Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности монологической речи

Как уже упоминалось, монологическая речь реализуется как устный рассказ, репортаж с места события, лекция ученого и т. д. Однако представляется, что в наибольшей

полноте культура монологической речи проявляется в ораторской речи; именно в ней используется большинство стилистических приемов, с помощью которых достигаются ясность, четкость, стройность и другие качества, являющиеся неотъемлемыми признаками речевой культуры.

В связи с этим рассмотрим правила и приемы ораторской речи, которые, по нашему мнению, вбирают в себя правила и приемы любой хорошей монологической речи.

Риторика – это теория и искусство красноречия, подготовки и произнесения убедительных и красочных речей. Убедительность и красочность – обязательные признаки ораторской речи; при их отсутствии высказывание будет иметь вид сообщения или доклада, имеющих другие особенности и построенных в соответствии с иными правилами. Информация, содержащаяся в ораторской речи, непременно должна сопровождаться выражением эмоций – это повышает убедительность информации. Кроме того, должны быть использованы эффектные приемы – только тогда речь может произвести хорошее впечатление, а значит, стать эффективной. Главная задача оратора – полностью завладеть вниманием слушателей и заставить их верить ему, переживать, волноваться, возмущаться, восторгаться, плакать.

Цель и содержание речи

Сочиняя речь, необходимо сразу определить ее главную цель. Сформулировав ее, нужно постоянно помнить о ней – это облегчает дальнейшую работу над речью, поскольку в таком случае будущий оратор станет подбирать только те факты и данные, которые способствуют достижению поставленной цели.

Например, цель поздравительной речи – сказать человеку что-то доброе и приятное, в связи с чем нужно использовать в речи комплименты, упомянуть о положительных для этого человека обстоятельствах, воздержаться от критических замечаний и намеков; цель выступления на митинге, собрании, перед возмущенными чем-то людьми – успокоить и обнадежить их; значит, надо признать какие-то недочеты, в чем-то оправдаться, используя мягкие выражения, пообещать что-то реальное.

Содержание речи – это информация, вводимая в нее: факты, доводы, рассуждения, объяснения, элементы рассказа о чем-либо, элементы описания. Количество составных элементов содержания речи должно быть достаточным для раскрытия темы. Следует соблюдать и определенное количественное соотношение этих элементов. В частности, факты обязательно должны присутствовать в речи, иначе она станет голословной, а обсуждаемые положения или рассуждения оратора не будут в полной мере понятны слушателям. В то же время не рекомендуется перегружать речь многочисленными фактами, тем более однородными, – это ослабляет внимание слушателей и вызывает их раздражение. Из обилия фактов нужно выбирать самые интересные, важные и доходчивые – то же можно сказать и об использовании доводов (аргументов) и других элементов содержания речи.

Приведем несколько рекомендаций относительно отбора и представления фактов: новые, неизвестные аудитории факты будут восприниматься с большим интересом, чем известные; не стоит злоупотреблять статистическими данными – необходимо приводить только самые убедительные цифры, стараться включать в речь редкие, малодоступные для широких масс факты; можно приводить и всем известные факты, но раскрывать их с неожиданной стороны, выявлять их особый, ранее не замечавшийся смысл, подчеркивать их неожиданную связь с другими явлениями. Например: Во многих наших загсах регистрируют брак обычно в субботу. А знаете ли вы, что до революции браки в субботу не заключались, потому что это противоречит церковным правилам?

Принципиальное значение имеет удачная подача фактов. Можно пользоваться уже давно выработанными словесными формулами введения или комментирования фактов, а можно изобрести собственные словесные формулы для придания оригинальности стилю речи. Так, сообщая убедительные яркие факты, часто употребляют следующие словесные формулы: Не буду голословным (чтобы не быть голословным), приведу некоторые факты…; Факты говорят сами за себя (комментарии, как говорится, излишни); сообщая малодоступные сведения: Я думаю, не всем известно, что… или Готовясь к сегодняшнему выступлению, я заглянул(а) в последние номера британских газет, и там меня поразило такое сообщение… Важные, значительные факты нуждаются в подобной подаче, как драгоценные камни – в хорошем обрамлении.

Любая речь должна содержать аргументы, т. е. приемы убеждения. Можно убедить слушателей, доказав что-либо, но можно убедить, не приводя строгих доказательств, что чаще всего характерно для ораторской практики. Строгие научные, многословные, сложные по содержанию доказательства в ораторской речи не применяются и даже противопоказаны ей, поскольку большинство людей не склонны или не могут воспринимать сложные доказательства, их внимание рассеивается. Учитывая это, целесообразно использовать не сложные логические доказательства, а краткие логико-психологические приемы убеждения. Рассмотрим некоторые из них.

