Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и методология экономической теории.

Предмет и методология экономической теории.

I. Предмет и методология

1. Общая характеристика экономической теории. Этап восстановления и развития.

2. Методология исследования экономики.

Экономика – наука (очаровывающая)

Эволюция становления и развития экономики (как науки).

Разный взгляд на роль государства в экономике
Институционализм (нео-; пост-)
Неолиберализм
Марксизм
Экономия основана в Древней Греции в IV в до н.э. Ксенофонт и Аристотель. «Эйкос» – дом хозяйство; «номос» – закон. Цель - воспитание достойных граждан.
Политическая экономия – управление общественным хозяйствам по законам. В 1615 году Антуан де Монкретьен опубликовал «Трактат политической экономии» - свод правил хозяйственной деятельности
Политическая экономия богатства - наука о богатстве. Цель: поиск источников капиталистического богатства. 1. Школа Меркантилистов появилась 16-17 вв. Мерканте – купец, торговец. Появилась в Англии. Главой школы был Томас Ман. Сфера внешней торговли. 2. Школа физиократов 17-18 вв. Власть природы – появилась во Франции. Главой школы был французский врач Француа Кен Э. 1757 г. Вышла экономическая таблица КенЭ. Разработал простейшую модель макроэкономики. 3. Классическая школа – классическая политэкономия. В Англии (первоначально) и во Франции в 18 в. Основоположником считается Вильям Петти. Адам Смит считается отцом экономики «Исследования о природе и причине богатства народов». Именно в его работе закончился процесс становления экономики как науки. Труд есть отец богатства, а мать его земля. Труд во всей сфере материального производства.  
Экономикс. Маршал, чтобы отличить свою науку от Марксизма начал называть ее Экономикс. 1890 г. Выход в свет книги – Альфреда Маркса – «принципы Экономикс». Экономика – это наука, изучающая поведение людей с точки зрения экономического выбора в рамках ограниченных ресурсов. Цель: изучение механизма экономического выбора. Наука о выборе
Политическая экономия труда - наука о труде. Годскин, Томпсон. Основоположник этапа Карл Маркс. 40-е г. 19 века в Германии. Цель: изучение причин классовой борьбы. Классовый характер науки. 1867 г. – первый том «Капитал». Маршал – экономикс. Производственные отношения.
Неоклассическая. Предмет исследования микроэкономика. Методология – микроэкономический анализ, невмешательство государства в экономику. Направление, возникшее в конце 19 века в Англии, основанное на моржинолизме, на концепции классического либерализма, монетаризма, основоположником которой является Альфред Маршал. Борьба с инфляцией. Маршанализм – это наука, активно использующая для экономического анализа предельные величины. Предельные – это дополнительные. Теория дифференциального исчисления. Монетаризм – борьба с инфляцией.  
Кейнсианская. Д.М. Кейнс (1936 г.) – теория государственного регулирования. Предметом исследования является макроэкономика, а методологией макроэкономический анализ. Возникшее в 13е г. 20 в. а Англии, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса.

 


Функции экономики:

1. Идеологическая функция - формирование идеологии, мировоззрения, экономического типа мышления.

2. Практическая функция - дает рекомендации, как управлять экономикой на разных уровнях.

3. Методологическая функция - базовая наука. Является основой методологии для всех наук, связанной с экономикой.

4. Теоретико-познавательная функция – изучают экономические явления, процессы.

5. Планово-прогностическая функция. На основе этой науки разрабатываются планы развития страны.

Уровни экономики:

1. Мегаэкономика (супермакраэкономика, интерэкономика). Наука, изучающая экономику стран мирового сообщества.

2. Макроэкономика – наука, которая изучает экономику страны, взятые в целом и показатели агрегированного характера.

3. Мезоэкономика. Наука, изучающая экономику промежуточных звеньев научного хозяйства (областей).

4. Микроэкономика – наука, изучающая поведение отдельных экономических агентов и показатели индивидуального характера.

5. Миниэкономика – наука, изучающая экономику отдельных подразделений предприятия на уровне отдельных трансакций.

