Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость, сущность и цели государственного регулирования экономики.

Необходимость, сущность и цели государственного регулирования экономики.

Исторически сложилось 2 ведущих подхода к гос. Регулированию экономики:

А)Не вмешательство гос-ва в хоз-ую жизнь

Б)Гос-ое регулирование экономики.

Оба течения имеют общие теоритические основы, они рассматривают гос-во как субъект экономической системы обладающие определенной собственностью и хоз-ми функциями. Различия между 2-мя направлениями сводятся к методам гос. воздействия на экономику. На отдельных этапах развития общества преобладает одно или другое направление.

Необходимость:

Гос. признано корректировать недостатки присущие рынку:

а) Рыночные отношения не способствуют сохранению окружающей среды и не производимость природных ресурсов.

б) Рынок не создает стимулирование для производства товаров/услуг коллективного пользования.

в)рынок не гарантирует право на труд и доход; соц.неравенство не обеспечивает развитие фундаментальной науки.

г)Рынкам присуще явление нестабильности (цикличность, инфляция, безработица)

д) Рынок слабо функционирует в экстремальных ситуациях.

Сущность и цели:

В условиях рынка гос. регулирование представляет собой систему мер законодательно исполнительного и контрольного характера осуществляемых гос.учереждениями с целью приспособления соц.эконом. системы к меняющимся условиям.

Экономисты выделяют две группы целей гос.регулирования эк.:

а)Генеральные –достижение эконом.и соц.стабильности обеспечения национальной конкуренции, преимущество эк.безопасность страны, адаптация рыночного механизма к конкретным ситуациям.

б)Конкретные – конкретные цели связаны с регулированием отдельных секторов и регионов экономики.

 

Типы и модели государственного регулирования экономики.

Типы:

а)Полный гос.монополизм в управление хоз-ом

б)Различные варианты сочетания гос-ых и рыночных механизмов.

в)Крайний либерализм признающий не органичность частного предпринимательства.

Модели:

Реактивная – она позволяет быстро реагировать «на недостатки» рынка это обеспечивает подвижность структур и функций гос.органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования сочетанием совместных форм действия гос-ого и частного секторов.

Проактивная - предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем изменения объемов гос.вмешательства использования программ корректирующего регламента в переговорах гос-ва и предпринимателей.

 

Основные направления государственного регулирования экономики.

1.Обеспечение правовой базы способствующей эффективного функционирования рынка. Меры: а)предоставление законного статуса частным предприятиям. б)определение прав частной собственности и гарантированное соблюдение контрактов

2.«Правила игры» - регулирующих отношения между фирмами (установление стандартов качества, запрет подделок и ложных сведений на этикетках, регулирование отношений между менеджерами собственниками и рабочими) а)арбитраж в сфере экономических отношений. б)создание денежной системы обеспечивающая обмен товаров и услуг.

3.Защита конкуренций с помощью антимонопольного законодательства

4.Устранение чрезмерного соц.неравенства с помощью инструментов соц.политики.

5.Поддержание макроэкономической стабильности

6.Поддержание темпов экономического роста.

7.Перелив ресурсов или внешние эффекты в экономике (это тоже самое, вместо или можно поставить знак равенства)

 

Положительные внешние эффекты в экономике.

Производство и потребление определенных товаров и услуг может создать выгоды перелива или выгоды не требующие компенсации для общества в целом (пр.образование, мед.прививки, диспансирование)

Кривая D не вкл.выгоды перелива

Кривая D1 – вкл.

Пути гос регулирования:

1. Увеличение спроса, т.е. обеспечение покупателей дополнительной покупательной способностью, которая может быть использована только на приобретение конкретного товара или услуги с которым связано возникновение выгод перелива. Например бесплатный талон на питание студентам, многодетным семьям, пенсионерам.

2.Увеличение предложения, вместо субсидирования спроса у покупателей можно субсидировать производителей. Субсидии снизят издержки производителей и предложение товаров и услуг вырастет.

3.Правительство в роли производителя, когда выгоды перелива очень велики правительство берёт на себя финансирование таких отраслей.

 

Методы государственного регулирования экономики.

Методы

Правовые методы – система законодательных норм и правил для производителей и потребителей.

Административные методы (закрепление, разрешение, принуждение) – с помощью этих мер осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учётной ставкой процента, валютным курсом и т.д.

В настоящее время, сфера действия этих мер, ограничена в большинстве стран охраной окружающей среды и социальной защитой.