Аргументы к делу основаны на подлинных обстоятельствах дела, подтверждены фактами и практикой – например, такой-то человек не совершил такое-то преступление, потому что находился в это время в другом месте (алиби); или такой-то человек совершил преступление, потому что он, по утверждению некоторых лиц, договаривался с сообщником о его совершении. Это, разумеется, не строгие доказательства, но для большинства людей весьма убедительные.

Аргументы к человеку часто используются ораторами. Такие аргументы не имеют прямого отношения к объективному рассмотрению дела, установлению истины, но призваны воздействовать на чувства слушателей, а следовательно, и на их дальнейшие действия, их отношение к происходящему. Оратор, например, может стараться вызвать чувство жалости, воздействовать на самолюбие слушателей, в результате чего они могут изменить свое отношение к рассматриваемому вопросу. Например, адвокат, будучи не в силах доказать невиновность подзащитного, стремится убедить судей в том, что ему нельзя выносить обвинительный приговор, поскольку современная тюрьма способствует лишь дальнейшей деградации личности, или использует в качестве убеждения сведения о плохом состоянии здоровья матери подсудимого и т. д. Это может произвести определенный эффект, т. е. обвиняемому может быть вынесен приговор о его условном наказании.

Аргументы к пользе побуждают людей отклониться от сути дела в целях защиты своих интересов, своей выгоды. Например, на собрании коллектива предприятия обсуждаются нерентабельность работы цеха и необходимость закупить новое оборудование, что в пять раз повысит объем выпускаемой продукции, однако кто-то поясняет, что это повлечет за собой сокращение половины работников цеха, – в этом случае коллектив вряд ли примет положительное решение о закупке более совершенного оборудования.

Аргументы – ссылки на признанные авторитеты для многих очень убедительны и вполне заменяют доказательства. Услышав, что такого-то мнения придерживается известный ученый-экономист, многие слушатели, не разбирающиеся в рассматриваемом экономическом вопросе, могут поддержать его точку зрения; чтобы реклама какого-то вида косметики была успешной, достаточно сказать, что им пользуется знаменитая артистка, и т. п.

Аргументы – ссылки на здравый смысл рассчитаны на обыкновенный житейский опыт и не более того: Вы утверждаете, что А. избил Б., но этого не может быть, потому что А. гораздо слабее физически; или: Вы говорите, что он много ворует и богат. А посмотрите, как он скромно живет, как бедно одевается! Разве богатый так живет?

О структуре (построении) речи

Любая ораторская речь должна состоять из трех композиционных частей: вступления, средней части (рассуждения) и заключения.

Во вступлении (приступе) нужно постараться привлечь внимание слушателей, расположить их к себе, подготовить к слушанию основной части, восприятию излагаемого вопроса. Для этого можно сказать, что тема вашего выступления очень важна, что дело, которое будет рассмотрено, весьма необычное, что слушатели узнают нечто из ряда вон выходящее, – т. е. как-то заинтриговать аудиторию. Исходя из ситуации можно подчеркнуть, что вы не хотели выступать, но решили внести ясность в обсуждаемый вопрос, потому что, по вашему мнению, предыдущие ораторы освещали его недостаточно полно или неправильно; или подчеркнуть, что вы выступаете, руководствуясь исключительно нравственным долгом, долгом чести и др. – все это способно привлечь к вам внимание, однако вы должны оправдать ожидания слушателей.

В самом начале речи следует высказать уважение к аудитории, не проявляя самоуверенности, чванства, надменности (подобные качества вообще не должны быть присущи оратору). Не надо начинать с цветастых и слишком складных фраз (они более уместны в ходе выступления): чересчур уверенное начало воспринимается слушателями, как правило, отрицательно. Не менее существенный момент – краткость вступления: оно должно длиться не более минуты.

В средней части излагается суть дела – информация, которую вы считаете нужным сообщить, ее толкование, ваша интерпретация и оценка. Рассуждая о предмете речи, вы приводите заранее продуманные аргументы, используете оценочные эмоциональные восклицания и др. Здесь тоже следует придерживаться определенных правил: ваше сообщение или рассуждение не должно быть слишком продолжительным, нудным, слишком детализированным или сумбурным. Нужно стремиться к яркости, наглядности выступления, время от времени проявлять эмоции, т. е. демонстрировать интерес к рассматриваемому вопросу.