Типы экономики.

1. Позитивная экономика – наука, изучающая то, что было, что есть, что будет – реальные факты действительности. (Нобелевские премии за нее)

2. Нормативная экономика - наука, изучающая то, как должно быть, отвечающая на вопрос, что надо сделать, чтобы это стало нормой, чтобы экономика работала эффективно?

 

Методология исследования.

Этапы становления и развития методов экономики.

Метод (metodos) – путь к познанию, способ достижения поставленных целей.

Метод – совокупность приемов и способов познания.

1. Формальная логика – это изучение мысли с позиции формы. IV в до н.э. Основоположник логики Аристотель. Анализ и синтез, индукция, дедукция, эксперимент, исследование.

2. Диалектическая логика – 19в. на основе Маркса. Два метода - Метод сочетания исторического и логического; метод восхождения от абстрактного к конкретному.

3. Математическая логика. XXв. Метод – экономико-математическое моделирование. Метод контролируемого эксперимента (метод при прочих равных условиях, метод частичного равновесия).

 

Классификация благ.

 

Блага делятся на:

1. Субституты – заменители, sub – (субституты) - взаимозаменяемые, com (комплементарные) – взаимодополняемые, ind (индифферентные) – независимые;

2. Частные и общественные. Частные – блага можно поделить на единицы и продать по частям. Общественные – блага, которые предполагают коллективное использование, производятся государством за счет средств государственного бюджета. Обладают следующими свойствами:

1) Неисключаемости (никто не может быть недопущен)

2) Неизбирательности

3) Неконкурентности - образование, здравоохранение, охрана.

Fn (R) - факторы производства, ресурсы - средства для реализации благ. Труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация, технология.

Экономические цели

Экономические агенты – домохозяйства, частный сектор, фирмы, государственный сектор.

Цели потребителей: удовлетворение потребностей, максимизация функции полезности.

Экономические цели фирмы: максимизация прибыли, минимизация убытков.

4 цели государства (магический квадрат).

экономический рост
полная занятость (низкий уровень безработицы)
стабильность цен (низкий уровень инфляции)
внешний баланс (экспортно-импортное равновесия)
Кривая Филипса
Экономические системы
   
 

 

 


Экономическая система.

Экономические системы - это совокупность экономических механизмов и институтов для решения проблемы экономического выбора.

ES = f (A1, A2, …, An) – критерии, по которым системы различаются.

Основные экономические проблемы – это проблемы экономического выбора.

Экономический выбор.

 
1. Рост и ненасытность человеческих потребностей. Маркс «Закон разрушения потребностей».   2. Ограниченность ресурсов для их удовлетворения.  
Потребности +∞
R (ресурсы), lim
В основе любой экономической системы лежит закон относительной редкости ресурсов (ограниченности).

 

 

Действия этого закона приводят к возникновению проблемы экономического выбора.

Экономический выбор - выбор наилучшего из отвергнутых альтернатив.

Альтернативные издержки (цена выбора, альтернативные издержки, цена упущенных возможностей, вмененная стоимость) – это отказ от возможности реализовать наиболее желанную из отвергнутых альтернатив времени; оценка потерь, связанных с выбором; количество благ, денег или времени, которые вы теряете выбрав данных тип поведения, а не тот, который мог бы это принести при наилучшем использовании ресурсов.

Экономически мыслящий человек, принимая решение, делая экономический выбор должен задать себе вопрос не сколько это стоит, а «что я при этом теряю»?

Оценка альтернативных затрат. Принцип альтернативной ценности лежит в основе всей современной экономики.

Теория затрат.

Все издержки (затраты) делятся на внешние (эксплицитные, явные, бухгалтерские - E (exp)) и внутренние (имплицитные, не явные, скрытые – I (imp)).

Есть два подхода к анализу затрат:

1. Бухгалтерский подход (E) – подсчет только бухгалтерские затраты

2. Экономический подход (E+I)– подсчет экономических затрат (внешние и внутренние)

Внешние затраты – это реальные расходы, которые несет фирма, закупая на рынке все необходимые ей ресурсы. Реальные денежные расходы. Все расчеты проводятся в бухгалтерии. Расходы на з/п, аренду, оборудование, аренду и т.д.

