценического действия.

 

Искусство Моцарта

 

Одна из высочайших вершин мировой музыкальной культуры. Моцарту принадлежат 23 произведения для музыкального театра, 49 симфоний, более 4 инструментальных сольных концертов с оркестром, сонаты для фортепиано, скрипки, большое количество различных ансамблей., Моцарт особое внимание уделял опере. Путь оперного композитора он начал двенадцати лет: в 1768 году появились «Мнимая простушка» и «Бастьен и Бастьенна».
Последнее десятилетие его жизни — пора наивысшего творческого расцвета и одновременно годы жестокой материальной нужды, сломившей в конце концов силы композитора в особенности в последующих прославленных сочинениях — «Свадьба Фигаро» (1786) и «Дон Жуан» (1787) — полностью раскрылся моцартовский реализм характеров и чувств.
Последнее произведение Моцарта — гениальный «Реквием» — осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть, наступившая 5 декабря 1791 года в Вене. « СВАДЬБА ФИГАРО» Сюжет комедии Бомарше <<Безумный день, или Женитьба Фигаро. Опера написана в традициях итальянской оперы- buffa . В этом отношении типичны: сюжет, изобилующий комическими столкновениями, недоразумениями, неузнаваниями, переодеваниями; структура оперы, состоящей из двух действий, завершающихся большими финалами, опера делится на законченные номера (арии, дуэты, ансамбли. Вместе с тем Моцарт в своей опере вышел за рамки жанра оперы- buffa , создав в ней реалистическую комедию характеров. Каждое действующее лицо оперы получило в музыке свою, присущую ему характеристику. Так, в образе Фигаро подчеркивается быстрота и решительность действий, находчивость, сообразительность, активность, Образ Сюзанны полон обаяния, женственного очарования, лукавства; Музыкальный образ Керубипо проще: в обеих его ариях (Керубино поет женский голос -- меццо-сопрано) он охарактеризован как влюбленный мальчик с пылким сердцем, жаждущий взаимной любви. Сложный образ графа Альмавивы отличается цельностью, несмотря на почти непрерывные переходы от ярости к лести, от угроз к мольбе. Изменчив образ графини: она печальна и грустна, находясь наедине с собой, скорбя по поводу измены супруга; весела, игрива и шаловлива, вступая в союз с Фигаро и Сюзанной против графа. Так же ярки и рельефны музыкальные характеристики Бартоло, Базилио, Марцелины. Несмотря на остроту комедийных положений, вся опера проникнута мягкой, поэтической лирикой. <<Свадьба Фигаро>> написана в традициях оперы- buffa , но не все в ней укладывается в рамки этого жанра, в частности обе арии графини характерны скорее для оперы-seria. То же можно сказать о роли Констанцы в <<Похищении из сераля>> или о партии Царицы Ночи в <<Волшебной флейте>>. Если опера-seria деградировала в XVIII веке, то отдельные ее элементы получили новую жизнь, влившись в другие оперные жанры, что как раз характерно для музыкальной драматургии Моцарта. Оперы-seria Моцарта <<Митридат -- царь Понтийский>> и <<Идоменей>> уже утратили свою сценическую жизнь; но они сыграли существенную роль, обогатив его оперы- buffa и зингшпили, сохраняющие свое