 

Содержание и цели прямых методов государственного регулирования.

 

Прямые методы – базируются на властно-распорядительных отношениях. Среди них преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм и так далее. Их целью является: достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения, но эти меры имеют негативные последствия в виде деформации реального соотношения, издержек и цен, снижения уровня конкурентоспособности. Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определённые отрасли. Оно идёт по 2-м направлениям:

Развитие государственного предпринимательства – осуществляется в капиталоёмких и малорентабельных отраслях и в отраслях, определяющих на данном этапе научно-технический прогресс.(оборонные отрасли, космос, дороги). Государство осуществляет регулирование путём поддержания предприятий совместной и частной форм собственности. Это достигается путём субсидирования так и путём предоставления товаров сырья или услуг по более низким ценам. Государство поддерживает социальную сферу и оказывает прямое регулирующее воздействие на экспорт.

Субсидирование предприятий негосударственного сектора.

 

Общий спрос на деньги.

Элементами рынка денег явл.спрос на деньги их предложение и цена денег (процентная ставка)

Общее кол-во денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент предоставляя собой совокупный спрос на деньги, он распадается на 2-е состовляющие:

1.Спрос на деньги для сделок

2.Спрос на деньги как средство сохранения богатства.

 

Сущность и функции кредита.

Кредит - это ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и, обычно, с уплатой процентов. Выражает экономические отношения между кредитором и заемщиком.

Наряду с ростовщичеством к ранним формам кредита относится продажа товаров с отсрочкой платежа.

Кредит выполняет ряд функций:

1) Перераспределительная функция: с помощью кредита временно свободные денежные средства аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.

2) Функция экономии издержек обращения: кредит замещает действительные деньги кредитными деньгами. Этот процесс завершился вытеснением кредитными деньгами золота из обращения. Данная функция также выполняется путем развития безналичных расчетов, которые позволяют экономить время обращения капитала.

Таким образом, с помощью кредита, ускоряется процесс капитализации доходов хозяйствующего субъекта, раздвигаются границы индивидуального накопления капитала.

 

Основные формы кредита

Формы кредита – различия в видах ссуд, заключающиеся прежде всего в источниках финансирования.

Принято разделять несколько форм кредитов.

Во-первых, банковский кредит.

Во-вторых, государственный кредит. Государства вкладывают деньги в приоритетные с точки зрения федеральных и местных властей отрасли экономики. Кроме того государственные ссуды предоставляются кредитным организациям в форме займов центральных банков.

В-третьих, это международный кредит. Он может выдаваться как государству-заемщику, так и крупным компаниям в рамках определенных значимых для страны проектов.

В-четвертых, коммерческий или товарный кредит, когда поставка товаров или услуг и их оплата разнесены во времени.

В-пятых, кредитование частного сектора. К этой форме относятся ипотечные и автокредиты, а также потребительские кредиты. Чаще всего такие займы используются для оплаты товаров длительного пользования.

 

Процент как плата за кредит.

плата, которую вносит заемщик кредитору за пользование заемными средствами: определяется на основе процентной ставки и суммы кредита.

Виды процентных ставок:

• фиксированные (неизменны на протяжении всего термина);

• плавающие (зависят от колебания спроса и предложения на кредитные ресурсы и изменения депозитного процента);

• базовые (средняя ставка).

На процентную ставку влияют факторы:

> внешние (состояние кредитного рынка, характер государственного регулирования деятельности коммерческих банков, включая налогообложение);

> внутренние (оценка банка степени риска кредита, вид, кредита, срок на который выдается кредит, размер ссуды).

А также другие факторы, например:

( качество залога, состояние спроса на кредит, уровень инфляции, характер взаимоотношений банка с клиентами, расходы банка на приобретение кредитных ресурсов (например, на межбанковском рынке) кредитоспособность клиента).

 

Типы банковских систем

Международная практика знает несколько типов банковских систем:

· распределительную централизованную банковскую систему;

· рыночную банковскую систему;

· банковскую систему переходного периода.

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутстви-монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множество банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены жду собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют разные деловые банки. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как и государство не отвечает по обязательствам деловых банков.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Это означает, что она содержит компоненты рыночной банковской системы и компоненты распределительной системы.

 

Центральный Банк.

Центральный банк — государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы.

Центральный банк — основное звено национальной кредитно-банковской системы.

Главная функция центрального банка — эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.