Внутренние затраты – это затраты на собственные и самостоятельно используемые предпринимателем ресурсы. Ресурсы принадлежат вам или фирме. Они носят вмененный характер, т.е. связаны с оценкой потерь. Их считает только экономист.

Бухгалтер смотрит в прошлое, экономист в будущее.

Теория пробыли.

2 подхода к анализу прибыли:

1. Бухгалтерский подход: pб=TR-E;

2. Экономический подход: pэ = TR-(E+I);

pб =pн+pэ

pн ~ I

pб – бухгалтерская прибыль;

pн - натуральная прибыль;

pэ – экономическая прибыль;

R – ресурсы;

Нормальная прибыль – минимальный доход, который удерживает предпринимателя в данном бизнесе.

Экономический выбор

Цель – получение экономической прибыли сверх нормальной.

1. Если pэ>0 – R в бизнесе используются эффективно

2. Если pэ<0 – R в бизнесе используются не эффективно

3. Если pэ = 0 – 50:50

В зависимости от объема выпуска все затраты делятся на постоянные и переменные.

! такое деление справедливо только для краткосрочного периода, потому что там постоянные и переменные факторы. В долгосрочном периоде все издержки носят переменный характер.

Значения затрат.

1. ATC: P - себестоимость единицы продукции. Надо знать для того чтобы выяснить есть ли прибыль. P>ATC, п>0; P<ATC, p<0

2. AVC – размер средних переменных надо знать чтобы разработать стратегию в области продолжения работы на рынке. P>AVC, p<0 – работа продолжается путем минимизации убытков. P<AVC – условия закрытия фирмы

3. MC – предельные затраты, знать, чтобы выбрать тот объем выпуска и продаж при котором прибыль максимальная и убытки минимальные . MC:MR=MC – закон максимизации прибыли – золотой закон!

MR=MC

MR-MC=Mp

Mp = 0, Tp = max

 

Графическое изображение взаимосвязи средних и предельных затрат (ATC, AVC, MC).

ATC, AVC, MC
Q
MC
Bmin
Amin
AVC
A,B – точки минимизации средних затрат

 

 


Между средними предельными затратами существует определенные тенденции их взаимосвязи не зависимые от отраслевой принадлежности фирмы.

1.

MC<AVC

MC<ATC

Если предельные затраты меньше средних, то кривые средних идут вниз, а это означает что производство дополнительной единицы продукции сокращает средние издержки, себестоимость единицы продукции снижается.

2. MC>AVC

MC>ATC

Если предельные затраты больше средних, кривые средних идут вверх, это означает, что производство дополнительной единицы продукции повышает средние затраты. Поэтому надо сокращать производство.

 

3.

ATC
Qopt
MC = AVC

MC = ATC

Кривая Предельных затрат пересекает кривые средних в точках их минимума, объем выпуска, соответствующий этим минимумом называется оптимальным.

Экономический выбор - Q при MC = ATC

ATC в L – периоде.

Теория предельного продукта

Результат микроэкономики – продукт.

Каждый переменный фактор имеет свой валовый, средний, предельный продукт.

Валовый продукт TP – это физический объем выпуска, получаемый от использования n-единиц переменного фактора при постоянстве остальных факторов.

TPL=APL*L

Средний продукт – это валовый продукт, приходящийся на единицу переменного фактора при постоянстве остальных.

APL=TPL/L

Предельный – это прирост к валовому продукту (дополнительный объем выпуска), связанный с увеличением переменного фактора.

MPL = ∆TPL/∆L = δTPL/δL

A
B
C
D
Точка предела
L
TPLD = max MPLD=0

 


Графическое изображение взаимосвязи валового, среднего и предельного продуктов.

