Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обособление уточняющих членов предложенияОбособляются слова и группы слов, уточняющие смысл предшествующих слов. Чаще всего это обстоятельство времени и места, например: Здесь, на поле Бородина,русская армия покрыла себя неувядаемой славой. Уточняющие члены могут присоединяться к уточняемым ими словам посредством пояснительных союзов то есть, или (в значении то есть), а именно и др. Если уточняющие члены присоединяются при помощи пояснительных слов, то они выделяются запятыми.
Задание 14.Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните уточняющие обстоятельства. 1. Они прежде то есть до приезда в деревню жили в большом ладу. 2. Говорил он долго минут десять. 3. Он сделал мне честь посетил меня. 4. Ежели позволите, я свой стакан принесу особливый. 5. Торчали толстые головни остатки прежней сгоревшей бани. 6. Где-то когда-то давным-давно тому назад я прочел одно стихотворение. 7. Вдали ближе к роще глухо стучал топор. 8. Я говорю теперь о самом себе спокойно без всякой желчи. 9. Встреча была назначена на пять часов вечера на вокзале. Обособление присоединительных членов предложения Обособляются присоединительные слова и сочетания, которые являются дополнительными замечаниями и разъяснениями, обычно они присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, да, да и вообще и др. Например: Наклонность к умственным наслаждениям, например к театру и чтению, у меня была развита до страсти.
Задание 15.Выпишите из произведений русских классиков 10 примеров на обособление присоединительных членов предложения. Знаки препинания перед союзом как Запятая ставится, если есть: 1) уточняющее приложение со значением причины: Разумеется, как добрый человек,он больше любил, чем не любил людей; 2) вводное предложение: Это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза,он «чувствителен, и весел, и остер»; 3) сравнительный оборот: Внизу, какзеркало стальное,синеют озера струи; 4) сравнительные обороты, выраженные сочетаниями: как правило, как обычно, как сейчас, как теперь, как исключение, как нарочно; 5) сложноподчиненное предложение с придаточным: и слышно было до рассвета, как ликовал француз. Запятая не ставится, если есть: 1) устойчивый фразеологический оборот: вертится как белка в колесе; 2) часть именного составного сказуемого: пруд как сталь(ср.: Пруд блестит, как сталь); 3) приложение со значением в «качестве», «в роли»: люблю его как человека,но не ценю как специалиста; 4) соединительный двойной союз как… так и: в наших лесах водятся какзайцы, так илисицы; 5) отрицание или слова совсем, почти, прямо, которые предшествуют сравнительному обороту: Ты поступил прямо как герой; 6) оборот с оттенком обстоятельства образа действия (возможна замена творительным падежом или наречием): Как дождь летели стрелы.
Задание 16.Расставьте правильно знаки препинания. 1. И весь как лист он трепетал. 2. А.С. Пушкин вошел в историю русской литературы как «начало всех начал». 3. На закат ты розовый похожа и как снег лучиста и светла. 4. Тагор как вечерний луч, позабытый солнцем на вершине высокого дерева. 5. Я ощутил Среднюю Россию как настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки. 6. Гости были рады Пьеру как человеку всегда оживлявшему и сплачивавшему всякое общество. 7. Татьяна долго в келье модной как очарованна стоит. 8. В одном доме коменданта я был принят как родной. Задание 17.Измените предложения так, чтобы перед союзом как не ставилась запятая. 1. Стоит буржуй, как пес голодный. 2. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча. 3. Светило дня из синих вод, как шар огня, встает в торжественном покое. 4. Вся прежняя Москва отразилась в комедии, как луч света в капле воды. 5. Поле пшеницы волнуется, как огромное море. 6. Грани стекла переливаются, как бриллиант. 7. Ее лицо прекрасно, как маков цвет. Вводные слова и предложения Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, которые разделяются на следующие основные группы: а) вводные слова, выражающие чувства говорящего: к счастью, к радости, к огорчению, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, неровен час и др.; б) вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого: конечно, несомненно, безусловно, разумеется, действительно, наверное, вероятно, может, может быть, должно быть, кажется, видимо, по-видимому, пожалуй, правда, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь и др.; в) вводные слова, указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, по словам, по мнению, по-моему, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.; г) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, напротив, наоборот, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, кроме того, сверх того, прежде всего, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, во-первых, с одной стороны, с другой стороны, повторяю; д) вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления высказываемых мыслей: словом, одним словом, иначе говоря, мягко выражаясь, что называется, собственно говоря, вернее сказать и др.; е) вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому: видишь ли, понимаешь ли, знаете ли, послушайте, вообразите, представьте себе, извините, простите, верить ли, допустим, пожалуйста и др. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми; распространенные вводные предложения выделяются скобками или тире: Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали,был Кутузов; Мой приход – я это мог заметить– сначала несколько смутил гостей; Параша (так звалась красотка наша)умела мыть и гладить, шить и плесть.