Собираясь использовать несколько аргументов подряд, начните с самого слабого, наращивая силу убеждения, и закончите самым сильным – существует небезосновательное мнение, что аргументы, расположенные в такой последовательности, более действенны. В такой же последовательности располагайте и факты.

Никогда не следует пренебрегать третьей композиционной частью речи – заключением. По объему оно может превосходить вступление, но должно занимать не более 1,5–2 мин. В заключении обычно подчеркивают основную мысль речи или кратко повторяют все существенные мысли, соображения, соблюдая порядок их более подробного рассмотрения в средней части. Последняя фраза речи должна быть энергичной. Прав Д. Карнеги, осуждающий распространенную банальную концовку речи, состоящую из фразы: Ну вот, кажется, и все, что я хотел(а) сказать. У слушателя может создаться впечатление, что оратор, вероятно, сказал не все, что-то забыл, упустил. Лучше закончить речь более четко: Вот и все, что я хотел(а) сказать. Благодарю за внимание. Еще лучше – закончить речь каким-то парадоксальным или интригующим высказыванием, например: Если я не убедил(а) вас в моей правоте, вас убедит в ней жизнь – и очень скоро! Не игнорируйте традиционную фразу, которая является признаком хорошего тона: Благодарю за внимание.

О фигурах речи

Характернейшей особенностью ораторской речи является частое употребление фигур речи, т. е. необычных построений высказываний или использования слов в их переносных значениях, непривычных сочетаниях друг с другом, на что сразу обращает внимание аудитория. Этому научиться нетрудно.

Фигуры речи оживляют речь, делают ее более яркой, способствуют ее лучшему восприятию. И в поэзии, и в ораторской речи встречаются подчас одни и те же фигуры речи, но в последней преобладают фигуры речи, нетипичные для других речевых сфер.

Количество фигур речи приближается к 200, однако в ораторском искусстве их насчитывается лишь несколько десятков, и чем более интенсивно они используются в речи, тем больший эффект она производит. Рассмотрим наиболее типичные фигуры речи[11].

Анафора – повторение слова, словосочетания, ритмических и речевых конструкций в начале синтаксических периодов: У нас есть опыт, у нас есть достаточные средства, у нас есть необходимые помещения, чтобы заняться этим делом и иметь успех; Говорят о соблюдении законов, говорят о нравственности и чести, говорят о необходимости воспитания молодежи, но чаще всего это все пустые слова. Анафора делает фразу более выразительной, способствует лучшему усвоению мысли. Сравните: У нас есть опыт, достаточные средства, необходимые помещения…

Слово или понятие, которое повторяется в одном и том же высказывании несколько раз, привлекает к себе внимание, поэтому анафора широко применяется в рекламных текстах.

Использование анафор не представляет труда – видимо, поэтому некоторые ораторы злоупотребляют ими. Речь, которая длится 10–12 мин, может содержать не более 2–3 анафор, в противном случае она становится банальной и вызывает отрицательную реакцию.

Градация (от лат. gradus – ступень, степень) – расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения: Это живой, деятельный, стремительный человек; Проходили дни, недели, месяцы, годы, но все оставалось по-прежнему; Для их компании одного нашего города маловато: им нужен весь наш район, вся область, вся страна! В градациях используются чаще всего 3–4 слова во избежание снижения эффекта. Меньшее количество слов в градации может создать ощущение ее недостаточности.

Антитеза – сопоставление резко отличных по смыслу слов или словосочетаний. Антитезы зачастую используются при описании жизненных контрастов: Ложь – религия рабов и хозяев, правда – Бог свободного человека (М. Горький); С одной стороны – жалкие трущобы, с другой – роскошные особняки; Предложение этих товаров возрастает, но спрос на них падает. Особенно впечатляет каскад антитез. Антитезы нередко применяют в наиболее патетических местах речи.

Сравнение – тоже хорошо известная и популярная фигура речи. К сожалению, зачастую употребляют банальные сравнения: орет как бешеный, бежали как угорелые, нужна как собаке пятая нога и т. п.

Задача оратора – снабдить свою речь неожиданными, меткими сравнениями, например: Человечество похоже на больного, которому кажется, что ему будет легче, если он перевернется на другой бок.

Включая сравнения в свою речь, не следует злоупотреблять союзом как (вместо прекрасна, как принцесса можно сказать она напоминает принцессу; в ней есть что-то от принцессы; она прекрасней, чем тысяча принцесс).

