Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение: Предмет и задачи психологии и педагогики профессиональной деятельности

Психология общения

1.Характеристика общения как особого вида деятельности.

2.Основные закономерности социальной перцепции.

3. Основные закономерности социальной коммуникации.

4. Обмен деятельностью в процессе общения

 

1. Человек, как и все животные, живет в обществе себе подобных. Это условие выживания индивида, индивид сформирован своим сообществом. Наиболее общие закономерности взаимодействия сохранились с доисторических времен. К числу коренных межиндивидных отношений относятся отношения господства и подчинения. Сообщества и животных, и людей иерархичны. Каждый имеет свой социальный ранг. Социальный ранг (у животных) связан с силой, с опытом, а иногда с количеством потомства у самки. Отношения доминирования в большей или меньшей степени связаны со степенью агрессивности («порядок клевания»). В человеческом сообществе такого рода взаимоотношения проявляются как архетипические как бы просвечивая сквозь более сложные и цивилизованные. В социуме отношение доминирования чаще заменяется отношением власти. Отношение власти осуществляется посредством социальных рычагов. Наряду с отношениями господства, принимающими в цивилизованном обществе форму конкуренции, так же глубоки отношения эмпатии - сопереживания, понимания, открытости, поддержки. Отношения власти в межличностных взаимоотношениях в процессе развития общества и личности все больше поглощаются отношениями эмпатии, конкуренция - сотрудничеством.

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Человек с рождения испытывает потребность в общении.

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межлич­ностных отношений. Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфиче­ских формах общения. Общение как реализация межличностных отношений - процесс, более изученный в социальной психологии. Иногда существует тенденция отождествлять общение и межлично­стные отношения. Но, хотя эти два процесса и связаны между собой, вряд ли можно согласиться с идеей их отождествления. Однако при любом подходе принципиаль­ным является вопрос о связи общения с деятельностью.

В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности (Э. Дюркгейм).

В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, "по поводу" нее. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется всеми исследователями, стоящими на точке зрения теории деятельности в психологии.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда дея­тельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни (Ломов). В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (А.Н.Леонтьев). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Однако общим для всех перечисленных подходов является требование исследовать общение не толь­ко и не столько с точки зрения его формы, сколько с точки зрения его содержания. Это требование расходится с принципом исследования ком­муникативного процесса, типичным для традиционной зарубежной социальной психо­логии. Как правило, коммуникация изучается здесь преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента, а именно с точки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единого комму­никативного акта, так и коммуникативных сетей.

При анализе предмета общения в литературе разводятся понятия "ролевого" и "личностного" общения. При некоторых обстоятельствах личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, "предметно-проб­лемное". Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжено с деятельностью.

Учитывая сложность общения, необходи­мо каким-то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы будем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуника­тивной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивида­ми. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодей­ствия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по об­щению и установления на этой основе взаимопонимания.

2. Начальным моментом общения является установление контакта между будущими участниками процесса общения. Кроме того, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса на всем его протяжении. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Механизмы взаимопонимания в процессе общения. На основе внешней стороны поведения человека в процессе общения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что, от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, зрелость самосознания, обоснованность и системность представлений о себе обеспечивает возможность формирования разноплановых и глубоких представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве отношений и более глубоких характеристиках), тем более пополняется наше представление о самом себе в процессе общения с этим человеком. Представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот "другой" дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Человек "соотносит" себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения.

Термин "идентификация", буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный в ряде экспериментальных исследований тот эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - явлением эмпатии.

Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия должна быть противопоставлена пониманию в строгом смысле этого слова; слово "понимание" используется в данном случае лишь метафорически; эмпатия есть аффективное "понимание". Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько "продумывается", сколько "прочувствуется".

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что всякое такое восприятие в то же время есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуция).

Теории каузальной атрибуции широко представлены в западной социальной психологии (Г. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд) Если на первых порах исследований атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке; заменять ее и приходится процессом приписывания.

Все подобного рода экспериментальные исследования поставили чрезвычайно важный вопрос более общего плана - вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева Чтобы обеспечить такое прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, которая связана с выделением различных "эффектов", возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких "эффекта": эффект ореола ("галоэффект"), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации. Сущность "эффекта ореола" заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты "первичности" и "новизны". Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В одном эксперименте, например, четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт, в 3-й группе - сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе - то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца, перечислив его предполагаемые личные качества. В двух первых группах задание было выполнено соответственно ожиданиям исследователей – студенты 1-й группы перечислили типичные черты экстраверта, студенты 2-й - интроверта. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала (студенты 3-й группы перечисляли черты экстраверта, четвертой - интроверта). Такой эффект получил название "эффекта первичности" и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует "эффект новизны", который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно явления стереотипизации. Впервые термин "социальный стереотип" был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представления. В более же широком смысле слова стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются, как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит "сдвига" в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

3. Общение как коммуникация. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Специфичным в человеческом обмене информацией является то, какую роль играет значимость информации для каждого участника общения. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто "обмениваются" значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве дея­тельность, общение и познание.

Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена инфор­мацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информа­цию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), облада­ют единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: "все должны говорить на одном языке". Это особенно важно потому, что ком­муникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно ме­няются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии интерсубъективности знака, т.е. при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участ­никам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

При этом, зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Еще Л.С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть идентичны - в случае звуковой речи - не только лексическая и синтаксическая системы, но и семантическая (одинаковое понимание ситуации общения).