Задание 18.Расставьте знаки препинания в предложениях с вводными словами и вводными предложениями. 1. Бывало милые предметы мне снились. 2. Старуха очевидно часто рассказывала о горящем сердце Данко. 3. Лиза чуть заметно улыбнулась. 4. Он везде между нами и может быть ходит в другом кафтане. 5. Однажды это было в конце мая мы сидели на крыльце и ожидали ужина. 6. Аркадий мне кажется во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска. 7. Я вам скажу, отчего вы меня не заметили во-первых беден, а во-вторых смирился. 8. Смысл подробности заключается в том, что по словам Пушкина мелочь, которая обычно ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, стала бы видной всем. 9. В жизни знаешь ли ты всегда есть место подвигам. 10. Дождь однако казалось зарядил надолго. 11. Итак в истории Веры Павловны является новое лицо. 12. Двадцать лет назад Линево озеро было такой глушью, что по словам лесников не всякая птица отваживалась туда залететь. 13. Блистательное небо к обеду покрылось серыми тучами, и здравствуй, давно не виделись! пошел теплый мелкий дождь.
Задание 19.Используя приведенные слова, составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово являлось бы членом предложения, а в другом – вводным словом. Без сомнения, к несчастью, скажем, вероятно, может быть, кажется, пожалуй, одним словом, наоборот, напротив, таким образом, с одной стороны, правда. Сложное предложение Сложносочиненное предложение 1. Ставится запятая между предложениями, входящими в состав сложносочиненного предложения и связанными с ними: сочинительными и, да (в значении и),противительными однако, же, зато, а то, а не то, разделительными или, либо, то… то, не то… не то, присоединительными да, да и, причем, притом, пояснительными то есть, а именно. 2. Ставится тире между предложениями, если во втором предложении содержится резкое противопоставление или быстрая смена событий: Треск разрываемой рубахи – и Гаврила лежит на песке, вытаращив глаза. 3. Ставится точка с запятой, если части сложносочиненного предложения значительно распространены, имеют внутри себя знаки препинания и менее тесно связаны между собой: Я, признаюсь, редко слышал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и какая-то грустная скорбь. 4. Запятая не ставится перед союзами и, да (в значении и), или, либов сложносочиненных предложениях в следующих случаях: а) если простые предложения в составе сложносочиненного имеют общий второстепенный член: Под ногами шуршали полусгнившие прошлогодние лисья и мягко хлюпала насыщенная водой почва; б) если простые предложения в составе сложносочиненного имеют общее придаточное предложение: Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском; в) между двумя назывными предложениями: Хриплый стон и скрежет ярый; г) между двумя вопросительными и восклицательными предложениями: Откуда он взялся и что значит все это? д) при наличии общего вводного слова: Казалось, гроза прошла и дождя не будет; е) между двумя синонимичными безличными предложениями: Надо сделать работу над ошибками и нужнопереписать сочинение.
Задание 20.Измените предложения таким образом, чтобы простые предложения, входящие в состав сложносочиненного, были разделены запятой. 1. В лесу еловый мусор, хлам и снегом все завалено. 2. Целый вечер в саду рокотал соловей и скамейка в далекой аллее ждала. 3. Когда песня была допета, пассажиры стихли и никто не сказал ни слова. 4. Много веков сушили эту землю ветры – суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. 5. В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги. 6. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. 7. Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок. 8. В такие ночи даже широко раскрытые зрачки не могут одолеть темноты и люди движутся ощупью вслепую, рискуя в любой канаве свернуть голову. 9. Когда Каштанка опомнилась, музыка уже не играла и полка не было.
Задание 21.Расставьте знаки препинания в сложносочиненных предложениях. 1. Любовь это неведомая страна и мы все плаваем туда каждый на своем корабле и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем. 2. Зачем же плачет даль в тумане и горько пахнет перегной? 3. Но вот приходят дни цветенья и липы в поясе оград разбрасывают вместе с тенью неотразимый аромат. 4. Тут раздался легкий свист и Дубровский умолк. 5. Один прыжок и лев уже на спине буйвола. 6. Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила. 7. Ударили в небо четыре крыла и мгла зашаталась и мгла поплыла.
Задание 22.Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните в простых предложениях главные члены. 1. Весеннее дыханье родины смывает след зимы с пространства и черные от слез обводины с заплаканных очей славянства. 2. Смеркалось и ставя простор на колени загон горизонта смыкал полукруг. 3. В море просветы янтаря и кровавых кораллов лес иль то розовая заря утонула сойдя с небес? 4. Только раз застонала птица, раз один застонала и в груди ее сердце биться вдруг перестало. 5. Среди бесчисленных светил я вольно выбрал мир наш строгий и в этом мире полюбил одни веселые дороги. 6. Раскрытая серебряная книга, пылающая магия полудней и станет храмом брошенная рига, где, нищий, я дремал во мраке будней. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |