Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и структура экологического права.

Понятие и структура экологического права.

Экологическое право как отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения. Иными словами, речь идет о трех достаточно самостоятельных, но взаимосвязанных группах общественных отношений, регулирование которых отнесено к ведению экологического права.

Всю совокупность законов Украины можно классифицировать по двум направлениям - по характеру действия законов - универсального, широкого, узкого и по объектам их действия - природоохранные, антропоохоронни и ресу урсоохоронн.

Основными законами универсального характера действия являются Декларация о государственном суверенитете (160790), Конституция Украины (280696), Закон Украины Об охране окружающей природной среды (250691)

Декларируемые положения Конституции находят прямое отражение во многих других законах Все экологическое законодательство Украины можно разделить на три направления: антропоохоронний - законы, которые охраняют народ дину, его права на безопасную окружающую среду, как это утверждают Декларация о суверенитете и Конституция; природоохранный - законы, которые охраняют природу как единое целое, и ресурсоохо-ронней направление - законы, регулирующие использование природных ресурсов на территории

Законов много, но из-за низкого уровня эколого-правовых знаний, экологического сознания и культуры населения, государственных чиновников и общего правового нигилизма, недостаточное осознание приоритетно ости экологических проблем и недостаточного внимания к ним в деятельности государственных, правоохранительных органов они не всегда выполняются В этом причины неэффективного применения норм экологического законодательства а - украинского и международного и как результат - пренебрежение экологическими правами граждан, возникновения негативной экологической ситуации в государстве, которое угрожает безопасности нации, цивилизаций.

Закон Украины Об охране окружающей природной среды (250691) является основным, коренным документом в природоохранном законодательстве Этот документ в системе экологического права условно считают природоохранной конституции Согласно ст 3 он устанавливает ос сновным принципы: приоритетность требований экологической безопасности, гарантирует экологически безопасную среду для жизни и здоровья людей; гласность и демократизм в принятии решений, реализация которых влияет на ст ан среды формирование в сознании населения экологического мировоззрениегляду.

Этот закон определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах людей Для того, чтобы эти интересы удовлетворялись наиболее полно, необходимо повышать эко ологичну культуру всего населения, уровень экологических знаний специалистов всех профессий - технических, аграрных, медицинских, педагогических направлений Именно поэтому в ст 7 этого закона записано, чтощо экологические знания является обязательным квалификационным признаком для всех должностных лиц

Хотя здесь следует отметить, что до сих пор в Украине, в отличие от многих государств, в школьном цикле обучения отсутствует нормативный учебный предмет экологического содержания Этот закон требует предупреждая х характера экологических мероприятий, экологизации производства, обязательности экологической экспертизы, согласование экологических, экономических и социальных интересов, удержание платы за загрязнение природной это ды и ухудшению его качества, компенсации причиненного вреда природе и людям.

 

Общественные эколого-технологические правоотношения в производственной сфере.

общественные эколого-технологические (агробио-экологические) отношения - это отношения внутри производственных структурных подразделений (участков, бригад, цехов, звеньев и др.) между собой и с отдельными работниками и органами управления предприятия. Такие внутрипроизводственные отношения юридически закрепляются (должны закрепляться) в локальных нормативных актах, например в положениях о хозрасчетных производственных подразделениях (бригадах, отрядах и т.п.), положениях о взаимных расчетах между хозрасчетными образованиями и в договорах о коллективном бригадном подряде, положениях (уставах) предприятий, объединений и др., утвержденных администрацией и трудовыми коллективами предприятий и объединений. В эти положения должны быть включены и производственные экологические показатели, о чем говорилось выше. Тем самым в фазе производства будет исключена возможность нанесения ущерба природным ресурсам и обеспечена возможность выпуска экологически чистой продукции, а следовательно, и охраны жизни и здоровья людей.

Естественно-технологические правоотношения в производственной сфере. (Примеры)

естественно-технологические и агробиоэкологи-ческие отношения, отражающие связи работников материального производ-
ства с предметами и средствами труда, включая природные ресурсы. Эти отношения регулируются технико-экономическими (агробиосанэкологически-ми) нормами, названными в дальнейшем юридико-техническими (агробиоса-нэкологическими) нормами. Эти нормы включают технические, агробиосан-экологические инструкции по эксплуатации машин, оборудования, аппаратуры и механизмов, инструкторско-технологические карты, нормативы воздействия на окружающую среду, нормативы повышения плодородия почв, соотношения пашни, кормовых угодий, лесонасаждений, территориального распределения скота, а также стандарты по применению минеральных удобрений, химических веществ в сельском хозяйстве и др. Соответствующая часть модели правомерного экологического поведения рабочего в сфере производства должна быть закреплена и в тарифно-квалификационных характеристиках, профессиях рабочих и тарификациях работ, рабочих инструкциях, должностных положениях и т.п. Эти нормы, являясь юридико-технической (агро-биосанэкологической) формой организации производственного процесса, в совокупности с иными правовыми нормами локальных и иных актов, образуют экологотрудовое правоотношение, ибо оно должно содержать экологические требования по использованию и охране всех тех объектов природы, которые включены в производство. Их отсутствие (недостаточность), на мой взгляд, служит юридическим основанием (обязанностью) отказа работника от эксплуатации «экологически несовершенных» орудий и средств труда, включая агробиотехнологию. И наоборот, несоблюдение указанных агробиосан-экологических норм, приведших к ухудшению (или повреждению) окружающей среды, может повлечь за собой ответственность виновного в этом лица. Правовой механизм стыковки в рамках экологоресурсного правоотношения включает юридико-технические (агробиосанэкологические) нормы и нормы трудового, аграрного, экологического и природоресурсного права. В таком аспекте правовой механизм в научной литературе не рассматривался. Он находится на стадии постановки вопроса, его исследования и разработки.
В то же время в фазе производства основным критерием определения состояния обеспечения экологической безопасности является критерий оценки экологического качества производимой, выпускаемой продукции. Современные наука и техника даже не приблизились к постановке и решению вопроса о количестве суммарных загрязнений, содержащихся в каждой выпускаемой продукции. В этом плане прав ученый Б.В. Намаконов, утверждающий, что «в наше время экологического императива государственные и международные стандарты не предусматривают критериев и показателей экологического качества различной продукции. Полностью отсутствует обработка экологического изделия, то есть анализ количества суммарных загрязнений, образующихся на всех стадиях его производства - от добычи сырья до выпуска готового изделия. Не имея этих сведений, невозможно реально бороться с загрязнениями окружающей среды, принимать экологические решения по тем или иным видам
продукции». Добавим, в сельском хозяйстве - от возделывания агрокультуры до сбора урожая и его использования

5. Внутрипроизводственные эколого-экономические правоотношения .(Примеры)

внутрипроизводственные управленческие и эколого-экономические связи и отношения по обмену деятельностью и способностями участников всех структурных подразделений предприятия, порождаемые необходимостью повышения экологического качества выпускаемой продукции, охраны окружающей среды и социальных задач. В рамках этих управленческих правоотношений осуществляется разработка, принятие и применение Положений об оплате труда, определяемой конечным результатом работы, личным трудовым вкладом работников всех уровней на предприятии. Оплата труда используется как важное средство стимулирования роста его производительности, ускорения научно-технического прогресса, улучшения экологического качества продукции, повышения эффективности производства и укрепления дисциплины. Установив взаимосвязь нормирования и оплаты труда, включая премирование рабочих и служащих с учетом соблюдения экологических требований в процессе производства можно положительно влиять на состояние природопользования и охраны окружающей среды. Основой правового регулирования таких отношений являются нормы локальных актов и нормы экологического, природоресурсного, административного, трудового и аграрного отраслей права, базой для которых должны быть показатели экологичности выпускаемой продукции.

Объекты экологического права.

Объекты экологического права - совокупность природных, природно-социальных условий и процессов, природных ресурсов, ландшафтов, природных и природно-антропогенных комплексов, экосистем и жизни и здоровья граждан, подлежащих охране с помощью норм экологического законодательства. До основных признаков объектов экологического права относятся: а) природный, природно-антропогенный или антропогенный характер происхождения; б) отсутствие стоимости в природных и природно-антропогенных объектов; в) невозможность (или ограниченная возможность) восстановление в натуре природных и природно-антропогенных объектов; г) экологический взаимосвязь с окружающей природной средой; г) особый правовой режим их использования содержит значительное количество императивных предписаний, выполнение которых является обязательным для субъектов этих отношений, и т.д.

Принципы экологического права.

Принципы экологического права - это выраженные в его нормах основополагающие идеи, принципы, особенности, согласно которым осуществляется регулирование экологических отношений.

Эколого-правовые принципы могут официально закрепляться в законодательстве или выводиться из его общего содержания. В последние годы в литературе стало уделяться повышенное внимание исследованию и классификации эколого-правовых принципов. Те принципы, которые не закреплены в правовых предписаниях, могут считаться лишь идеями права и принадлежат к сфере правосознания. Их иногда называют "правовыми принципами", предшествующих созданию системы права. Принципы экологического права, непосредственно закрепленные в правовых нормах, являются нормами-принципами, законодательными принципами.

На основании наследие общей теории и экологического права целесообразно не отождествлять понятия "правовые принципы", "принципы права" и "принципы законодательства".

Правовые принципы - это основные идеи, выражающие основные требования к системе права того или иного государства, которые формируются к возникновению системы права.

Принципы права составляют основополагающие принципы, положения, как выраженные в нормативно-правовых актах, так и выведены из содержания правовых норм, судебных решений, обычаев или правовой доктрины, их формирование осуществляется под влиянием объективно существующих общественных отношений и зависит от потребностей общества в определенный период его развития, на основании которых осуществляется регулирование этих принципов.

Ведущим принципом является правовое обеспечение достижения гармоничного взаимодействия общества и природы. Он составляет основу для возникновения и формирования других принципов, обеспечивающих гармонизацию общества и природы. Официально это предписание содержится в преамбуле Закона Украины "Об охране окружающей природной среды". Гармоничность взаимодействия общества и природы - это объективно существующая связь общества и природы, который предусматривает согласованную деятельность людей относительно природы с соблюдением законов природы, экологически благоприятной эксплуатации природных ресурсов, их воспроизводства и охраны.

Принцип правового обеспечения экологической безопасности способствует поддержанию такого состояния окружающей среды, при котором обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья человека. Экологическая безопасность гарантируется гражданам осуществлением широкого комплекса взаимосвязанных политических, экологических, экономических, технических, организационных, государственно-правовых и других мер (ст. 50 Закона "Об охране окружающей природной среды"). В экологическом законодательстве определены основные направления деятельности всех органов управления, юридических и физических лиц для осуществления перечисленных мероприятий (статьи 51-59).

Важное значение имеет принцип правового закрепления принадлежности природных ресурсов конкретным субъектам правадля их использования с целью удовлетворения экологических, имущественных и других интересов в соответствии с требованиями действующего законодательства. Принадлежность природных объектов имеет две основные правовые формы - право собственности и право пользования. В законодательстве закреплены различные виды природопользования и формы собственности на природные ресурсы, определен круг прав и обязанностей таких субъектов, формы и способы их защиты.

Особую роль играет принцип правового обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов. Рациональность в экологическом использовании заключается в том, что каждый владелец или пользователь природных ресурсов обязан в процессе их использования соблюдать эколого-правовые предписания, чтобы не причинить вред окружающей среде, человеку и его жизни и здоровью. В основе этого принципа лежит объективный фактор-взаимосвязь всех природных объектов, образующих в совокупности экологическую систему. Экономическая эффективность выражается в получении высоких экономических показателей при эксплуатации природных ресурсов с малейшими затратами. Рациональность и эффективность использования последних - взаимосвязаны, однако не тождественные понятия. Рациональность охватывает главным образом экологический, а эффективность - экономический аспект. Эти два понятия следует рассматривать в отношении любого природного ресурса, поскольку каждый природный объект имеет свои специфические черты, присущие только ему. За несоблюдение этого принципа экологическим законодательством предусматриваются меры правового воздействия.

Чрезвычайно важное значение имеет принцип правового обеспечения целевого использования природных объектов. Он объединяет два основных фактора:

а) объективную необходимость удовлетворения потребностей общества, коллективов людей и индивидов в продуктах питания, сырье, эстетических, хозяйственных и других за счет использования природных объектов;

б) необходимость поддержания экологической системы (окружающей среды) в благоприятном состоянии.

Целевое использование природных объектов определяется государством в правовых нормах земельного, водного, лесного, горного, фаунистического, природно-заповедного и другого законодательства. Невыполнение требований по целевому назначения природного ресурса рассматривается как фактическое использование природного объекта, не соответствующего предписаниям законодательства (или договора), установленным при передаче природного объекта в собственность или в пользование, в том числе в аренду, невыполнение требований относительно режима его использования.