Барьеры (фильтры) коммуникации. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барье­ры, связанные с кодированием и декодированием сообщения. С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер: они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общаю­щихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название "некоммуникабельность", или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. Существуют средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие основной информации средства, выполняющие роль "транспортации", роль сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Примером фасцинации может быть музыкальное сопровождение речи, пространственное или цветовое сопровождение ее.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

Вербальная и невербальная коммуникация. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько зна­ковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении раз­личают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы). Соответственно возникает и много­образие видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.

Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины "говорение" и "слушание" введены А.И. Зимней как обозначение психологических компонентов ситуации вербальной коммуникации Особое значение имеют работы по изучению аудитории. Результаты исследования в этой области опровергли традиционный для XIX в. взгляд, что логически и практически обоснованная информация автоматически изменяет поведение аудитории. Выяснилось (в экспериментах Клаппера), что никакого автоматизма в данном случае нет: в действительности, наиболее важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок аудитории. Это обстоятельство дало жизнь целой серии исследований относительно роли установок аудитории в восприятии информации.

Невербальная коммуникация. Сегодня описаны и исследованы многочисленные формы невербальных знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Вся совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Кинесика - оптико-кинетическая система знаков, которая включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук (жестикуляция); лица (мимика); тела (пантомимика). Первоначальные исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, и различных национальных культурах. (Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской "речи" это отрицание, и наоборот). Значимость изучения оптико-кинетической системы знаков в коммуникации в современной психологии очень велика. Одним из примеров такого рода специальных исследований может быть исследование М. Аргайлом частоты и силы жестикуляции в разных культурах (было установлено, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы -120, мексиканцы - 180).

Паралингвистическая и экстралинвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система -включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации, о которой говорилось выше: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми" приемами.

Проксемика - специальная область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику "пространственной психологией", исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные "допуски" опозданий с соответствующими их значениями.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

 

4. Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов в структуре общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Выделяют такие компоненты единого акта взаимодействия как позиции участников, ситуация и стиль действий.

Выделение видов взаимодействия. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе разрушающие совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основных черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают. Что касается другого типа взаимодействий - конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Она должна охватить как минимум четыре основных характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это - конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. Так, в работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу "на личности", чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний ("экспансия" конфликта). Другая черта - "эскалация" конфликта - означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения - она становится более "легитимной". Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

Учитывая все выше сказанное необходимо, однако, понимать, что кооперация и конкуренция лишь формы "психологического рисунка" взаимодействия, содержание же и в том и в другом случае задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия, недопустимо рассматривать их обе вне социального контекста деятельности.

 

Психология группы

1. Группа как предмет социальной психологии.

2. Виды групп.

3. Групповые феномены: сплоченность группы, конформность, групповая культура, лидерство, групповые роли.

4. Понятие «эффективный руководитель» в современной психологии управления.

 

1. Термин «группа» в социологии, психологии, социальной психологии, политологии употребляется широко, в различных контекстах его содержание варьирует от: «множество людей, объединенных на основании определенного объективного критерия» - в этом случае группой можно назвать женщин, мужчин, инженеров, жильцов дома № 78, до: «устойчивая организованная общность людей, объединенных общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией».1

2. Классификация групп в социальной психологии может производиться по различным основаниям. Наиболее распространена дихотомическая классификация. Выделяют условные и реальные (члены которых связаны между собой объективными взаимоотношениями), лабораторные и естественные группы. По количеству членов выделяют большие группы – количественно неограниченные общности. К организованным большим группам относятся такие длительно существующие общности как нации, партии, общественные движения, к неорганизованным – выделенные на основании демографических или социальных признаков, а также по фактору места, времени и обстоятельств (толпа, аудитория, публика). Малые группы - немногочисленные по составу (до 30-50 человек) кооперативные группы (кооперации) – группы, в которых сформирована реально действующая организационная структура группы, члены которых объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

По уровню развития выделяют становящиеся и высокоразвитые группы. Принято следующее поуровневое определение развитости групп: диффузные группы – группы с еще не установившимися взаимоотношениями и совместной деятельностью; ассоциативные группы (ассоциации) – группы, в которых взаимоотношения членов определяются лично значимыми целями; кооперативные группы (кооперации) – группы, в которых сформирована реально действующая организационная структура, отношения между членами определяются соучастием в совместной деятельности; корпоративные группы (корпорации) – группы, в которых сформирована многоуровневая развивающаяся организационная структура, развит корпоративный дух, члены корпорации руководствуются прежде всего корпоративными целями. В отечественной социальной психологии широко распространено понятие «коллектив» - высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-значимой (вариант: общественно-полезной) деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Выделяют формальные (с внешне заданной структурой) и неформальные группы. Или, при более глубоком и точном анализе – формальную и неформальную структуры группы. Также выделяют группы членства и референтные группы (те группы, ценности и нормы которых разделяет индивид).

Малая группа. Отличительными признаками малой группы являются: 1) пространственное и временное соприсутствие ее членов, что обеспечивает возможность личных контактов, наличие всех аспектов общения; 2) наличие постоянной цели совместной деятельности; 3) наличие в группе организующего начала (персонифицированное или распределенное лидерство); 4) распределение внутригрупповых ролей; 5) наличие эмоциональных отношений между членами группы, что формирует структуру межличностных отношений; 6) выработка групповой культуры: норм, правил, стандартов, традиций, что формирует групповые ожидания и определяет групповую динамику; 7) свойственный группе микроклимат.

Социально-психологический анализ малой группы предполагает выявление типа группы, ее состава (композиции), ее динамической структуры, что предполагает определение функционально-ролевых взаимосвязей, коммуникаций, межличностных предпочтений, а также групповых процессов, приводящих к формированию относительно стабильных групповых образований (ролей, ожиданий, форм контроля, традиций, санкций, группового мнения и т.д.)

Развитие межличностных отношений в группе п

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...