 

A’
B’
C’
D’
MP AP
L
MP
AP
1. MPL>APL 2. MPL=APLmax (MC=ATC min) 3. MPL=0; TPL=max  

 


Правила использования ресурсов:

1. MPL >0Правило использования ресурсов – фирма увеличивает переменный фактор до тех пор, пока его предельный продукт больше нуля.

2. MRPL = MRCL – закон максимизации прибыли

Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
MRPL = P*MPL = 10*10 = 100; P – const   MRPL = MR (предельная выручка) * MPL

MRPL – MRCL = Mπ; Mπ = 0; Tπ = max – закон максимизации прибыли.

Изокванты

Модификацией производственной функции и ее графическим обозначением является изокванта.

Q=f (L,K); Q=100 ед. - const

Вар K L MRTS
A  
1/2

B
C
D

 

«изо» – равный; «кванта» - количество - линия равного общего выпуска

Показывает выбор – множество комбинация 2х факторов, использование которых приносит один и тоже результат. Выпуклость (наклон) измеряется показателем MRTS.

MRTSL,K = -|∆K/∆L|=Q=|-δK/δL|

MRTS – предельная норма трпнсформации. Выпуклость изокванты измеряется показателем техническая норма технического замещения. Что показывает от скольки единиц одного фактора надо отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого фактора не меняя объема выпуска.

Кривая производственных возможностей – самый простой способ проиллюстрировать проблему экономического выбора.

Ограничения:

1. Полное использование ресурсов.

2. Достигнутый уровень технологии не меняется T= const. Технического прогресса нет.

Вар Зерно Ракеты MRT
А
1,8
1,2
0,9
0,6
0,3
0,2

Б 4,8
В 4,5
Г 3,9
Д 3,0
Е 1,8
Ж

 

Действие Закона возрастания альтернативных затрат.

MRT = |-∆y/∆x|=|-δy/δx|
неэффективна
MRT=1
Все точки эффективны
КПВ
Не возможны

 

 


Показывает множество комбинаций двух благ, произведенных при полном использовании ресурсов.

Экономический рост.

Экономический рост – это количественное и качественное изменение объема национального производства (ВВП), и его факторов за определенный период времени.

Показатели изменения экономического роста:

1. Абсолютные показатели роста объемов Q ВВП,ЧВП, …, ВНД в целом и на душу населения за год.

2. Относительные показатели. Темпы роста.

3. Абсолютные относительные показатели. Рост объемов и темпы роста промышленного производится в целом по отраслям и на душу населения.

Способы измерения:

1. Кр – коэффициент роста. ВВПт.г/ВВПб.г. =1,1 Текущего года Базового года

2. Тр – темпы роста. Кр*100=110%

3. Темпы прироста = Тр-100% = 10% - ВВП вырос на 100%

Типы экономического роста:

1. Экстенсивный тип – осуществляется за счет количественного изменения факторов производства.

2. Интенсивный тип – за счет качественного совершенствования факторов производства.

Факторы экономического роста:

1. Факторы совокупного спроса FAD - это общий уровень цен в стране : ИПЦ, ИОЦ, ИЦГЗ, ИЦЧЭ индекс потребительский цен, индекс оптовых цен, индекс цен государственных закупов, индекс цен чистого экспорта.

2. Факторы совокупного предложения FAS - наличие, количество и качество всех видов ресурсов (природных, трудовых, материальных, информационных и т.д.).

3. Факторы распределения ресурсов в территориальном и отраслевом аспекте. FR. Утилизация отходов

Экономическая эффективность.

Э = РЕЗ/ЗАТ

Показатель эффективности

Производительности… (отдачи)­ … - емкости¯
L: труд. Производительность труда, выработка на одного рабочего: Пр. = Q/L Трудоемкость L –емк = L/Q
K: производительность капитала, фондоотдача Прк = Q/K Капиталоемкость (фондоемкость) К-емк = K/Q
N: производительность ресурсов, ресурсоотдача. ПрN=Q/N Ресурсоемкость N-емк = N/Q

 

Тема 3. Рыночная организация, содержание и структура.