значение в репертуаре оперных театров. Вместе с тем стилистическая основа во всех операх Моцарта одна: венский классицизм. Его принципы получили в оперном творчестве Моцарта своеобразное преломление; это сказывается в мелодическом стиле, в возросшей роли оркестра, в приемах развития, особенно в больших ансамблевых сценах и финалах. . <<Волшебная флейта>> -- это сказка, имеющая философско-этический и гуманистический смысл, заключающийся в победе света над тьмой, разума и добра над суеверием и злом. Положительное, светлое начало воплощено в образе мудрого волшебника Зорастро; отрицательное, злое -- в образе Царицы Ночи. Но для преодоления зла и достижения идеала нужно пройти ряд испытаний, которым подвергаются Тамино и его постоянный спутник Папагено. <<Волшебная флейта>>, по сравнению с другими операми Моцарта, имеет более прямые, непосредственные связи с венской народной комедией. Музыка, характеризующая Папагено, обнаруживает чрезвычайную близость к австрийской и немецкой народной песне: Другая линия выражена во взаимной любви Тамино и Памины. Их арии полны мягкого лирического чувства, задушевных, певучих мелодий. Третья линия связана с образом мудреца Зорастро, его слуг и жрецов. Здесь в музыке господствует строгая, возвышенная, светлая хоральность. Наконец, четвертая линия характеризует мир тьмы и зла. Это особенно ярко чувствуется в знаменитой второй арии Царицы Ночи Опера <<Дон-Жуан>> целиком не принадлежит ни к одному из существовавших в ту эпоху оперных направлений. В ней синтезируются музыкальная трагедия и комедия, но в новом музыкально-театральном качестве. Как нам уже известно, Моцарт назвал оперу (<<Веселая драма>>), подчеркивая тем самым драматическую сущность своего произведения. В особенности полны глубокого трагизма все сцены, где является донна Анна, эта гордая, страстная, мстительная испанка. Раздирающие крики и стоны ее над трупом убитого отца, ее ужас и жажда отмщения в сцене, где она встречается с виновником своего несчастья, -- все это передано Моцартом с такою захватывающей силой, что подстать к нему по глубине производимого впечатления разве только лучшие сцены Шекспира. В противоположность к мрачному облику донны Анны, сколько грации, непосредственности чувства вложил Моцарт в свою Церлину! Как мастерски, как цельно вылился у него Лепорелло в самых разнообразных ситуациях! Наконец, сколько блеска, чувственной красоты, увлекательной веселости в партии самого Дон-Жуана!>>. Сочетая в <<Дон-Жуане>> трагедийное и комедийное начало, Моцарт наделил действующих лиц своей оперы соответствующими музыкальными характеристиками, в зависимости от их драматургической функции. К трагедийным образам относятся: Командор, донна Анна, дон Оттавио, донна Эльвира; к комедийным -- Лепорелло, Мазетто, Церлина. В образе Дон-Жуана сочетаются оба начала. Опера состоит из двух действий, каждое из которых основано на чередовании контрастных сцен. Опера обрамляется музыкой, характеризующей мрачный, трагический образ Командора (вступление к сонатному аллегро увертюры и финал второго действия).