Цели деятельности Банка России:

§ защита и обеспечение устойчивости рубля;

§ развитие и укрепление банковской системы России;

§ обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Основными функциями Центрального банка являются:

денежная эмиссия — выпуск в обращение национальных денежных знаков;

хранение государственных золото-валютных резервов;

ведение счетов правительства;

хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;

кредитование коммерческих банков;

контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций;

кредитно-денежное регулирование экономики.

 

Принципы построения бюджета.

1. Единство — сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства.

2. Полнота — по каждой статье бюджета учитываются все поступления и затраты.

3. Реальность — правдивое отражение доходов и расходов государства.

4. Гласность — обязательное информирование населения по основным расходам и источниках доходов.

Функции бюджета.

1. Фискальная — означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов ( кроме доходов от государственной собственности)

2. Экономическое регулирование — использование государством налогов для проведения в своей экономической политике.

3. Социальная — использование бюджета для перераспределения национального дохода в пользу социально не защищенных.

Содержание фискальной политики государства и ее типы.

Фискальная политика государства

- это система регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами. В первую очередь, это расходы на содержание государства и государственных закупок товаров и услуг. Главный признак этих закупок – потребителем является государство. Закупки государства делятся на 2 вида:

1. Закупки для собственного потребления государства

2. Закупки для регулирования рыночных отношений

С точки зрения Кейнса, ФП должна управлять в определённых целях, совокупным спросом, путём манипулирования налогами, трансфертами и гос. закупками. Влияние налогов и гос расходов:

Прямая под 45 градусов отражает состояние при котором, вся величина внп будет потребляться.

Вводим кривую потребления

В точке А – расходы равняются потреблению, происходит рост совокупного спроса, что в свою очередь приводит к спросу на инвестиции.

В точке В – на весть, произведённый внп, в размере ОВ1 будет предъявлен спрос населения и предпринимателей

Таким образом, гос расходы, увеличивают AD. Влияют на размер внп и занятость, и обладают мультипликационным эффектом, пораждая цепочку вторычных, третичных и тд потребительских расходов.

Мультипликатор гос.расходов показывает прирост ВНП в результате увеличения гос.расходов на закупки Т и У. Ка=дельта ВНП/дельта Gr

Фискальная политика - сбалансированность макроэкономической системы, путём:

1. Корректир динамики внп в нужном направлении

2. Влияние на совокупные расходы, следовательно ВНП и занятость

3. Сглаживание цикличности.

Различают дискреционную и автоматическую фп

 

Виды налогов.

 

1. По объекту обложения:

1.1. Прямые 1.2Косвенные

2. По принципам построения:

2.1. Пропорциональные 2.2 Регрессивные 2.3 Прогрессивные

3. В зависимости от характера использования

3.1. Общие

3.2. Специфические (целевые)

4. По территории:

4.1. Государственные

4.2. Местные (муниципальные)

Необходимость, сущность и цели государственного регулирования экономики.

Исторически сложилось 2 ведущих подхода к гос. Регулированию экономики:

А)Не вмешательство гос-ва в хоз-ую жизнь

Б)Гос-ое регулирование экономики.

Оба течения имеют общие теоритические основы, они рассматривают гос-во как субъект экономической системы обладающие определенной собственностью и хоз-ми функциями. Различия между 2-мя направлениями сводятся к методам гос. воздействия на экономику. На отдельных этапах развития общества преобладает одно или другое направление.

Необходимость:

Гос. признано корректировать недостатки присущие рынку:

а) Рыночные отношения не способствуют сохранению окружающей среды и не производимость природных ресурсов.

б) Рынок не создает стимулирование для производства товаров/услуг коллективного пользования.

в)рынок не гарантирует право на труд и доход; соц.неравенство не обеспечивает развитие фундаментальной науки.

г)Рынкам присуще явление нестабильности (цикличность, инфляция, безработица)

д) Рынок слабо функционирует в экстремальных ситуациях.

Сущность и цели:

В условиях рынка гос. регулирование представляет собой систему мер законодательно исполнительного и контрольного характера осуществляемых гос.учереждениями с целью приспособления соц.эконом. системы к меняющимся условиям.

Экономисты выделяют две группы целей гос.регулирования эк.:

а)Генеральные –достижение эконом.и соц.стабильности обеспечения национальной конкуренции, преимущество эк.безопасность страны, адаптация рыночного механизма к конкретным ситуациям.

б)Конкретные – конкретные цели связаны с регулированием отдельных секторов и регионов экономики.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...