1. Понятие рынка. Трансакционные издержки, формы рынков, функции рынков, субъекты рыночного хозяйства, экономический кругооборот, рыночный механизм

2. Теория конкуренции

3. Типы рыночных структур

4. Теория монополии, государство в рыночной экономике

Причины возникновения рынка:

1. общественное разделение труда или специализация и

2. экономическая обособленность товаропроизводителей на основе частной собственности.

Рынок – это совокупность трансакций (сделок).

Трансакция – это процесс торговли.

В узком смысле слова рынок - это торговая точка, а в широком – механизм взаимодействия спроса и предложения.

Любая трансакция связана с передачей прав собственности, с издержками. Рональд Коуз назвал эти издержки трансобственные «Теория прав собственности и трансакционных издержек» (1991 г).

Трансакционные издержки - это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности и включающие в себя следующие пять элементов:

- издержки, связанные с поиском информации

- связанные с ведением переговоров и заключением контрактов.

- связанные с измерением (издержки измерения)

- издержки, связанные с защитой прав собственности.

- издержки оппортунистического поведения (эгоизм в кубе) оппортунистическое поведение - это поведение индивида, пытающегося уклонится от условий сделки с целью получения прибыли за свет другой среды.

Проявляется в двух видах:

1. Обратный выбор – до заключения трансакции, когда одна сторона скрывает от другой стороны какую-либо информацию

2. Моральный риск - после заключения сделки. Поведение сторон не предсказуемо.

Оппортунизм может проявляется в вымогательстве, коррупции, взяточничестве, лоббировании. Чем развитее общество, тем выше трансакционные издержки бизнеса. Все они входят в стоимость товара и цена товара увеличивается.

Формы рынков.

По разным критериям выделяют разные виды рынков.

Критерии Формы
Экономическое назначение объектов рыночного хозяйства.  
Степень ограничения конкуренции 1. Полиполия 2. Монополистическая конкуренция 3. Олигополия 4. Монополия
Географический принцип (территориальный признак) Местные, локальные Внутренний, национальный Мировой внешний рынок
Отраслевой признак Примеры: нефтяной, автомобильный, газовый
Вид участников рыночных отношения, формы организации Оптовая торговля, оптовый рынок Мелкооптовый Розничная торговля Государственная торговля (рынок государственных закупок)
Учет соблюдения законности Рынок законный Рынок теневой 1. Легальный (серый) – не плататься налоги или плататься не полностью 2. Не легальный (черный) – деятельность, запрещенная законом

 

Функции рынков.

1. Ценообразование

2. Конкуренция

Субъекты рыночного хозяйства.

1. Домохозяйства – цель: максимизация функции полезности. Доход делят на две группы: одну потребляют, другую накапливают. Являются основными собственниками и поставщиками ресурсов. Основными потребителями экономических благ.

2. Фирмы (бизнес, частных сектор) – цель: максимизация прибыли и минимизация убытков. Делят на две части, одну потребляют, другую капитализируют (инвестиции). Являются основными собственниками и поставщиками экономических благ и основными потребителями ресурсов.

3. Государственный сектор экономики – цель: выполнение государственных функций.

4. Заграничный сектор. Физ/л и Юр/л являются нерезидентами.

 

Рыночный механизм

Это процесс постоянного взаимодействия трех элементов:

1) рыночная конкуренция

2) рыночная конъюнктура – текущее положение дел на рынке соотношение между объемом спроса и объемом предложения

3) рыночная цена

 

Конкуренция

Сильная конкуренция (объем предложения больше объема спроса) Слабая конкуренция
QS>QD→ P¯→QS¯→QD=QS QD>QS→P­→QS­→QD=QS

Рыночное равновесие благодаря конкуренции.

Теория конкуренции

Конкуренция – соперничество между экономическими агентами в процессе реализации их экономических интересов.

Функции конкуренции:

- является регулятором всего общественного производство, распределение ресурсов между отраслями, регионами наилучшим образом

-двигатель научно-технического прогресса.

- механизм установление рыночного равновесия

- механизм установления рыночной цены.