За нарушение этого принципа законодательством предусмотрены меры правового воздействия к виновным лицам.

Не менее важную роль играет принцип правового обеспечения стимулирования владельцев и пользователей природных объектов по надлежащему использованию природных ресурсов, их воспроизводства и охраны. Он заключается в юридическом закреплении совокупности экономических мер стимулирования за надлежащее исполнение субъектами своих прав и обязанностей, проведении необходимых экологических мероприятий, в применении санкций за нарушение экологических требований и законодательства. Стимулирование целесообразно понимать в двух аспектах - использование поощрительных мер и применения санкций. Стимулирование означает побуждение субъектов права к осуществлению позитивных действий. Это полностью относится и сферы экологии. Поэтому в экологическом законодательстве закреплено систему мер в качестве поощрения, так и применение соответствующих видов имущественного, административной, дисциплинарной, уголовной ответственности, что предусмотрено действующим законодательством. В поресурсовому законодательстве установлены различные формы экономического стимулирования собственников и пользователей природных ресурсов. Названные два аспекта стимулирования получили всеобщее признание и широко применяются на практике.

Принцип правового обеспечения устойчивого (длительного) использование природных ресурсовзаключается в том, что их владельцы и пользователи могут быть лишены права собственности и права пользования только по основаниям, предусмотренным законодательством и договорами в установленном порядке. Законодательство дает исчерпывающий перечень таких оснований.

Принцип правового обеспечения комплексного подхода к использованию и воспроизводству природных ресурсов, а также к охране окружающей среды открывает возможности использовать в единстве как основные природные объекты, так и сопутствующие природные компоненты. В законах о соответствующих природные ресурсы требования комплексного подхода конкретизируются с учетом особенностей каждого природного объекта. Необходимость комплексного решения вопросов обусловлена тем, что экологическая система состоит из нескольких экологических элементов. Поэтому комплексный подход определяется определенными объективными экологическими факторами. Особое значение приобретает единство при осуществлении всех экологических мероприятий по охране окружающей природной среды, необходимый перечень которых предусматривается в государственных, целевых, межгосударственных, местных программах (ст. 6 Закона "Об охране окружающей природной среды").

Согласно принципу предотвращения экологической вреде Украина обязана идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производства и категории активности, которые влияют или могут влиять существенно на окружающую среду и здоровье человека. Государство должно систематически исследовать, регулировать к и управлять ими с целью предотвращения нанесения ущерба окружающей среде.

Принцип международного сотрудничества в охране окружающей природной среды реализуется в соответствующих нормах международного экологического права, а также отражается в национальном праве.Защита природы и рациональное использование ее ресурсов-глобальная проблема современного человечества.Основными условиями решения этой проблемы:

а) проведение всеми государствами единой экологической политики в отношении природы

б) мир во всем мире и ядерное разоружение

в) активное участие государств в акциях по международной охране окружающей среды, осуществляется в рамках ООН

г) разработка и принятия международных договоров по охране окружающей природной среды.

Национальная экологическая политика базируется на принципах:

· равенства трех составляющих развития государства (экономической, экологической, социальной), что приводит к ориентированию на приоритеты устойчивого развития, учета экологических последствий при принятии экономических решений;

· экологической ответственности, которая требует введения ответственности за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, предотвращение, анализ и прогнозирование экологических рисков, основанные на результатах государственной экологической экспертизы, а также проведение государственного мониторинга окружающей природной среды;

· интеграции вопросов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (экологических целей) в секторальную политику на том же уровне, что и экономические и социальные цели, "загрязнители и пользователи" платят полную цену - принцип, предусматривающий введение для загрязнителя стимулов по снижению уровня негативного воздействия на окружающую природную среду и полной ответственности пользователя за состояние предоставленных ему в пользование природных ресурсов, а также уменьшения влияния его деятельности (бездеятельности) на состояние этой среды;

· межсекторальном партнерстве и привлечении к реализации политики всех заинтересованных сторон. Этот принцип подчеркивает, что только путем совместного решения насущных проблем возможно обеспечить успешную реализацию экологической политики.

Правовая охрана недр.

Недра – это участок земной коры, расположенный под поверхностью суши и дном водоёмов; простирается до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра являются исключительной собственностью народа Украины и передаются только в пользование.