Аллюзия (от лат. аlludere – намекать) – соотнесение описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического происхождения. Чаще всего цитируют выдающихся людей прошлого – мыслителей, писателей, политических деятелей, ученых. Целесообразно также вставлять в свою речь краткие цитаты из Евангелия, приводить народные пословицы. Цитаты должны быть краткими и заключать в себе мудрость и оригинальность. Приводя цитату, следует использовать ее для развития собственных рассуждений. Например, высказывание

М. Монтеня «Я не хочу казаться лучше, чем я есть на самом деле» можно продолжить: «Но нам не надо казаться и хуже, чем мы есть на самом деле».

Другие примеры аллюзии: Как однажды выразился Себастьен Шамфор, один из деятелей французской революции, «чтобы выносить жизнь в Париже, нужно каждое утро проглатывать гадюку». А что он сказал бы о нашей нынешней жизни?; Сделав кому-то добро, не огорчайтесь, не получив ничего в ответ. Как выразился Сенека, «наградой за доброе дело служит свершение его».

Если слушателям, по вашим предположениям, известен автор цитаты, то не надо его указывать; если же вы подозреваете, что многие слушатели воспримут цитату как вашу собственную мысль, то лучше указать источник, освобождая себя при этом от ответственности за возможную неправильность или сомнительность высказывания. Кроме того, упоминание известного автора будет дополнительным аргументом в ваших рассуждениях.

Злоупотреблять аллюзиями не следует. Приводя множество чужих изречений, вы, конечно, блеснете начитанностью и образованностью, но зароните у слушателей сомнение относительно самостоятельности вашего мышления. Аллюзии должны подкреплять не мелкие факты и наблюдения или избитые истины, а ваши оригинальные суждения.

Парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, однако при наиболее внимательном рассмотрении – верное, по крайней мере, в каких-то условиях. Парадоксы очень украшают устную речь: Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи (А. Грибоедов); Чем больше это изменяется, тем больше это остается тем же самым (французский афоризм об изменениях, не затрагивающих существа дела; сменяются политические лидеры, конституции, законы, происходят революции, но все остается прежним).

Парадокс должен быть доступен слушателям, поэтому иногда его надо пояснить. Учитывайте уровень интеллекта ваших слушателей – ведь может так случиться, что, услышав, например, Ум хорошо, а два хуже, они могут подумать, что оратор несколько не в себе.

Антифразис – один из видов иронии: употребление фразы в противоположном смысле в определенном контексте и с определенной интонацией: Не брал я твою книгу. Очень она мне нужна!; Очень мне нужно тебя обманывать! Можно придумать что-нибудь оригинальное, например: Я, право, в восхищении от современной молодежи! От ее бесконечного легкомыслия. От ее современных изящных танцев!

Гипербола – образное преувеличение, например: Инфляция может достигнуть космических размеров.

Банальных гипербол существует немало: Не успели высохнуть чернила на договоре, как его уже стали нарушать, и т. п. Лучше использовать собственные, новые гиперболы.

Литота – подчеркнутое преуменьшение; эту стилистическую фигуру называют обратной гиперболой. Благодаря несоответствию оценки и реальной ситуации происходит как бы усиление смысла: За границу они поехать, конечно, не откажутся (т. е. с удовольствием поедут); Поверьте, я немного разбираюсь в этих делах» (в устах первоклассного специалиста в какой-то области).

Паралипсис (претериция) – притворное умалчивание: оратор подчеркивает, что игнорирует какие-то факты, обстоятельства, оценки, но при этом перечисляет их, например: Я уж не буду говорить о нарушениях производственной дисциплины – нарушениях пропускного режима, систематических опозданиях на работу и т. д.; Я мог(ла) бы еще многое сказать о нашем юбиляре – о его скромности, тактичности, его любви к людям, постоянной доброжелательности к окружающим, но стоит ли об этом говорить? Ведь это и так хорошо всем известно. Подобные построения могут содержать острую критику серьезных недостатков, причем слушатели будут убеждены, что оратор располагает большим фактическим материалом по данному вопросу, но по этическим причинам или из-за нехватки времени не хочет его подробно излагать. Паралипсис используется после обстоятельного анализа каких-то других явлений, подробного приведения фактов как окончание характеристики рассматриваемого объекта.

Антиципация – предвосхищение, предвидение событий. Применительно к ораторской речи это формулирование возможных возражений слушателей и ответов на них. При этом создается впечатление объективности обсуждения проблемы, наглядного контакта оратора с аудиторией: Я предвижу возражения…; Мне, конечно, могут возразить, что…; Можно подумать, что это неправильно, потому что… (далее приводится опровержение возможных возражений слушателей, заранее продуманное оратором во время подготовки, а вовсе не по ходу речи). Например: Вы можете не согласиться со мной в оценке уровня передач наших телевизионных каналов, возразить, что если бы этот уровень был столь низким, то количество телезрителей не было бы таким большим. Однако, во-первых, «на безрыбье и рак – рыба», а во-вторых, уровень многих телезрителей зачастую не выше уровня нынешних телепередач.