Виды конкуренции:

Признаки Виды
Внутриотраслевая Межотраслевая
Субъекты Предприятия одной и той же отрасли Предприятия разных отраслей
Объекты Лучшие условия производства и сбыта однородной продукции отрасли Наиболее прибыльные сфера применения капитала (отрасли)
Причины Разные издержки (ТС) и цена (Р) Разная норма прибыли (P’) в разных отраслях
Результаты Рыночная цена (Р) на продукт отрасли Средняя норма прибыли по народному хозяйству (P’)

 

Методы конкурентной борьбы:

1. Ценовая конкуренция ведется путем снижения цен на основе снижения затрат без изменения качества и ассортимента.

2. Не ценовая конкуренция - ведется по всему комплексу маркетинга (MIX-маркетингу). MIX-маркетинг – «4Р», сущность - «5Р»

MIX-М

 

 

Р(roduct)
Р(lace)
Р(eople)
Р(rice)
Р(romotion)
Товарная стратегия
Ценовая стратегия
Торговая стратегия
Стратегия продвижения с помощью Фосстис (формировать спрос + стимулировать сбыт)

 

 


Главным типом является монополистическая конкуренция

Источники и виды монополии.

 

Источники монополии (причины) Виды монополии
1.Технологические и экономические соображения. Технологические особенности отрасли. Естественная монополия - производство и сбыт товаров дешевле при отсутствии конкуренции. Экономические соображения – положительный эффект от масштаба производства 1. Естественная монополия. Большие Q (почта, РЖД, метрополитены, аэропорты)
2. Государственная прямая или косвенная поддержка. 1,2 Государственная монополия – результат естественного монополизма, государственные ограничения притока новых фирм в данную отрасль большие Q
3. Частный сговор 3. Искусственная монополия – контрольный пакет в руках государства.
4. Невосполнимость, невоспроизовдимость редких ограниченный ресурсов 4-1 Монополия в виде контроля над ресурсами
  4-2 Монополия в виде контроля над знаниями
5. Форс-мажор 5. Случайная монополия – результат ограниченного во времени спроса и предложения

 

Ценовая дискриминация.

Это стратегия фирмы, при которой одни и те же товары продаются по разным ценам разным потребителям. 2 условия:

1. Невозможность перепродажи;

2. Наличие различных по степени ценовой эластичности спроса сегментов рынка.

Теория спроса и предложения.

1. Анализ спроса и предложения;

2. Равновесие спроса и предложения;

3. Эластичность спроса и предложения.

1. Платежеспособный спрос (D) – это потребность, оплаченная деньгами или платежеспособная потребность человека. Это категория, отражающая поведение покупателей и показывающая их желание купить определенное количество товара по определенной цене.

- объем спроса, величина покупок – это количество данного блага, которое желают купить

потребители по определенной цене.

 

2. Предложение (S) – это категория, отражающая поведение (желание) продавцов и показывающая их желание вынести на рынок и продать определенное количество товаров по определенной цене.

– объем предложения, величина предложения - это количество данного блага, которое желают продать продавцы по определенной цене. Предложение формирует наш спрос, спрос определяет объем и структуру предложения.

Закон спроса.

Закон спроса показывает обратную зависимость между рыночной ценой блага и объемом спроса на него. В 1838 году был сформулирован в математическом виде Антуаном Курно.

Чем выше цена блага (Pi), тем меньше объем спроса на него и наоборот, при прочих равных условиях.

Графическое изображение обратной зависимости между Pтов и QD на него.

P
QD
Кривая спроса
D


Функция спроса.

Функция спроса – показывает зависимость спроса от факторов на него влияющих.

- неценовые факторы, детерминанты спроса. Доходы, уровень благосостояния, налоги, трансферт, мода, сезон.

Движение по кривой спроса Сдвиг кривой спроса.  

S
P
QS
QD
Движение по кривой спроса происходит по влиянию цены и меняется объем спроса (действие закона спроса).

P
∆P→∆QD

 

 

 

D’’
Сдвиг кривой спроса (D) происходит под влиянием неценовых факторов, и меняется сам D при той же самой цене (меняется функция).