Государственный фонд недр охватывает как участки недр, которые используются, так и участки недр, не привлечённые к использованию, в том числе континентального шельфа и исключительной морской экономической зоны.

Месторождения полезных ископаемых – это нагромождения минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоёмов, которые по количеству, качеству и условиями залегания приемлемы для промышленного использования.

Все месторождения полезныхископаемых, в том числе техногенные, с запасами, оцененными как производственные, составляют Государственный фонд месторождений полезныхископаемых, а все перед этим оцененные месторождения полезныхископаемых – резерв этого фонда. Этот фонд является частью Государственного фонда недр.

Полезныеископаемые по значению делятся полезныеископаемые общегосударственного и местного значения. Отнесение полезныхископаемых к общегосударственному и местному значению осуществляется Кабинетом Министров Украины с подачи Государственного комитета Украины по геологии и использованию недр.

Пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранные юридические особы и граждане. Недра передаются в постоянное или временное использование.

Пользование недрами является платным. Плата производится за пользование недрами в границах территории Украины, её континентального шельфа и исключительной морской экономической зоны.

Основными требованиями в области охраны недр являются:

· обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр;

· придерживание установленного законодательством порядка передачи недр в использование и недопущение самовольного пользования недрами;

· рациональная добыча и использование запасов полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов;

· недопущение вредного воздействия работ, связанных с пользованием недрами и т.д.

В случае нарушения этих и других требований, пользование недрами может быть ограничено, временно запрещено или остановлено органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, государственного горного надзора, государственного геологического контроля или другими специально уполномоченными на это государственными органами в порядке, установленном законодательством Украины.

 

Понятие и структура экологического права.

Экологическое право как отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения. Иными словами, речь идет о трех достаточно самостоятельных, но взаимосвязанных группах общественных отношений, регулирование которых отнесено к ведению экологического права.

Всю совокупность законов Украины можно классифицировать по двум направлениям - по характеру действия законов - универсального, широкого, узкого и по объектам их действия - природоохранные, антропоохоронни и ресу урсоохоронн.

Основными законами универсального характера действия являются Декларация о государственном суверенитете (160790), Конституция Украины (280696), Закон Украины Об охране окружающей природной среды (250691)

Декларируемые положения Конституции находят прямое отражение во многих других законах Все экологическое законодательство Украины можно разделить на три направления: антропоохоронний - законы, которые охраняют народ дину, его права на безопасную окружающую среду, как это утверждают Декларация о суверенитете и Конституция; природоохранный - законы, которые охраняют природу как единое целое, и ресурсоохо-ронней направление - законы, регулирующие использование природных ресурсов на территории

Законов много, но из-за низкого уровня эколого-правовых знаний, экологического сознания и культуры населения, государственных чиновников и общего правового нигилизма, недостаточное осознание приоритетно ости экологических проблем и недостаточного внимания к ним в деятельности государственных, правоохранительных органов они не всегда выполняются В этом причины неэффективного применения норм экологического законодательства а - украинского и международного и как результат - пренебрежение экологическими правами граждан, возникновения негативной экологической ситуации в государстве, которое угрожает безопасности нации, цивилизаций.

Закон Украины Об охране окружающей природной среды (250691) является основным, коренным документом в природоохранном законодательстве Этот документ в системе экологического права условно считают природоохранной конституции Согласно ст 3 он устанавливает ос сновным принципы: приоритетность требований экологической безопасности, гарантирует экологически безопасную среду для жизни и здоровья людей; гласность и демократизм в принятии решений, реализация которых влияет на ст ан среды формирование в сознании населения экологического мировоззрениегляду.

Этот закон определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах людей Для того, чтобы эти интересы удовлетворялись наиболее полно, необходимо повышать эко ологичну культуру всего населения, уровень экологических знаний специалистов всех профессий - технических, аграрных, медицинских, педагогических направлений Именно поэтому в ст 7 этого закона записано, чтощо экологические знания является обязательным квалификационным признаком для всех должностных лиц

Хотя здесь следует отметить, что до сих пор в Украине, в отличие от многих государств, в школьном цикле обучения отсутствует нормативный учебный предмет экологического содержания Этот закон требует предупреждая х характера экологических мероприятий, экологизации производства, обязательности экологической экспертизы, согласование экологических, экономических и социальных интересов, удержание платы за загрязнение природной это ды и ухудшению его качества, компенсации причиненного вреда природе и людям.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...