Такая фигура речи не должна, однако, использоваться в одном выступлении более двух раз во избежание монотонности и замедленного изложения мыслей.

Коммуникация – общение индивидуумов, основанное на взаимопонимании. Оратор формулирует вопрос, как бы предлагая слушателям ответить на него, и через 2–3 с дает свой заранее подготовленный ответ. Например: Что есть хитрость? Хитрость есть оружие слабого и ум слепого, как сказал Козьма Прутков; Что такое дружба? Дружба в наше время – это, наверное, то же, что связи; Почему многие люди не соблюдают законы? Да потому, что не хотят, да и не могут их соблюдать.

Эта фигура активизирует аудиторию, однако нельзя использовать ее несколько раз подряд, превращая речь в подобие лекции-беседы.

Эпитет – экспрессивное определение, выражаемое обычно словом в переносном значении – прилагательным, наречием, существительным-приложением: Опять весна душистая повеяла крылом (А. Фет); Одеваться крикливо; И вот сама идет волшебница-зима (А. Пушкин).

Полисиндетон – повторение одного и того же союза или предлога при однородных членах предложения: И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь (А. Пушкин).

Апозиопеза – риторический прием, больше известный под названием «фигура умолчания»: оратор делает вид, что хочет сказать о чем-то, но вдруг останавливается, предоставляя слушателям возможность самим сообразить, в чем дело. Например: Все шло хорошо, уже была назначена свадьба, но…; Вы ставите естественный вопрос: почему мы не установили, как собирались, контакты с этим популярным банком? Я бы мог (могла) дать вам исчерпывающие и убедительные объяснения, но я хотел(а) бы, чтобы вы поняли все без объяснений.

Риторический вопрос – утверждение в форме вопроса, который не требует ответа, зачастую выражающее какое-то чувство – возмущение, радость, удивление и др.: Как можно спокойно смотреть на творящиеся вокруг безобразия?!; Где же тут логика?!; Воины-победители той страшной войны – не с них ли нам нужно брать пример?!

Риторическим вопросом иногда целесообразно завершить какое-то рассуждение, перечисление фактов, доводов: И вот, когда мы знаем все эти обстоятельства, спрашивается: будет ли хоть какой-нибудь прок от этого предлагаемого мероприятия?!

Именительный представления – простая, но эффектная (и эффективная) фигура речи: фраза начинается с какого-нибудь существительного в именительном падеже (или именного словосочетания), которое после двухсекундной паузы характеризуется целым предложением: Экономика… Сколько о ней произносится умных речей, сколько написано диссертаций, а она до сих пор пребывает в плачевном состоянии!; Наши дети… Никто не поручится за их будущее.

Используя эту фигуру речи, оратор как бы акцентирует внимание слушателей на определенном предмете, предлагая им в течение небольшой паузы немного осмыслить, осознать его, а затем начинает рассуждать о нем.

Параллелизм – подобие синтаксической структуры двух или нескольких предложений или их частей, следующих друг за другом: «Цезарь любил меня, и я его оплакиваю; он был удачлив, и я радовался этому…, но он был властолюбив, и я убил его» (из речи Брута); «Ябыл скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял: я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался«(М. Лермонтов. «Герой нашего времени»).

Антисторфа – повторение слов первой части высказывания во второй его части, но в обратном порядке: «Возьмите… «Старосветских помещиков»: что в них? Две пародии на человечество в продолжение нескольких десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают» (В.Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя»).

Антономасия – замена в высказывании нарицательного имени именем собственным: Вполне возможно, что кто-то из этих озорных и непоседливых детей – будущий Гагарин, Титов, Калашников, Вавилов.

Период – возможно, самая важная и популярная фигура речи. Это структурно организованное ритмизированное высказывание, состоящее из двух соразмерных частей – восходящей и нисходящей: «Когда человек покупает себе самоуважение дорогой ценой полезного и неустрашимого труда, когда он поддерживает в себе это чувство ежедневными усилиями ума и воли, направленными к великим общечеловеческим целям, – тогда самоуважение облагораживает его, то есть постоянно укрепляет его на новые подвиги труда и борьбы». (Д.И. Писарев. «Реалисты»).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...