Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подтверждением закона спроса объяснение вида кривой спроса.

Объективность закона спроса D подтверждается, а вид кривой спроса объясняется двумя эффектами и одним законом:

1.эффект дохода – при снижении цены блага у потребителя возникает желание купить больше единиц данного блага при том же самом доходе не меняя структуры потребления;

2.эффект замещения (субституции) – при снижении цены блага у потребителя возникает желание заместить этим благом другие блага, цены на которые не изменились.

3.Первый закон Г.Г. Госсена (закон убывания предельной полезности) - с увеличением единиц потребляемого блага, каждая дополнительно потребляемая единица блага приносит потребителю убывающую полезность (все меньшую и меньшую).

D
QD
P
Случаи нарушения закона спроса.

Кривая спроса


1. Эффект Роберта Гиффена. Товар Гиффена – это низший товар, но занимающий большой удельный вес в структуре потребления нищих семей (картофель, хлеб, рис). Неурожай → Инфляция → Рост цен.

2. Эффект Т. Веблена – определенная категория людей «праздный класс», чтобы выделится из толпы, покупают товары престижного спроса, только самые дорогие, престижные марки всех видов товаров, или «эффект престижного потребления».

 


Эти два закона не дискуссионные (бесспорны, не обсуждаются) – это аксиомы.

 

3. Эффект присоединения к большинству, эффект следования, эффект толпы. Эффект Веблена наоборот.

4. Эффект снобизма – определенная категория людей, чтобы выделится из толпы покупают только самые крутые марки, но есть принципиально различие, кроме цены товара на поведение влияет количество данного товара купленного остальными и зависимость здесь обратная, чем больше в количестве покупают другие блага, чем меньше покупает «сноб».

5. Эффект предположительного качества – чем выше цена – тем выше качество и предпочитает стоимость выше.

Функция спроса.

Функция спроса – показывает зависимость спроса от факторов на него влияющих.

- неценовые факторы, детерминанты спроса. Доходы, уровень благосостояния, налоги, трансферт, мода, сезон.

Движение по кривой спроса Сдвиг кривой спроса.  

S
P
QS
QD
Движение по кривой спроса происходит по влиянию цены и меняется объем спроса (действие закона спроса).

P
∆P→∆QD

 

 

 

D’’
Сдвиг кривой спроса (D) происходит под влиянием неценовых факторов, и меняется сам D при той же самой цене (меняется функция).

D
D’
P
QD
∆Fнец→∆Di

 

Закон предложения.

Закон спроса показывает прямую зависимость между рыночной ценой (P) блага и объема (Q) его предложения.

Чем выше цена блага (Pj), тем больше Q (QSj) его предложения и наоборот, при прочих равных условиях.

Кривая S-графического изображения закона S

 

 


Функция S показывает зависимость S от факторов на него влияющих, которые называются детерминанты S.

Движение по кривой S. Сдвиг кривой S.

P
QS
∆P→∆QSj

Движение по кривой S происходит под влиянием P данного блага и меняется объем его предложения (действие закона S).

P
QS

 

 


S
S’
∆Fнец→∆Sj

S’’
S
Сдвиг кривой S происходит под влиянием неценовых факторов, и меняется само S при той же самой P.

Три состояния рынка:

1.

2.

3.

 

1.

P
QDS
S
D
E
S
D
QDS

 


E - положение равновесия рынка, точка рыночного равновесия, положение рыночного клиринга (гармонии, покоя).

E[PE, QE] – параметры рыночного равновесия.

PE - рыночная (равновесная) цена.

QE – равновесный объем.

QD=QS=QE

PD=PS=PE

Экономический смысл: это такое состояние рынка, при котором рыночные силы (D и S) уравновешены, или желания продавцов и покупателей совпадают, и параметры рыночного равновесия устанавливаются на основе равенства: QD=QS .

Выигрыш (рента, избыток) потребителя, продавца и общества.

PPD
E
PS
PE
QE

 


PD – цена спроса (цена потребителя, потребления) – это максимальная цена, выше которой потребитель не готов купить данный товар.

– выигрыш потребителей.

PS - P предложения (продавца) - наименьшая, предельно низкая P, при которой продавец еще готов продавать свой товар. Обычно это себестоимость.

Выигрыш общества в целом = = сумма выигрышей потребителей и производителей (продавцов).

В рыночной экономике D приспособляется к S, а S к Dв и рыночная P и параметры рыночного равновесия устанавливаются в положительном квадранте (все товары продаются и покупаются, запасов нет).

Командная экономика (СССР):

P
QD
PS
PD
Товар не куплен

 

 


Таблица эластичности спроса.

Влияние цены на валовую выручку.

Варианты эластичности Терминология Объяснение терминологии Влияние цены (P) на общую выручку (TC)
¯P
1. Эластичный спрос TR¯ TR­
2. Единичная эластичность P*Q=const  
3. Жесткий, неэластичный спрос TR­ TR¯
4. Абсолютно (совершенно) неэластичный спрос TR­ TR¯
5. Абсолютно (совершенно) эластичный D TR­ TR¯

 
Когда речь идет о ценовой эластичности спроса (D), все товары называются нормальные. Эти нормальные товары делятся на три группы:

1.

Нормальные товары
Предметы роскоши, самые эластичные , то, от чего можно отказаться. Назначать акциз нет смысла, иначе приток в казну снизится.

2. Товары (предметы) второй необходимости, то, что потребляет средний класс.

3. Товары первой необходимости (не эластичные). Подакцизные товары.

 

4. Жизненно важные товары (эффект Гиффена)

5. Предметы престижного спроса (антиквариат, редкие произведения искусства). Эффект Веблена.

 

Примером абсолютно не эластичного спроса является спрос на продукцию отдельного продавца на рынке полиполии, совершенной конкуренции.

P
P
P

 


Факторы, влияющие на (эластичность спроса).

1. наличие товаров-субститутов (прямая зависимость), чем больше субститутов, тем эластичнее спрос (D) на товар (тем > );

2. Удельный вес товара в бюджете покупателя: чем > удельный вес, тем > (прямая зависимость);

3. Фактор времени: чем больше времени у потребителя, чтобы отреагировать на ∆P, тем эластичнее D;

4. Характер товара;

5. Соответствие товара требованиям рынка (покупателя). Обратная зависимость: чем > соответствует, тем труднее отказаться от товара, тем жестче, не эластичнее D на этот товар ( )

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...