Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационное общество и международные отношения

Информационное общество и международные отношения

План семинарских занятий

ЗАНЯТИЕ 1

Вводное занятие

Вопросы и задания:

1. Что такое информационное общество?

2. Считаете ли вы, что государство остается главным актором международных отношений? Приведите аргументы за и против.

3. Что такое глобализация?

4. Какие, на ваш взгляд, показатели могут свидетельствовать о степени готовности к построению в стране или регионе информационного общества?

5. Какие проблемы влечет за собой бурное развитие информационных технологий?

6. Попытайтесь спрогнозировать общемировые тенденции развития информационных технологий на среднесрочную перспективу.

7. Попытайтесь дать свое определение термину «цифровой разрыв». В чем, на ваш взгляд, он измеряется?

8. Попытайтесь дать свое определение термину «информационный империализм».

9. Попытайтесь сопоставить два понятия: «информационный империализм» и «культурный империализм». Как они соотносятся друг с другом?

10. Какие меры, на ваш взгляд, следует предпринять для сокращения цифрового неравенства?

11. Что такое информационная политика? Как она формируется?

ЗАНЯТИЕ 2

Глобализация и информационное общества

Вопросы и задания:

1. Какие глобальные тенденции мирового развития выделяет в своей статье Н. Загладин?

2. Какие этапы формирования единой системы мирового хозяйства выделяет Н. Загладин?

3. Какие типы государств выделяет Н. Загладин?

4. Прокомментируйте следующее высказывание «говоря о глобализации в современном мире, необходимо поставить ее в контекст двух базовых тенденций – к универсализации мира и росту его многообразия». Как эти тенденции, на ваш взгляд, соотносятся друг с другом?

5. Уместно ли, на ваш взгляд, говорить о кризисе современной цивилизации и о конфликте цивилизаций. Во что указанный конфликт может перерасти?

6. Какие концепции глобализации упоминает в своей статье Н. Загладин?

7. Что такое гуманитарная интервенция?

8. На ваш взгляд, возможна ли реализация альтернативной концепции мирового развития?

9. Какие типы глобализации вы можете выделить? Дайте их краткую характеристику.

10. Дайте краткую характеристику понятия «глокализация».

11. Раскройте содержание движения антиглобалистов.

12. Какова, на ваш взгляд, роль России в современном глобальном мире?

13. Какие последствия (положительные и негативные) влечет за собой процесс глобализации?

14. На ваш взгляд, возможно ли, в конечном итоге, формирование глобальной цивилизации устойчивого типа?

15. Прокомментируйте следующее высказывание «Истинная глобализация не заканчивается изобретением глобальной технологии или появлением глобальных корпораций. Это процесс, здоровое развитие которого предполагает прохождение его нормативных установок через общественное сознание, через глобальные процессы в гражданском обществе».

16. Перечислите новых субъектов международных отношений, которых выделяют современные ученые?

17. Почему, на ваш взгляд, США удалось занять лидирующие позиции на мировой арене? Как вы считаете, удастся ли им сохранить лидерство?

18. Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «глобализация» и «интернационализация»? Можно ли их считать тождественными?

19. Может ли, на ваш взгляд, экономическая либерализация решить проблему экономической отсталости развивающихся стран?

20. Какие «плюсы» и «минусы» несет, на ваш взгляд, глобализация развивающимся странам? Какую, по-вашему, роль они способны играть в современном мире? Возможно ли их «подтягивание» до уровня развития развитых стран?

21. Как В. Иноземцев в своей статье объясняет феномен глобализации?

22. Является ли, на ваш взгляд, глобализация причиной неравенства? Чем обусловливается неравенство в ту или иную эпоху?

23. Согласны ли вы со следующим утверждением: «В последние десятилетия усиливается не эксплуатация центром периферии, а его безразличие к ней»?

 

Литература:

1. Загладин Н. Глобализация в контексте альтернатив исторического развития // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 8. С. 3-10

2. Бусыгина И., Захаров А. Глобализация // Общая тетрадь. 2003. № 4. С. 93–97.

3. Делокаров К.Х. Глобализация и проблемы устойчивости современного мира // Глобализация и философия. – М., 2001

4. Эльянов А. Я. Развивающиеся страны в контексте глобализации // Восток. 2004. № 3. С. 81-95

5. Иноземцев В. Глобализация и неравенство: что причина, что следствие? // Россия в глобальной политике. № 1, Январь - Март 2003.

ЗАНЯТИЕ 3

ЗАНЯТИЕ 4

ЗАНЯТИЕ 5

ЗАНЯТИЕ 6

Классические зарубежные концепции информационного общества

 

Вопросы и задания

1. Какие специфические черты присущи информациональному способу развития?

2. Согласны ли вы с тезисом Кастельса о том, что национальная самобытность не исчезнет в процессе стирания культурных различий, а ее специфика лишь обновиться на пути к универсальной модернизации, на этот раз измеряемой темпами распространения компьютеров?

3. Как М. Кастельс раскрывает суть информационно-технологической парадигмы? Каковы ее характерные черты?

4. Как, по мнению М. Кастельса, меняется природа власти в информационном веке?

5. Кто является субъектами информационного века?

6. Что М. Кастельс предлагает понимать под сетевой структурой?

7. Как определяет понятие «власть» Дж. Най?

8. Чем отличается жесткая власть от гибкой?

9. Приведите примеры проявления гибкой власти.

10. Перечислите и прокомментируйте источники гибкой власти.

11. Как меняется власть в глобальную информационную эпоху?

 

Литература

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура М., 2000. 608 с.

ЗАНЯТИЕ 7

ЗАНЯТИЕ 8

ЗАНЯТИЕ 9

ЗАНЯТИЕ 10

ЗАНЯТИЕ 11

ЗАНЯТИЕ 12

Хачатуров К. А. Обеспечение внешнеполитических позиций России в свете доктрины информационной безопасности // Внешнеполитическая информация и современная дипломатия / Под ред. Ю. Б. Кашлева. М., 2001.

ЗАНЯТИЕ 13

ЗАНЯТИЕ 14

ЗАНЯТИЕ 15

ЗАНЯТИЕ 16

Информационное общество и международные отношения

План семинарских занятий

ЗАНЯТИЕ 1

Вводное занятие

Вопросы и задания:

1. Что такое информационное общество?

2. Считаете ли вы, что государство остается главным актором международных отношений? Приведите аргументы за и против.

3. Что такое глобализация?

4. Какие, на ваш взгляд, показатели могут свидетельствовать о степени готовности к построению в стране или регионе информационного общества?

5. Какие проблемы влечет за собой бурное развитие информационных технологий?

6. Попытайтесь спрогнозировать общемировые тенденции развития информационных технологий на среднесрочную перспективу.

7. Попытайтесь дать свое определение термину «цифровой разрыв». В чем, на ваш взгляд, он измеряется?

8. Попытайтесь дать свое определение термину «информационный империализм».

9. Попытайтесь сопоставить два понятия: «информационный империализм» и «культурный империализм». Как они соотносятся друг с другом?

10. Какие меры, на ваш взгляд, следует предпринять для сокращения цифрового неравенства?

11. Что такое информационная политика? Как она формируется?

ЗАНЯТИЕ 2

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...