 

Музыка периода романтизма

 

Это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы. Музыка этого периода развилась из форм, жанров и музыкальных идей, установившихся в ранние периоды, такие как классический период. Хотя романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, тем не менее, этот сюжет был основным во многих работах по литературе, живописи и музыке, созданных в эпоху романтизма.

Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. Принято считать, что началу становления романтизма в музыке положил Людвиг ван Бетховен. Период перехода от классицизма к романтизму считается предромантическим периодом. Основными представителями романтизма в музыке являются: в Австрии — Франц Шуберт; в Германии — Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; в Италии — Никколо Паганини, Винченцо Беллини, Романтики высказали предположение, что человеческое бытие неизмеримо богаче его социального измерения.
Романтизм охватывает самые разнообразные формы идеологии и культуры. Литература, искусство, театр, музыка, философия, история, эстетика отразили неприятие действительности, меланхолию, скорбь, одиночество, настроение мистики, подъем религиозного чувства, внимание не к внешней, а к внутренней жизни человека. В произведениях романтиков мы видим борьбу против зла и пошлости Наиболее ярко видна в романтизме присущая всему гуманистическому движению 19 века черта- индивидуализм. Они противопоставляли толпе образ свободной личности, наделенной исключительностью. Главным предметом искусства стала область внутренних переживаний личности. Темами для романтиков стали любовь, творчество, радость, печаль, смерть. Чтобы раскрыть столь богатые темы, старых форм и жанров не хватало, поэтому романтизм выработал и создал новые формы и жанры искусства. В музыке: программную мызыку, основанную на сюжетах литературы, жанр миниатюры, способный показать любые оттенки чувств.
Романтики повернулись к народному творчеству, использованию языка, тем и образов, свойственных нар. песням, эпосу. Фольклор обогащал литературный и музыкальный язык. Именно в это время начали собирать нар. песни, издавать сборники нар. стихов, использовать нар. Музыка занимала особое место в эстетике романтизма.Главная тема музыки- это чувства, а именно это и было основной темой романтизма. Музыка лучше других искусств способна выразить неоформленные мысли, желания, настроения, сумятицу чувств. Поэтому музыка занимала важнейшее место в духовной жизни общества в 19 веке. Крупнейшим достижением было создание романтической песни (Шуберт, Шуман), программной музыки (Берлиоз, Лист, Мендельсон, Шуман), инструментальной миниатюры (Шопен, Лист). Открытия произошли и в оперном жанре. На смену комической и серьезной классической опере приходит романтическая опера с различными темами: опера-драма ( Пиковая дама Чайковского), опера-сказка (Руслан и Людмила Глинки, Золотой петушок Римского- Корсакова), опера-историческая драма (Борис Годунов Мусоргского, Аида Верди), лирическая опера (Евгений Онегин Чайковского, Травиата Верди. Философской базой романтизма стали идеи Шопенгауэра, Ницше, Гете, Шиллера о свободе и индивидуализме личности.

 