D
D’
P
QD
∆Fнец→∆Di

 

Закон предложения.

Закон спроса показывает прямую зависимость между рыночной ценой (P) блага и объема (Q) его предложения.

Чем выше цена блага (Pj), тем больше Q (QSj) его предложения и наоборот, при прочих равных условиях.

Кривая S-графического изображения закона S

 

 


Функция S показывает зависимость S от факторов на него влияющих, которые называются детерминанты S.

Движение по кривой S. Сдвиг кривой S.

P
QS
∆P→∆QSj

Движение по кривой S происходит под влиянием P данного блага и меняется объем его предложения (действие закона S).

P
QS

 

 


S
S’
∆Fнец→∆Sj

S’’
S
Сдвиг кривой S происходит под влиянием неценовых факторов, и меняется само S при той же самой P.

Три состояния рынка:

1.

2.

3.

 

1.

P
QDS
S
D
E
S
D
QDS

 


E - положение равновесия рынка, точка рыночного равновесия, положение рыночного клиринга (гармонии, покоя).

E[PE, QE] – параметры рыночного равновесия.

PE - рыночная (равновесная) цена.

QE – равновесный объем.

QD=QS=QE

PD=PS=PE

Экономический смысл: это такое состояние рынка, при котором рыночные силы (D и S) уравновешены, или желания продавцов и покупателей совпадают, и параметры рыночного равновесия устанавливаются на основе равенства: QD=QS .

Выигрыш (рента, избыток) потребителя, продавца и общества.

PPD
E
PS
PE
QE

 


PD – цена спроса (цена потребителя, потребления) – это максимальная цена, выше которой потребитель не готов купить данный товар.

– выигрыш потребителей.

PS - P предложения (продавца) - наименьшая, предельно низкая P, при которой продавец еще готов продавать свой товар. Обычно это себестоимость.

Выигрыш общества в целом = = сумма выигрышей потребителей и производителей (продавцов).

В рыночной экономике D приспособляется к S, а S к Dв и рыночная P и параметры рыночного равновесия устанавливаются в положительном квадранте (все товары продаются и покупаются, запасов нет).

Командная экономика (СССР):

P
QD
PS
PD
Товар не куплен

 

 


Таблица эластичности спроса.

Влияние цены на валовую выручку.

Варианты эластичности Терминология Объяснение терминологии Влияние цены (P) на общую выручку (TC)
¯P
1. Эластичный спрос TR¯ TR­
2. Единичная эластичность P*Q=const  
3. Жесткий, неэластичный спрос TR­ TR¯
4. Абсолютно (совершенно) неэластичный спрос TR­ TR¯
5. Абсолютно (совершенно) эластичный D TR­ TR¯

 
Когда речь идет о ценовой эластичности спроса (D), все товары называются нормальные. Эти нормальные товары делятся на три группы:

1.

Нормальные товары
Предметы роскоши, самые эластичные , то, от чего можно отказаться. Назначать акциз нет смысла, иначе приток в казну снизится.

2. Товары (предметы) второй необходимости, то, что потребляет средний класс.

3. Товары первой необходимости (не эластичные). Подакцизные товары.

 

4. Жизненно важные товары (эффект Гиффена)

5. Предметы престижного спроса (антиквариат, редкие произведения искусства). Эффект Веблена.

 

Примером абсолютно не эластичного спроса является спрос на продукцию отдельного продавца на рынке полиполии, совершенной конкуренции.

P
P
P

 


Факторы, влияющие на (эластичность спроса).

1. наличие товаров-субститутов (прямая зависимость), чем больше субститутов, тем эластичнее спрос (D) на товар (тем > );

2. Удельный вес товара в бюджете покупателя: чем > удельный вес, тем > (прямая зависимость);

3. Фактор времени: чем больше времени у потребителя, чтобы отреагировать на ∆P, тем эластичнее D;

4. Характер товара;

5. Соответствие товара требованиям рынка (покупателя). Обратная зависимость

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...