8. Ро́берт Шу́ман

Немецкий композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог. Один из самых значительных композиторов первой половины XIX века. Интеллектуал и эстет, в своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу Романтизма. Большая часть фортепианных произведений Шумана — это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Один из самых типичных циклов — «Карнавал» (1835), в котором пёстрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина — Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В 4 симфониях композитора (так называемая, «Весенняя», 1841; Вторая, 1845—46; так называемая, «Рейнская», 1850; Четвёртая, 1841—51) преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера. В песенной мелодии композитор мог выразить целую гамму чувств. Его неиссякаемый мелодический дар позволял сочинять по нескольку песен в день . Песенные мелодии проникают и в инструментальную музыку, например песня "Скиталец" послужила материалом для одноименной фортепианной фантазии, а "Форель" - для квинтета и т. п. Расцвет шубертовского творчества - 20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822). Шуберт не слышал ни одной из своих симфоний в профессиональном исполнении. Много трудностей и неудач было и с оперными постановками. Несмотря на это, Шуберт постоянно писал для театра (всего ок. 20 произведений) - оперы, , музыку к спектаклю Венец вокального творчества - "Лебединая песня" - сборник песен на слова различных поэтов, в том числе Г. Гейне.. Все больше и больше творческих импульсов Шуберт находит в музыке Бетховена. Но скромность и застенчивость не позволили Шуберту лично познакомиться со своим кумиром . музыка Шумана запечатлела главное в искусстве его времени - ее содержанием стали "таинственно-глубокие процессы духовной жизни" человека, ее назначением - проникновение в "глубины человеческого сердца". Р.. В сюите характеристических пьес "Карнавал" (1834-35) Шуман создает музыкальные портреты давидсбюндлеров - Шопена, Паганини, Клары (под именем Киарины), Эвсебия, Флорестана. Жизнь и творчество Шумана в 40-50-х гг. протекали в чередовании подъемов и спадов, во многом связанных с приступами душевной болезни, Начиная с 60-70-х гг. музыка Шумана очень быстро стала неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. Ее любили М. Балакирев и М. Мусоргский, А. Бородин и особенно Чайковский, считавший Шумана самым выдающимся современным композитором. Многим своим произведениям Шуман давал программные названия, которые были призваны возбудить фантазию слушателя и исполнителя. Его творчество очень тесно связано с литературой - с творчеством Жан Поля (И. П. Рихтера), Т. А. Гофмана, Г. Гейне и др. В этом цикле фортепианных пьес-фантазий, как и в вокальном цикле на стихи Гейне "Любовь поэта", возникает образ романтического художника, подлинного поэта, способного чувствовать бесконечно остро, "сильно, пламенно и нежно", иногда вынужденного скрывать свою истинную сущность под маской иронии и шутовства, чтобы потом раскрыть ее еще более искренне и сердечно или погрузиться в глубокое раздумье... Первый композитор-романтик, Шуберт – одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Известно, что «Неоконченная» симфония ждала своего ис­полнения более 40 лет, а До-мажорная – 11 лет. Пути, открытые в них Шубертом, долгое время оставались неведомыми. Шуберт был младшим современником Бетховена. Оба они жили в Вене, их творчест­во совпадает по времени: «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» – ровесники 7 и 8 симфоний Бетховена, а его же 9-я симфония появилась одновременно с шубертовской «Неоконченной Шуберт – представитель совершенно нового поколения художников. искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости, в обстановке самой жесткой политической реакции. Начало ей положил «Венский конгресс» 1814-15 гг. Представители государств, победивших в войне с Наполеоном, объединились тогда в т.н. В его творчестве нет произведений, связанных с борьбой за счастливое будущее человечества. Его музыке мало свойственны героические настроения. Самым важным представлялось сохранить честность, ду­шевную чистоту, ценности своего душевного мира. Так родилось художественное течение, получившее название «романтизм». Это искусство, в котором впервые центральное место заняла отдельная личность с ее непов­торимостью, с ее исканиями, сомнениями, страданиями. Творчество Шуберта – рассвет музыкального романтизма. Его герой – это герой нового времени: не общественный деятель, не ора­тор, не активный преобразователь действительности. Это несчастный, одинокий человек, надеждам которого на счастье не дано сбыться. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального.Среди его сочинений – оперы (10) и симфонии, камерно-иструментальная музыка и кантатно-ораториальные произведения. Инструментальное творчество Шуберта насчитывает 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в 2 и 4 руки. Выросший в атмосфере живого воздействия музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена, которая была для него не прошлым, а настоящим, Шуберт удивительно быстро – уже к 17-18 годам – в совершенстве освоил традиции венской классической школы. В его первых симфонических, квартетных и сонатных опытах особенно ощутимы отголоски Моцарта, в частности, 40-й симфонии (любимейшего сочинения молодого Шуберта). Романтические и классические традиции образуют в его искусстве единый сплав. Шубертовская драматургия – следствие особого замысла, в котором господствует лирическая направленность и песенность, как главный принцип развития. Шуберт же всячески подчеркивает песенную природу тем: 1, часто излагает их в репризной замкнутой форме, уподобляя законченной песне (ГП I части сонаты A-dur); 2, развивает при помощи варьированных повторов, вариантных пребразований, в отличие от традиционного для венских классиков симфонического развития (мотивного вычленения, секвенцирования, растворения в общих формах движения);3,иным становится и соотношение частей сонатно-симфонического цикла – первые части нередко излагаются в неторопливых темпах, в результате чего значительно сглаживается традиционный классический контраст между быстрой и энергичной первой частью и медленной лирической второй.Соединение того, что казалось несовместимым – миниатюрного с масш­табным, песенного с симфоническим – дало совершенно новый тип сонатно-симфонического цикла – лирико-романтический.

 

Фридерик Шопен и Ференц Лист

Польский композитор, пианист. На формирование мировоззрения композитора оказали влияние борьба за независимость Польши, а также идеи польского литературного романтизма (К. Бродзиньский, А. Мицкевич, Ю. Словацкий).. Вершины раннего периода — 2 концерта для фортепиано с оркестром. Шопен-виртуоз получил признание в Вене, где выступал с концертами в 1829 и 1830–31. Художественный м<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...